Дьяченко, Говорова, Мусеибова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дьяченко, Говорова, Мусеибова.



Осн. задача — совершенствование чувствен­ного опыта пространственного различения и на этой основе созда­ние базы для отражения пространства в понятийно-логической фор­ме. Система работы (Т. А. Мусеибова) по развитию у дошкольни­ков простр. представл. вкл.:   ориентировку «на себе»; освоение   «схемы собственного тела»; ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;освоение и применение словесной системы отсчета по ос­ новным пространственным направлениям: вперед — назад,..;   определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;определение собственного положения в пространстве («точ­ки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;   определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;   определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве;   определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются. Младш.г. - ориентировка в частях своего тела и соответствующих им пространственных на­правлений: впереди —где лицо. Различение правой и левой руки. Ориентировка «от себя»: умение правильно по­казывать, называть и двигаться вперед — назад, вверх — вниз, нап­раво — налево.  У мл.гр. умения проводить линии сверху вниз и слева направо: «дождик». Дети раскладывают мелкий раздаточный дидакти­ческий материал на полосках (верхней или нижней) правой рукой и в направлении слева направо. В ст.в. развитие ориентировки детей на листе бумаги. Объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчкаи др., «зри­тельный диктант».

6. Формирование у воспитанников дошкольных учреждений представлений о времени.

ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь.  Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени.  Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток.  Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: "Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать". Или: "Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать". Ребенка спрашивают, например: "Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?" И т. п.  С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени.  Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: "А ты что делал утром? Днем?" Или: "А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?" Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п.   В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.  Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.   Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь - это части суток.  Временные понятия "сегодня", "завтра", "вчера" носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: "Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?"

7. Характеристика компонентов образовательной области «Элементарные математические представления»

Количество и счет: считать, соблюдая правила, количественным (начинать со слова «один», согласовывая его с родом существительного, считать каждый объект только один раз, сосчитывать все предметы, не пропуская ни одного, именовать существительным первый объект и итоговое число, при назывании итога счета использовать слово «всего» и обобщающий жест) и порядковым счетом (указывать направление счета, использовать только порядковые числительные, прерывать счет на томобъекте, место которого надо определить) в пределах десяти; определять итог счета; отличать процесс счета от его итога; обозначать множественные и единичные количества словами «много» и «один», сосчитанное количество адекватным числом, согласовывая его с названием предметов в роде и числе, и соответствующей цифрой; находить единичные и множественные группы предметов и явлений в окружающем пространстве; адекватно использовать слово «половина», определять отношения между частью и целым. Величина: умения сравнивать предметы по одному и (или) двум признакам величины одновременно практическими приемами наложения, приложения, с помощью предмета-посредника и с помощью глазомера; определять отношения по величине между предметами; строить сериационные (упорядоченные) ряды из пяти элементов, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные отношения между элементами ряда по одному и (или) двум параметрам величины одновременно в возрастающем и убывающем порядке; уравнивать по параметрам величины; сравнивать по параметрам величины или величине в целом изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (полоски, геометрической фигуры такой же формы), соблюдая правила использования посредника; использовать адекватные слова для обозначения выявленных в результате сравнения отношений объектов по величине; строить упорядоченный по возрастанию или убыванию величины ряд, опираясь на хранящиеся в памяти зрительные образы. Геометрические фигуры и форма предмета: узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), обследовать осязательно-двигательным путем под контролем зрения геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр, пирамида, конус, ромб, трапеция; различать форму предметов, обозначать ее с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа; умения элементарной трансфигурации и трансформации. Пространство: определять положение изображений на листе бумаги; находить предметы в разных пространственных положениях: вверху (верхняя), внизу (нижняя), между, справа, слева, за; на первом, втором, третьем этажах (полках); определять и показывать на плоскости листа бумаги стрелкой пространственные направления «от... к...»; определять последовательность следования объектов друг за другом слева направо и справа налево; ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от себя; двигаться в заданном направлении. Время: определять и объяснять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), определять временную последовательность «сначала—потом», «было— есть—будет», «раньше—позже»; показывать при помощи стрелки последовательность событий; определять часть суток (по изображению явлений неживой природы на картине, описанию, модели); определять и называть последовательность частей суток, смены суток, пор (времен) года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.234.25 (0.006 с.)