Государственная поддержка индивидуальных предпринимателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная поддержка индивидуальных предпринимателей



Стабильное и эффективное функционирование предпринимательства требует наличие соответствующей поддержки со стороны государства. Для его осуществления на данный момент принято несколько нормативно-правовых актов. Так, основу нормативно-правового регулирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь составляют:

–  Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве»;

–  Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»;

–  постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»;

–  Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 года № 743 утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

Реализация стратегии планируется в два этапа:

– переходный этап – 2018-2020 годы (cовершенствование институциональной базы и инфраструктуры);

– основной этап – 2021-2030 годы (создание и функционирование кoнкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики) [24].

Цель стратегии – формирование динамично развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения [24]. В результате реализации стратегии при согласованных действиях органов государственной власти и бизнеса планируется довести долю субъектов малoго и среднего предпринимательства в общем объеме валовой дoбавленной стоимости к 2030 году до 50 процентов.

Так, согласно главе 6 Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, совершенствование форм и методов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на период до 2030 года будет направлено на:

– развитие существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

– расширение информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обучение навыкам предпринимательства и развитие национальной системы бизнес-образования [24].

Одним из основных направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь является формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам инфраструктуры относятся центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности [10].

В целом по Республике Беларусь:

– 60 субъектов инфраструктуры (47 центров и 13 инкубаторов), или около 44,5 % от общего количества субъектов инфраструктуры, сконцентрированы в городах областного значения;

– в малых и средних городских поселениях и сельской местности осуществляют деятельность 44 субъекта инфраструктуры (38 центров и 6 инкубаторов) или 32,6 % от общего количества [20, с.74].

Из действующих в республике субъектов инфраструктуры:

– 79,3 % от общего их количества являются организациями частной формы собственности;

– 20,7 % – государственной (16,3 % – коммунальной, 4,4 % – республиканской).

Осуществляют деятельность в качестве центра или инкубатора свыше 10 лет – 32 организация (или 23,7 % от общего количества субъектов инфраструктуры), от 5 до 10 лет – 38 организаций (28,1 %), от 3 до 5 лет – 15 организаций (11,1 %), от 1 до 3 лет – 33 организации (24,4 %), менее 1 года – 17 организаций (12,6 %) [20, с.75].

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам информационные, консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

Основными задачами центров являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение обучающих курсов и маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности [11, с.65].

В целях повышения эффективности использования зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в коммунальной собственности Минска, создан информационный ресурс «Площади для бизнеса» (размещен на официальном сайте «Мингорисполкома). Этот ресурс содержит сведения о неиспользуемых помещениях и площадях организаций коммунальной и республиканской собственности, расположенных в Минске, по их функциональному назначению.

Также существуют международные совместные программы поддержки малого предпринимательства. Одной из таких программ является программа ООН/ПРООН и Правительства Республики Беларусь «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства»:

Проектами, составляющими эту программу, являются:

– проект «развитие микрокредитования»;

– конкурс проектов создания национальной сети инкубаторов малого предпринимательства;

– проект поддержки частного предпринимательства в Беларуси, который финансируется Британским Фондом Ноу Хау [17, с.64].

Так, одним из ключевых институтов, оказывающим государственную поддержку малому предпринимательству, выступает Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства. Государственная финансовая поддержка, оказываемая Фондом, включает:

– предоставление субъектам малого предпринимательства денежных средств на возвратной основе (заем);

– предоставление имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

– предоставление гарантий по льготным кредитам, в том числе микрокредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков [12, с.28].

Еще одним из средств улучшения финансового состояния малого бизнеса являются инструменты налогового стимулирования. Как инструмент поддержки малого бизнеса со стороны государства, в Республике Беларусь введена упрощённая система налогообложения.

К инструментам налогового стимулирования, применяемым в отношении малого бизнеса, относятся:

– налоговые льготы при применении общеустановленной системы налогообложения, притом такие льготы устанавливаются по отдельным видам налогов;

– установление специальных либо особых режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

– введение налоговых каникул [6, с.64].

В целях активизации предпринимательской деятельности целесообразно создать советы по развитию предпринимательства при облисполкомах, райисполкомах и горисполкомах, наделив их широкими полномочиями, советам по развитию предпринимательства совместно c органами Государственного комитета по имуществу провести инвентаризацию неиспользуемой государственной собственности c последующей ее передачей в аренду или собственность субъектам предпринимательства.

Таким образом, предпринимательство является наиболее перспективным сектором экономики, играющим важную социально-экономическую роль в развитии инфраструктуры региона и стимулировании экономического роста.

Особое значение предпринимательства в экономике страны определяет необходимость государственной поддержки данной сферы. На сегодняшний день утверждены основные нормативно-правовые акты, определяющие основные направления развития данного сектора и мероприятия по поддержанию малого и среднего предпринимательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.005 с.)