Нравственные отношения, общение и служебный этикет в коллективах МЧС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные отношения, общение и служебный этикет в коллективах МЧС.



Нравственными ценностями профессии сотрудника системы МЧС являются результаты осознания сотрудниками высших ценностей, высшего назначения, высшей роли деятельности спасателя в обществе. Основа профессионального самосознания, передающийся через традиции от старших поколений к младшим, уточняются, дополняются, развиваются и обладают большой побуждающей силой в выполнении профессиональной деятельности, служебного и внеслужебного поведения сотрудника.

Сотрудник должен соблюдать следующие профессиональные ценности:

· благородство деятельности системы МЧС;

· моральная сплочённость служебного коллектива: совместная подготовка, обновление, солидарность, наличие конечной цели, взаимное участие;

· этическая ответственность перед профессией: защита чести, достоинства, развитие этических норм, знаний в контексте миссии деятельности МЧС;

· саморазвитие: максимально использовать свои способности для полной

реализации своих профессиональных компетенций;

· альтруизм: готовность к самопожертвованию, помогать людям, действуя

с риском для жизни;

· автономность: способность сотрудника к самостоятельному, внутреннему регулированию поведения, основывающегося на личной свободе, суверенитете, позволяющие сотруднику оставаться приверженным долгу служебной деятельности сотрудника;

· этическое мировоззрение личности сотрудника: самосознание, отношение к действительности, характера, профессиональных способностей и накопления профессионального опыта;

· социальное взаимодействие: проявление чуткости к нуждам людей

и общества при выполнении своих служебных обязанностей; терпимость

к взглядам и мнению других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения;

Профессиональная деятельность сотрудника имеет:

· четко выраженную социальную направленность, её целью является защита жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров, от ЧС природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при повседневной жизнедеятельности и военных действий, а также снижение их последствий;

· высокую степень координации и субординации действий личного состава, жёсткую дисциплину и высокую организованность; особые взаимоотношения, регламентированные, основанные на единоначалии, требовательности начальника к подчинённым;

· чётко установленную служебную и воинскую дисциплину, характерными особенностями которой являются жёсткость связей и категоричность.

Сотрудник МЧС должен обладать следующими профессионально - нравственными качествами, являющимися не просто служебной обязанностью служебного коллектива МЧС, а общественной потребностью и необходимостью, так как от действий в боевой обстановке зависит не только жизнь сотрудника МЧС и жизни его товарищей, но и жизни людей, попавших в беду и надеющихся на помощь, сохранение материальных ценностей общества и имущества граждан:

- требовательность к себе и внимательное отношение к людям;

- профессионализм, принципиальность, честность и неподкупность;

- благородство, человечность, терпимость, скромность и вежливость;

- трудолюбие, ответственность, самоконтроль, профессиональная компетентность;

- мужество, отвага, самоотверженность, смелость и решительность;

- способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;

- привычка доброжелательного поведения, а в экстремальной ситуации –

умение убеждать людей;

- умение стойко переносить тяготы и лишения при выполнении служебного долга;

- умение применять свои знания, умения и навыки для сохранения жизни

спасенных, самосохранения.

Нравственные принципы службы в системе МЧС воплощают безусловные требования профессиональной и общественной морали к деятельности МЧС, реализующиеся в поведении сотрудника для закрепления нравственного опыта. Служебная деятельность сотрудника осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- служения государству и обществу, требующего от сотрудников бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества;

- патриотизма как глубокого и возвышенного чувства любви к Родине;

- верности избранной профессии;

- законности, обязывающей сотрудников неукоснительно соблюдать законы и правильности их применения;

- гуманистической направленности, требование уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и её достоинство, быть тактичным, вежливым, почтительным, толерантным, что и должно проявляться не только внешне, но и должно стать внутренним императивом;

- накопления и углубления своих знаний с целью полноценного использования их в профессиональной деятельности;

- моральной личной ответственности, обязывающей нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые управленческие и кадровые решения, за своё служебное поведение и деятельность;

- коллективизма и товарищества, проявляющихся в отношениях, основанных на дружбе, честности, корректности, взаимной помощи и поддержке;

- милосердия, проявляющегося в сострадании и выражающегося в готовности помочь каждому нуждающемуся;

- человечности, требующей в любых, даже самых тяжелых ситуациях, оставаться человеком в соответствии с высокой нравственной ступенью своего развития.

Сотрудники не должны ни при каких обстоятельствах изменять нравственным принципам служебной деятельности системы МЧС России, отвечающим требованиям государства и ожиданиям общества. Неуклонное следование нравственным принципам – дело чести и долга сотрудника.

Сотрудник должен следовать следующим нравственным нормам и этикетным правилам служебного и внеслужебного поведения:

- решительно и настойчиво преодолевать безнравственное поведение, некомпетентность, профессиональное бескультурье;

- соблюдать в рамках соотношения должного и сущего моральные законы и требования между сотрудниками в сфере служебных отношений;

- проявлять отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав, свобод, интересов и человеческого достоинства в соответствии с международными и государственными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

- понимать социальную значимость своей роли и высокого профессионализма, свою ответственность перед обществом и государством как сотрудника, от которого зависит защита государственного и личностного имущества, жизни и здоровья граждан;

- разумно и гуманно использовать права, предоставленные законом сотруднику, в строгом соответствии с принципами справедливости гражданского, служебного и нравственного долга;

- соблюдать служебную субординацию как одно из основных этических и организационных правил взаимоотношений в подразделениях МЧС;

- служить личным примером на службе и в быту честности, неподкупности, заботы о профессиональной чести и общественной репутации сотрудника;

- проявлять профессиональную солидарность, взаимопомощь и поддержку;

- постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, знания в области профессиональной этики, этикета и такта, повышения общей культуры,

- развивать интеллект, креативность, необходимые в службе, используя как отечественный, так и зарубежный опыт.

Поддерживать достойный внешний вид, обеспечивающий моральное право сотрудника на самоуважение, способствующее укреплению доверия граждан профессиональной деятельности, оказывающее влияние на поведение и поступки людей. Деловое общение сотрудников МЧС как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами, может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Укажем на основные.

1. Повседневное служебное общение:

· беседы, встречи, переговоры;

· прием посетителей;

· совещания, собрания, заседания, конференции;

· посещение организаций, учреждений;

· посещение граждан по месту жительства;

· дежурство, патрулирование, охрана;

2. Специфические формы служебного общения:

· общение в служебном коллективе:

а) субординированные формы общения;

б) общение между коллегами;

· общение преподавателей со слушателями в процессе обучения;

· деловые контакты с иностранными гражданами.

3. Экстремальные формы служебного общения:

· в условиях конфликтной ситуации;

· с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;

· со спецконтингентом.

4. Невербальные и неспецифические формы общения:

· публичные контакты с журналистами, интервью;

· выступления по радио, телевидению, в печати;

· телефон, телетайп, радиосвязь;

· деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться. Считается неприличным во время беседы посматривать на часы. Этот жест воспринимается обычно как сигнал к окончанию разговора. Поэтому следует научиться “чувствовать” время. Нужно реально оценивать свои возможности: далеко не все обладают красноречием Цицерона, поэтому не помешает проговорить основные положения, которые вы хотели бы высказать в беседе. Важно выделить наиболее существенные идеи, последовательность их изложения. При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на “мелочи” этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на результат встречи. Правила общегражданского и служебного этикетов достаточно просты, не требуют заучивания, им не надо слепо следовать. Они базируются на известных моральных принципах гуманизма, справедливости, коллективизма, сознательности, а также на «золотом правиле» нравственности: «Не позволяй себе того, что считаешь непозволительным для других».

Таким образом, этикет является внешней формой выражения нравственных и эстетических норм, регулирующих поведение людей. Содержание этикета – это признание значимости человека, проявление уважения к нему, почитание его, выраженное в форме вежливости, учтивости. Культура поведения человека характеризует его духовный облик, показывает степень овладения им культурными достоинствами человечества, уровень его социализации, самодисциплины, нравственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.013 с.)