Осмысление нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осмысление нового материала.



-Почему воспитанный человек испытывает трудности в постановке ударения? (Потому, что он культурный и воспитанный, боится допустить ошибки в речи).

- Мы сегодня будем искать «подсказки», которые помогут нам правильно произносить слова.

-У каждой группы на столах лежит листочек с заданиями, прочитайте пожалуйста первое задание. (Читают)

Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.

1 группа.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала...

               А.С. Пушкин.

 

2 группа.

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.

                    А.Барто.

 

3 группа.

Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.

                        А.Барто.

 

4 группа.

И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался красивей.

                              М.Исаковский.

 

5 группа.

Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.

                                 А.Пушкин.

 

-Запишите свои наблюдения в тетрадь под цифрой один. (Что в стихотворениях ритм и рифма подсказывают постановку ударения)

 

- Переходим ко второму заданию.

1 группа задание: расставить ударение в русских словах и выяснить особенности русского ударения, записав их в тетрадь: город, природа, молоко, ворота.

2 группа. Расставить ударение во французских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь: одеколон, эскимо, салют, дебют.

3 группа. Расставить ударение в польских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь.

Варшава, Освенцим, Краков, Познань.

4 группа. Расставить ударение в венгерских словах, выяснить их особенности, записать в тетрадь. Венгрия, Ференц Лист.

5 группа. Расставить ударение в чешских словах, выявить их особенности, записать в тетрадь. Прага, Карловы Вары, чехи.

Таким образом, постановка ударения зависит от языка, из которого пришло слово.

Задание 3.

-Найдите омонимы. Чем они различаются в значении? Сделайте вывод о роли ударения.

 1 группа.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючок они!

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

                       Я. Козловский

2 группа.

Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне». Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.

Что перепутал Артем?

3 группа.

Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла...

Что поняла Аня?

4 группа.

Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, – спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!» Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.)