II. Место и значение предметной области ОДНКНР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Место и значение предметной области ОДНКНР



 

Предметная область ОДНКНР является смысловым продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) на пороге основного общего и среднего общего образования, ориентирующих обучающихся на ценности, моральные нормы, духовные традиции, формирующие менталитет российского многонационального и многоконфессионального народа.

Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России — один из ключевых национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство.

В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые дают представление о формировании традиционных духовных и нравственных ценностей российского общества за многовековой исторический период развития нашей страны; об этнокультурных особенностях многонационального народа Российской Федерации, выражаемых в том числе в языке, вере, традиционном творчестве. ОДНКНР готовит обучающихся к осознанию необходимости сохранения духовного и культурного наследия как основы российской государственности.

Эта предметная область формирует основу для развития личностных качеств обучающихся, потребности в духовном самосовершенствовании как жизненной стратегии, способствующей развитию навыков социального взаимодействия на основе уважения, признания и принятия культурного многообразия народов Российской Федерации, нацеленности на сотрудничество, межконфессиональный мир и укрепление межнационального единства.

Духовно-нравственное образование занимает особое место в культуре и общественной жизни, являясь основой существования общества и государства. Усвоение духовно-нравственных ценностей является фундаментом для формирования личности и неотъемлемой частью воспитательного процесса, влияя на преподавание других предметов. Качественное духовно-нравственное образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Предметная область ОДНКНР охватывает различные сферы жизни человека, и ее преподавание должно быть связано с большим количеством смежных предметов, таких как история, русский язык, родные языки народов Российской Федерации, русская литература и литература народов Российской Федерации и т.д.

Российская Федерация как многонациональное государство имеет богатую историю и разнообразные культурные традиции, изучение которых должно стать основой знаниевого компонента духовно-нравственного развития обучающихся. Это позволит выполнить основную задачу современного образования как социального института — сохранить культурную и аксиологическую преемственность поколений.

Истинное, а не декларируемое объединение всех народов в единое государство, достижение действительного, а не номинального единства возможно лишь через изучение традиций разных этносов, проживающих в России, формирование уважения к национальным культурам и их ценностным установкам, консолидация которых осуществляется на основе русского языка как языка межнационального общения.

Поликультурность и поликонфессиональность заложены в исторический код нашей страны. В преподавании ОДНКНР необходимо акцентировать внимание на динамической связи между народами России и традиционными религиозными культурами, которые на протяжении веков позволяли им сохранять свою культурную идентичность. Христианство (и прежде всего православие), ислам, иудаизм, буддизм являются неотъемлемой частью исторического наследия России и самосознания современных носителей русской культуры.

На протяжении многих веков Россия стремилась укрепить единство всех живущих в ней народов. Это достижимо лишь при взаимном уважении традиций и обычаев народов Российской Федерации, обеспечении преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формировании в обществе атмосферы уважения к историческому наследию, духовным и нравственным ценностям, развития культуры межнационального общения на основе русского языка.

Общность исторического пути, культура и язык являются тем, что формирует народ, определяет его идентичность, самостоятельность. Напротив, народы, сумевшие сохранить свои национальные особенности, даже проживая в разных государствах, сохраняли свою идентичность. Сбережение, прежде всего, родного языка позволит оставаться самобытным народом со своим укладом, ценностями, традициями.

При этом важно не сводить все лишь к историческим заслугам религиозных традиций. В современной жизни нашей страны христианство, в первую очередь православие, а также ислам, иудаизм и буддизм, продолжают оставаться носителями общечеловеческих и духовных ценностей, важным источником формирования общероссийской национальной идентичности, которую необходимо привить подрастающим поколениям.

Таким образом, ключевой целью ОДНКНР следует признать создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к формированию своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; уважения к представителям разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; осознания себя субъектом культурного и исторического развития страны.

Из цели происходят следующие задачи:

- приобретение знаний о нормах общественной морали светского общества, традиционной религиозной культуры как основополагающих элементах духовности и нравственности человека;

- усвоение знаний и компетенций для последующего осознания традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- формирование ответственности за духовно-нравственные ценности;

-  развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о культуре и основных нормах морали, нравственных, духовных идеалах, хранимых в культурных традициях народов России, полученных обучающимися в начальной школе, и закладывание у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении предметов социально-гуманитарного цикла на ступени основного общего образования;

-  становление межкультурной компетенции как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

-  динамическое развитие этнокультурной компетенции как способности устанавливать и сохранять позитивные отношения с представителями разных этнических общностей, населяющих территорию Российской Федерации, формируемой за счет включения в содержание обучения материала о культуре этих этносов;

-  формирование представлений о нравственности в семейных отношениях, содействие формированию у подростков и молодежи уважительного отношения к семье и ее ценностям, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

-  определение ориентиров, связанных с ведением здорового образа жизни, опытом противостояния деструктивных воздействий на человеческий организм;

- содействие воспитанию духовно-нравственной личности, способной свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные российские духовно-нравственные ценности, строить на этой основе свою профессиональную деятельность, семейную и личную жизнь;

- обучение самостоятельной оценке собственного поведения и поведения товарищей; развитие навыков постоянного самоанализа, размышлений, обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов.

Итак, предметная область ОДНКНР способствует:

- формированию представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;

- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию; углублению осознания идеи духовности человека как преобладания в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными;

- раскрытию общечеловеческих ценностей, объединяющих светскость и духовность.

Предметная область ОДНКНР призвана обогатить процесс воспитания в образовательных организациях новым пониманием сущности российской культуры, исторически развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.01 с.)