Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Место и значение предметной области ОДНКНР
Предметная область ОДНКНР является смысловым продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) на пороге основного общего и среднего общего образования, ориентирующих обучающихся на ценности, моральные нормы, духовные традиции, формирующие менталитет российского многонационального и многоконфессионального народа. Укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России — один из ключевых национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые дают представление о формировании традиционных духовных и нравственных ценностей российского общества за многовековой исторический период развития нашей страны; об этнокультурных особенностях многонационального народа Российской Федерации, выражаемых в том числе в языке, вере, традиционном творчестве. ОДНКНР готовит обучающихся к осознанию необходимости сохранения духовного и культурного наследия как основы российской государственности. Эта предметная область формирует основу для развития личностных качеств обучающихся, потребности в духовном самосовершенствовании как жизненной стратегии, способствующей развитию навыков социального взаимодействия на основе уважения, признания и принятия культурного многообразия народов Российской Федерации, нацеленности на сотрудничество, межконфессиональный мир и укрепление межнационального единства.
Духовно-нравственное образование занимает особое место в культуре и общественной жизни, являясь основой существования общества и государства. Усвоение духовно-нравственных ценностей является фундаментом для формирования личности и неотъемлемой частью воспитательного процесса, влияя на преподавание других предметов. Качественное духовно-нравственное образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Предметная область ОДНКНР охватывает различные сферы жизни человека, и ее преподавание должно быть связано с большим количеством смежных предметов, таких как история, русский язык, родные языки народов Российской Федерации, русская литература и литература народов Российской Федерации и т.д. Российская Федерация как многонациональное государство имеет богатую историю и разнообразные культурные традиции, изучение которых должно стать основой знаниевого компонента духовно-нравственного развития обучающихся. Это позволит выполнить основную задачу современного образования как социального института — сохранить культурную и аксиологическую преемственность поколений. Истинное, а не декларируемое объединение всех народов в единое государство, достижение действительного, а не номинального единства возможно лишь через изучение традиций разных этносов, проживающих в России, формирование уважения к национальным культурам и их ценностным установкам, консолидация которых осуществляется на основе русского языка как языка межнационального общения. Поликультурность и поликонфессиональность заложены в исторический код нашей страны. В преподавании ОДНКНР необходимо акцентировать внимание на динамической связи между народами России и традиционными религиозными культурами, которые на протяжении веков позволяли им сохранять свою культурную идентичность. Христианство (и прежде всего православие), ислам, иудаизм, буддизм являются неотъемлемой частью исторического наследия России и самосознания современных носителей русской культуры.
На протяжении многих веков Россия стремилась укрепить единство всех живущих в ней народов. Это достижимо лишь при взаимном уважении традиций и обычаев народов Российской Федерации, обеспечении преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формировании в обществе атмосферы уважения к историческому наследию, духовным и нравственным ценностям, развития культуры межнационального общения на основе русского языка. Общность исторического пути, культура и язык являются тем, что формирует народ, определяет его идентичность, самостоятельность. Напротив, народы, сумевшие сохранить свои национальные особенности, даже проживая в разных государствах, сохраняли свою идентичность. Сбережение, прежде всего, родного языка позволит оставаться самобытным народом со своим укладом, ценностями, традициями. При этом важно не сводить все лишь к историческим заслугам религиозных традиций. В современной жизни нашей страны христианство, в первую очередь православие, а также ислам, иудаизм и буддизм, продолжают оставаться носителями общечеловеческих и духовных ценностей, важным источником формирования общероссийской национальной идентичности, которую необходимо привить подрастающим поколениям. Таким образом, ключевой целью ОДНКНР следует признать создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к формированию своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; уважения к представителям разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; осознания себя субъектом культурного и исторического развития страны. Из цели происходят следующие задачи: - приобретение знаний о нормах общественной морали светского общества, традиционной религиозной культуры как основополагающих элементах духовности и нравственности человека; - усвоение знаний и компетенций для последующего осознания традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - формирование ответственности за духовно-нравственные ценности; - развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о культуре и основных нормах морали, нравственных, духовных идеалах, хранимых в культурных традициях народов России, полученных обучающимися в начальной школе, и закладывание у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении предметов социально-гуманитарного цикла на ступени основного общего образования; - становление межкультурной компетенции как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; - динамическое развитие этнокультурной компетенции как способности устанавливать и сохранять позитивные отношения с представителями разных этнических общностей, населяющих территорию Российской Федерации, формируемой за счет включения в содержание обучения материала о культуре этих этносов;
- формирование представлений о нравственности в семейных отношениях, содействие формированию у подростков и молодежи уважительного отношения к семье и ее ценностям, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; - определение ориентиров, связанных с ведением здорового образа жизни, опытом противостояния деструктивных воздействий на человеческий организм; - содействие воспитанию духовно-нравственной личности, способной свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные российские духовно-нравственные ценности, строить на этой основе свою профессиональную деятельность, семейную и личную жизнь; - обучение самостоятельной оценке собственного поведения и поведения товарищей; развитие навыков постоянного самоанализа, размышлений, обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов. Итак, предметная область ОДНКНР способствует: - формированию представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; - пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию; углублению осознания идеи духовности человека как преобладания в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными; - раскрытию общечеловеческих ценностей, объединяющих светскость и духовность. Предметная область ОДНКНР призвана обогатить процесс воспитания в образовательных организациях новым пониманием сущности российской культуры, исторически развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.01 с.) |