Раифа на Синайском полуострове 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раифа на Синайском полуострове



Происхождение названия Раифского Богородицкого мужского монастыря восходит к временам раннего христианства (примерно III–IV вв. н. э.).

В те давние времена неподалеку от священной горы Синай на одноименном полуострове, омываемом теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа. В Библии это место упоминается под названием Елим[21]. Здесь проходил путь сынов израилевых из египетского плена в Землю Обетованную[22]. Найдя в этом оазисе 70 финиковых пальм и 12 источников воды, израильтяне разбили там свой лагерь. Трудно предположить, что дословно означало название «Раифа». По одной из версий, его можно перевести с древнееврейского как «Богом хранимая».

Раифские подвижники придерживались особо строгих правил. Всю неделю они прибывали в кельях в молчании, в субботу собирались на Всенощное бдение[23], в воскресение причащались. Питались они только финиками и водой. Многие из пустынников прославились даром чудотворения.

Именно здесь, в древней Раифе в IV веке развернулись трагические события[24]. Языческие племена бедуинов-ноба, переселявшиеся из Ливийской пустыни в долину Нила, переправились через Суэцкий пролив и учинили разбой на Синайском побережье Красного моря. Почти одновременно они напали на монахов монастыря Святой Екатерины на Синайское горе и монахов Раифы.

Во время этих событий в Раифе жило 39 монахов. Многие из старцев провели там по 50 — 60 лет. Захватившие святое место язычники сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили их. Эти старцы, умиравшие, прославляя Бога, были причислены к лику святых мучеников… Память преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных, празднуется Церковью 14/27 января.

Случилось так, что волжские леса дали новую жизнь древнему названию — Раифская пустынь. Во имя египетских мучеников была освящена одна из церквей монастыря.

Выбор посвящения, по всей видимости, не случаен. Как и Раифа на Синайском полуострове, жившая в окружении варваров-Язычников, волжская Раифа возникла на землях, где жили многочисленные язычники-черемисы[25].

До революции 1917 года Раифский монастырь был не самым крупным. По штатам он относился к третьеклассным и насчитывал около трех десятков монахов да полсотни послушников[26]. Их затворничество было самым настоящим: леса, простиравшиеся вокруг, не располагали к праздничным прогулкам, да и кормиться нужно было трудом рук своих, ведь надеяться-то было не на кого. Пахотная земля, сенные угодья и покосы, рыбная ловля, мельницы да пасеки – все это требовало особого прилежания. Но главным делом монахов оставалась служба Господу.

Обитель у лесного озера не минули многие горести — пожары, нашествия разбойников (в 1774 году через Раифский лес проходили разбитые под Казанью пугачевцы). Но каждый раз — как говорят монахи, благодаря заступничеству Богородицы — Раифа поднималась вновь, отстраивалась, украшалась новыми храмами.

 

Волжско-Камский государственный природный заповедник

Раифская обитель расположена в чаще одного из старейших лесов Восточной Европы, который и сохранился-то до наших дней во многом благодаря монастырю.

Ныне этот древний лес – участок Волжско-камского государственного природного биосферного заповедника[27]. С 2005 г. Волжско-камский заповедник[28] включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО[29]. Это – международный статус и международная юрисдикция. У Волжско-Камского заповедника четыре сертификата ЮНЕСКО: Саралык, Раифа, Спасск, Свияжск (2005, 2007). Такого нет больше ни у кого в мире[30]. Как правило, у всех резерватов только один сертификат. Биосферный резерват подразумевает сохранность не только природного, но и культурного наследия.

В чем уникальность этого места? Если пересечь Раифский участок заповедника с юга на север, то на протяжении всего лишь 5 – 7 километров мы вначале окажемся в широколиственном лесу из дуба, клена, вяза, березы. Через 2 километра появятся ель, сосна, липа. Еще дальше – чистые сосновые боры. Обычно такую смену лесов можно отследить, проехав десятки и даже сотни километров. Здесь же, как в музее под открытым небом, на небольшой территории, представлены все типы леса Восточной Европы, то есть это – микромодель восточноевропейских лесов.

Почему так? Раифский участок заповедника расположен в древней пойме Волги, где на небольшой площади чередуются разные типы почв, с которыми связаны различные типы леса. Отсюда и такое биологическое разнообразие.

В 1674 году, по челобитной игумена Алексия, древний лес был передан во владение монастырю царем Алексеем Михайловичем. Вырубка леса на этих территориях была запрещена или строго контролировалась. Монахи использовали лес лишь для получения дров, для постройки и починки своих немногочисленных домовых строений. С возникновением вокруг Раифского леса населённых пунктов – хуторов и деревень, для охраны леса монастырем была создана даже своя лесная стража. Уникальный лесной массив сохранился до наших дней практически в первозданном виде. В окрестностях монастыря до сих пор встречаются трехсотлетние сосны, ели и дубы.

Во второй половине XIX века, наряду с паломниками монастыря, под вековыми раифскими соснами всё чаще стали появляться учёные-натуралисты. Раифу для науки «открыли» члены Общества естествоиспытателей при Казанском университете.

Профессора Казанского университета внесли свой вклад в сохранение этого леса и после революции[31]. По их инициативе здесь было создано опытное лесничество университета, дендрарий, и опять топор дровосека обошел Раифу.

Дендрарий   

Дендрарий[32] был организован в Раифском лесничестве в 1921 г. при лесном факультете университета. Коллекция дендрария является самой крупной во всем Поволжье[33]. В 1960 году, после организации Волжско-Камского заповедника, дендросад стал его неотъемлемой частью, гордостью и заботой.

Этот чудо-сад площадью более 20 гектаров, который насчитывает более 500 видов и разновидностей деревьев и кустарника. Сад аккуратно поделен на три секции: Америка, Европа и Азия. На этих участках представлены культуры, растущие именно на этих континентах.

На территории дендропарка есть свой музей природы, где представлены чучела животных и птиц, населяющих заповедник: зайцев, белок, лис, косуль, енотов и даже лосей. Но не кустарно изготовленные и вызывающие жалость, а словно живые.

Ежегодно дендрологический сад и Музей природы заповедника посещают более 10 тыс. экскурсантов[34].

По рекомендации всемирного фонда природы, компания Coca Cola выделила заповеднику 1,5 миллиона рублей на строительство визит-центра «Заповедный теремок», где размещены интерактивные экспозиции «Жилище бобра», «Рыбы Раифского озера», «Следы зверей», готовится к открытию «Гнездо орлана»[35].

В стационарах заповедника ежегодно проходят практику студенты Казанского, Московского, Донецкого, Удмуртского, Харьковского университетов, Казанского педагогического института.

 

Памятник примирения

 

Но вернемся к истории Раифского монастыря…

Началом упадка обители стали годы гражданской войны.

Почти весь 1918 г. обитель подвергалась беззастенчивому грабежу со стороны дезертиров, бежавших с фронта и новой власти. Они воровали скот, имущество, церковные деньги и утварь.

Тогда же, в 1918 году в Раифе разыгралась трагедия, во многом определившая дальнейшую судьбу обители и монашествующих в ней иноков. В Казани действовала тайная офицерская организация, входившая в состав созданного Савинковым «Союза защиты Родины и свободы». Многие офицеры находилось на нелегальном положении, скрывались на квартирах своих близких и знакомых. Их повсюду искали сотрудники губернской ЧК. В ночь на 18 июня 1918 года в поисках некоего поручика Сердобольского семеро «товарищей» прибыли в Раифский монастырь.

Монахи беспрепятственно пустили красноармейцев в монастырь, поскольку хорошо знали их командира, Валентина Несмелова. Он был сыном известного и уважаемого в Казани профессора Казанской Духовной академии Виктора Ивановича Несмелова[36]. Семья Несмеловых до революции часто приезжала в Раифу: отдохнуть, помолиться и погулять в лесу. И Валентин еще мальчиком много раз с отцом посещал монастырь. Во время Первой мировой войны Валентин был ранен. Находился на излечении в одном из казанских госпиталей, где попал под влияние большевиков и после выздоровления начал работать в ЧК.

Начав обыск, чекисты вломились в один из храмов, выволокли из алтаря монаха, который пытался их остановить, шарили в дароносице… Такое поведение вызвало возмущение монастырской братии. А поскольку взаимная неприязнь монашествующих и «товарищей», явно, зашкаливала, случилось то, что случилось. Монахи ударили в набат. Из окрестных деревень прибежали мужики, кто с кольем, кто с дубьем. Совершился самосуд.

Позже в монастырь приехал отряд уже для ареста монахов. Говорят, кто-то из них успел уйти в Седмиозерку, кого-то спрятали крестьяне, кто-то был арестован и расстрелян. Погибших чекистов и красноармейцев похоронили в кремлевском сквере, около бывшего губернаторского дворца.

Виктор Иванович Несмелов тяжело переживал трагическую гибель своего сына, с которым они оказались по разные стороны баррикад. Старый профессор не скрывал своих антиреволюционных взглядов, но так и не был репрессирован, поскольку его считали отцом героя, погибшего в борьбе за советскую власть.

В городе погибших считали жертвами Гражданской войны. Их окружили ореолом мучеников в борьбе с белым движением. Неподалеку от монастырских стен на лесной дороге установили памятник с пятиконечной звездой. На табличке – несколько фамилий и сообщение, что тут захоронены героически павшие в борьбе с врагами красные бойцы во главе со своим командиром Валентином Несмеловым. В Казани и сейчас есть улица Валентина Несмелова. Мы с вами сегодня по ней проезжали. Она идет мимо речного техникума с «Метеором» у фасада.

А в самом старом храме монастыря есть икона здешних новомучеников: отца Сергия и других священников, погибших за веру. Вместе с ними здесь почитают память и нескольких местных крестьян. Так что все они оказались рядом. Одним икона. Другим звезда.

В 2006 году, когда в Казани проходило V совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и иностранных партнеров ФСБ России, на месте старого памятника был открыт новый – памятник примирения. На его открытии тогда присутствовали первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и директор ФСБ России Николай Патрушев.

Монумент, несмотря на свою простоту, чрезвычайно полно и точно передает заложенную в нем авторами – архитектором Александром Лопаткиным и послушником Раифского монастыря Владимиром Савельевым – мысль. Расколотый снизу массив темно-красного мрамора символизирует расколовшееся в начале XX века российское общество, а окно из белого камня сверху с изображенным на нем крестом являет собой символ светлого будущего, окончательного примирения.

На большой мраморной книге, лежащей у основания памятника, начертаны следующие слова: «Не важно, кто был виноват, земля погибшим пухом будет. Как символ примиренья пусть сей памятник потомкам служит». Как было сказано на церемонии открытия памятника, эти слова должны отражать сегодняшнее отношение к событиям, происходившим в 1918 году.

 

Вот мы с вами и приехали в монастырь и отправляется пешком по его территории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.011 с.)