Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
51 Процесс передачи рекламного обращения, который проходит в четыре фазы, представлен на рис. 2.5. Первая фаза процесса передачи обращения — кодирование. Чтобы обращение было эффективным, процесс кодирования, предусмотренный отправителем, должен соответствовать процессу расшифровки получателем. Это значит, что наиболее эффективное обращение состоит из слов и символов, знакомых получателю. Чем больше область знаний отправителя перекрывается с областью знаний получателя, тем эффективнее будет рекламное обращение. Во второй фазе происходит передача рекламного обращения носителю рекламы, например в газету или журнал. Отправитель должен точно знать, какую аудиторию он хочет заинтересовать и какую реакцию рассчитывает получить. Обращение должно быть закодировано способом, доступным для расшифровки. Отправитель должен передавать его с помощью таких средств рекламы, которые способны быстро и эффективно достичь целевой аудитории, т.е. при выборе носителя рекламного обращения он должен обращать внимание на его известность и распространенность в целевой группе. В третьей фазе происходит контакт целевой группы с рекламным обращением. Восприятие и переработка информации решаю- 52 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике
Четвертая фаза — это воздействие обращения на целевую аудиторию. Здесь возможны различные варианты. Самый худший — рекламное обращение не было понято адекватно или отвергнуто в силу негативного его восприятия. Если содержание рекламы все же было воспринято и понято, может не последовать никакой реакции, и тогда потребуется повторное рекламное обращение, чтобы закрепить имидж рекламируемого продукта. Если потребитель уже принял решение о покупке, обращение может в конечном счете повлиять на его предпочтения. Это может выразиться, например, в поисках более подробной информации или в пробной покупке. В каждой из названных фаз возможна потеря информации, которая проходит через ряд фильтров. Уже перенос цели рекламы в рекламное обращение затруднен, и здесь многое зависит от одаренности и творческого подхода создателей рекламы. При распространении рекламы также теряется часть потока информации из-за неуправляемости процесса использования средств информации.
В принципе только часть целевой группы вообще заметит обращение и только часть от этой части воспримет его. Модели рекламной коммуникации (МРК) в формализованном виде представлены в табл. 2.8. 2. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций 53 54 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике помех, неточности представления атрибутов товара в рекламе, за- бывчивости людей представляет его несколько раз и по возможно- сти в разных рекламных средствах. 2. Информационная модель рекламного воздействия выступает но- сителем психологии потребительского поведения и представляет основные этапы восприятия рекламной информации. К информа- ционным моделям постановки задачи относят следующие виды мо- делей рекламного воздействия. Модель AIDA означает внимание, интерес, желание, действие. В 1898 г. Левис в рамках информационной модели сформулировал AIDA-правило, которое устанавливает следующие этапы рекламного воздействия: привлечение внимания, создание интереса к товару, формирование желания приобрести товар, приобретение товара. За прошедшее время модель претерпела многочисленные изме- нения, причем иногда интерес понимался не как следствие внима- ния, а как его предпосылка, т.е. IADA, иногда добавлялась еще од- на ступень — доверие, т.е. AIDCA. Реклама достигнет цели лишь в том случае, если при ее создании будут учитываться особенности человеческой психики. Усовершенствованным вариантом модели восприятия рекламы в настоящее время принято считать модель AIDMA, подразумевающую следующую цепочку: внимание — интерес — желание — мотив — действие.
Модель DAGMAR раскрывается в информационных этапах: фор- мирование осведомленности о марке, узнавание марки; понимание выгод товара; убеждение в правильности принимаемого решения о покупке; совершение покупки. В табл. 2.9 представлены основные направления рекламного воз- действия информационных моделей. Подобные модели (а их насчитывается более 20) предполагают, что между контактом с рекламой и решением о покупке проходит от четырех до десяти этапов, которые образуют так называемую «ие- рархию эффектов». В соответствии с мотивационными составляю- щими моделей определяется стратегия рекламы, т.е. подготовка по- требителя к покупке путем прохождения через определенные этапы, каждому из которых соответствует набор мероприятий. Обобщением • знание — распространение информации о существовании товара; • понимание — ознакомление со свойствами товара; • отношение — формирование групп удовлетворенных потребителей; 2, Реклама в системе маркетинговых коммуникаций 55 • намерение — выбор целевой аудитории для информирования о товаре и реакции удовлетворенных потребителей; • покупка — обеспечение первой покупки. Таблица 2.9. Основные направления рекламного воздействия информациионных моделей
Основная задача рекламы — привлечь внимание потенциального потребителя, которое может быть как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное внимание возникает тогда, когда предмет замечен как бы случайно, без намеренного указания на него со стороны. Рекламную информацию подразделяют на три вида. Информацию первого вида потребитель хочет получить, и более того, даже ищет ее. Она легко воспринимается и быстро запоминается. Информация второго вида является в данный момент для человека случай-пой. Она либо не запоминается вообще, либо с большим трудом. Информация третьего вида человеку вообще не нужна. На нее потребитель не обращает внимания, а в отдельных случаях она может и раздражать его, например когда ею прерывается показ интересующих его передачи или фильма. Следовательно, как только человек осознает, что рекламируемая продукция или услуга — это именно то, что ему нужно, он принимает решение, за которым и следует действие — покупка товара. Непроизвольное внимание требует определенного напряжения, связанного с тем, что мы сознательно хотим что-то увидеть. Но и в
56 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике этом случае нужно потрудиться, чтобы пробудить интерес потребителя, воздействуя на его интеллект или эмоции. Необходимо учитывать, что, например, печатный текст разными людьми воспринимается по-разному. Одни читатели воспринимают все содержание и элементы рекламы в их единстве, другие, имея эмоциональное восприятие, основанное на субъективных ассоциациях, — лишь эмоциональные моменты в тексте, третьи — то, что по каким-либо причинам бросается им в глаза. Если реклама своей эмоциональной стороной сумеет привлечь внимание потребителя, то затем она должна заинтересовать его своим содержанием, вызвать ту или иную реакцию, стимулировать определенное эмоциональное состояние, например обрадовать, заинтриговать, удивить, подбодрить. Хорошая реклама не только сформирует в сознании адресата представление о продукции, создаст рекламный образ, но и пробудит в нем желание воспользоваться ею. Существуют следующие пути повышения восприятия рекламы. 1. Привлечение внимания: следует использовать высокоэффективные средства рекламы, которые читает, видит и слышит целевая аудитория; важны привлекательность рекламного обращения с целью удержать внимание и длительность воздействия рекламы, что особенно важно для товаров, которые не занимают внимание потребителя или мало отличимы от товаров конкурентов, а также оригинальность (креатив) исполнения рекламы. 2. Адекватность впечатлению потребителя: потребители хотят слышать о себе самих и о вещах, которые их волнуют, поэтому они будут уделять внимание рекламе только в том случае, если это будет того стоить; реклама должна быть интересной и созвучной склонностям аудитории, а интерес возбуждается или личной вовлеченностью, или любопытством, тогда реклама будет актуальной; чем больше потребитель вовлечен в развитие рекламы, тем больший эффект она произведет на него. 3. Разъяснение рекламы: объяснение рекламы должно быть ясным и понятным, поскольку неопределенная или запутанная реклама не воспринимается потребителем; рекламное обращение должно представлять простые факты для усвоения информации; реклама должна пополнять опыт людей; обращаясь к потенциальному потребителю, не следует прибегать к повелительному наклонению, так как большинство людей не любят, когда им приказывают; полезно использование ассоциаций, способствующих адекватности характеристик рекламируемого товара в сознании потребителя тем, к которым он стремится, которые уважает и ценит, которыми дорожит.
2. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций 57 4. Убеждение: реклама должна убеждать людей, пытаться создать, подкрепить или изменить их отношение к товару, привести аргументы, затронуть эмоции или непосредственно внедрить убеждения И структуру мнений потребителя о товаре; необходимо сделать то-нар особенно желанным или интересным для потребителя, сформировать новое мнение, подкрепить или изменить существующее; убеждение особенно усиливается, если реклама использует эмоциональные факторы. 5. Побуждение к действию: реклама отдает приказ типа «Купи это сегодня!», «Не проходите мимо!», «Мы открылись» и др.; реклама направляет на конкретное действие, например: «Твое пиво!», «Разве п этого не достойна?!». 6. «Запугивание»: в данном случае внимание направлено на предупреждение потребителя с помощью таких обращений, как «Количество товара ограничено!», «Срок действия скидок заканчивается...», «Предложение действительно до...» и т.д. 2.3. Роль рекламы в развитии товарного рынка Изучение эволюции рекламы помогает понять, как формировались существовавший ранее свободный рынок и характерные для настоящего времени типы конкуренции товарного рынка. Реклама П ходе развития преобразовалась в мощную индустрию со своими средствами и предметами труда, каналами рекламодвижения, субъектами и объектами рекламной деятельности, целевой потребительской аудиторией. Реклама стала товаром рыночной экономики, а действия рекламодателей и рекламных агентств породили рекламный рынок для обслуживания и развития товарного рынка. Прослеживается закономерность: чем острее становится конкурентная борьба на товарном рынке, тем интенсивнее развивается рекламный рынок. Роль рекламы в развитии товарного рынка раскрывается в ускорении развития рыночной экономики и расширении товарного рынка, стимулировании конкуренции, обеспечении потребителя эмоционально-побудительной информацией, формировании потребительского спроса и стимулов повышения качества жизни, развитии отрасли, выпускающей товары для рекламной деятельности, улучшении занятости, появлении новых рабочих мест. Эволюцию рекламы можно изучать по эволюции цивилизации и соответственно рынка, а анализ эволюции рекламы и рынка позволяет прогнозировать развитие рекламной деятельности, устанавливать ее главные перспективные направления. Каждая общественно- 58 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике экономическая формация определяла цели рекламы и задачи рекламной деятельности, вырабатывала методы их достижения. 1. При свободном рынке, до появления монополий, предназначение рекламы состояло в информировании потребителя и уверении в правильности сделанного выбора. Такая ситуация в рекламе просуществовала в экономически развитых странах до начала 1920-х гг.
2. Появление маркетинга (1920—1930-е гг.) в ситуации насыщения рынка товарами и растущей конкуренции определило новый качественный этап в направленности целей рекламы — обеспечение стимулирования продаж и увеличение потребления. 3. Дальнейшее развитие маркетинга, опыт работ в рекламной деятельности (1940—1955) привели к пониманию, что в рекламе в качестве маркетинговой «изюминки» должно обязательно быть «уникальное продающее предложение» товара, позволяющее распознать товар различными сегментами потребителей. 4. Маркетинговые стратегии по выводу товара на мировые рынки определили следующий этап развития рекламной деятельности (1955—1969). И теперь от рекламы потребовалось создать уникальный бренд, который бы представлял товар, производителя, стиль жизни целевого сегмента. Распространение брендов привело к тому, что они в общей товарной массе стали почти неразличимыми из-за общих подходов к брендингу. 5. С 1970-х гг. обозначилось новое направление в маркетинге, а соответственно и в рекламной деятельности: позиционировать бренд, создать для него обращение, отличающееся от обращения конкурентов в сегментах рынка и максимально близкое для его целевой аудитории. Это направление и сейчас является определяющим, хотя с развитием новейших средств рекламы, образованием рекламного пространства зарождается новая концепция — сужение целевой аудитории или вообще переход к индивидуальному потребителю интерактивной рекламы (направление таргеттинга). Рассмотренные этапы концептуального развития рекламы хорошо увязываются с пятью концепциями в маркетинге по Ф. Котлеру. Именно маркетингу принадлежит направляющая роль в развитии рекламной деятельности. Если рассматривать российскую рекламную деятельность, то до 1990 г. это была реклама партии и советского образа жизни, а лежащая в ее основе концепция не имела ничего общего с мировыми тенденциями. А при формировании рыночных отношений, обусловленных «перестройкой» и появлением импортной товарной массы, рекламная деятельность уже приобретала рыночный характер, но была лишь чисто информативного типа. 2. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций 59 Первые самостоятельные шаги рекламы (1990—1995) на российском рынке характеризовались «искусством представления товара» без маркетинговых принципов продвижения. Рекламные агентства создавали рекламу на свой художественный вкус, показывая ее творческую составляющую, оторванную от рынка. Развитие и становление рекламы (1995—1998) шло одновременно с ростом рекламных агентств. Чтобы получить заказ, они вынуждены были принять стратегию «ориентации на рекламодателя», или «заказчик всегда прав, потому что он за это платит и отвечает». Таким образом, на этом этапе рекламодатель стал законодателем в разработке концепции рекламы, что не всегда совпадало с позицией рекламного агентства. Маркетологи делали робкие попытки выделить в рекламе «уникальное торговое предложение» — по аналогии с мировой рекламой 1940—1950 гг., но их предложения наталкивались на непонимание заказчика, что объяснялось неразвитостью маркетинга рекламодателя: ввиду отсутствия средств маркетинговые и трекинго-вые исследования рекламы не проводились вплоть до дефолта 1998 г. Новый подъем экономики в 2000 г., изменение отношения к маркетингу, понимание его важной роли в производстве товаров и услуг определили и новый этап становления в российской рекламной деятельности по образцу зарубежной рекламы и рекламных технологий. Концепцией рекламы было определено создание уникального имиджа бренда с применением «уникального торгового предложения» (на Западе подобное произошло в 1960—1970-х гг.) Теперь реклама становится неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга, поэтому необходимо повышать эффективность рекламной деятельности в целях ее соответствия новым требованиям мирового рынка. Реклама начинает действовать в неотрывной связи с маркетингом, рассматривает товар как совокупность потребительских выгод, а не как вид искусства или шоу по представлению физического продукта. Краткое рассмотрение эволюции концепций российской рекламы за последние 10—15 лет позволяет сделать вывод, что она прошла исторический путь, равный столетию развития рекламы на Западе (табл. 2.10). Развитие рекламного бизнеса в России движется ускоренными темпами. Такой темп стал возможен благодаря использованию богатейшего опыта мировых рекламодателей и современных технологий, организации рекламных агентств, законодательного управления рекламной деятельностью. Российская реклама не только приблизилась к ведущей зарубежной, но и выработала свой национальный стиль, который удовлетворяет и рекламодателя, и потреби- 60 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике теля. Вступая в мировое рекламное пространство, российская реклама интегрируется в мировое сообщество и также рассматривает новую концепцию интерактивной рекламы, или таргеттинга в рекламе, как перспективное направление. Таблица 2.10. Основные этапы развития рекламы
Глава Оценка эффективности рекламы 3.1. Анализ понятия «эффективности рекламы» По оценкам некоторых ученых-маркетологов, в общей сумме факторов, влияющих на принятие потребителем положительных решений о покупках, рекламе принадлежит лишь от 1/32 до 1/8 доли. Ключ к эффективной рекламе лежит в четкой увязке рекламы с другими компонентами маркетинга. Самая блестящая реклама, самый убедительный рекламный текст могут превратиться в пустой сюжет без привлекательного для потребителей товара, оборудованных мест продаж, правильной цены и т.д. Практика показывает, что наиболее значимыми факторами, определяющими увеличение или уменьшение сбыта какой-либо продукции, являются в первую очередь качество и потребительские свойства самих товаров, их цена, общая конъюнктурная обстановка на рынке, действия конкурентов и т.п. Известно, что реклама является рисковой составляющей любого бизнеса, т.е. деньги, затраченные на нее, могут окупиться сторицей, а могут и просто пропасть. Больше того, реклама может вызвать дополнительные убытки. Объем продаж может не вырасти, а упасть. Запоминаемость марки может снизиться, а отношение потребителя к продукту ухудшиться. Именно поэтому оценка эффективности рекламных компаний по результатам сбыта рекламируемой продукции может дать очень серьезные ошибки. 1. Действенность рекламы. Базисом в исследовании эффективности рекламы лежит понятие действенности рекламы. Простое уравнение функции действенности рекламы имеет такой вид: Действенность '/(Спа^^^ШЛ- Мотивация). Действенность означает, что во многих случаях люди сознательно оценивают альтернативные линии поведения и выбирают ту, которая, по их мнению, приводит к нужным для них результатам. Рассмотрим подробнее два взаимосвязанных понятия: рекламное воздействие и эффективность рекламы. Исходя из понятия «действенность», можно воздействие рекламы выразить следующим образом: 62 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике Рекламное Достигнутая цель рекламы воздействие Поставленная цель рекламы Термины «рекламное воздействие» или «действенность» используются для обозначения комплексного воздействия рекламы. Для выражения частичного воздействия рекламы в области экономики употребляют термин «эффективность рекламы». Эффективность рекламы выражается отношением результата, полученного от рекламы, к затраченным средствам: Эффективность = Результат от рекламы Большинство российских предприятий чаще всего оценивают эффективность рекламной кампании по тому, как продается продукция. Иностранные специалисты проводят опросы, определяющие, кто, как часто и какую рекламу видел. Далее они пытаются установить, сколько человек может вспомнить ее, название торговой марки продукции, какие ассоциации возникают в связи с этой продукцией у целевой аудитории, кто приобрел продукцию под влиянием рекламы, кто делал это неоднократно. Эффективная реклама обладает двумя фундаментальными качествами: уместность и неожиданность. Это значит, что реклама отвечает интересам потребителя, полезна для него, раскрывает нужные ему качества товара и поэтому она с точки зрения рекламной стратегии уместна. Если при этом реклама не удивляет, то она и не обладает большой сбытовой силой. Действенность рекламы зависит от многих факторов, к которым относятся: • цель рекламы, товар (услуга), емкость и конъюнктура фактического и потенциального рынка, уровень расходов на рекламу — это важнейшие факторы; • конкретность и информативность рекламы; • погодные условия (витрины, плакаты и другие средства рекламы во время дождя, снега, в жару теряют свою привлекательность); • показ рекламы в рабочие или в выходные дни; • достаточное или недостаточное (даже временное) количество товара в продаже; • характеристики канала, по которому передавалось рекламное сообщение —- слишком рано, своевременно или слишком поздно, непосредственно в торговых предприятиях или в ином месте, по товарам известным, взаимозаменяемым или дополняющим.
3. Оценка эффективности рекламы 63 Реклама может оказывать желательное (положительное, отрицательное, смешанное) и нежелательное воздействие. Однако известно, что реклама может быть действенной, т.е. она может воздействовать, например, на внимание, память, воображение, чувства, но без последующих экономических результатов. Действенность рекламы можно оценивать с точки зрения потребителя, рекламодателя или всего общества. Наиболее правильной можно считать комплексную оценку — с учетом интересов всех, кто с нею связан. Как правило, высокой действенностью реклама отличается с точки зрения рекламодателя и относительно низкой — с точки зрения общества (рис. 3.1). С экономической точки зрения действенность рекламы выражается в конечном результате, например в увеличении объема продажи товаров или реализации услуг. Если реклама не сопровождается ростом продажи товаров, то ее нельзя считать действенной или эффективной. Однако реклама не единственный инструмент активизации продажи, поэтому не всегда можно выявить ее прямое влияние на продажу. Иногда рекламная деятельность не приносит результата, или реклама дает неожиданный эффект, или ее действие частично проявляется не в той сфере, где было запланировано. Причем с увеличением сферы распространения рекламы может снижаться степень интенсивности ее воздействия. Многие факторы, влияющие на продажу, не поддаются учету, оценке, поэтому результат любого расчета эффективности рекламы становится спорным. Действенность рекламы проявляется во всех сферах общественной деятельности — в экономике, культуре, эстетическом воспитании, ее нельзя выразить единым количественным показателем, ее можно выразить лишь приблизительно. 64 I. Роль и место рекламы в рыночной экономике Воздействие рекламы может быть первичным и вторичным. Пер вичное воздействие выражается в желаемом развитии и направленности потребления, потребительского спроса. Вторичное воздействие проявляется за первичным, например в увеличении объема продажи, изменении структуры производства, в рационализации торговли, повышении качественных показателей. Отсюда эффективность рекламы должна проявляться на двух уровнях: 1) коммуникации; 2) реализации маркетинговых задач. Каждый рекламодатель или рекламное агентство стремится провести анализ эффективности разработанной рекламы. Эффективность рекламы представляет широкое и многогранное понятие, в основе которого — эффективность имиджа фирмы, степень продвижения товаров, получение дополнительной прибыли, продвижение торговой марки и прочие цели рекламы. В зависимости от целей и задач рекламы различают экономическую эффективность рекламы и коммуникационную эффективность —- психологического воздействия отдельных средств рекламы на сознание человека (привлечение внимания к рекламе, фиксация в памяти и т.п.). Причем психологическое воздействие наиболее результативно, так как оно приводит потенциальных потребителей к совершению покупки. Таким образом, экономическая эффективность рекламы зависит от ее психологического воздействия. Действие рекламы может проявиться сразу же или через определенное время, причем на первом этапе оно может быть неполным, так как не действуют долговременные факторы (рис. 3.2). Кроме того, сама реклама классифицируется на краткосрочную рекламу прямого действия (новые продукты, косметика, шоу), долгосрочную рекламу (бытовая техника, машины, ковры, корпоративная реклама) и среднесрочную. Поэтому правильная оценка эффективности рекламы возможна при учете поставленных маркетинговых задач за конкретный промежуток времени. Нельзя измерить время, в течение которого рекламное сообщение «откладывается» в сознании получателя, или период времени между капиталовложениями в рекламу и ее отдачей. Трудно в планируемый период повлиять на изменение традиций (вкусов, привычек) потребителей. Период, за который можно оценить действенность рекламы, должен соответствовать актуальности содержания рекламы (например, товара). Во всех случаях кратковременное действие рекламы оценить легче, чем долговременное.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.062 с.) |