Общие сведения о муниципальных финансах: понятие, структура, принципы формирования и использования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие сведения о муниципальных финансах: понятие, структура, принципы формирования и использования.



Формирование и использование местных финансов:

• Конституция Российской Федерации,

• ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”,

• ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”,

• “Бюджетный кодекс Российской Федерации”, а также другие федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, уставы и иные правовые акты муниципальных органов местного самоуправления.

Общественные финансы:

 

• услуга, которая финансируется за счет общественных финансов, чаще всего не может быть исключена из пользования гражданина;

• сфера услуг, которые оплачиваются за счет общественных финансов, допускает очень ограниченное внедрение рыночных механизмов — как правило, общественные услуги не могут быть реализованы за счет частной инициативы.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

• муниципальные внебюджетные фонды;

• государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы:

1) бюджет муниципалитета (в том числе кредиторскую задолженность и дебиторскую задолженность перед бюджетом);

2) финансы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;

3) финансы хозяйственных обществ, акциями (долями) которых владеет муниципалитет;

4) финансы, которые генерируются муниципальной собственностью.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

• самостоятельности;

• государственной финансовой поддержки;

• гласности.

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Органы местного самоуправления имеют право создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления могут выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Муниципальный бюджет

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, местный бюджет — это "форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций... местного самоуправления".

Муниципальный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Доходы бюджета:

• Собственные доходы:

ü налоговые доходы

ü неналоговые доходы

• Прочие доходы —различного вида поступления из бюджетов других уровней.

Доходы местных бюджетов:

• местные налоги, сборы и штрафы,

• отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе,

• финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий,

• поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей,

• часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций,

• дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.

Местные налоги и сборы:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц.

Полномочия муниципалитетов по введению и регламентации собственных налогов и сборов отражают степень так называемой фискальной автономии.

К собственным доходам местных бюджетов также относятся:

• доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;

• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещения, и муниципальных земель;

• платежи за пользование недрами и природными ресурсами;

• доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

• штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;

• государственная пошлина;

• не менее 50% налога на имущество предприятий;

• подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Доли федеральных налогов:

• часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50%;

• часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5%;

• часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства, кроме драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, в пределах не менее 10%;

• часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5%;

• часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров, кроме акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары, в пределах не менее 10%.  

Бюджетные расходы:

• Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

• Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.

Расходная часть местных бюджетов включает:

• расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъекта РФ;

• расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

• ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска и др.

Бюджетные расходы МО:

- содержание органов местного самоуправления;

— формирование муниципальной собственности и управление ею;

— организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

— организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

— муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

Федерации.

— благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

— организация утилизации и переработки бытовых отходов;

— содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

— организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

— обеспечение противопожарной безопасности;

— охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

— реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

— обслуживание и погашение муниципального долга;

— целевое дотирование населения;

содержание муниципальных архивов;

— проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

— финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ наделены следующими функциями:

1) регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, между федеральным бюджетом и местными бюджетами в рамках федеральных целевых программ;

2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и других мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

4) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

6) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ и др.

7) другие функции, предусмотренные законодательством.

Представительные ОМС самостоятельно осуществляют:

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

•  предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

•  определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

•  осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Органы государственной власти гарантируют:

• 1) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

• 2) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

• 3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия федеральных законов и законов субъектов РФ.

Межбюджетные отношения на муниципальном уровне:

Принципы:

• взаимной ответственности;

• применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

• выравнивания доходов муниципальных образований;

• максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

• компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

• повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

• гласности.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

• нормативные отчисления от регулирующих доходов;

• дотации и субвенции местным бюджетам;

• средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

• средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.026 с.)