Общая характеристика национального хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика национального хозяйства.



Общая характеристика национального хозяйства.

Национальное хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства.

• Единый комплекс взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления.

• Обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов.

Структуры национального хозяйства:

материально-вещественная;

Материально-техническая структура:

-производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение);

-производственная и непроизводственная сферы;

-производство товаров и производство услуг;

-гражданское и военное производство;

-отрасли производства.

стоимостная;

Стоимостная структура:

-фонд возмещения;

-фонд потребления;

-фонд накопления.

социальная;

Социальная структура:

-государственная собственность;

-муниципальная собственность;

-негосударственная собственность.

территориальная.

Территориальная структура:

-административно-территориальные единицы;

-природно-экономические зоны;

-районы;

-территориально-производственные комплексы.

Секторы национального хозяйства:

• По характеру спроса выделяют рыночный и нерыночный секторы.

• По форме собственности выделяют государственный и негосударственный секторы.

В зарубежной практике на основании национальных счетов выделяют секторы предприятий (производственных и финансовых), государственных учреждений, домашних хозяйств, внешних связей.

Понятие муниципального сектора и его задачи.

Муниципальный сектор – э то совокупность первичных (низовых) единиц – муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории.

Основные признаки муниципального образования:

• общность территории;

• наличие муниципальной собственности и местного бюджета;

• наличие органов управления.

Муниципальный сектор - совокупность хозяйствующих субъектов, имущество которых принадлежит местному самоуправлению на правах собственника.

Научные основы муниципального сектора:

Теория свободной общины – "община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее"

Общественная теория – «сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами».

Признаки автономности местного самоуправления

• легитимность,

• самостоятельность,

• наличие собственных материальных и финансовых ресурсов,

• узаконенных полномочий,

• отделение местного самоуправления от государственной власти,

• исключение соподчиненности.

Государственная концепция делает акцент на определяющей роли центра. Местные органы рассматриваются как инструмент центрального правительства для реализации политического и социально-экономического курса на местах.

 

В лекции

Происхождение городов.

Факторы возникновения городов:

• Административно-политические

• Оборонительные

• Религиозные

• Экономические

Происхождение городов (классическая теория, А.Смит):

• Переход к оседлому образу жизни, развитие сельского хозяйства

• Усложнение системы разделения труда

• Появление излишков сельскохозяйственной продукции

ПЕРВЫЕ ГОРОДА – ЛИБО БЫВШИЕ ДЕРЕВНИ, ЛИБО ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

Муниципальный бюджет

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, местный бюджет — это "форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций... местного самоуправления".

Муниципальный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Доходы бюджета:

• Собственные доходы:

ü налоговые доходы

ü неналоговые доходы

• Прочие доходы —различного вида поступления из бюджетов других уровней.

Доходы местных бюджетов:

• местные налоги, сборы и штрафы,

• отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе,

• финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий,

• поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей,

• часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций,

• дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.

Местные налоги и сборы:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц.

Полномочия муниципалитетов по введению и регламентации собственных налогов и сборов отражают степень так называемой фискальной автономии.

К собственным доходам местных бюджетов также относятся:

• доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;

• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещения, и муниципальных земель;

• платежи за пользование недрами и природными ресурсами;

• доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

• штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;

• государственная пошлина;

• не менее 50% налога на имущество предприятий;

• подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Доли федеральных налогов:

• часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50%;

• часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5%;

• часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства, кроме драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, в пределах не менее 10%;

• часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5%;

• часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров, кроме акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары, в пределах не менее 10%.  

Бюджетные расходы:

• Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

• Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.

Расходная часть местных бюджетов включает:

• расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъекта РФ;

• расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

• ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска и др.

Бюджетные расходы МО:

- содержание органов местного самоуправления;

— формирование муниципальной собственности и управление ею;

— организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

— организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

— муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

Федерации.

— благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

— организация утилизации и переработки бытовых отходов;

— содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

— организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

— обеспечение противопожарной безопасности;

— охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

— реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

— обслуживание и погашение муниципального долга;

— целевое дотирование населения;

содержание муниципальных архивов;

— проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

— финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ наделены следующими функциями:

1) регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, между федеральным бюджетом и местными бюджетами в рамках федеральных целевых программ;

2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и других мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

4) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

6) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и субъектов РФ и др.

7) другие функции, предусмотренные законодательством.

Представительные ОМС самостоятельно осуществляют:

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

•  предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

•  определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

•  осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Органы государственной власти гарантируют:

• 1) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

• 2) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

• 3) компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия федеральных законов и законов субъектов РФ.

Межбюджетные отношения на муниципальном уровне:

Принципы:

• взаимной ответственности;

• применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

• выравнивания доходов муниципальных образований;

• максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

• компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

• повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

• гласности.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

• нормативные отчисления от регулирующих доходов;

• дотации и субвенции местным бюджетам;

• средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

• средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Правовое зонирование

• Частные собственники

• Жильцы-арендаторы и другие платные пользователи пространства

• Общественные собственники участков земли, представленные органами власти различного уровня

Рынки объектов городской недвижимости относятся к наиболее регулируемым рынкам. Большую роль в экономике города играет политика землепользования, формируемая муниципальными органами, и, в частности, ее аспекты, связанные с разработкой и применением достаточно детально оформленных режимов землепользования. Они определяют допустимую форму и степень изменений, т.е. градостроительного вмешательства в социально-экономическую ситуацию, связанную с рассматриваемым участком или зданием.

Важно обращать внимание на схемы правового зонирования территории, на которой к одной зоне отнесены участки с примерно равными правами владельцев на их эксплуатацию и на возможные инвестиционные проекты, связанные с изменением существующего на этих участках положения.

Кризис классического функционального подхода

• Становится труднее локализовать участки заметной концентрации рабочих мест в какой-либо определенной зоне города, она охватывает и промышленные территории и общегородской центр, и жилые районы города.

• Наблюдается существенное развитие индустрии отдыха и новых видов общественного обслуживания.

• Пространственное распространение фирм-работодателей по всему городу.

• Пересадочные узлы и остановочные пункты городского транспорта вблизи сосредоточения рабочих мест все чаще определяют выбор площадок для размещения крупных торговых и общественных сооружений (как фокусов экономической активности внутри зон).

• Отрицательная реакция населения обособленных жилых кварталов современных мегаполисов на замкнутость жилых образований, их оторванность от интенсивно функционирующих мест.

• Возвращение жилья в пределы центров городов.

• Схема «труд-быт-отдых» – анахронизм.

Традиционные услуги

1. Потенциальная клиентура и фирмы-конкуренты

2. Варианты доступности и обеспеченность услугами связи

3. Рынок рабочей силы

4. Рынок производственных помещений

5. Социальное и экономическое окружение, а также урбанистическая политика органов местной власти.

Транспортная система

• Первичное формирование транспортной системы опережает создание других объектов инфраструктуры.

• Города часто возникали в точках узлов транспортной системы, обслуживающий соответствующий регион.

• Узел региональных транспортных путей превращался в транспортный узел городской сети в центре города.

• XIX в. – радиально-кольцевая схема улично-дорожной сети

• Дальнейшее развитие – система внутригородского рельсового транспорта

• Развитие новых крупных городов в эпоху массовой автомобилизации

• Переполнение магистралей – пробки

Роль транспортной системы:

- Структурообразующая роль транспортной системы

- Взаимная обусловленность развития главных узлов транспортной системы и важнейших фокусов, наделенных функциями городского центра.

- Основное развитие города осуществляется вдоль ведущих транспортных направлений.

Основные типы транспортных систем:

6. Система скоростного рельсового транспорта, дополненного автобусным сообщением в периферийных жилых районах и подземными трассами метро в центре города.

7. Система скоростного рельсового транспорта (экспресс), дополненного поездками на личных автомобилях в жилых районах города (с размещением там автостоянок) и подземными трассами метро в центре города.

8. Морфологически простая система, предполагающая использование только личного автотранспорта, как в отдаленных жилых кварталах, так и в центре города.

9. Система экспрессного автобусного сообщения, в рамках которой происходит скоростная доставка пассажиров из пригорода в центральную зону (в режиме экспресса).

10. Система экспрессного автобусного сообщения, дополненная подземными трассами метро в центральной зоне города.

Транспортная политика тесно связана с градостроительной.

Муниципальная собственность

1 этап - разновидность или особый уровень государственной собственности

2 этап - часть многоуровневой системы государственной собственности, наряду с государственной и региональной

3 этап - негосударственный характер муниципальной собственности

Общественная природа МС

• Ориентация на совместное присвоение результатов функционирования объектов собственности.

• Материальная основа производства общественных благ, неделимость объектов собственности, неприбыльный характер функционирования системы собственности.

Характерные особенности муниципальной собственности:

- непосредственная связь данной собственности с интересами местного сообщества;

- воплощение в ней особой совокупности экономических отношений между человеком и властью;

- отнесение ее к разновидности публичной (общественной) собственности;

- основной инструмент социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.

Функции МС:

1) Экономические

Воспроизводственная функция:

• воспроизводство материальных и нематериальных благ;

• воспроизводство человека;

• воспроизводство отношений собственности.

2)  Социальные

• удовлетворение социальных потребностей;

• социальная защита населения;

• социальная адаптация населения;

• экологическая функция.

3) Управленческие

Существуют две основные точки зрения на логику развития этого процесса.

• Первая точка зрения исходит из самоуправляемой природы муниципальной собственности.

• Вторая - из государственного воздействия на управление муниципальной собственностью.

Недоработки муниципальной имущественной политики:

- недостаточный контроль за использованием муниципального имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, допускающий несанкционированные списание и продажу имущества, сдачу помещений в аренду;

- препятствующее развитию муниципального образования искусственное сдерживание приватизации муниципальных предприятий, работающих в конкурентной среде, не приносящих муниципалитету дохода и не несущих никаких социальных нагрузок;

- сохранение монопольного положения муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, препятствующее эффективному использованию имущественного комплекса ЖКХ;

- отсутствие системного подхода к формированию муниципальной нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью.

Формирования муниципальной экономики (МС)

• непосредственная передача государственного и частного имущества в муниципальное ведение

• создание муниципальных предприятий и учреждений

• приобретение муниципалитетами имущества на стоимостной основе

Характеристика МС

• МС служит основой экономической самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает управляемость хозяйством соответствующей территории как единым целым.

• МС служит основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории.

Обоснование негосударственного характера ОМС

-отсутствует строгая иерархия и соподчиненность,

-муниципальные органы власти действуют не от имени государства, а в интересах населения соответствующей территории,

-материально-финансовую базу местных органов самоуправления составляют муниципальная собственность и муниципальный бюджет.

Муниципальная собственность –

• является самостоятельной формой собственности,

• осуществляет производство общественных благ в рамках территориального образования,

• основным результатом функционирования муниципальной собственности становятся общественные и смешанно-общественные блага.

26. Управление недвижимостью муниципального образования.

Муниципальное образование представляет собой, прежде всего, институт, создающий условия и ограничения для возникновения и функционирования специфических рынков и организаций.

Муниципальная экономика представляет собой корпорацию, объединяющую собственные ресурсы для достижения собственных целей.

В состав муниципальной собственности входят:

— средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

— имущество органов местного самоуправления;

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации;

— муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

— муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

— другое движимое и недвижимое имущество.

Система управления муниципальной собственностью взаимосвязанная совокупность принципов, правил и организаций, обеспечивающая целенаправленное, комплексное, систематическое воздействие органов муниципальной власти и управления МО на муниципальную собственность в интересах ее эффективного функционирования в соответствии с интересами МО как единого социально-экономического целого.

МО выступает а сфере собственности в двух качествах:

• как субъект власти, устанавливающий нормы и правила взаимодействия участников рыночных отношений — субъектов собственности;

• как хозяйствующий субъект, использующий свою собственность в своих экономических и социальных интересах, в том числе в интересах воздействия на иных хозяйствующих субъектов.

Проблемы ЖКХ

Сейчас проблема коммунальных сетей в России является одной из наиболее острых: в Москве сети очень изношены, в других регионах ситуация обстоит еще хуже. Дело в том, что вложение денег в ЖКХ представляется для инвесторов низкодоходным, а потому коммерческие организации предпочитают направлять средства в другие отрасли строительной индустрии. При этом губернаторы регионов России жалуются на то, что дотаций от федерального центра катастрофически не хватает для обеспечения городов коммунальными сетями и модернизации существующих мощностей.

Подведем некоторые итоги.

Германская модель не дает того притока частных инвестиций, который необходим сейчас нашему ЖКК. Она, конечно, отличается большей социальной направленностью и в качестве инвестиционного ресурса ориентирована в первую очередь на бюджетные деньги, на устойчивое развитие в условиях высокого уровня бюджетной обеспеченности. А чем характеризуется наш коммунальный сектор? Прежде всего колоссальными потерями — тепла, воды и т.д., а также отсутствием бюджетных ресурсов. Перед нами стоит задача — вызвать у бизнеса интерес к сокращению потерь, создав механизмы превращения их в инвестиции. Потребители сегодня так или иначе оплачивают ушедшие из дырявых труб тепло и воду. Возможно организовать дело так, что бизнес, реконструируя магистрали, модернизируя технологические процессы, будет сокращать потери, а население — некоторое время продолжать их оплачивать. Но это не выброшенные на ветер деньги, а возврат инвестиций тем, кто вложил их в развитие инфраструктуры. А это уже концессионные механизмы. Когда период регулирования закончится, появится возможность уменьшить размер оплаты этих услуг. Поэтому особый интерес для нас представляет французский опыт.

Анализируя мировой опыт, можно заметить, что при "сервисных" контрактах, заключаемых на незначительные сроки, частным структурам передается только право эксплуатации государственного и муниципального имущества, в то время как государство продолжает нести ответственность за состояние объектов инфраструктуры, находящихся в его собственности, и самостоятельно осуществляет финансирование развития и содержания данных объектов. Однако уже при заключении договоров аренды коммерческие риски подразделяются между государственным и частным секторами. При заключении же "чисто" концессионных соглашений, включая и контракты, построенные на моделях ВОТ (Build — Operate — Transfer / Строительство — Эксплуатация — Передача), частный сектор на весь срок действия заключенного договора полностью принимает на себя ответственность за содержание и эксплуатацию имущества, находящегося в его собственности, до момента передачи данного имущества государственным или муниципальным структурам.

Жилищная политика

Под жилищной политикой понимается деятельность государства и муниципальных образований, направленная на обеспечение граждан РФ качественным жильем как путем прямого участия в строительстве или субсидирования приобретения жилья, так и с помощью создания эффективных механизмов, способствующих самостоятельному решению гражданами жилищной проблемы.

Меры в области жилищной политики разрабатываются и реализуются исходя из анализа:

изъянов рынка, которые обусловливают необходимость вмешательства общественного сектора в жилищную сферу, в сравнении с ожидаемым снижением эффективности вследствие использования административных процедур (отсутствие у организаций, управляющих социальным жильем, стимулов к наиболее эффективному распределению ресурсов, риск появления собственных интересов, относительно высокая стоимость управления и обслуживания);

сравнительной эффективности различных видов субсидий (в том числе проводится сравнительный анализ субсидирования производителей и потребителей);

внешних эффектов существования социального жилищного сектора (эффект соседства, предотвращение распространения определенных видов заболеваний, риск превращения определенных районов города в трущобы или гетто и т.п.), в частности, вырабатывается система мер по предотвращению возможных негативных последствий этих эффектов, которые могут затронуть интересы всего сообщества и потребуют отвлечения значительных общественных ресурсов для своего преодоления.

Среди изъянов рынка наиболее важными являются:

Риск не до инвестирования в жилье вследствие неадекватной информации у индивидуальных собственников о рисках и долговременных эффектах инвестиций в жилье в сравнении с периодом существования домохозяйства;

наличие инерционных факторов, препятствующих адекватному реагированию на ценовые сигналы, другими словами, несмотря на то, что в долгосрочной перспективе рыночные механизмы в сочетании с субсидированием отдельных категорий потребителей сбалансируют спрос и предложение на рынке жилья, на отдельных локальных рынках возможны периоды физической нехватки жилья с вытекающими отсюда неприемлемыми социальными последствиями.

Поскольку все названные факторы в каждой стране и даже в отдельном городе имеют свою специфику, а проблемы — различную степень остроты, невозможно описать одну "правильную" жилищную политику, она всегда вырабатывается с учетом конкретных условий и тесно связана со стратегическими планами развития города или региона.

В то же время можно указать ряд общих черт, важнейшими из которых являются:

· Наличие социального жилья, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо в собственности негосударственных (часто —некоммерческих) организаций и предоставляемого в пользование наиболее нуждающимся домохозяйствам по определенным правилам;

· Наличие системы поддержки отдельных категорий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг, а также при приобретении жилья в собственность.

Кроме того, существует несколько распространенных направлений регулирования государством жилищной политики.

1. Установление стандартов (строительных, санитарных, противопожарных и т.п.). Стандарты отражают минимальные требования общества к качеству жилья и, как правило, являются нефинансируемыми мандатами. Важное значение имеет правовой статус подобных стандартов. В большинстве стран они устанавливаются национальными или местными законами, в России же до последнего времени регулировались подзаконными актами(СНиПы, СанПиНы и пр.). С принятием законодательства о техническом регулировании в России начался период постепенного повышения статуса нормативных документов, регулирующих требования к жилым помещениям.

2. Административное регулирование арендной платы. Применяется с целью сглаживания возможных колебаний на рынке жилья, а также обеспечения дополнительной защиты нанимателей. Как теоретические построения, так и анализ результатов имевших место попыток административного регулирования арендной платы показывают, что эта мера как минимум не достигает ожидаемого результата и, как правило, имеет побочный эффект в виде снижения предложения и роста цен на рынке. Тем не менее введение такого регулирования чрезвычайно привлекательно с точки зрения завоевания политической поддержки определенных групп населения,в связи с чем оно устойчиво применяется даже в самых либеральных экономиках (например, подобное регулирование имеет место в Сан-Франциско).

3. Субсидирование организаций, занимающихся строительством иэксплуатацией жилья. Может производиться как в явных формах (прямые бюджетные расходы), так и в неявных или косвенных формах (в рамках процедур выделения земельных участков под жилищное строительство, обеспечения доступа к кредитам, предоставления гарантий и т.д.). Исторически как прямое, так и непрямое субсидирование организаций характерно для России и ряда стран СНГ, при этом нередко право на субсидию привязано к организационно-правовой форме предприятия. Это наименее эффективный вид субсидирования, поскольку при этом ограничивается вход на рынок новых участников, поддерживаются искусственно созданные монополии.

4. Учет жилищных проблем при комплексном территориальном планировании. Применяется как метод борьбы с жилищной сегрегацией, обеспечения транспортной доступности мест приложения труда по отношению к основным районам жилой застройки и т.п.

Исходя из теории, прямая бюджетная поддержка домохозяйства более эффективна, нежели использование такой же суммы для субсидирования производителя, в данном случае производителя потока жилищных услуг —собственника социального жилья.

Тем не менее в большинстве стран используются механизмы субсидирования как потребителей (субсидирование приобретения жилья, а также оплаты содержания жилья и коммунальных услуг), так и производителей(использование общественных финансов для создания и поддержания сектора социального жилья — жилищного фонда социального использования).

Планирование муниципального социально-экономического развития.

Выделяют 4 вида планирования:

1. Проектное планирование (самое простое)

Н.: проект строительства аэропорта

2. Программное планирование (может носить отраслевой либо межотраслевой характер)

Н.: развитие транспортной инфраструктуры, реализация ЖКХ

3. Комплексное планирование (обхватывает все отрасли либо большую часть города)

4.! Стратегическое планирование (является не обязательным, дает общую идею развития, мин. на 10 лет, обычно 15-20)

Структура стратегического плана в муниципальном развитии:

ЭТАП 1. Разработка концепций СП (длительность 2,5 месяца)

1. Анализ ресурсов и условия развития

2. Составление прогноза с учетом разных направлений: демограф.,соц. и т.д.

3. Формирование концепций развития города (сценарии развития, может быть несколько, мин.3)

4. Обсуждение и утверждение концепции

ЭТАП 2. Составление СП (длительность – 6 месяцев)

1. Разработка целевых программ, реализующих стратегическое направление

2. Сведение целевых программ в СП с оценкой затрат потребностей привлечения средств и эффекта от реализации

3. Разработка графиков выполнения СП с указанием исполнителей

4. Обсуждение и утверждение плана, придание форму закона!

Задачи:

1. предварительный анализ ситуации в МО (предварительный)

2. оценка ожидаемого эффекта от мероприятий предлагаемого МО.

3. мониторинг и оценка принятых программ МО

Принципы:

1. комплексность (связь с другими)

2. полнота обхвата систем показателей

3. возможность насыщения системы достоверной информации и сопоставимость показателей во времени и в пространстве.

4. открытость систем показателей для пользователя

5. однозначная интерпретация показателей (формулировка целей, определение содержания, определение методов, определение источников данных

Бывают показатели:

1. первичные показатели (стат-ие источники)

2. индикаторы (из первич. с расчетом)

3. сводные индексы (качество жизни например)

Общая характеристика национального хозяйства.

Национальное хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства.

• Единый комплекс взаимосвязей производства, распределения, обмена и потребления.

• Обеспечивает производственное, социальное и духовное развитие общества с учетом исторических, геополитических условий, местных традиций, природных и других факторов.

Структуры национального хозяйства:

материально-вещественная;

Материально-техническая структура:

-производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение);

-производственная и непроизводственная сферы;

-производство товаров и производство услуг;

-гражданское и военное производство;

-отрасли производства.

стоимостная;

Стоимостная структура:

-фонд возмещения;

-фонд потребления;

-фонд накопления.

социальная;

Социальная структура:

-государственная собственность;

-муниципальная собственность;

-негосударственная собственность.

территориальная.

Территориальная структура:

-административно-территориальные единицы;

-природно-экономические зоны;

-районы;

-территориально-производственные комплексы.

Секторы национального хозяйства:

• По характ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.161 с.)