Индивидуально-личностные особенности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуально-личностные особенности ребенка



Школьная готовность понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности. Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребенка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика.

В этом блоке нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию ученика), социальной зрелости (например, особенности поведения, общительность) и эмоциональной зрелости (умение управлять своими эмоциональными реакциями). В него включены также те характеристики, которые способствуют или препятствуют адаптации (например, активный или пассивный тип реагирования на ситуацию и др.) и эмоциональное состояние ребенка, восприятие им значимости ситуаций школьной жизни (хорошо это для него или плохо).

Рассмотрим составляющие данного блока, представленные на рисунке 2.

 

Рис. 2 Индивидуально-личностные особенности первоклассника в профиле готовности к обучению в школе.

 

«Мотивация» (позиция 7)

Мотивация является важнейшим фактором формирования школьной успешности. Начало обучения ребенка в школе позволяет ему занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.

В начале учебного года мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, только формируются постепенно в процессе самой учебной деятельности. Как подчеркивал В. В. Давыдов, потребность собственно в получении теоретических знаний возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих задач.

Первоначальной же предпосылкой формирования учебной мотивации является желание ребенка почувствовать себя учеником, стремление узнавать новое. Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения – он старается вести себя так, как требуется ученику.

Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию у него внутренней позиции ученика. Именно это и определяет поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как важный и соответствующий ему, воспринимается как реальныйи желаемый путь к взрослости.

Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению. В основе сниженной мотивации могут лежать различные причины: например, сниженная потребность познавательных мотивов, некоторые дети еще не ощущают необходимости новых знаний, у них не только преобладают игровые интересы, их игровое поведение однообразно, часто эти дети предпочитают просмотр мультиков;

Распространенной причиной является установка избегания неудач, ситуаций неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"). Ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.

Уже к началу школьного обучения, как правило, в результате неоптимальной системы дошкольной подготовки у части детей проявляются признаки «выученной беспомощности». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится, и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не стремится учиться чему-то новому. Взрослые могут считать, что ребенок просто ленивый, не хочет даже попытаться. А причина лежит в завышенных ожиданиях взрослых.

Многие родители, бабушки и дедушки слишком остро и эмоционально реагируют на промахи и ошибки ребенка. Это приводит к тому, что ребенок начинает бояться неудачи, а если пытаться сделать что-то новое, всегда есть риск неудачи. Так формируется отказ о стремления к познанию, ребенок перестает верить в свою способность учиться, верить в собственные силы. Некоторые родители, считая своих детей умными и способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, пытаясь тем самым побудить его стараться еще больше, как бы бросая ему вызов и ожидая, что ребенок будет доказывать, как он хорошо сможет все сделать на этот раз. Но если ребенок не встречает безусловной любви и принятия, то он не может принять этот вызов. Он не верит в себя, не верит родителю, боится наказания и отвержения. В этом случае мы наблюдаем выраженную тревожность, обиду или неуверенность, слезы, а в дальнейшем это может перейти в непослушание, протест, а, порой, в скрытность, лживость, изворотливость в отношениях ребенка с родителями.

Постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред - школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой творческой деятельности. Даже став взрослыми, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость. Поэтому необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим успехам. Нельзя сообщать ребенку, что он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, он станет гуманитарием или человеком искусства.

Выученная беспомощность также формируется в ситуации, когда ребенок не понимает, что именно он делает не так, что приводит к конкретной реакции учителя или родителя. В таком случае у ребенка может сформироваться ощущение, что он просто не нравиться учителю, что он неудачник, ему всегда навезет и т.д. В любом таком случае также происходит потеря мотивации, уход от активности. Поэтому оценивание деятельности ребенка должно быть очень конкретным, не задевающим его лично, но содержащим рекомендацию, как улучшить результат, понятную для ребенка. Обязательно необходимо отмечать малейшие успехи.

Некоторые современные родители, напротив, пытаясь повысить мотивацию и уверенность ребенка, хвалят его за все постоянно не зависимо от качества результата. Парадокс, но такое недифференцированное подкрепление приводит также к выученной беспомощности и снижает мотивацию. Ребенок теряет веру в свои силы – раз хвалят за такую ерунду, то, возможно, считают, что он не способен на большее. Похвала должна соответствовать усилиям и достижениям ребенка, понятна, так же, как и критика. Оценка поступка или достижения должна следовать за событием и не быть отставлена во времени слишком сильно. Если мы, чтобы похвалить за успешное выполнение задания будем ждать конца четверти, то для ребенка ее значение для закрепления именно этого способа действия уже не будет иметь значения.

В любом случае низкая мотивация находит свое выражение в сниженной активности на уроке и в целом в учебной деятельности.

Результаты, более низкие, чем среднее по классу, показывают, что ребенок уходит от активного включения в учебную деятельность. Это характерно для детей с негативным предшествующим опытом резкой и бестактной оценки его деятельности, а порой – и его самого как недостаточно способного и т.п. значимыми взрослыми, в случае критического отношения родителей по отношению к своему ребенку. Ребенок очень хорошо «улавливает» отношение взрослых к себе. Страх перед негативной оценкой родителей невротизирует ребенка, не дает ему себя проявит, особенно, когда мама очень близко к сердцу принимает малейшую неудачу.

Очень важно, чтобы ребенок не боялся сделать ошибку. Таким образом, большое значение имеет реалистическая спокойная позиция семьи, акцентирующая внимание на позитивных сторонах учебы, на маленьких успехах ребенка, а не драматизирующая его промахи.

Быстрому угасанию учебной мотивации способствуют завышенные ожидания семьи к успехам ребенка, не оправдывающимся «с лета» в начале школьного обучения. Одним из факторов, предрасполагающим к неоправданным ожиданиям взрослых, является, так называемый, «вербализм». Дети, развивающиеся по такому типу, отличаются высоким уровнем развития речи, но при этом задержкой продуктивного мышления. Ребенок хорошо говорит, запоминает стихи, но может испытывать затруднения в решении не только учебных задач, но и в повседневных делах. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан, прежде всего, с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь – важнейший показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие, развитие мышления абстрактного, логического, практического оказываются на заднем плане: это ролевые игры, рисование, конструирование. Мышление, особенно образное, начинает отставать.

Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. Еще до поступления в школу такому ребенку взрослые часто говорят, что он наверняка будет отличником.

С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а многие задания, которые требуют образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны или винить учителя, который «придирается», или винить ребенка «не старается, хотя и может быть отличником». В результате родители повышают требования, заставляют ребенка больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность, а это путь к хронической неуспешности.

Основная тактика для родителей по оказанию помощи ребенку заключается в том, чтобы придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность. Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Пользу может принести и посещение спортивной секции, особенно с игровыми командными видами сорта.

 

«Усвоение норм поведения в школе» (позиция 8)

Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения «школьного поведения» – ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.

Это непростой процесс, в основе которого лежит сложный комплекс психологических процессов: необходимо иметь желание, то есть мотивацию для принятия позиции ученика, нужно правила понять и запомнить, что для маленького школьника, учитывая большой объем всей новой информации тоже не просто, требуется определенный уровень развития произвольности поведения, самоконтроля, а, значит, психофизиологической зрелости. Важно также формирование такой личностной черты как ответственность.

Таким образом, результаты, выше среднего, говорят о высоком уровне психофизиологической зрелости, хорошем самоконтроле, мотивации. Но очень высокие результаты часто бывают у тревожного ребенка, который очень боится что-либо сделать не так и вызвать недовольство взрослых.

Результаты, отличающиеся в сторону снижения, напротив, указывают на проблемы в становлении психофизиологических основ произвольности поведения, саморегуляции. Даже при хорошей мотивации ребенок с такими проблемами в ситуации новизны, большого количества действующих раздражителей может перевозбуждаться, и испытывать трудности с управлением своим поведением. В этом случае замечания, раздражение взрослых способны лишь усиливать негативные проявления. Это, прежде всего, относится к гиперактивным детям, для которых характерно выраженное импульсивное поведение. Сочетание эффекта новизны и необходимости торможения возникающих реакций у ребенка с такими особенностями создает стрессовое состояние. В то же время при стрессе всегда еще больше усиливаются индивидуальные особенности реагирования: у ребенка гиперактивного усиливается именно гиперактивность, а ребенок с гиподинамическим, тормозным типом реагирования становиться еще более медлительным.

У значительной части детей стресс выражается в усилении импульсивности и «плохого поведения». Ребенок не делает это «назло», такое поведение связано с состоянием нервной системы. У таких детей в большинстве случаев наблюдается легкая мозговая дисфункция. Невропатологи считают это нормой, потому что детский мозг очень пластичен и способен к изменениям. По мере развития мозг ребенка не только развивается, но и компенсирует многие имеющиеся врожденные и приобретенные проблемы. Однако, в этом случае на нервной системе ребенка лежит двойная нагрузка. Его нервная система должна обеспечивать развитие в соответствии с возрастом, а также решать задачи восстановления и компенсации самой себя. При поступлении в школу на нервную систему ребенка ложится также и задача адаптации к новым требованиям. Например, у детей с легкой мозговой дисфункцией миелинизация нервных волокон (формирование оболочек нервных волокон, являющихся своего рода изолирующим слоем, позволяющим проводить импульс по нервному волокну в нужное место, не затрагивая соседние участки мозга) происходит несколько медленнее, чем у детей без дисфункции. Это проявляется в том, что очень сильное возбуждение способно распространяться на соседние нервные клетки, в результате в ситуации новизны, очень большого интереса к происходящему на уроке, ребенок начинает крутиться, делает лишние движения, ведет себя импульсивно. Часто у таких детей формируются какие-либо навязчивые моторные привычки (крутить волосы, раскачиваться и т.д.), проявляющиеся в таких ситуациях, поскольку «избыточное» возбуждение стекается в зону «моторного» очага и ему становится легче управлять своим вниманием. В этом случае замечания и запреты только усугубляют ситуацию, так как повышают напряжение ребенка. Уровень возбуждения у такого ребенка в 1 классе очень высок, но через год значительно снижается.

Важно с детьми вести себя спокойно, не усиливать напряжения. Соблюдение режима дня является для такого ребенка способом наладить регуляторные механизмы нервной системы, избежать перенапряжения.

Важно демонстрировать ему твердую уверенность, что постепенно все будет получаться лучше и лучше.

Если ребенок встречает понимание взрослых, поддержку в школе и дома, то постепенно адаптируется к школе, возбуждение в школе постепенно уменьшается, поведение упорядочивается. Если помощи не будет, проблемы с поведением будут только нарастать.

Необходимо оказывать помощь в формировании «школьного» поведения. Правил должно быть не много, но их необходимо четко сформулировать. Следует поощрять (отмечать, хвалить) правильное поведение. Часто и в школе, и дома взрослые только отмечают нежелательное поведение, невольно закрепляя его своим вниманием к ребенку именно в момент «неправильного» поведения и не достаточно обращая внимание на «правильное», формируют у ребенка негативное самосознание, восприятие себя как нарушителя дисциплины. Это также способствует закреплению негативного поведения. Важно показать ученику, что он может вести себя в соответствии с требованиями, показывать, что вот сейчас все получилось как надо. Можно попросить ребенка проговорить вслух, как он будет вести себя в следующий раз и за правильную схему похвалить.

А самое главное необходимо вести профилактику неправильного поведения школьников. Предупреждать переутомление, добиваясь выполнения режим, тренируя способность к управлению своим поведением. Хорошие результаты дает использование специальных игр для тренировки произвольного внимания с секундомером, которые может проводить родитель (Приложение 2).

Основной задачей взрослых является помощь в регуляции поведения, поддержка системы регуляторных функций ребенка, а затем бережное расширение возможностей его приспособления. Основное средство, позволяющее добиться этого — режим дня. Для детей с любыми нарушениями в функционировании нервной системы правильно подобранный режим является основным средством реабилитации. Большое значение для успешного преодоления имеющихся проблем имеет помощь специалистов – психолога и невропатолога.

 

«Успешность функционирования в роли ученика» (позиция 9)

Успешность функционирования в роли ученика является интегральным показателем успешной школьной адаптации. Этот показатель демонстрирует, насколько успешно первоклассник осваивает роль ученика. Справляется с учебной нагрузкой, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды и управляет собственным поведением, способен к самоорганизации учебной деятельности. Выше среднего по этому показателю имеют дети с высоким уровнем психофизиологической, личностной и социальной зрелости. Напротив, ниже среднего результаты означают более низкий уровень психофизиологической, социальной и личностной зрелости.

«Взаимодействие со сверстниками» (позиция 10)

Поступление в школу означает также активное взаимодействие со сверстниками, развитие способностей к общению и взаимодействию через постоянное пребывание в коллективе. Успешность в сфере общения со сверстниками является важным условием успешной адаптации первоклассника. Это важнейшая сторона жизненной успешности в целом! Однако в этой сфере многие дети испытывают затруднения.

 Для многих современных детей только при поступлении в школу возникает возможность активного взаимодействия со сверстниками. До этого во время кратковременного пребывания в группах раннего развития или на игровой площадке возможности взаимодействия ограничивались «играми рядом» и формальным знакомством. Учебная деятельность в группах раннего развития не является коллективистской. Каждый ребенок учится для себя, почти нет сотрудничества, совместных игр. Даже, если ребенок ходил в детский сад, это не говорит о позитивном опыте общения с другими детьми. Бывает и так, что другом дети называют ребенка, с которым играли летом на даче когда-то в прошлом году и т.д. У большинства первоклассников наблюдается недостаток коммуникативной компетентности – так называется умение взаимодействовать, правильно строить отношения.

Высокие значения показателя «Взаимодействие со сверстниками» означают успешное вхождение ребенка в коллектив сверстников, низкие – проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Коммуникативность – это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только общительность как свойство личности, но и чувство уверенности в себе, умение прогнозировать поведение другого человека, предвидеть последствия своих слов и поступков, контролировать свои эмоции и поведение. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, излишняя сфокусированность на себе затрудняют установление дружеских отношений.    Некоторые дети испытывают большие трудности в общении, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями. Низким самоконтролем в сочетании с возбудимостью объясняются проблемы ребенка с гипердинамическим синдромом в общении со сверстниками. Такие дети плохо соблюдают правила игры, пристают к другим детям, когда те не расположены к контакту, требуют продолжения игры, когда другие дети уже переключились на новый вид деятельности. Гиподинамический ребенок, напротив, боится новых контактов, утомляется при интенсивном взаимодействии, часто не сразу находит ответ и может восприниматься другими детьми как «тормоз».

Тревожные дети, особенно не имеющие опыта посещения детского сада, могут на первых порах сторониться сверстников, испытывать страх перед шумными играми. Чувствительный ребенок может излишне остро реагировать на замечания и шутки одноклассников, тем самым, провоцируя их на повторные выпады.

Необходимо учитывать, что в первые годы обучения отношения одноклассников к ребенку в значительной мере определяются отношением к нему учителя, транслируемого через оценки и замечания. Ребенок, которого хвалит учитель, воспринимается как желаемый для общения, а тот, кому часто делают замечания – отвергается.

Коммуникативная компетентность – это такая же система знаний, умений и навыков, как и другие учебные компетентности. Этому необходимо учить прежде всего, использовать в учебной деятельности групповые формы,

Дети, испытывающие затруднения в этой сфере, нуждаются в активной помощи на этапе вхождения в школьную жизнь. Многие негативные стереотипы взаимоотношений формируются очень быстро в самом начале совместного обучения, и затем трудно корректируются.

Родителям необходимо понимать важность умения общаться для успешной учебы, да и просто для успеха в жизни. В современном обществе многим детям прививается, что нужно быть «крутым», конкурировать с другими детьми, агрессивно защищаться. Многие родители, иногда неосознанно, иногда намеренно заостряют внимание ребенка на сравнении с другими, а, значит, постоянной конкуренции. Очень часто мамы, встречающие ребенка около школы, прежде всего, спрашивают ребенка, похвалил ли сегодня его учитель, получил ли ребенок «звездочку» (пятерку), а если нет, то почему, и кто получил. Сразу следует вопрос: чем лучше этот мальчик или девочка? Так формируется недоброжелательное отношение к успехам других детей, соперничество, повышенное внимание к ошибкам и просчетам других. Это не делает ребенка сильнее, не защищает его. Ведь недоброжелательность к другим детям связана со страхом собственных промахов. Излишнее внимание родителей к успехам своего ребенка формирует тревожность, у ребенка может создаваться впечатление, что родители его любят только за успехи.

Помогите своему ребенку найти друзей. В этот период школьной жизни часто достаточно помочь так организовать режим жизни ребенка, чтобы он мог регулярно вместе с несколькими детьми-одноклассниками немного поиграть после уроков в школьном дворе или по дороге домой. Ходите с классом на экскурсии, приглашайте детей в свой дом, придумывайте совместные дела – это поможет Вашему ребенку завести друзей.

Если Ваш ребенок не умеет быстро находить ответ на поддразнивание, помогите заранее придумать, как можно отшутиться без излишней агрессии, «перевести» на обидчика его слова (например: тот, кто обзывается, сам так называется). Расскажите о своих школьных днях, помогите понять, что излишняя реакция часто бывает причиной, по которой обидчики пристают к конкретному ребенку.

Помогайте возбудимому ребенку сдерживать свои реакции, в том числе и гнев. Для этого необходимо предотвращать переутомление, которое способствует всевозможным негативным реакциям. Заранее обсуждайте с ребенком, как можно было бы поступить, придумайте свой вариант стоп-сигнала. Можно, например, научить ребенка мысленно представлять, как он поворачивает рычаг, выпускающий пар и говорит: «Стоп, машина!».

«Эмоциональная стабильность (Нетревожность)» (позиция 11)

 

По сути дела, эта шкала является шкалой тревожности. Можно представить себе ось, у которой на одном конце отображается тревожность, а на противоположном – эмоциональная стабильность. При этом эмоциональная стабильность понимается как способность сохранять спокойное состояние в различных обстоятельствах.

Соответственно, низкие оценки по шкале означают низкую эмоциональную стабильность, то есть высокую тревожность, а высокие – «нетревожность» или способность сохранять эмоциональную стабильность в условиях адаптации к школе.

Начало школьного обучения несет большое количество изменений во всех аспектах жизни ребенка. Поэтому повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей. Если ребенок вообще не проявляет тревожности, это может свидетельствовать о различных проблемах в адаптации: например, значительном нарушении распознавания эмоций, как своих, так и чужих; непонимании важности учебы; игнорировании обратной связи в социальных контактах, что может приводить к коммуникативным проблемам. Родители часто боятся негативных чувств ребенка, когда маленький ребенок плачет, его пытаются просто отвлечь от переживаний, переключить внимание. В результате у ребенка не формируется способность распознавать свои переживания на сознательном уровне, и заменой этому может оказаться соматический путь – в ситуации переживания ребенок заболевает. Взрослым необходимо давать ребенку выражать негативные эмоции, учить приемлемому способу их выражения.

Однако, избыточная тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка, мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми. Высокая эмоциональность, сосредоточенность на своих эмоциях мешают ребенку в установлении контактов со сверстниками. В этом случае могут помочь урегулировать состояние ребенка упражнения, представленные в Приложении 3. Также Вы можете использовать эти упражнения для коррекции собственного состояния. Тревога родителей является дополнительным стрессовым фактором для ребенка.

Тревога, как и всякий регуляторный процесс, может быть адекватной степени предстоящего события, и в этом случае она будет оказывать оптимизирующее влияние на поведение человека. Однако, при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревожности, создается готовность к реагированию по тревожному типу. Постоянные переживания тревоги могут фиксироваться и становиться личностной чертой – тревожностью. Современные исследования детской тревожности среди причин ее формирования указывают как природные, генетические факторы развития психики ребенка, так и факторы социализации. Тревожность существенно влияет на способность ребенка приспосабливаться, адаптироваться в школе, ведь при поступлении в школу ребенок сталкивается с большим количеством новых явлений в своей жизни, большим количеством новых правил и ожиданий к нему со стороны близких людей. В школе ребенок постоянно подвергается сравнению с другими детьми, родители сравнивают его с собой в школьные годы или близкими родственниками. Бывает, что все они были отличниками, и ребенок как бы выполняет особую миссию – соответствовать ожиданиям. Это приводит к особой тревоге, болезненной реакции на неудачу.

Высокий уровень тревожности обуславливает большую чувствительность первоклассников к стрессовым воздействиям и более длительное протекание отрицательных переживаний, что в свою очередь, отражается в более продолжительных и длительных вегетативных сдвигах. Наслаивающиеся друг на друга негативные эмоции приводят к формированию тревожного ожидания, снижают адаптивные возможности этих детей, ухудшают состояние здоровья.

Если результаты Вашего ребенка показывают, что его эмоциональная стабильность ниже, чем у большинства одноклассников, а, значит, он является тревожным ребенком, необходимо обратить внимание на реакции взрослых, окружающих ребенка. Часто подобное поведение свойственно детям, которые преимущественно общались до школы с взрослыми, у которых существует как будто единая система реагирования со взрослым. Например, если у ребенка что-либо не получается, то мама или бабушка очень расстраивается, ребенок в этом случае не просто естественно реагирует на ситуацию, а становиться как бы ответственным за чувства взрослых. Ребенку необходима эмоциональная стабильность взрослых, особенно в этот трудный период жизни, тогда он чувствует, что все наладится, получиться.

Высокая тревожность может выражать страх быть неуспешным, эти дети особенно сильно расстраиваются, если задание не выходит, так как ребенок считает, что родители его любят за достижения.

Тревожность может возникать из-за особенностей развития ребенка еще до рождения. Если мама во время беременности часто тревожится, то ее собственный гормональный уровень тревожности повышает уровень гормонов стресса у плода и формирует «готовность к реагированию по тревожному типу». Доказана возможность установления условно рефлекторной связи между интонациями матери, выражением ее лица и гормональным фоном ребенка. Если такая связь установилась, то в ситуации, когда мама печалится, тревожится, ее ребенок не просто огорчается и расстраивается, а отвечает серьезными сдвигами в собственном гормональном фоне. Тревожное внимание мамы к его школьным успехам вызывает неоправданно высокую тревожность ребенка в отношении всех школьных дел.

Помните, Ваш стиль эмоционального реагирования на события передается ребенку. Ребенок пришел в школу учиться и на первых порах совершенно естественно, что-то может не сразу получаться. Наберитесь терпения, не ждите только немедленного успеха. Многие дети втягиваются постепенно, усваивая материал все лучше с каждым классом. Если ребенок сохраняет веру в свой успех, желание учиться, значит, Вы на правильном пути.

«Эмоциональное благополучие» (позиция 12)

Чем успешнее протекает процесс адаптации ребенка к школе, тем выше уровень его эмоционального благополучия. Большое количество отрицательных эмоциональных проявлений могут свидетельствовать о трудностях, испытываемых ребенком, быть проявлением тревожности. Таким образом, значительное снижение эмоционального благополучия является интегральным индикатором трудности адаптационного процесса для данного ребенка. Причиной эмоционального неблагополучия может быть также перенапряжение, связанное с нарушениями режима отдыха, повышенными требованиями родителей, проблемами в семейном общении, ухудшением состояния здоровья или проблемы взаимоотношения с одноклассниками, учителем. В некоторых случаях у особенно эмоциональных и тревожных детей уже в начале школьного обучения наблюдаются острые эмоциональные реакции, похожие на приступ паники, например, в ситуации, когда учитель обращается к ребенку с вопросом перед классом, или его задирает одноклассник, и т.д. Такая реакция не позволяет проявлять свои способности в полной мере и требует поддержки родителей, педагога, психолога.

Важно, что низкие результаты по этому параметру указывают на выраженное неблагополучие и потребность в помощи, особенно в сочетании с предыдущей. Необходим комплексный подход с привлечением средств психологической и педагогической коррекции, а в некоторых случаях и медицинской поддержки.


 

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО СТАРТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.247 (0.055 с.)