Семья как ресурс адаптации первоклассника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как ресурс адаптации первоклассника



В данный показатель включаются факторы, связанные с подготовкой ребенка к школе, готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать со школой, установки семьи по отношению к обучению в школе (см. рис. 3). Все эти данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

 

 

Рис. 3 Семья как ресурс адаптации первоклассника в профиле готовности к обучению в школе

 

«Подготовка к школе в семье» (позиция 13)

Чем выше значение показателя «Подготовка к школе в семье», тем больше вклад семьи в подготовку к школе ребенка. Следует обращать внимание на крайности: показатель ниже среднего может свидетельствовать, что Ваш ребенок получил меньшую предшкольную подготовку, чем в среднем учащиеся его класса. Полезно сопоставление с результатами, полученными в группе «Познавательная сфера», это поможет спланировать необходимую поддержку. Возможно, Вашему ребенку потребуется больше поддержки в начале обучения.

Значительно превышающий средний уровень показатель может быть проявлением гиперсоциальной модели воспитания, излишне фиксированной на успехах ребенка. Обе крайние модели создают свои проблемы на этапе вхождения в школьную жизнь. С одной стороны это может обернуться отсутствием сформированных предпосылок учебной деятельности, а с другой тем, что ребенок уже пресыщен «обучалками» и у него отсутствует интерес к школьному обучению.

 

«Установки родителей по отношению к школьному обучению»

(позиция 14)

Возможны негативные последствия обеих полярных позиций. Либо учеба воспринимается как нечто, не имеющее большой ценности, и тогда трудно ждать и от ребенка серьезного отношения к учебе. Либо вся жизнь не только ребенка, но и всей семьи сужается на школьных успехах. Ребенок заранее настраивается только на отличную учебу, и любые неудачи излишне драматизируются. Часто перед школой родители дают установку, что все – теперь никаких игрушек, только школьные занятия. При этом у ребенка формируется ожидание учебы как конца беззаботного детства, то есть ожидание потери и лишение радости. Выше уже говорилось, что именно в игровой и творческой деятельности формируются важные составляющие школьной успешности. Да и умение отдыхать и радоваться жизни является важной составляющей психического здоровья в любом возрасте.

 

«Условия ребенка для обучения» (позиция 15)

Чем выше показатель, тем благоприятнее условия для успешного вхождения в школьную жизнь. Даже в самых стесненных материальных или жилищных условиях у ребенка с поступлением в школу должно появиться свое рабочее место, даже, если это только часть стола, который он делит с кем-то из членов семьи. Это способствует формированию позиции школьника как нового этапа взросления, является составляющей формирования ответственности за свою учебную деятельность.

Уже говорилось, что режим дня для ребенка является средством влияния на регуляторные функции мозга. Первоклассники сильно устают. Даже просто поддерживать правильную позу за партой для ребенка нелегко, а все остальные составляющие школьной жизни, избыток впечатлений, эмоциональных реакций! Но реагируют на утомление дети по-разному. Взрослые быстрее понимают, что ребенок устал, если он буквально «валится с ног», такой ребенок может засыпать после уроков. Труднее понять, что капризы, негативизм, нежелание читать или говорить о школе может быть проявлением усталости. Еще чаще взрослые не понимают, что некоторые дети на усталость дают так называемую парадоксальную реакцию: чем более такой ребенок устает, тем более активным и возбужденным он кажется. Родители могут считать своего ребенка неутомимым, так как его очень трудно уложить в постель, он может допоздна «скакать». Порой родители стараются загрузить такого ребенка как можно больше, чтобы «он израсходовал свою энергию», отдавая его, например, в спортивную секцию с интенсивными и частыми тренировками.

 На самом деле такой ребенок очень сильно переутомлен и непонимание этого грозит истощением и срывом, приводящим иногда к болезни, иногда к стойкому рассогласованию учебной деятельности. Ребенок просто пропустил тот момент, когда его нервная система еще могла переключиться на режим отдыха, а теперь он как бы «проскочил» эту возможность и не может расслабиться. Самый оптимальный способ помочь ребенку наладить работу нервной системы – это создание своеобразных «ритуалов», то есть системы действий, помогающих переключиться, например, при отходе ко сну. Создание режима требует усилий со стороны семьи, сначала необходимо создать привычные стереотипы, а, значит, придется терпеливо выполнять одни и те же действия. При укладывании спать важно уловить момент, когда ребенок уже устал, но еще не переутомился. Последовательность действий, следующих друг за другом, позволяет мозгу ребенка поэтапно снижать активность: посмотрели передачу – уже началось снижение активности, попили молочка – еще снизилась, умылись-помылись – еще, сказка и поцелуй – уже готов заснуть. Неукоснительное соблюдение режима в выходные и праздники способствует меньшим затратам нервной системы на адаптацию, повышению работоспособности ребенка, снижению капризов и тревожности.

Родителям гиперактивных детей, детей с неустойчивым вниманием необходимо обратить внимание, что перенасыщенная обстановка рабочего места, с большим количеством ярких аксессуаров, может отвлекать ребенка во время занятий. Рабочее место маленького школьника должно быть оформлено в стиле минимализма – только необходимое. Множество симпатичных школьных принадлежностей, наклеек и пр. не должно быть в поле зрения ребенка во время занятий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.006 с.)