Институт содержания и методов обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт содержания и методов обучения



ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ОТДЕЛ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Рекомендации

Для родителей

По интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе

 

Материалы подготовлены О.В. Даниленко

Г.С. Ковалевой, Н.В. Нурминской

 

Москва, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. начало школьного обучения..................................................................................................... 3
2. готовность к обучению в школе. особенности проекта.................................................... 3  
3. готовность к освоению учебной программы...................................................................... 12 Познавательная сфера (позиции 1-4)......................................................................................... 12 Общая успешность в 4-х тестах (позиция 5)............................................................................... 15 Навыки чтения, письма, счета (позиция 6).................................................................................. 15  
4. индивидуально-личностные особеннсти ребенка............................................................ 18 Мотивация (позиция 7).................................................................................................................... 18 Усвоение норм поведения в школе (позиция 8).............................................................................. 22 Успешность функционирования в роли ученика (позиция 9)....................................................... 24 Взаимодействие со сверстниками (позиция 10)........................................................................... 24 Эмоциональная стабильность (нетревожность) (позиция 11)................................................. 26 Эмоциональное благополучие (позиция 12).................................................................................... 28  
5. условия успешного старта...................................................................................................... 30 Подготовка к школе в семье (позиция 13)..................................................................................... 30 Установки родителей по отношению к школьному обучению (позиция 14)............................. 31 Условия ребенка для обучения (позиция 15)................................................................................... 31 Помощь ребенку в обучении (позиция 16)...................................................................................... 32  
6. интегральные показатели успешности адаптации........................................................... 34 Цена адаптации ребенка к школе (позиция 17)............................................................................ 35 Индивидуальные особенности здоровья (позиция 18).................................................................. 35 Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка (позиция 19)............................... 36 Оценка уровня готовности ребенка к школе глазами учителя и родителя (позиции 20,21)... 37 Возрастное соответствие массы тела и роста (позиция 22)................................................... 38 Физкультурная группа (позиция 23)............................................................................................... 38 Группа здоровья (позиция 24).......................................................................................................... 38
7. пример интерпретации профиля готовности учащегося к обучению в школе............. 40
8. успешность обучения ребенка в ваших руках (вместо заключения)............................ 41
 
Приложение 1 Игра с таймером для гиперактивных детей.................................................. 43
Приложение 2 Игра для тренировки произвольного внимания с секундомером........... 45
Приложение 3 Приемы и методы для улучшения саморегуляции организма ребенка. 46

НАЧАЛО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

В жизни Вашего ребенка и всей Вашей семьи наступил очень важный период – начало школьного обучения. Вероятнее всего, Вы уже давно задумывались о будущей школьной жизни ребенка, старались подготовить его к школе, рассказывали ребенку о школе. И вот этот ответственный момент наступил. Начались школьные будни, а вместе с ними – процесс приспособления ребенка и всей семьи к новой жизни.

В момент поступления в школу ребенок переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него этот переход связан с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений.

Интенсивность новых событий для первоклассника в этот период необыкновенно высока: ребенку необходимо каждый день приходить в новое для него место и оставаться без родителей среди новых людей, нужно освоить целую систему правил поведения, которые соответствуют роли ученика, научиться вслушиваться в слова учителя, когда он обращается ко всему классу, а не к нему персонально, необходимо приспособиться к одноклассникам. И самое главное – необходимо усваивать программу обучения.

В этот период формируется индивидуальный стиль учебной деятельности Вашего ребенка, стиль поведения в классе, подготовки домашних заданий. Все это происходит очень быстро, одни события накладываются на другие, и не всегда взрослые, как учителя, так и родители, замечают сразу возникающие у ребенка затруднения. Однако возникающие затруднения сразу же влияют на дальнейший процесс приспособления к школьной жизни. Без своевременной помощи даже небольшая, на первый взгляд, проблема разрастается, как снежный ком.

Большое значение для успешного вхождения в школьную жизнь имеет своевременная поддержка ребенка, когда взрослые стараются предотвратить серьезные проблемы, помогая формировать у ребенка новые стереотипы поведения, стиль учебной деятельности, позволяющие достигать желаемого успеха.

 

Познавательная сфера

· 1.Тест «Рисунок человека»

· 2. Тест «Графический диктант»

· 3. Тест «Образец и правило»

· 4. Тест «Первая буква»

· 5. Общая успешность в 4-х тестах.

· 6. Навыки чтения, письма, счета

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО СТАРТА

ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОФИЛЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

На представленном на стр. 10 профиле готовности к школе учащегося видно, что по показателям «Познавательная сфера» данный ученик продемонстрировал хорошие результаты, в основном не отличающиеся от большинства учащихся данного региона. По тесту «Образец и правило» учащийся продемонстрировал очень хороший результат, выше, чем у большинства детей в классе. По тесту «Графический диктант» результат учащегося и класса имеет среднее значение. Высокий результат учащийся имеет по шкале «Навыки чтения, письма, счета». Результат класса в целом значительно ниже.

По шкалам «Мотивация» и «Усвоение норм поведения в школе» учащийся также демонстрирует высокий результат, выше, чем у класса в среднем, хотя находится в зоне стандартного отклонения внутри пунктирной линии. Выделяются результаты по шкале «Эмоциональная стабильность (нетревожность)», достаточно высокое значение показателя (намного выше, чем в классе) требует дополнительного анализа. Ребенок достаточно уверенный в себе, не теряется при ответе, не боится сделать ошибку, не огорчается, если не выходит задание. В целом описание положительное. Однако, в новой ситуации, да еще предоставляющей столь разнообразные стимулы, как школа, повышение тревожности является нормальным явлением, более того, эта тревога и запускает адаптационный процесс. Если ребенок вообще не проявляет тревожности, это может свидетельствовать о различных проблемах в адаптации: например, нарушении распознавания эмоций, как своих, так и чужих; непонимании важности учебы; непонимании реакции учителя. Однако, следует обратить внимание, что в данном случае тревожность хоть и значительно снижена, но все равно остается в границах нормы.

В связи с заниженной тревожностью следует обратить внимание на показатель 14 «Установки родителей по отношению к школьному обучению». Значение этого показателя находится на нижней границе нормы и также значительно ниже показателей по классу. Семья этого ребенка не делает культа из учебы, не зацикливается на успехах ребенка. Возможно, поэтому и ребенок не тревожится – если учеба не является такой важной, то и тревожится не о чем, но и трудно тогда ждать от ребенка серьезного отношения к учебе. Необходимо проанализировать дополнительно, на сколько реалистично восприятие родителями своего отношения к учебе ребенка и понимание самим ребенком ответственности школьной деятельности и его успехов. Важно не пропустить момент формирования правильного стиля учебной деятельности у ребенка.

По всем показателям, характеризующим адаптационный потенциал ребенка, он ничем особенным не отличается от большинства детей в классе и имеет значения в пределах нормы. Уровень готовности ребенка к школе - средний, и, по мнению учителя, и, по мнению его родителей.

Следует обратить внимание на состояние здоровья ученика. Оно отнесено ко второй группе, имеются возрастные отклонения – соотношение массы тела и роста - ниже нормы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Введение и обоснование

Игры с таймером была разработаны для того, чтобы повысить у гиперактивных детей мотивацию к контролю своих реакций и дать им возможность почувствовать удовлетворение от выполненного действия. В настоящее время существует несколько разработанных для этого игровых техник. У всех из них есть общее – использование положительного подкрепления за успешное выполнение, постепенное усложнение упражнений, перенос внимания ребенка на интересный и понятный ему компонент задания. Игра с таймером способствует развитию навыков самоконтроля – это один из ее основных психотерапевтических факторов. Если игра ребенку интересна, он проявляет настойчивость, которая, вполне вероятно, позволит ему справиться с задачей и получить определенное вознаграждение. Для возбудимого ребенка очень важно почувствовать успех в игре, что даст ему не только ощущение победы, но и своей компетентности.

Приводим два варианта, доступных для практического применения в домашних условиях.

 

Описание техники

Для работы необходимо иметь: таймер, фишки, принадлежности для рисования, кубики и ряд простых детских книжек для самостоятельного чтения. Ребенку предстоит выполнить одну из следующих задач: построить из кубиков башню, нарисовать картинку, раскрасить сделанное по трафарету изображение или прочесть книжку. Взрослый предлагает игру с таймером:

 

– Сначала я дам тебе десять фишек. Вот кубики. Тебе нужно построить из них башню. На выполнение задания у тебя будет пять минут. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. Если ты вдруг отвлечешься от строительства башни, то должен будешь отдать мне одну фишку. Всякий раз, когда ты задашь мне какой-нибудь вопрос, начнешь заниматься чем-нибудь другим или разговаривать, ты должен будешь отдавать мне по одной фишке. Если же за пять минут ты ни разу не отвлечешься от своего дела, я дам тебе еще десять фишек. Когда наберешь пятьдесят фишек, ты сможешь затем взять все, что захочешь, из "сумки с сокровищами", - в этой сумке находятся заранее приобретенные маленькие игрушки. - Хочешь спросить что-нибудь?

 

Ребенок может поинтересоваться, что ему делать по окончании строительства башни. На это психотерапевт может сказать:

 

– Хороший вопрос. Ты должен продолжать строить что-нибудь другое. Когда пройдет пять минут, таймер просигналит вот так, – взрослому нужно продемонстрировать сигнал таймера. - Ты получишь фишки, только когда закончится время.

 

В течение первых нескольких минут, пока ребенок выполняет задание, взрослый ему не мешает. Но его задача заключается в том, чтобы приучить ребенка делать свое дело, чтобы ни происходило вокруг - в комнате, в коридоре или на улице. Поэтому вскоре он может попытаться его чем-нибудь отвлечь. Вначале ребенок будет всякий раз бросать свое занятие, когда психотерапевт что-нибудь уронит, начнет заниматься уборкой и т. д. Если играть с таймером на протяжении нескольких сессий, мотивация ребенка значительно повысится, и он действительно захочет иметь пятьдесят фишек, чтобы завоевать приз. На следующем этапе работы, когда ребенок получит приз, можно предложить ему поиграть снова, удлинив время работы на пять минут. В конце концов, можно приучить ребенка к сосредоточенной деятельности в течение всего времени занятия.

 

Показания и рекомендации к применению

 

Предлагаемое упражнение очень полезно гиперактивным детям с неустойчивым вниманием. Интересная игра в безопасной обстановке позволяет им почувствовать свою способность успешно справляться с поставленной задачей. Применяя определенную систему поощрения и наказания, можно мотивировать ребенка к работе, однако наиболее значимым для него, по-видимому, является самоощущение успеха. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на лицо ребенка в тот момент, когда он получает дополнительные десять фишек за то, что ни разу не отвлекся от своего дела.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Концентрация.

Эти упражнения повышают способность сохранять внимание, позволяют отвлечься от тревожных мыслей, снять напряжение.

Инструкция. Сесть удобно, боком к спинке стула, чтобы не опираться, сидение не должно быть мягким.

Руки на коленях, глаза закрыты.

Дыхание через нос без напряжения. Стараться сосредоточиться лишь на том, что выдыхаемый воздух теплее вдыхаемого.

Далее возможно:

Медленный счет от1 до10, необходимо сосредоточиться на этом счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, необходимо начать сначала. Повторять в течении 5 минут.

Концентрация на слове. Выбрать короткое (лучше двусложное слово), вызывающее приятные эмоции. Это может быть имя любимого человека, название любимого места или блюда. Медленно произносить первый слог на вдохе, второй - на выдохе. Сосредоточьтесь на этом слове, теперь это слово – ваш пароль в мир концентрации.

Растяжки.

Когда человек испытывает стресс, то мышцы тела чрезмерно напрягаются, причем обычно это бывает определенная группа мышц, в зависимости от индивидуального типа реагирования. Сохраняющееся мышечное напряжение удерживает стрессовое состояние, приводя к чрезмерному утомлению и беспокойству. Тревожный ребенок особенно часто испытывает чрезмерное мышечное напряжение, например, при письме напрягаются не только мышцы руки, но и плеч, лица, особенно в области лба, что приводит к усталости и даже может провоцировать головную боль

Упражнения на растяжку можно использовать для предупреждения утомления в процессе урока, любого занятия, во время выполнения домашнего задания.

 

Упражнение «Жираф».

Можно выполнять с детьми с 6 лет.

1. Закрой глаза.

2. Сделай вдох и расслабься.

3. положи подбородок на грудь. Поверни подбородок и шею направо, затем налево. Повтори 3 раза.

4. Приподними плечи, затем опусти их. Повтори 3 раза. Подними каждое плечо несколько раз.

5. Сядь снова прямо и удобно. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной как у жирафа шеей.

Упражнение «Скала». Время: 2 мин. Возраст: 7-9 лет.

Цель: соединение со своей внутренней силой. Сосредо точение.

1. Встань прямо, поставив ступни ног параллельно на рас стояние 10 сантиметров друг от друга.

2. Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены.

3. Покачайся с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.

4. Покачайся на пятках, пока не почувствуешь легкое рас тяжение в икрах.

5. Постой несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота и груди. Ощути себя плотным и неподвижным, как скала.

6. Пусть партнер мягко толкнет тебя в плечо. Напрягись, сопротивляясь толчку.

1. Оставайся в этой позе сколько захочешь, можешь использовать «скалу» в лифте, автобусе или очереди.

2. Расслабься и пройдись. Обрати внимание на изменения в своих ощущениях. Ты чувствуешь.

Позитивное мышление.

Очень важно формирование позитивного мышления, позитивного настроя. Большинство тревожных детей не осознают, что они сами запугивают себя, рисуя в воображении негативные картины будущего. Для снижения стресса очень важно осознать негативные мысли, записать их, а, затем, искать способ переформулирования, превращения в позитивные утверждения.

 

Упражнение «Мыльные пузыри». Время не ограничено. Возраст: 8-11 лет

Цель: повышение самоуважения. Замена негативных мыслей на позитивные.

1. Сядьте, взяв карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соот носятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «я плохо себя чувствую», вы действительно себя почувствуете пло хо. Скажите себе: «я вздремну и буду чувствовать себя лучше». Запишите ваши негативные мысли.

Слева Справа
Я не могу это сделать Я это еще выучу
Я не буду, это слишком сложно Я попробую это сделать
Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо
Я не могу делать домашние задания, когда брат в моей комнате Я надену наушники, чтобы сосредоточиться, когда брат в моей комнате

 

2. На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево (как в комиксах). На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырьках справа— позитивные.

ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ОТДЕЛ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Рекомендации

Для родителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.041 с.)