История старообрядчества от XVII века                                                                 до нашего времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История старообрядчества от XVII века                                                                 до нашего времени.



Старообрядчество или древлеправославие - совокупность религиозных течений и организаций в русле Русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-1660-х годах патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу.  

Целью реформы являлось приведение к единообразной системе или формебогослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Константинопольской, а фактически создавались условия для секуляризации. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были преданы проклятию. Сторонники старых обрядов объявлялись еретиками. Они подвергались жестоким гонениям. Репрессии смягчил Петр I, законодательно ограничения в отношении старообрядцев были отменены лишь в начале ХХ века.

Ярым противником реформ патриарха Никона и праведным гонимым мучеником являлся Протопоп Аввакум.

Протопоп Аввакум - крупнейший деятель старообрядчества, личность яркая и противоречивая. Священник, которого староверы возвели в ранг святого, не признавал полутонов и компромиссов. За суровый характер и готовность «душу положить за овцы своя» его ненавидели враги и боготворили последователи.

Его авторитет в XVII веке был огромен: последователи называли Аввакума праведником и гонимым мучеником. Вельможи и паства, придерживавшиеся свободных нравов, ненавидели сурового попа за обличения. Священника избивали, бросали в застенки без еды и одежды, ссылали в суровую Сибирь, но дух и убеждения Аввакума не сломал никто – ни цари, ни вельможи. 

Цельная натура, талантливый оратор и проповедник, истинный поборник православия и философии старообрядчества – он примером показал, что значит бороться до конца.

Аввакум в одной из ссылок пять лет провел на территории современной Бурятии.        

В наши дни старообрядческие общины помимо России имеются в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Казахстане, Польше, Беларусии, Румынии, Болгарии, Украине, в Соединённых Штатах Америки, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкое согласие, осн. 1846), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле (Румыния).

Русская древлеправославная церковь образована поповцами, не признавшими Белокриницкую иерархию. Духовный центр церкви находится в Новозыбкове Брянской области. В России зарегистрировано 79 религиозных организаций РДЦ, в том числе: три централизованных, 74 местных общины. В юрисдикцию РДЦ входят епархии, монастыри и приходы, находящиеся в странах СНГ: Украине, Беларуси, Казахстане, Грузии, в дальнем зарубежье: в Румынии - пять приходов, в Болгарии - один приход.

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) - cовременное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии; принятые у поморов таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками). Имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский совет ДПЦ. Однако имеется и много иных «толков» и «согласий».       

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн человек. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие. В Бурятии, по разным оценкам, проживают 200 тыс потомков ссыльных сторонников древлеправославия, которых в Забайкалье называют «семейскими». ЮНЕСКО признало районы компактного проживания староверов в Бурятии одним из 19 регионов мира, хранящих «шедевры устного и нематериального мирового наследия».

В Бурятию первые старообрядцы прибыли более двух веков назад. Это были «польские выходцы», переселенные в Россию с территории Речи Посполитой, прозванные позднее в Забайкалье «семейскими». Свою новую Родину староверы за короткий срок превратили в хлебную житницу Восточной Сибири.       

Путь Аввакума» 2007 г.

Первая Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума» прошла в Республики Бурятия в 2007 году, собрав около 3 тысяч участников из 11 регионов России, 10 стран дальнего и ближнего зарубежья. Она была посвящена 250-летию начала массового переселения сторонников древлеправославия в Сибирь и Забайкалье. Во встрече принимали участие 20 древлеправославных священников различных церквей, более 100 ученых, занимающихся непростой историей раскола в православии.        

Участники первой встречи староверов мира «Путь Аввакума» призвали создать международное общественное движение «Старообрядцы мира». Обращение к единоверцам поддержать эту инициативу было принято в Улан-Удэ 1 июня 2007 года. Главными целями движения декларировались сохранение уникальной культуры старообрядцев, а также сохранение «древлеправославного благочестия», которое чтят все многочисленные направления дониконианского православия. 

Одним из механизмов сотрудничества староверов разных стран и толков предполагался координационный совет. Россию в нем должно было представлять учрежденное в этот же день межрегиональное движение староверов. Кроме того, не исключалось развитие системы договоров о совместной деятельности и взаимопомощи, которые уже заключены и действуют между староверческими общинами Украины, Эстонии и Латвии. Их лидеры поддерживали создание международного движения старообрядцев, но подчеркивали, что его деятельность должна соответствовать законам тех стран, где живут староверы.  

Мероприятия, посвященные встрече старообрядцев мира «Путь Аввакума», начались 30 мая 2007 года.Торжественная церемония открытия прошла 31 мая на стадионе 25-летия Бурятской АССР. В этот же день встретились и участники научно-практической конференции.

В Бурятии в этот день предстояла встреча с делегациями из Польши, Эстонии, Украины, США, Японии и 11 регионов России. Одних только участников музыкальных коллективов около 800 человек. Здесь встретились потомки тех, кто вынужден был покинуть родные земли во имя сохранения веры. Отдельная строка в череде мероприятий было посещение села Тарбагатай, место прибытия первых старообрядцев.

Владимир Прокопьев, в 2007 году министр культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия, говорил: «Ансамбль «Судьбинушка» признан шедевром мирового нематериального культурного наследия человечества и для моих коллег, которые приедут со всех субъектов Российской Федерации, для руководства министерства культуры и массовых коммуникаций, думаю, будет очень интересно.Уникальная встреча – не только повод вспомнить о былом, но и шанс сохранить наследие старообрядцев. В частности, из Нижнего Новгорода привезут землю с родины Аввакума, а из города Нарьян-Мар – землю с места захоронения протопопа. Кроме того, изданы уникальные по содержанию материалы».

Надежда Донсоронова, директор Республиканского центра народного творчества, сообщила: «Издали сборник песен старообрядцев – расшифровку песен. Это многолосье, это то, что отличает певческие традиции старообрядцев. Такой сборник выпускался в только 1967 году».

За четыре дня жители и гости Бурятии смогли узнать традиции и обычаи старообрядцев. Выставки, презентации, концерты, конкурсы и спортивные соревнования.

Так же, в рамках Всемирной встречи прошло театрализованное представление «Беловодье»,автором сценария и постановки которого является В. Г. Столбовский, проректор по творческой деятельности Восточно-Сибирского Государственного Института Культуры.

 Был проведен большой анализ исторических фактов и документальной литературы, которые проецировались через игровые моменты, диалоги персонажей и вставные номера.

Первая часть представления была взята из «Житие́ протопопа́ Авваку́ма, им сами́мнапи́санное» — уникальный памятник русской литературы XVII века. У «жития» есть главное отличие от других произведений того времени — нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы.

Вторая часть, это события времен Екатерины Великой. О новой волне репрессий, ссылок старообрядцев и сжигание их церквей, скитов и древних книг.

Третья часть, о том, как старообрядцем дали вольную, разрешили креститься двумя перстами, и они получили возможность на самостоятельное существование.

Все действия театрализованного представления «Беловодье», должны были проходить на Площади Советов, сценарий уже был утвержден на уровне президента Бурятия, но проводился на стадионе.

Путь Аввакума» 2015 г.

2015 год стал юбилейным для старообрядцев Республики Бурятия, так как в 1765 год во исполнение Указа императрицы Екатерины II началось массовое заселение старообрядцами Забайкалья.

В связи с этим возникла необходимость принятия решения Правительства и Народного Хурала о проведении в Республике Бурятия II Встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» в июле-августе 2015 г. в г. Улан-Удэ и районах компактного проживания «семейских» Забайкалья. Для проведения этого важного мероприятия был создан Оргкомитет, в который входили первые лица руководства республики, деловых кругов и общественности Бурятии.

Главной целью «Встречи» являлось всемерное содействие процессу возрождения, сохранения и развития традиционной народной культуры семейских - старообрядцев Забайкалья, которая в Париже провозглашена ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества».

Существует мнение, что семейские, люди со странным менталитетом, нелюдимые, не умеющие веселится и считающиеся для многих отшельниками. Задача Международного фестиваля старообрядческих хоров и фольклорных коллективов «Раздайся Корогод!»была развеять и вообще разрушить этот миф. Показать, что на самом деле семейский народ веселый и  открытый для общения, обрядов и забав. Многочисленные соревнования по народным играм и забавам, Республиканский детский фестиваль семейской песни стали достижением этого творчества и истинным примером возрождения народной художественной культуры.

В рамках «Встречи» в городе Улан-Удэ и районах республики были проведены ряд мероприятий, направленных на сохранение и развитие всех сторон культуры и традиций старообрядцев:

 

 

· Всестарообрядческий собор.

· Международную научно-практическую конференцию: «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи» На конференции обсудили вопрос об учебном заведении для семейских и приняли резолюцию по его созданию.

· Для сохранения и развития «Шедевра устного и нематериального наследия человечества» возобновили работы целевой республиканской программы «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских» (2001-2006 гг.). Разработали такую программу на новый период с определением объемов и источников финансирования.

 

· Провели конференцию с участием педагогов и учителей по традиционному старообрядческому духовно-нравственному воспитанию. На конференции обсудилирезультаты и подвести итоги Приказа №963 от 8 декабря 2005 г. Министерства образования и науки Республики Бурятия «Об изучении в общеобразовательных школах Республики Бурятия истории и культуры семейских (старообрядцев) Забайкалья». Познакомились с опытом духовно-нравственного воспитания старообрядцев проживающих за рубежом. Обменялись опытом со староверами-липованами Румынии по системе обучения родной культуры старообрядцев в общеобразовательной школе Румынии и других странах.

· Разработали пилотный план мероприятий в г. Улан-Удэ по переходу на систему семейского традиционного воспитания детского садика и общеобразовательной школы.

· Презентация туристических маршрутов и паломничество по святым местам старообрядцев Бурятии.

· Освящение построенных старообрядческих церквей, закладка первого камня в основу новых храмов.

· Установление поклонных крестов и памятных знаков, посвященных 250-летию начала массового заселения старообрядцами Забайкалья.

· К «Встрече» установили в г. Улан-Удэ памятник-часовню во имя священномученика протопопа Аввакума, которая  стала украшением города.  

Для участия в мероприятиях «Встречи» пригласили предстоятелей Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Православной Старообрядческой Церкви (зарубежом), Русской Древлеправославной Церкви, главу совета Древлеправославной Поморской Церкви, представителей старообрядческой церкви регионов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Прибалтики, Румынии, Австралии, Канады, США и др.   

II Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума» стала важным консолидирующим фактором развития культуры старообрядцев, праздником всего населения Республики Бурятии.

Путь Аввакума» 2020 г.

В Бурятии в 2020 году, как и во всей России состоятся празднования в честь 400-летия со дня рождения «неистового» протопопа Аввакума - идеолога старообрядчества. В проекте плана юбилейных республиканских мероприятий уже обозначена III Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума», сообщили в пресс-службе правительства республики.

Кроме того, запланированы: VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»; международный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!»; выставка-ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства; республиканский смотр-конкурс культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций» и другие события.

Всероссийский организационный комитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 400-летию протопопа Аввакума, создан по поручению президента РФ Владимира Путина.
В Бурятии по поручению главы республики Алексея Цыденова создан аналогичный организационный комитет, который возглавил заместитель председателя правительства республики Баир Цыренов. В его состав вошли представители Народного Хурала, министерства культуры, образования и науки, туризма, государственного архива, муниципальных образований, старообрядческого духовенства и общественности.     

На очередном заседании оргкомитета были рассмотрены предложения по проведению юбилейных мероприятий в Улан-Удэ и районах республики.

«Их необходимо проводить в связке - и федеральные, и республиканские, и районные, - подчеркнул Баир Цыренов – Я прошу муниципалитеты мобилизовать все свои усилия, активно и результативно участвовать в подготовке юбилея».         

На заседании прозвучали предложения проработать вопросы по внесению в республиканский и федеральный планы новых мероприятий: научно-практической конференции памяти Ф.Ф. Болонева; школьной конференции «Семейские в панораме веков»; форума по ткачеству; выставки работ японского фотографа, запечатлевшего быт русских староверов начала XX века; реставрации Никольской церкви в Этнографическом музее народов Забайкалья; съёмки фильма о старообрядцах.  

Особо хотелось бы отметить, что издание энциклопедического справочника было приурочено к празднованию 250-летия прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. Выход в свет этого издания имел огромный положительный резонанс среди населения и руководящих структур Бурятии. Проведение 2015 г. Второго международного форума встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» стало не только показателем заботы государства о сохранении различных этногрупп Республики Бурятия, но также продемонстрировало.как совместными усилиями можно затормозить процесс угасания уникальных культур и придать им позитивный импульс, направленный на возрождение, сохранение и дальнейшее их развитие 7-9 августа.

Заключение

Раскол последней трети семнадцатого века — ᴄᴫᴏжное социально — религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер.

Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и ᴨᴏᴛому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.

К консервативным чертам можно отнести: идеализацию и защиту старины; проповедь национальной замкнутости; враждебное отношение к распростᴘẚʜᴇнию светских знаний пропаганда принятия мученического венца во имя "старой веры" как единственного пути спасения души;

К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести: освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви; оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.

Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

 

Список используемой литературы

1. Александр Б. (Бровкин, еп.Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. СПб., Изд. Д.Е.Кожанчикова, 1861. Т. 1. 291 с. Т. II. 340 с.     

2. Станиловский A.M. Записки // Труды Восточно-Сибирского отдела Рус. ГО. Иркутск, 1912. - №7.

3. Александров Д. свящ. Новейшая полемика с расколом // Миссионерское обозрение. 1911. Июнь–декабрь.

4. Владышевская Т.Ф. К вопросу о связи народного профессионального певческого искусства // Музыкальная фольклористика. М.: Сов.композитор, 1978. - Вып. 2. - С.315 -336.

5. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной истории. СПБ., 1870.

Московского и всея России. М., 1859.   

6. Лурье С.В. Историческая этнология. М.,1997.

7. Барсов Е.В.А. Денисов Вторушин как выговский проповедник // ТКДА. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1867. № 2. С. 243–262; № 4. С. 81–95.

8. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви.- Барнаул, 1999.

9. Барсов Е.В.С. Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII века // ТКДА. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1866. № 2. С. 174–230; № 6. С. 168–230; № 7. С. 285–304; № 12. С. 570–588.

10. Попова A.M. Семейские: (Забайкальские старообрядцы). -Верхнеудинск, 1928.

11. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII–XVIII вв. М., 1890.

12. https://gazeta-n1.ru/news/society/75193

13.  Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. – СПб., 2001.

14. https://www.factruz.ru/history_mistery_2/protopop-avvakum.htm

15. Журналы «Праздник», «Живая старина», «Народное творчество».

16. Настасе Д. Заметки об имперской идее на Руси до 1453 г.//Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центов идеологии и культуры до XVII в. VI Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 28–30 мая 1986 г. М., 1997.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.043 с.)