Реформы Никона и старообрядчество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы Никона и старообрядчество



Оглавление

Введение

Глава 1. Раскол Русской Церкви 4

1.1 Причины и сущности Раскола4

1.2 Реформа Никона и старообрядчество7

1.3 Последствия и значения церковного Раскола 9

Глава 2. Развитие старообрядческой культуры в России 12

2.1 Исторические аспекты развития                                                          12

2.2 Воспитательная роль семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры старообрядцев                                                                  15

2.3Церковно–певческие традиции18

2.4 Роль научных исследований в сохранении и развитии традиций сейских Забайкалья                                                                                   22

Глава 3. Праздник как возрождение и сохранение

народно-художественной культуры,на всемирной

встречи старообрядцев «Путь Аввакума»                                                      30

3.1 История старообрядчества от XVII века до нашего времени      30

3.2 «Путь Аввакума» 2007                                                            33

3.3 «Путь Аввакума» 2015                                                            36

3.4 «Путь Аввакума» 2020                                                                39

Заключение»                                                                                                      41

Список используемой литературы                                                                  43

 

 

Введение

Цель данной работы – осуществить анализ истории русской церкви неразрывно связаной с историей России. Любое кризисное время, так или иначе, сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжелых времён в истории России — Смутное время — естественно также не могло не сказаться и на ее положении. Брожение в умах, вызванное Смутным временем, привело к расколу общества, что закончилось расколом Церкви.

Рассмотреть события, связанные с церковной реформой Никона, в историографии традиционно придается большое значение.В переломные моменты Российской истории принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом. Поэтому обращение к таким периодам как период церковного раскола представляется особенно важным и актуальным.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что вРеспублики Бурятия в 2020 году, как и во всей России, состоятся празднования в честь четырёхсотлетия со дня рождения «неистового» протопопа Аввакума - идеолога старообрядчества. В проекте плана юбилейных республиканских мероприятий уже обозначена III Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума». Также, запланированы: VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»; международный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!»; выставка-ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства; республиканский смотр-конкурс культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций» и другие события.

Раскол Русской Церкви

Причины и сущность Раскола

 

В середине XVII века начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Ее причины исследователями оцениваются по-разному. В исторической литературе преобладает точка зрения, согласно которой процесс становления абсолютизма вел с неизбежностью к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха, считая Никона последовательным идеологом «симфонии власти»’.

Инициативу в отказ от этой теории они усматривают в деятельности царской администрации и влиянии протестантских идей.
Православный раскол стал одним из ведущих событий в российской истории. Раскол 17 века был вызван сложными временами того времени и несовершенством взглядов.

Великая смута, накрывшая тогда державу, и стала одной из причин церковного раскола.Церковный раскол 17 века повлиял как на мировоззрение, так и на культурные ценности народа.        

В 1653-1656 гг., во время царствования Алексея Михайловича и патриаршества Никона, была проведена церковная реформа, направленная на унифицирование религиозных обрядов, исправление книг по греческим образцам. Ставились также задачи централизации церковного управления, увеличения сбора налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Внешнеполитические цели реформы состояли в том, чтобы сблизить российскую церковь с украинской в связи с воссоединением Левобережной Украины (и Киевом) с Россией в 1654 г. До этого воссоединения украинская православная церковь, подчинявшаяся Константинопольскому греческому патриарху, уже прошла аналогичную реформу. Именно патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.      

Церковная реформа по сути дела, имела весьма ограниченный характер. Однако эти незначительные перемены произвели потрясение в общественном сознании, были крайне враждебно восприняты значительной частью крестьян, ремесленников, купцов, казаков, стрельцов, низшего и среднего духовенства, а также некоторыми аристократами.
Все эти события и стали причинами церковного раскола. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев, которые первоначально называли себя старолюбцами; сторонники реформы называли их раскольниками. 

Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), а лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а раскольниками. Встретив сопротивление, правительство приступило к репрессиям против «старолюбцев».

Священный собор 1666-1667 гг., одобрив результаты церковной реформы, сместил Никона с поста патриарха, а раскольников предал проклятию за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. В 1674 г. старообрядцы приняли решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин. Раскол не преодолен и по сей день.

Русский раскол – значимое событие в истории церкви. Раскол православной церкви стал следствием тяжёлых времён, которые переживала великая держава. Смутное время не могло не отразиться на ситуации в России и истории раскола церкви.  

На первый взгляд может показаться, что причины раскола лежат только в основе никоновской реформы, однако это не так. Так, только выйдя из смутного времени, перед началом истории раскола Россия всё ещё переживала бунтарские настроения, что и явилось одной из причин раскола. Были и другие повлекшие протесты причины церковного раскола Никона: Римская Империя перестала быть единой, и сложившаяся политическая ситуация также повлияла на возникновение православного раскола в будущем.

У реформы, ставшей одной из причин церковного раскола 17 века, были следующие принципы:         

1. Причины церковного раскола возникли, в частности, из-за запрета старообрядческих книг и введения новых. Так, в последних вместо слова «Исус» начали писать «Иисус». Конечно, эти нововведения не стали главным подспорьем для возникновения церковного раскола Никона, однако вкупе с другими факторами стали провокаторами церковного раскола 17 века.

2. Причиной раскола явилась и замена 2-перстного креста 3-перстным. Причины раскола спровоцировала и замена коленных поклонов на поясные.

3. У истории раскола было и другое подспорье: так, крестные ходы стали проводиться в обратном направлении. 

Эта мелочь вместе с другими подтолкнула к началу православного раскола. Таким образом, предпосылкой к возникновению церковного раскола Никона была не только реформа, но и волнения, и политическая ситуация. История раскола имела серьёзные последствия для людей.       

Церковно-певческие традиции

Современное состояние церковно-певческой культуры семейск Забайкалья характеризуется прежде всего устной формой бытован культовых напевов. В отличие от неуставной хоровой музы послереформенной церкви древнерусское пение является уставным любая из его сторон (осмогласие, жанровые характеристики, традиц музыкального элемента) регламентируются общим богослужебны каноном. Непосредственное отношение к певческому канону имечинопоследование (место и функция песнопения в службе) и календа (регламентированная смена песнопений и гласов). Песнопения чтения, сменяющие друг друга, не воспринимаются ограниченно и обособленно.

Однако в обрядовой практике семейских произошли некоторые изменения по сравнению со старыми обрядами. Они связаны со служением без священника, вследствие чего из чинопоследования исчезли возгласы, прошения и молитвы. Вместе с исчезновением определенных священнодействий в ряде случаев опускаются и песнопения, которые им сопутствуют. В других случаях, оставаясь в чинопоследовании, песнопения оказываются помещенными в иную обрядовую ситуацию.

В современной практике семейских сохраняется много особенностей, сформированных традицией и отличающихся от уставных требований. Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на "песенное" исполнение псалмов 140, 141, 129, 116 и полиелейных псалмов.

Первые поются с особыми припевами к отдельным стихам, причем к стихам каждого из псалмов положен свой припев: к стихам 140 псалма - "Услыши мене Господи", к стихам 141 псалма - "Воззвах к Тебе спаси мя", к стихам 129 и 116 псалмов - "Христе Спасе помилуй нас".

Изменения, произошедшие в общем богослужебном каноне, определили многие богослужебные параметры певческого канона. Огромное влияние оказали и богослужебные традиции.

Певческие книги старообрядцев сложились на основе древнерусских типов книг. Основное отличие книг, сложившихся в старообрядческой практике, прослеживается в упрощении обрядов и служб, что отразилось в исполнительской манере, сохранности музыкальных текстов и, самое главное - в разном сокращении их состава.

В полном богослужении удержались основные книги, годового круга: Октоих, Триоди, Праздники, Трезвоны и Обиходы.

Октоих - книга, появившаяся на Руси в XIII в. Певческий вариант складывается в древнерусской традиции к XV в. Возникновение Октоиха связывают с именем византийского императора VIII в. Иоанна Дамаскина, который, по преданию, упорядочил пение, изложив его в 8 гласах - ладах (отсюда - Октоих). Первоначально в книгу были включены воскресные службы, авторство которых приписывают Иоанну Дамаскину. Расширение Октоиха и его оформление в одну книгу осуществил, по преданию, Иосиф Песнописец в 861 г., составив "Великий Октоих". В древнерусской традиции Октоих обычно называется "Книга глаголемая Октоих, сиречь Осмогласник. Творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина". При этом сложилась традиция давать изображение ИаоннаДамаскина подобно изображению царя Давида в Псалтыре или евангелистов и апостолов в книгах "Библия" и "Апостол". Песнопения распределялись в русском Октоихе по восьми разделам - гласам, а внутри их по дням недели в строгом порядке, зависимом от времени исполнения.

Песнопения будних (седмичных) дней делились на вечерние и утренние. Воскресные же имели песнопения субботних малой и великой вечерен, повечерия, а также полунощницы и утрени.

Триоди - наиболее древние книги византийской традиции, известны в России с XI в. Название Триодь переводится как Трипеснец (это малая композиция канона, состоящая из трех песен -од). В состав Триодей вошли произведения многих византийских авторов: V в. - Авксения, Анастасия Синаита, Романа Сладкопевца; VII - VIII вв., когда была создана основная часть гимнов - Софрония, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, КозьмыМаюмского и др. В IX в. братья Феодор и Иосиф Студиты пытались придать книге завершенный характер. Перевод Триодей на славянский язык был сделан в Болгарии в 916 г. Последующие переводы повлекли за собой разночтения, в силу чего тексты неоднократно исправлялись.

В певческие Триоди вошли песнопения подготовительных недель к Великому Посту («недели»: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная), 7 седмиц поста, седмицы пасхального цикла ("недели":Пасхальная и Фомина, Жен-мироносиц, о расслабленном, о самарянине, о слепом, святых отец и Пятидесятница) и первой седмицы по Пятидесятнице ("неделя" Всех святых). Славянские Триоди делятся на Постную (до 6-й недели Великого Поста) и Цветную (с Лазаревой субботы до "Недели всех святых").

Путь Аввакума» 2007 г.

Первая Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума» прошла в Республики Бурятия в 2007 году, собрав около 3 тысяч участников из 11 регионов России, 10 стран дальнего и ближнего зарубежья. Она была посвящена 250-летию начала массового переселения сторонников древлеправославия в Сибирь и Забайкалье. Во встрече принимали участие 20 древлеправославных священников различных церквей, более 100 ученых, занимающихся непростой историей раскола в православии.        

Участники первой встречи староверов мира «Путь Аввакума» призвали создать международное общественное движение «Старообрядцы мира». Обращение к единоверцам поддержать эту инициативу было принято в Улан-Удэ 1 июня 2007 года. Главными целями движения декларировались сохранение уникальной культуры старообрядцев, а также сохранение «древлеправославного благочестия», которое чтят все многочисленные направления дониконианского православия. 

Одним из механизмов сотрудничества староверов разных стран и толков предполагался координационный совет. Россию в нем должно было представлять учрежденное в этот же день межрегиональное движение староверов. Кроме того, не исключалось развитие системы договоров о совместной деятельности и взаимопомощи, которые уже заключены и действуют между староверческими общинами Украины, Эстонии и Латвии. Их лидеры поддерживали создание международного движения старообрядцев, но подчеркивали, что его деятельность должна соответствовать законам тех стран, где живут староверы.  

Мероприятия, посвященные встрече старообрядцев мира «Путь Аввакума», начались 30 мая 2007 года.Торжественная церемония открытия прошла 31 мая на стадионе 25-летия Бурятской АССР. В этот же день встретились и участники научно-практической конференции.

В Бурятии в этот день предстояла встреча с делегациями из Польши, Эстонии, Украины, США, Японии и 11 регионов России. Одних только участников музыкальных коллективов около 800 человек. Здесь встретились потомки тех, кто вынужден был покинуть родные земли во имя сохранения веры. Отдельная строка в череде мероприятий было посещение села Тарбагатай, место прибытия первых старообрядцев.

Владимир Прокопьев, в 2007 году министр культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия, говорил: «Ансамбль «Судьбинушка» признан шедевром мирового нематериального культурного наследия человечества и для моих коллег, которые приедут со всех субъектов Российской Федерации, для руководства министерства культуры и массовых коммуникаций, думаю, будет очень интересно.Уникальная встреча – не только повод вспомнить о былом, но и шанс сохранить наследие старообрядцев. В частности, из Нижнего Новгорода привезут землю с родины Аввакума, а из города Нарьян-Мар – землю с места захоронения протопопа. Кроме того, изданы уникальные по содержанию материалы».

Надежда Донсоронова, директор Республиканского центра народного творчества, сообщила: «Издали сборник песен старообрядцев – расшифровку песен. Это многолосье, это то, что отличает певческие традиции старообрядцев. Такой сборник выпускался в только 1967 году».

За четыре дня жители и гости Бурятии смогли узнать традиции и обычаи старообрядцев. Выставки, презентации, концерты, конкурсы и спортивные соревнования.

Так же, в рамках Всемирной встречи прошло театрализованное представление «Беловодье»,автором сценария и постановки которого является В. Г. Столбовский, проректор по творческой деятельности Восточно-Сибирского Государственного Института Культуры.

 Был проведен большой анализ исторических фактов и документальной литературы, которые проецировались через игровые моменты, диалоги персонажей и вставные номера.

Первая часть представления была взята из «Житие́ протопопа́ Авваку́ма, им сами́мнапи́санное» — уникальный памятник русской литературы XVII века. У «жития» есть главное отличие от других произведений того времени — нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы.

Вторая часть, это события времен Екатерины Великой. О новой волне репрессий, ссылок старообрядцев и сжигание их церквей, скитов и древних книг.

Третья часть, о том, как старообрядцем дали вольную, разрешили креститься двумя перстами, и они получили возможность на самостоятельное существование.

Все действия театрализованного представления «Беловодье», должны были проходить на Площади Советов, сценарий уже был утвержден на уровне президента Бурятия, но проводился на стадионе.

Путь Аввакума» 2015 г.

2015 год стал юбилейным для старообрядцев Республики Бурятия, так как в 1765 год во исполнение Указа императрицы Екатерины II началось массовое заселение старообрядцами Забайкалья.

В связи с этим возникла необходимость принятия решения Правительства и Народного Хурала о проведении в Республике Бурятия II Встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» в июле-августе 2015 г. в г. Улан-Удэ и районах компактного проживания «семейских» Забайкалья. Для проведения этого важного мероприятия был создан Оргкомитет, в который входили первые лица руководства республики, деловых кругов и общественности Бурятии.

Главной целью «Встречи» являлось всемерное содействие процессу возрождения, сохранения и развития традиционной народной культуры семейских - старообрядцев Забайкалья, которая в Париже провозглашена ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества».

Существует мнение, что семейские, люди со странным менталитетом, нелюдимые, не умеющие веселится и считающиеся для многих отшельниками. Задача Международного фестиваля старообрядческих хоров и фольклорных коллективов «Раздайся Корогод!»была развеять и вообще разрушить этот миф. Показать, что на самом деле семейский народ веселый и  открытый для общения, обрядов и забав. Многочисленные соревнования по народным играм и забавам, Республиканский детский фестиваль семейской песни стали достижением этого творчества и истинным примером возрождения народной художественной культуры.

В рамках «Встречи» в городе Улан-Удэ и районах республики были проведены ряд мероприятий, направленных на сохранение и развитие всех сторон культуры и традиций старообрядцев:

 

 

· Всестарообрядческий собор.

· Международную научно-практическую конференцию: «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи» На конференции обсудили вопрос об учебном заведении для семейских и приняли резолюцию по его созданию.

· Для сохранения и развития «Шедевра устного и нематериального наследия человечества» возобновили работы целевой республиканской программы «Изучение, сохранение и развитие культуры семейских» (2001-2006 гг.). Разработали такую программу на новый период с определением объемов и источников финансирования.

 

· Провели конференцию с участием педагогов и учителей по традиционному старообрядческому духовно-нравственному воспитанию. На конференции обсудилирезультаты и подвести итоги Приказа №963 от 8 декабря 2005 г. Министерства образования и науки Республики Бурятия «Об изучении в общеобразовательных школах Республики Бурятия истории и культуры семейских (старообрядцев) Забайкалья». Познакомились с опытом духовно-нравственного воспитания старообрядцев проживающих за рубежом. Обменялись опытом со староверами-липованами Румынии по системе обучения родной культуры старообрядцев в общеобразовательной школе Румынии и других странах.

· Разработали пилотный план мероприятий в г. Улан-Удэ по переходу на систему семейского традиционного воспитания детского садика и общеобразовательной школы.

· Презентация туристических маршрутов и паломничество по святым местам старообрядцев Бурятии.

· Освящение построенных старообрядческих церквей, закладка первого камня в основу новых храмов.

· Установление поклонных крестов и памятных знаков, посвященных 250-летию начала массового заселения старообрядцами Забайкалья.

· К «Встрече» установили в г. Улан-Удэ памятник-часовню во имя священномученика протопопа Аввакума, которая  стала украшением города.  

Для участия в мероприятиях «Встречи» пригласили предстоятелей Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Православной Старообрядческой Церкви (зарубежом), Русской Древлеправославной Церкви, главу совета Древлеправославной Поморской Церкви, представителей старообрядческой церкви регионов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Прибалтики, Румынии, Австралии, Канады, США и др.   

II Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума» стала важным консолидирующим фактором развития культуры старообрядцев, праздником всего населения Республики Бурятии.

Путь Аввакума» 2020 г.

В Бурятии в 2020 году, как и во всей России состоятся празднования в честь 400-летия со дня рождения «неистового» протопопа Аввакума - идеолога старообрядчества. В проекте плана юбилейных республиканских мероприятий уже обозначена III Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума», сообщили в пресс-службе правительства республики.

Кроме того, запланированы: VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»; международный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!»; выставка-ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства; республиканский смотр-конкурс культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций» и другие события.

Всероссийский организационный комитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 400-летию протопопа Аввакума, создан по поручению президента РФ Владимира Путина.
В Бурятии по поручению главы республики Алексея Цыденова создан аналогичный организационный комитет, который возглавил заместитель председателя правительства республики Баир Цыренов. В его состав вошли представители Народного Хурала, министерства культуры, образования и науки, туризма, государственного архива, муниципальных образований, старообрядческого духовенства и общественности.     

На очередном заседании оргкомитета были рассмотрены предложения по проведению юбилейных мероприятий в Улан-Удэ и районах республики.

«Их необходимо проводить в связке - и федеральные, и республиканские, и районные, - подчеркнул Баир Цыренов – Я прошу муниципалитеты мобилизовать все свои усилия, активно и результативно участвовать в подготовке юбилея».         

На заседании прозвучали предложения проработать вопросы по внесению в республиканский и федеральный планы новых мероприятий: научно-практической конференции памяти Ф.Ф. Болонева; школьной конференции «Семейские в панораме веков»; форума по ткачеству; выставки работ японского фотографа, запечатлевшего быт русских староверов начала XX века; реставрации Никольской церкви в Этнографическом музее народов Забайкалья; съёмки фильма о старообрядцах.  

Особо хотелось бы отметить, что издание энциклопедического справочника было приурочено к празднованию 250-летия прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. Выход в свет этого издания имел огромный положительный резонанс среди населения и руководящих структур Бурятии. Проведение 2015 г. Второго международного форума встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» стало не только показателем заботы государства о сохранении различных этногрупп Республики Бурятия, но также продемонстрировало.как совместными усилиями можно затормозить процесс угасания уникальных культур и придать им позитивный импульс, направленный на возрождение, сохранение и дальнейшее их развитие 7-9 августа.

Заключение

Раскол последней трети семнадцатого века — ᴄᴫᴏжное социально — религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер.

Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и ᴨᴏᴛому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.

К консервативным чертам можно отнести: идеализацию и защиту старины; проповедь национальной замкнутости; враждебное отношение к распростᴘẚʜᴇнию светских знаний пропаганда принятия мученического венца во имя "старой веры" как единственного пути спасения души;

К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести: освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви; оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.

Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

 

Список используемой литературы

1. Александр Б. (Бровкин, еп.Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. СПб., Изд. Д.Е.Кожанчикова, 1861. Т. 1. 291 с. Т. II. 340 с.     

2. Станиловский A.M. Записки // Труды Восточно-Сибирского отдела Рус. ГО. Иркутск, 1912. - №7.

3. Александров Д. свящ. Новейшая полемика с расколом // Миссионерское обозрение. 1911. Июнь–декабрь.

4. Владышевская Т.Ф. К вопросу о связи народного профессионального певческого искусства // Музыкальная фольклористика. М.: Сов.композитор, 1978. - Вып. 2. - С.315 -336.

5. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной истории. СПБ., 1870.

Московского и всея России. М., 1859.   

6. Лурье С.В. Историческая этнология. М.,1997.

7. Барсов Е.В.А. Денисов Вторушин как выговский проповедник // ТКДА. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1867. № 2. С. 243–262; № 4. С. 81–95.

8. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви.- Барнаул, 1999.

9. Барсов Е.В.С. Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII века // ТКДА. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1866. № 2. С. 174–230; № 6. С. 168–230; № 7. С. 285–304; № 12. С. 570–588.

10. Попова A.M. Семейские: (Забайкальские старообрядцы). -Верхнеудинск, 1928.

11. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII–XVIII вв. М., 1890.

12. https://gazeta-n1.ru/news/society/75193

13.  Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. – СПб., 2001.

14. https://www.factruz.ru/history_mistery_2/protopop-avvakum.htm

15. Журналы «Праздник», «Живая старина», «Народное творчество».

16. Настасе Д. Заметки об имперской идее на Руси до 1453 г.//Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центов идеологии и культуры до XVII в. VI Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 28–30 мая 1986 г. М., 1997.

 

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Раскол Русской Церкви 4

1.1 Причины и сущности Раскола4

1.2 Реформа Никона и старообрядчество7

1.3 Последствия и значения церковного Раскола 9

Глава 2. Развитие старообрядческой культуры в России 12

2.1 Исторические аспекты развития                                                          12

2.2 Воспитательная роль семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры старообрядцев                                                                  15

2.3Церковно–певческие традиции18

2.4 Роль научных исследований в сохранении и развитии традиций сейских Забайкалья                                                                                   22

Глава 3. Праздник как возрождение и сохранение

народно-художественной культуры,на всемирной

встречи старообрядцев «Путь Аввакума»                                                      30

3.1 История старообрядчества от XVII века до нашего времени      30

3.2 «Путь Аввакума» 2007                                                            33

3.3 «Путь Аввакума» 2015                                                            36

3.4 «Путь Аввакума» 2020                                                                39

Заключение»                                                                                                      41

Список используемой литературы                                                                  43

 

 

Введение

Цель данной работы – осуществить анализ истории русской церкви неразрывно связаной с историей России. Любое кризисное время, так или иначе, сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжелых времён в истории России — Смутное время — естественно также не могло не сказаться и на ее положении. Брожение в умах, вызванное Смутным временем, привело к расколу общества, что закончилось расколом Церкви.

Рассмотреть события, связанные с церковной реформой Никона, в историографии традиционно придается большое значение.В переломные моменты Российской истории принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом. Поэтому обращение к таким периодам как период церковного раскола представляется особенно важным и актуальным.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что вРеспублики Бурятия в 2020 году, как и во всей России, состоятся празднования в честь четырёхсотлетия со дня рождения «неистового» протопопа Аввакума - идеолога старообрядчества. В проекте плана юбилейных республиканских мероприятий уже обозначена III Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума». Также, запланированы: VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»; международный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!»; выставка-ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства; республиканский смотр-конкурс культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций» и другие события.

Раскол Русской Церкви

Причины и сущность Раскола

 

В середине XVII века начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Ее причины исследователями оцениваются по-разному. В исторической литературе преобладает точка зрения, согласно которой процесс становления абсолютизма вел с неизбежностью к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха, считая Никона последовательным идеологом «симфонии власти»’.

Инициативу в отказ от этой теории они усматривают в деятельности царской администрации и влиянии протестантских идей.
Православный раскол стал одним из ведущих событий в российской истории. Раскол 17 века был вызван сложными временами того времени и несовершенством взглядов.

Великая смута, накрывшая тогда державу, и стала одной из причин церковного раскола.Церковный раскол 17 века повлиял как на мировоззрение, так и на культурные ценности народа.        

В 1653-1656 гг., во время царствования Алексея Михайловича и патриаршества Никона, была проведена церковная реформа, направленная на унифицирование религиозных обрядов, исправление книг по греческим образцам. Ставились также задачи централизации церковного управления, увеличения сбора налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Внешнеполитические цели реформы состояли в том, чтобы сблизить российскую церковь с украинской в связи с воссоединением Левобережной Украины (и Киевом) с Россией в 1654 г. До этого воссоединения украинская православная церковь, подчинявшаяся Константинопольскому греческому патриарху, уже прошла аналогичную реформу. Именно патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.      

Церковная реформа по сути дела, имела весьма ограниченный характер. Однако эти незначительные перемены произвели потрясение в общественном сознании, были крайне враждебно восприняты значительной частью крестьян, ремесленников, купцов, казаков, стрельцов, низшего и среднего духовенства, а также некоторыми аристократами.
Все эти события и стали причинами церковного раскола. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев, которые первоначально называли себя старолюбцами; сторонники реформы называли их раскольниками. 

Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), а лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а раскольниками. Встретив сопротивление, правительство приступило к репрессиям против «старолюбцев».

Священный собор 1666-1667 гг., одобрив результаты церковной реформы, сместил Никона с поста патриарха, а раскольников предал проклятию за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. В 1674 г. старообрядцы приняли решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин. Раскол не преодолен и по сей день.

Русский раскол – значимое событие в истории церкви. Раскол православной церкви стал следствием тяжёлых времён, которые переживала великая держава. Смутное время не могло не отразиться на ситуации в России и истории раскола церкви.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.085 с.)