Исторические аспекты развития (17 – начало 21 вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические аспекты развития (17 – начало 21 вв.)



Современная жизнь стремительными темпами продвигается вперед, человек получает возможность непрерывно расширять свой познавательный диапазон. И чем обширнее сфера знаний, тем более утверждается долговечность и жизненная сила народных художественных традиций, испокон веков передававшихся потомками как бесценный дар. Каждая новая эпоха вносит свои коррективы в различные человеческие представления и понятия, создать новое возможно лишь на основе усвоения определенного наследия прошедших веков.

Данный раздел посвящен становлению и развитию старообрядчества в России в период с XVII доначало XXI вв. Условно историю старообрядчества можно разделить на несколько основных этапов:

1) церковные преобразования и раскол православного общества России (60-е - 90-е гг. XVII в.);

 2) старообрядчество в эпоху петровских реформ (20-е гг. XVIII в.);

 3) «выгонки» староверов во времена Анны Иоановны                                 (40-е гг. XVIII в.);

4) "Манифест" Екатерины Великой (вторая половина XVIII в.);

5) реакционная эпоха Николая I (середина - вторая половина XIX в.);

6) "золотой век" старообрядчества (начало XX в.). Рассмотрим последовательно особенности каждого из этих этапов.

Первый этап (60-е - 90-е гг. XVII века) совпал с периодом церковных преобразований и раскола православного общества России. Это этап расслоения православной культуры, в том числе художественной, на два течения: староверов и нововерцев. Раскол православной церкви произошел во время правления царя Алексея Михайловича, который являлся вторым из рода Романовых. Ему хотелось заручиться поддержкой России со стороны народов, исповедующих православие. Также он считал необходимым тесное единение русской церкви с греческой и малороссийской, что могло быть достигнуто путем согласования русской церковной практики с греческими образцами. Согласно ранее установившемуся в Москве порядку, церковное управление находилось под постоянным и непосредственным надзором государственной власти. Для подготовки назревших реформ царь привлек группу лиц (в основном из священства), главным из которых был новгородский митрополит Никон (мирское имя - Никита Минич), вставший на место скончавшегося патриарха Иосифа. Никон считал необходимым освободить церковь от господства над ней светской власти.

В 1654 году Никон разослал по церквям "память", которая предписывала следующие изменения: Вместо двоеперстного крестного знамения было введено троеперстие В старых книгах имя Спасителя всегда писалось и выговаривалось как "Исус", а в новых оно было переделано на "Иисус". Ранее было установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу, а ныне было введено обхождение против солнца. Вместо "сугубой", т. е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена "трегубая" (тройная)аллилуйя. Земные поклоны были заменены поясными, и их количество уменьшилось. Эти изменения были закреплены церковными соборами 1654-1655 гг.

Нововведения не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей. От сторонников старых обрядов царю посыпались челобитные, в которых осуждалась "новая незнаемая вера" как ересь: "учение ее - душевредное, ее службы, таинства - не таинства, пастыри - волки". Реформы также натолкнулись на сильную оппозицию со стороны видных духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Аввакума, Даниила из Костромы, Логина из Мурома и других. За это поборники церковной старины вскоре подверглись жестоким мучениям и казням по приказам Никона и царя.

Церковные изменения раскололи русский народ на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий.

Старообрядчество стихийно распространялось в центре страны и на ее окраинах, его последователи уходили на север к поморам, к Белому морю, на Печору, в Сибирь. Особенно много староверов нашло приют в Стародубье и на Ветке, принадлежавшей в ту пору Польше. Стародубье было расположено вокруг города Стародуба и объединяло несколько уездов Черниговской губернии. Вплоть до настоящего времени оно не утратило значение важного старообрядческого центра. Особая роль в этом принадлежит г. Новозыбкову, где находится АрхиепископияДревлеправославных Христиан Старообрядцев.

В начале 80-х годов XVII в. часть староверов была вынуждена покинуть Стародубье и отправиться в Речь Посполитую. Местность расселения получила название Ветки. Принято считать, что данное название произошло от места первого поселения староверов на берегу одного из рукавов (Ветки) реки Сожь. Постепенно старообрядцы поселяются во многих отдаленных районах Вятского региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.006 с.)