Особенности психического развития детей с речевой патологией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психического развития детей с речевой патологией.



Введение.

Самую многочисленную группу детей с нарушениями развития составляют дошкольники с патологией речевого развития.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов помощи детям. Это обусловлено прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.

Стоит вспомнить слова Л.С.Выготского, писавшего: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Таким образом, становится понятно, что не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей.

Нарушения речи разной этиологии и патогенеза приводят к отклонениям в познавательной и эмоционально-волевой сфере, к деформации развития личности.

Своевременное преодоление нарушений в психоречевом развитии дошкольников способствует успешной социализации дошкольников, реализации ими коммуникативной компетентности, снижению чувства собственной недостаточности на фоне нормально говорящих детей, более легкой адаптации к учебно-воспитательному процессу и формированию успешности при освоении учебных навыков.

Пояснительная записка

Увеличение количества детей с нарушениями речевого развития в детских дошкольных учреждениях приводит к необходимости создания специализированного коррекционно-развивающего пространства. Обучение и развитие этой категории дошкольников должно быть построено с учётом психологических особенностей таких детей и быть отличным от общепринятых программ психологического сопровождения, реализуемых при работе с детьми, посещающими группы общеразвивающей направленности в ДОУ.

Данная коррекционно-развивающая программа психологических занятий с детьми, имеющими нарушения развития речи (далее – Программа) предназначена для фронтальной (групповой) работы с детьми 4 – 7 лет, имеющими нарушения речевого развития и посещающими группы компенсирующей направленности в ДОУ. Программа целесообразна, т.к. её реализация способствует коррекции психоречевого развития дошкольников.

Набор детей в группу осуществляется на основе результатов районной психолого-медико-педагогической комиссии.

Программа разработана в соответствии с:

1. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года №o 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Конвенция о правах ребенка»;

3. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

4. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

5. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольной образовательной организации»;

6. Письмом Минобрнауки России от 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

7. Основной образовательной программой МБДОУ.

Данная программа разработана на основе следующих программ:

1. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет «Цветик-семицветик» (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева);

2. Программа групповой психологической работы с дошкольниками. «Удивляюсь, злюсь, боюсь…» (С.В. Крюкова, Н.И. Донскова);

3. Программа психологической подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи (Н.В. Тарасова);

4. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми». (И.В. Ганичева);

5. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению (Т.В. Ананьева);

6. Программа развития эмоций и навыков общения у ребёнка «Завтра в школу» (А.В. Уханова).

Новизна программы основана на комплексной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, подразумевающей создание единого коррекционно-образовательного пространства, предполагающего единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию детей-логопатов, посещающими логопедические группы ДОУ.

Актуальность разработки программы обусловлена следующими факторами:

- необходимостью организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- увеличением количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии;

- взаимозависимостью нарушений компонентов речевой системы и нарушений психических функций (задержка и специфичность формирования высших психических и сенсомоторных функций, проблемы в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах и др.);

- необходимостью тесного взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда, направленного на коррекцию развития детей-логопатов;

- недостаточным методическим обеспечением коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми-логопатами.

В основу коррекционно-развивающей программы положены следующие принципы:

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами;

- анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;

- включение родителей в коррекционно-развивающий процесс;

- формирование, коррекция и развитие высших психических функций в процессе занятий с детьми с акцентом на их осознанность и произвольность;

- реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей-логопатов через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы (Г.А.Цукерман, Ш.А.Амонашвили);

- активизация эмоционального реагирования в практической деятельности, общения детей и формирования адекватного поведения;

- расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;

- выбор коррекционных, развивающих и обучающих приемов с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Цель программы – коррекция психоречевого развития дошкольников и формирование психологической готовности детей к успешному обучению в школе.

Задачи программы (4 – 5 лет):

1. развитие и коррекция эмоциональной сферы, введение в мир человеческих эмоций, формирование умения подчинять свое поведение нравственным нормам;

2. развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;

3. развитие познавательных компетентностей (тактильно-кинестетическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, пространственные представления, повышение общей осведомленности дошкольников);

4. коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, речь);

5. развитие личностной сферы (формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе);

6. развитие тонкой и крупной моторики, межполушарного взаимодействия;

7. формирование умения подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

Задачи программы (5 – 6 лет):

1. развитие психомоторных функций;

2. развитие познавательных компетентностей (тактильно-кинестетическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, пространственные представления, повышение общей осведомленности дошкольников);

3. коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение);

4. развитие произвольности психических процессов и самоконтроля детей с недостатками речевого развития;

5. развитие тонкой и крупной моторики, межполушарного взаимодействия;

6. формирование и развитие коммуникативных навыков.

Задачи программы (6 – 7 лет):

1. формирование интеллектуальной готовности к обучению детей с недостатками речевого развития в школе (развитие высших психических функций, познавательной активности);

2. формирование личностной готовности к обучению в школе (мотивы учебной деятельности, морально-волевые и нравственные качества, произвольность психических функций и самоконтроль в поведении);

3. формирование социально-психологической готовности к обучению в школе (взаимоотношения с другими детьми и педагогами);

Основные направления реализации содержания программы:

4 – 5 лет

1. Эмоционально-личностное развитие.

2. Психомоторное развитие (дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки, психогимнастика, глазодвигательные упражнения, межполушарное взаимодействие, пальчиковая гимнастика).

3. Познавательные компетентности (тактильно-кинестетическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, пространственные представления, повышение общей осведомленности дошкольников)

4. Когнитивное развитие (зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и образно-схематическое мышление, внимание, речь).

5. Коммуникативные способности.

5 – 6 лет

1. Психомоторное развитие (дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки, психогимнастика, глазодвигательные упражнения, межполушарное взаимодействие, пальчиковая гимнастика).

2. Коммуникативные способности.

3. Познавательные компетентности (тактильно-кинестетическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, пространственные представления, повышение общей осведомленности дошкольников)

4. Когнитивное развитие (зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и образно-схематическое мышление, внимание).

5. Эмоционально-личностное развитие.

6– 7 лет

1. Психомоторное развитие (дыхательные и глазодвигательные упражнения, растяжки, самомассаж, межполушарное взаимодействие);

2. Развитие когнитивных процессов (тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое восприятие, пространственные представления, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухо-речевая память, наглядно-образное, словестно-логическое и образно-схематическое мышление, воображение);

3. Развитие эмоционально-личностной сферы (произвольная саморегуляция двигательной активности и эмоционального состояния, произвольность психических процессов);

4. Развитие коммуникативной сферы (установление взаимоотношений со взрослыми и детьми, навыки сотрудничества).

Учитывая характер отклонений в психической деятельности дошкольников, имеющими нарушения речевого развития, и ведущую потребность, свойственную конкретному периоду детства, построение программы для каждого возраста основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики: в средней группе – восприятия, эмоциональной сферы; в старшей группе – эмоциональной, коммуникативной и когнитивной сфер; в подготовительной к школе группе – когнитивной, личностной и эмоционально-волевой сфер.

Основные этапы реализации программы:

I. Первичное исследование психического развития детей с речевыми нарушениями (сентябрь).

Задачи:

¾ диагностика когнитивной сферы детей, графо-моторных навыков детей, коммуникативных способностей, эмоционально-волевой и личностной сфер психики,

¾ определение уровня психологической готовности к школьному обучению.

II. Психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросу (октябрь-май).

Задачи:

¾ обсуждение существующих у ребенка проблем,

¾ ознакомление с психологическими особенностями детей 4-5 лет, 5-6 лет и детей 6-7 лет,

¾ обсуждение специфики обучения детей-логопатов,

¾ ознакомление со стилями семейного воспитания и влиянием родительских установок на развитие детей,

¾ информирование о психологической готовности детей с речевыми нарушениями к обучению в школе,

¾ информирование о промежуточных результатах работы педагога-психолога в группе.

 III. Организация и проведение цикла групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми (октябрь-апрель).

Программа включает в себя 27 фронтальных занятий для каждой возрастной группы (4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет), которые проводятся один раз в неделю (октябрь – апрель).

Задачи занятий соответствуют задачам программы. 

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей: средняя группа (4 – 5 лет) – 20 минут, старшая группа (5 – 6 лет) – 25минут, подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) – 30 минут.      

Принципы проведения занятий:

- системность подачи материала,

- наглядность обучения,

- цикличность построения занятия,

- доступность,

- учет зон актуального и ближайшего развития,

- проблемность,

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Структура занятий:

а. Организационный этап: ритуал приветствия, создание положительного эмоционального настроя детей; мотивирование на дальнейшую работу.

б. Основной этап: игры, упражнения и задания, направленные на решение коррекционно-развивающих задач занятия, согласно тематическому планированию;

в. Заключительный этап: подведение итогов занятия; рефлексия; ритуал прощания.

IV. Индивидуальная работа с детьми по результатам диагностики (ноябрь-март) носит дополнительный, обслуживающий характер. Задача ее – способствовать повышению эффективности работы по основной программе.

V. Заключительный этап (май). Подведение итогов эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами, подготовки детей с речевыми расстройствами к обучению в школе.

Задачи:

¾ повторная диагностика психического развития и психологической готовности к школе детей-логопатов,

¾ определение эффективности использования коррекционно-развивающих мероприятий,

¾ выявление трудностей и недостатков и в коррекции психического развития и при реализации поставленных задач.

Программа реализуется в процессе организации следующих видов детской деятельности:игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и музыки, изобразительная деятельность.

Формы деятельности на занятиях разнообразны: подвижные игры, игры с правилами, сюжетно-ролевые и сюжетные игры, мимические и пантомимические этюды, общение и взаимодействие с психологом и сверстниками в ходе занятия, чтение сказок, стихотворений, отгадывание загадок, графические задания, рисование на заданную тему, лепка, игры с песком.

Срок реализации программы – 3 года.Данная программаподразумевает возможность начала коррекционно-развивающей работы со старшей возрастной группы (5 – 6 лет).

Планируемые результаты освоения программы.

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

1. У ребёнка сформировано позитивное психоэмоциональное состояние (способен договариваться и учитывать интересы и чувства других, умеет сопереживать неудачам и рабоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

2. Ребёнок контактен и адаптирован в группе сверстников.

3. У ребёнка сформированы сенсорные эталоны, перцептивные действия.

4. Повышен уровень познавательных компетентностей, общей осведомленности.

5. Повышен уровень развития высших психических функций.

6. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика в соответствии с возрастом, он владеет основными движениями.

Ожидаемые результаты 2 года обучения:

1. У ребёнка сформировано позитивное психоэмоциональное состояние (обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства).

2. Ребёнок контактен и адаптирован в группе сверстников (проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и т.д., способен выбирать участников по совместной деятельности).

3. Повышен уровень познавательных компетентностей (ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать).

4. Повышен уровень развития высших психических функций.

5. Повышен уровень развития произвольной саморегуляции, двигательной активности и поведения (ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены).

Ожидаемые результаты 3 года обучения:

1. У ребёнка сформирована интеллектуальная готовность к обучению в школе (развиты высшие психические функции, познавательная активность);

2. Сформирована личностная готовность к обучению в школе (сформированы мотивы учебной деятельности, морально-волевые и нравственные качества, произвольность психических процессов и самоконтроль, ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности);

3. Сформирована социально-психологическая готовность к обучению в школе (развито умение взаимодействовать с другими детьми и педагогами).

Отслеживание эффективности реализации программы предполагает сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики психического развития воспитанников логопедических групп ДОУ, включающей в себя определение актуального уровня развития психических и познавательных функций, общей осведомленности, конструктивного праксиса и зрительного гнозиса, а также личностной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер и графо-моторных навыков.

Психодиагностический инструментарий соответствует возрастным особенностям развития детей,  учитывает особенности развития детей-логопатов и может быть дополнен другими методиками в соответствии с возрастом детей.

Когнитивная сфера

Сфера диагностики Методика Диагностический параметр  

Восприятие

«Коробка форм» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Оценка восприятия формы и пространственных отношений  
«Матрешка» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление сформированности понятия величины  
«Разрезные картинки» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление степени овладения зрительным синтезом - объединением элементов в целостный образ  

Внимание

«Лабиринты» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Оценка устойчивости, концентрации, объема внимания,  
«Найди такую же картинку» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа  
Память «8 предметов» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Исследование объема образной (зрительной) памяти  

Мышление

«Матрешка» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление сформированности понятия величины, оценка уровня развития наглядно-действенного мышления  
«Найди домик для картинки» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.  
«Разрезные картинки» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление способности к перцептивно-конструктивному моделированию  
Воображение «На что это похоже» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы  
Общая осведомленность «Покажи и назови» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление общей осведомленности ребенка  
Графо-моторные навыки «Рисунок человека» (А.Л.Венгер) Выявление уровня развития тонкой моторики ребенка, латеральных предпочтений и мышечного тонуса  

Коммуникативная сфера

Коммуникативная сфера

Наблюдение за взаимодействиями и взаимоотношениями детей ь Определение степени сформированности социальных эмоций и их влияние на поведение ребенка и взаимоотношения со сверстниками
Свободная игра   Определение уровня сформированности игровых отношений

Блок дополнительных методик

Сфера диагностики Методика Диагностический параметр

 

Мотивационно-потребностная сфера

«Три желания» (А. М. Прихожан, Н. Н.Толстых) Мотивационно-потребностная сфера, личностная направленность, эмоционально-личностные особенности    
«Рассказ о сне» Эмоционально-личностные особенности    

Эмоциональная сфера

«Специальная осведомленность: эмоции и чувства» (Е.И. Изотова) Представления детей об эмоциональной сфере человека (объем и структурированность знаний), аффективная децентрация (эмпатия), произвольное кодирование эмоциональных состояний    
«Красивый рисунок» (Л.А. Венгер, Г. А. Цукерман) Эмоциональные особенности (ситуативное эмоциональное состояние, эмоциональный фон, эмоциональный опыт)    

Самооценка и уровень притязаний

«Шарики» Уровень притязаний, самооценка    
«Семь карточек» Уровень притязаний    
Детская компетентность «Свободный рисунок»   Выявление уровня развития тонкой моторики ребенка, латеральных предпочтений и мышечного тонуса    
Коммуникативная сфера

 

«Игровая комната» Коммуникативные и игровые предпочтения, стратегии общения со сверстниками    
«Два дома» Определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы    
«Шапка-невидимка» особенности ситуативного общения со взрослыми и сверстниками    
Социометрическая проба  «День рождения» Потребность в общении, эмоциональные предпочтения в общении, значимость социальных окружений    

Психомоторика

«Бирюльки» Развитие мелкой моторики (пальцевая техника)    
«Повторение движений»

Развитие крупной моторики, произвольность двигательной сферы

   
«Игра в мяч»    

Произвольность и регуляция поведения

«Отгадки» (Не подсказывай) (Д.Б.Эльконин)

Произвольная регуляция поведения в игровой ситуации, подчинение игровому правилу

   
«Да» и «Нет» не говори    

 

Сфера диагностики

Методика Диагностический параметр

Когнитивная сфера

Восприятие

«Разрезные картинки» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление степени овладения зрительным синтезом - объединением элементов в целостный образ
«Рисунок человека» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка
Внимание «Найди такую же картинку» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Оценка устойчивости, концентрации, объема внимания, выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа
Память «10 предметов» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Исследование объема образной (зрительной) памяти

Мышление

«Найди «семью» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.
«Рыбка» (В.В.Холмовская) Определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности
«Последовательные картинки» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Исследовать возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка
«Разрезные картинки» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление способности к перцептивно-конструктивному моделированию
Воображение «На что это похоже» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы

Общая осведомлен-ность

«Нелепицы» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление знаний ребенка об окружающем мире
«Времена года» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление уровня общей осведомленности ребенка, сформированности временных представлений

Личностная сфера

«Лесенка» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление самооценки ребенка

Эмоциональная сфера

«Нелепицы» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка

Коммуникативная сфера

«Продолжи историю» (в обработке Р.М.Калининой) Изучение коммуникативных знаний, умений и навыков участников коммуникации, понимания нравственных норм
«Необитаемый остров» (О.В.Дыбина)   Выявление умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.

Графо-моторные навыки

«Рисунок человека» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление уровня развития тонкой моторики ребенка

Блок дополнительных методик

Сфера диагностики Методика Диагностический параметр

 

Мотивационно-потребностная сфера

«Три желания» (А. М. Прихожан, Н. Н.Толстых) Мотивационно-потребностная сфера, личностная направленность, эмоционально-личностные особенности    
«Рассказ о сне» Эмоционально-личностные особенности    

Эмоциональная сфера

«Специальная осведомленность: эмоции и чувства» (Е.И. Изотова) Представления детей об эмоциональной сфере человека (объем и структурированность знаний), аффективная децентрация (эмпатия), произвольное кодирование эмоциональных состояний    
«Красивый рисунок» (Л.А. Венгер, Г. А. Цукерман) Эмоциональные особенности (ситуативное эмоциональное состояние, эмоциональный фон, эмоциональный опыт)    

Самооценка и уровень притязаний

«Шарики» Уровень притязаний, самооценка    
«Семь карточек» Уровень притязаний    
Детская компетентность   «Свободный рисунок»   Выявление уровня развития тонкой моторики ребенка, латеральных предпочтений и мышечного тонуса    
Коммуникативная сфера

 

«Игровая комната» Коммуникативные и игровые предпочтения, стратегии общения со сверстниками    
«Два дома» Определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы    
«Шапка-невидимка» Исследование особенностей ситуативного общения со взрослыми и сверстниками    
Социометрическая проба  «День рождения» Потребность в общении, эмоциональные предпочтения в общении, значимость социальных окружений    

Психомоторика

«Бирюльки» Развитие мелкой моторики (пальцевая техника)    
«Повторение движений»

Развитие крупной моторики, произвольность двигательной сферы

   
«Игра в мяч»    

Произвольность и регуляция поведения

«Отгадки» (Не подсказывай) (Д.Б.Эльконин)

Произвольная регуляция поведения в игровой ситуации, подчинение игровому правилу

   
«Да» и «Нет» не говори    

Сфера диагностики

Методика Диагностический параметр

Когнитивная сфера

Восприятие

«Разрезные картинки» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление степени овладения зрительным синтезом - объединением элементов в целостный образ «Рисунок человека» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин) Оценка способности самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу Внимание   «Домик» (Н. И. Гуткина) Выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки

Память

«10 предметов» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Исследование объема образной (зрительной) памяти «10 слов» (А.Р.Лурия) Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов и объема отсроченного воспроизведения

Мышление

 

«Четвертый лишний» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля «Последовательные картинки» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок. «Закончи предложение» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении. «Найди недостающий» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Оценка сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор «Разрезные картинки» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление способности к перцептивно-конструктивному моделированию Воображение «На что это похоже» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы

Личностная сфера

«Лесенка» (адаптация Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление самооценки ребенка

Мотивационная сфера

«Запрещенные слова» (модификация Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Определение сформированности «внутренней позиции школьника»

Эмоционально-волевая сфера

«Покажи эмоцию» (В.Минаева) Выявление способности к дифференцированию эмоциональных состояний «Запрещенные слова» (модификация Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление уровня произвольности «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин) Оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме

Графо-моторные навыки

«Вырежи круг» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление уровня развития тонкой моторики руки «Рисунок человека» (Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко) Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики

Блок дополнительных методик

Сфера диагностики Методика Диагностический параметр

Мотивационная готовность к школе

«Мотивационная готовность к школе» (А.Л.Венгер) Диагностика внутренней позиции школьника
Методика изучения мотивации учения у первоклассников  (М.Р. Гинзбург) Доминирующая мотивация учения
Коммуникативная сфера Социометрическая проба  «День рождения» Потребность в общении, эмоциональные предпочтения в общении, значимость социальных окружений

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

психологических занятий с детьми   4 – 5 лет,

имеющими нарушения речевого развития

занятие задачи

содержание

оборудование

Огород. Сад. (овощи, фрукты)

Познакомить детей, способствовать их адаптации в группе.

Учить выделять особые признаки предметов с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

Развивать наглядно-образное мышление

Организационный этап Приветствие. Игра с мячом «Как тебя зовут?»

Картинки с изображением овощей и фруктов, две корзинки, рисунки с изображением овощей и фруктов (по кол-ву детей), цветные карандаши, тарелка с кусочками овощей и фруктов, вилки, повязка на глаза.

Основной этап 1. Игра «С добрым утром!» 2. Игра «По дороге я иду» 3. Упражнение «Отгадай загадку, собери корзинку» 4. Упражнение «Найди овощи и фрукты» 5. Упражнение «Узнай по вкусу и запаху»
Заключительный этап Прощание. Упражнение «Молодец!»

Лес. (ягоды, грибы)

Формировать позитивное отношение к своему «Я», повысить уверенность в себе.

Учить выделять особые признаки предметов с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

Развивать наглядно-образное мышление

Организационный этап Приветствие. Игра с мячом «Здравствуй!»

Картинки с изображением ягод и грибов, две корзинки. рисунки с изображением ягод и грибов (для каждого ребенка), цветные карандаши, тарелки с ягодами, вилки, повязка на глаза

Основной этап 1.Игра «Это я!» 2. Игра «Ласковое эхо» 3. Упражнение «Отгадай загадку, собери корзинку» 4. Упражнение «Найди ягоды и грибы» 5. Упражнение «Узнай по вкусу и запаху»
Заключительный этап Прощание. Упражнение «Молодец!»

Перелетные птицы

Познакомить с эмоцией «радость», развивать умение распознавать радость по внешним признакам.

Развивать слуховое восприятие, умение различать неречевые звуки, дифференцировать звуки по громкости и высоте.

Развивать внимание, учить находить фрагменты целого изображения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.095 с.)