Глава 4. Символика и образы в произведениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Символика и образы в произведениях



Глава 4.1. Семейная капелла главного алтаря в Сан-Франческо

В этом произведении изображены истории Креста: начиная с истории, где дети Адама, погребая отца, кладут ему под язык семя дерева, из которого был создан крест, заканчивая воздвижением этого креста имератором Ираклием. Одежды служанок царицы выполнены в манере нежной и новой, портреты, изображающие людей древности, обладают поражающим реализмом, живостью, ордер коринфских колонн божественно соразмерен, крестьянин, который, опершись руками на заступ, с такой живостью внимает словам святой Елены. В это самое время из земли выкапывают три креста. Стоит также оглянуться на мертвеца, который воскрешается от прикосновения к кресту, радость святой Елены и восхищение окружающих, падающих на колени для молитвы. Но наиболее искусными и лаконичными становятся ночь и ангел. Ангел выполнен в ракурсе, который спускается головой вниз, неся знамение победы Константину, спящему в шатре под охраной слуги и нескольких вооружённых воинов, скрытых ночной тьмой, и освещает своим сиянием и шатёр, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры. В одной истории Пьеру удалось изобразить страх, смелость, ловкость, силу и прочие черты характера.

Глава 4.2. Воскресение Христово

"Воскресение Христово" было написано Пьеро делла Франческа в период с 1460 по 1465 год для ратуши города Сансеполькро и напрямую связано с названием самого города, которое переводится как "Святая гробница". За сто лет до этого для собора Сансеполькро художником Николо ди Сенья был создан запрестольный образ на эту же тему. И если Пьеро делла Франческа и берет как основу изображения в своей картине образ, созданный его предшественником – Христос поднимается из могилы, а перед ней спят стражники, – то сама композиция строится уже по совершенно новому для того времени принципу – на основе геометрических построений.

Преданная забвению до 1885 года, она была вырвана из небытия английским дипломатом, археологом и пропагандистом итальянской фресковой живописи Генри Лэйярдом, снявшим с нее копию и написавшим о ней:

“Холодное серое утро опускается на холмы, и темное дерево стоит неподвижно в сумерках. Ореол воскресшего Христа и его сияющих одеяний создают вокруг него бледное свечение. Ни один художник никогда еще не изображал так эту сцену”

Глава 4.3. Бичевание Христа

Полотно привлекает к себе внимание своей необычной композицией, близкой к диптиху. Визуально картина Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» состоит из двух частей, которые на первый взгляд ничем не связаны между собой: сцена бичевания изображена в левой части холста, справа же зритель видит группу из трех мужчин, спокойно беседующих между собой. Таким образом автор придает сюжету драматичности и заставляет по-новому взглянуть на происходящее.

Чтобы зрительно отделить одну часть от другой, художник использует прием линейной перспективы, помещая Христа и его палачей в глубину портика. Ритмичное чередование вертикальных и горизонтальных линий, образующих пол, потолок и колонны, создает вокруг этой группы своеобразную рамку, за пределами которой располагается троица, явно не обращающая внимания на происходящее за их спинами. Из всех фигур, изображенных на полотне, только одна находится в движении — это палач, взмахнувший бичом.

Традиционная версия гласит о том, что трое мужчин в правой части — это герцог да Монтефельтро, рядом с которым стоят два его советника. Из-за непродуманных действий советников горожане были недовольны правлением герцога, что привело к появлению заговора против него и последующему убийству. По мнению искусствоведов, сам герцог представлен в роли безвинной жертвы, о чем говорит не только его «соседство» со сценой одной из Страстей Христовых, но и внешний вид: босые ноги, простое одеяние, венок на голове.

Другая версия утверждает обратное, что два спутника герцога — это не советники, а его убийцы. Что касается фигуры на троне, которую часто идентифицируют как Понтия Пилата, приговорившего Христа к наказанию, то здесь мнения также разделяются. В виде сидящего человека художник мог изобразить как прокуратора Иудеи, так и Иоанна VIII Палеолога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.004 с.)