Глава 3. Основы перспективы в живописи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Основы перспективы в живописи



Трактат “De prospectiva pingendi” состоит из трех книг. Первая рассматривает точки, линии и поверхности, вторая — геометрию объёмных тел. В третьей части трактат Пьеро делла Франческа посвящен тем вещам, которые было необходимо уметь передавать в перспективном сокращении не только самому мастеру, но и вообще всем художникам его времени; например, построению кольца с многогранной поверхностью, баз и капителей колонн, а также человеческой головы. Художник также занимается построением кессонированной апсиды, крестового свода и кубка.

Пьеро делла Франческа дает определения основных геометрических понятий таким образом, чтобы они воспринимались глазом, а не абстрактно, снабжая текст соответствующей иллюстрацией. Мастер в начале первой книги трактата пишет следующее: «Точка есть то, часть чего, согласно геометрам, невозможно представить [то есть нечто неделимое. — А. В.]; линия же есть то, что имеет длину без ширины. И от того, что вышеперечисленные вещи неочевидны, если не воспринимаются интеллектом, я говорю о перспективе с демонстрациями, которые хочу сделать очевидными для глаз, поэтому необходимо дать другое определение. Говорю, следовательно, что точка есть вещь настолько маленькая, насколько может воспринимать глаз». Одной из целей трактата становится геометрическая наглядность.

Затем Пьеро дает определение первоначал форм, близкое тем, что формулировали пифагорейцы: «линия есть протяженность от одной точки до другой, чья величина является, по природе своей, сходной с точкой. Поверхность есть величина и длина, очерченные линией. Поверхности суть разнообразны, некоторые треугольны, некоторые квадратны, некоторые четырехугольны, некоторые пентагональны, некоторые гексагональны, иные октагональны, иные с большим числом и количеством сторон». Мастер демонстрирует примеры этих первооснов формы на рисунке к трактату.

Геометрия науки перспективы для художника не теряет своего сакрального значения. Конструкции на рисунках к пропозициям трактата имеют вид форм, основанных на числе. Ренессансную живопись наделяют гармонией оптика и перспектива, основанные на евклидовой геометрии. Эстетика числовой гармонии и правильных тел состоит в числе и пяти правильных телах, которые лежат в основе всех прочих тел. Пирамида, куб, октаэдр, икосаэдр и додекаэдр — символизируют собой огонь, землю, воздух, воду и эфир. Гармонически сочетаясь, элементы образуют собой космос. Это одно из центральных положений античной метафизики в ее идеалистическом виде.

Пьеро наделяет свою живопись абстрактной геометричностью формы, приближающей его искусство к античной метафизике. Для него живописная перспектива была наукой, именно поэтому в свой трактат мастер помещает геометрические теоремы с доказательствами, а не только конкретные примеры построения тех или иных тел.

Восьмая пропозиция или Теорема Пьеро первой книги “De prospectiva pingendi” гласит: «Если над прямой линией, разделенной на несколько частей, провести параллельную линию, и через точки, делящие первую прямую, провести линии, сходящиеся в одной точке, то они поделят параллельную прямую в той же пропорции, что и первую». Обратная теорема доказывает, что если точки на одной прямой делят эту линию в той же пропорции, что и на другой, параллельной ей, то прямые, проведенные через эти точки, сойдутся в одной.

Понимание пропорции в “De prospectiva pingendi” — не абстрактное, а наглядное, она относится исключительно к сокращению и увеличению геометрических тел. Соизмерение - профили и очертания, пропорционально размещенные на живописной поверхности, есть основное понятие, основной принцип трактата мастера.

Termine — поверхность на определенном расстоянии от глаза, где изображаются предметы в перспективном сокращении. Termine предполагает фиксированную точку зрения и определенное расстояние от глаза. В то же время для геометрических тел нет перспективных вариаций: в изменениях тел при увеличении и уменьшении расстояния мы имеем дело с изменением пропорционально убывающих и возрастающих величин, форма тел остается неизменной. Именно это мы наблюдаем в искусстве Пьеро делла Франчески — абстрактность и чистота формы здесь преобладает над эмпирическими наблюдениями художника.

Пьеро в трактате дает примеры построения зданий в перспективном ракурсе. В “De prospectiva pingendi” мастер решает задачу построить в сокращении «четырехугольное здание, пропорционально расположенное». Эта девятая пропозиция второй книги трактата снабжена иллюстрацией, которая походит на постройки в живописи мастера. Такой ракурс предполагает двухчастную структуру сцены, объединенную перспективой. Примеры, сходные с этим рисунком из трактата, мы встречаем в аретинском цикле художника — во фресках среднего регистра с историями царицы Савской и императрицы Елены.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.003 с.)