В поисках новых форм театрализованного действа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В поисках новых форм театрализованного действа




Митинги и манифестации

Митинги рассматривались как одно из направлений праздничной деятельности масс. Особое внимание уделялось искусству, как выразительному средству, повышающему эффективность. Средства искусства должны были усилить эмоциональное звучание публичных массовых выступлений, ярче выразить солидарность, протест, давали возможность донести идеал революции не только до ума, но и до сердца. Именно поэтому праздники 1919-20гг. включали в себя митинги-концерты, сочетающие массовую политическую сходку с концертно-зрелищной программой. Театрализованные митинги были особенно популярны в начале 30х годов. На театрализованных митингах выступали сводные хоры и оркестры, группы речевиков. Готовилось специальное оформление. Развивались и обогащались традиции политических митингов первых лет революции, театрализованный митинг явился новой формой массовой агитации.


Представления и инсценировки

Особенно интересным направлением развития театрализованного действа стали массовые инсценировки. Именно они представляли собой агитационно-пропагандистский материал со средствами художественной выразительности. Одной из лабораторий по созданию массового политического действа стала Театрально-драматургическая мастерская Красной армии, организованная в 1919г. Н.Г. Виноградовым. В ее деятельности-эксперименте по разработке художественно-пропагандистских игрищ принимали участие А.М.Горький, Вс.Э. Мейерхольд, М.Ф. Андреева, Ф.И. Шаляпин, Ю.М. Юрьев.

Одной из самых выдающихся работ была массовая инсценировка «К Мировой Коммуне» (19 июля 1920г.). Эта инсценировка продемонстрировала утверждение нового направления художественной пропаганды, синтезирующей политику и искусство. Было использовано пять мест действия (три театральных, два реальных: Дворцовая площадь и Зимний дворец). Следует отметить режиссерскую находку – использование Зимнего дворца, внутри которого происходило событие, а собравшаяся аудитория наблюдала снаружи через окна. В этой инсценировке участвовало свыше 6тыс. человек: артисты драмы, балета, цирка, театральной школы и студии, частей Красной Армии и моряков-балтийцев.

Утвердились традиционные инсценировочные маски: рабочего, капиталиста, буржуя и т.д.

Необычность постановок, масштабность, обилие различных постановочных эффектов породили новые формы, приемы драматической и режиссерской работы.

 

Театрализованные суды

Близким по природе своей к массовым инсценировкам были весьма популярные в те годы представления – театрализованные суды. Суды тоже проводились под открытым небом, при большом стечении народа. Судили Капитал, судили Врангеля, судили Лодыря, Дезертира и т.д., а порой, в более узких аудиториях, среди подсудимых оказывались и литературные персонажи: Раскольников, Катюша Маслова и т.д.

Проводились эти суды в форме подлинного судебного заседания, что и определило схему действия, столкновение сторон, основной конфликт, круг действующих лиц: председатель, прокурор, адвокат, свидетели, подсудимый. В ходе действия значительное место занимала импровизация, хотя тексты готовились и оговаривались заранее. Импровизация придавала агитсуду естественный жизненный характер, давало возможность зрителю активно вмешиваться в разбор дела.


Живая газета

Широкое распространение в 20е годы получила еще одна форма агитации – громкое чтение. Такое явление было обусловлено недостатком рабочих, дефицитом бумаги, неграмотностью. Громкое чтение в клубе уступило место устной газете, где газетный материал обрабатывался клубными работниками. В результате появился новый вид агитационно-пропагандистского представления – живая газета. Чаще всего это были инсценированные полит.обозрения, монтаж из докладов.

Живые газеты агитировали за очередные политические мероприятия. Советские власти боролись с культурной отсталостью, с пережитками и суевериями. Живая газета использовала элементы других искусств. Здесь и балет, и оперетта, и танец, и пение, и кинофильмы. Заканчивалось представление дивертисментом.

Дивертисмент – ряд концертных номеров, составляющих особую увеселительную программу в дополнение к какому-либо основному представлению.

 

Шествия и парады

В раннем советском массовом празднике шествия несли огромный социальный смысл именно в силу потребности людей с максимальным эффектом выразить себя и вовлечь в красочное зрелище тех, кто к ним не присоединился. Участие в шествии несло ясно выраженный смысл движения в будущее. Методически выделялось, что они должны носить самый живой характер. При шествии нужно организовать встречи разных групп рабочих, обмен наглядных изображений опыта разных заводов, взаимные приветствия и т.д. Активность масс должна быть выражена еще и в песнях, коллективных словесных маршах и других видах народного творчества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.005 с.)