Средневековье и эпоха Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековье и эпоха Возрождения



Крупнейшим этапом в развитии театра является эпоха Возрождения и предшествующее ей Средневековье.

Среди проявлений человеческого духа были огромные многодневные массовые празднества, напоминающие Великие Дионисии Древней Эллады. Эпоха Возрождения отмечена следованием античному идеалу.

В эпоху Возрождения народные праздники получили идеалогическую и эстетическую оценку, обрели признание как важнейший фактор общественной и культурной жизни города.

Общественное сознание отделилось от церкви, дало ростки духовной жизни в науке, литературе, искусстве. Именно массовые празднества и зрелища дали начало различным видам искусства. Потому что массовые празднества всегда были проявлением духа народа, его потребностью.

Наиболее яркие проявления массового народного творчества связано с историей моментами. Эпоха Возрождения была отмечена многочисленными народными восстаниями и классовой борьбой. Мыслители и художники устремились на борьбу с феодальным строем, с догматами церковной идеологии.

Все началось в городской площади.

Средневековая площадь была сосредоточением административной, религиозной, общественной жизни города. Здесь, на площади, стояли рядом и ратуша.

В определенные дни площадь становилась шумным рынком, где собирался весь город и куда съезжались люди из дальних окрестностей. На средневековом рынке устраивались ярмарки, на которых зародился профессиональный театр и эстрадное искусство – вначале в сатирических песенках, акробатических трюках и танцах, исполняемых жонглерами, универсальными актерами-одиночками, предшественниками артистов театра и эстрады.

На ярмарке существовала и особого рода литература, впоследствии ставшая самостоятельным жанром концертной эстрады – устные рассказы.

На городской площади бродили и импровизаторы, мгновенно сочинявшие стихи на любую тему (предшественники эстрадных буримистов).

Буриме литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов на заданные рифмы.

Искусство жонглеров, сказителей, импровизаторов впоследствии войдет составной частью в итальянское карнавальное действо, когда карнавал, возникший, как и многое в средневековье, на городской площади, станет значительным фактором общественной жизни Италии той эпохи.

Именно карнавальным играм – массовым театрализованным народным праздникам – обязаны зрелищные искусства рождением многих видов и жанров.

В динамике карнавальных процессий – истоки и комедии дель арте, и фарса, и соти, а в перспективе и эстрадных жанровых разновидностей.

 

Карнавал

Центром возникновения карнавала считается Венеция. В хрониках Венецианской республики сохранились упоминания о том, что еще в Хв. В Венеции в честь военных побед над далматинскими пиратами были специальными указаниями определены народные игры и всевозможные развлечения на площади.

Начиная с XIв. Городские праздники приурочили к дням кануна Великого поста. Однако точных сроков празднеств не было, и они время от времени стихийно возникали на улицах и городской площади.

Венецианский карнавал – массовый народный праздник, полный ярких красок, музыки и танца. К XIIIв. Основным компонентом карнавала стали процессии, игры, акробаты и спортивные показы, маски.

Венецианские праздники не несли чисто развлекательную функцию, а представляли собой важный фактор политической и общественной жизни.

В XIVв. Карнавалы торжественно открывали церковной службой и выступлением представителей властей Венецианской республики.

XVв. внес своеобразие в карнавальное празднество. Появились мимы, жонглеры, буффоны.

Буффонада – сценическое представление, основанное на резком преувеличении, окарикатуривании действий, явлений, черт характера, благодаря чему создавался сатирический эффект.

В карнавальном веселье возникла такая профессия как зазывалы. При помощи забавных куплетов и прибауток, острот и анекдотов они сбывали товар доверчивым покупателям.

Зазывалы, равно как и жонглеры-мимы, а также и буффоны, явились предвестниками рождения итальянского народного театра.

В XVI на карнавальном празднестве возникло одно из самых значительных явлений искусства эпохи Возрождения – комедия дель арте. Жонглеры и буффоны, объединившись в маленькие коллективы, создали первый в Италии профессиональный театр (комедию дель арте). Она несла в себе лучшие черты народного творчества: оптимизм, жизнеутверждающее начало, сатирическое отношение к власть имущим, к духовенству.

Комедия дель арте – вид итальянского народного театра, спектакли которых создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актеров, одетых в маски.

Количество масок в комедии дель арте очень велико (более ста), но большинство из них – родственные персонажи, отличающиеся только именами и незначительными деталями.

Мужские персонажи (Венецианский квартет):

- Панталоне – венецианский купец, скупой старик;

- Доктор – псевдо-ученый доктор права, старик;

- Бригелла – первый дзанни, умный слуга;

- Арлекин – второй дзанни, глупый слуга;

-Капитан – хвастливый вояка, трус;

- Лелло – юный влюбленный.

Женские первонажи:

- Изабелла – юная влюбленная;

- Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина – служанки.

 

К основным персонажам комедии дель арте относят два квартета мужских масок – северный (венецианский) и южный (неаполитанский), маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски – это девушки-дзани и влюбленные, а также все благородные дамы и кавалеры.

 

Карнавалы получают распространение по всей Европе.

Карнавалы были ненавистны церкви. Карнавальным весельем народ протестовал против ужасов инквизиции, противопоставляя жесточайшей церковной аскетичности здоровое жизненное начало, юмор, веселье и смех.

В XIV- XV в городские европейские карнавалы проникли традиции сельских праздников.

Карнавальные шествия стали устраиваться на масленичной неделе, появился традиционный сюжет, определяющий драматургию масленичного увеселения – «Битва Карнавала и Поста».

Масленичные массовые представления оказали влияние на возникновение так называемых «дурацких обществ», которые были распространены в Европе в XVв и стали заметным явлением в общественной жизни. Основные направления этих обществ была критика церкви, политического и государственного устройства, облаченное в сатирическую форму и нашедшие воплощение в шутовских пародийных представлениях. «Орден дураков», «Беззаботные ребята», «Рогоносцы» - эти шутовские общества устраивали «праздники дураков», пародийные маскарады, сатирически высмеивая религиозную обрядность, нравы королевского двора и т.д. В массовых играх пародировались торжественные королевские выезды, судебные споры, проповеди духовенства, за что «общества дураков» постоянно подвергались преследованиям и репрессиям.

Во Франции XVв. «общества дураков» объединялись несколько тысяч человек. Своей дерзостью и вольнодумием выделялось общество «Бадош», куда входили клерки – по тем временам наиболее образованная и передовая часть городского населения. Однажды за дерзкую сатиру власть упрятала в тюрьму целую группу «бадошцев».

Шутовские общества еще в XVв. создали особый вид комедии – соти (дурачества). Это было своего рода обозрение, составленное из многих сатирических эпизодов, и по форме оно приближалось скорее к эстрадному ревю, нежели к театральному спектаклю.

Соти (дурачество, шалость) – театральный жанр, популярный во французской литературе XV – XVI вв.; род сатирической и аллегорической комедии, пародия на церковную обрядность, чиновников и т.д.; разыгрывалась братствами «дураков» («sots»), отсюда и название.

Ревю (обозрение) – одна из разновидностей музыкального театра или тип популярных театральных развлечений, в которых сочетались музыка, танцы, скетчи.

В конце XVIв. и в XVIIв. в Лондоне большое распространение получили юридические школы, студенты которых были мастерами на всевозможные проделки, мистификации, розыгрыши и другие забавы. В 1688г. студенты одной из лондонских юридических школ Грейз-Инн выпустили книгу «Деяния грейанцев», где в пародийном стиле описали студенческие праздники. Из этой книги стало известно, что в 1594г. студенты организовали на Рождество многодневный «праздник дураков». Руководил дурачествами школяров Повелитель бесчинств (должность, придуманная студентами специально для этого праздника).

В «Деяниях грейанцев» рассказывается, как 20 декабря 1594 года в присутствии всей студенческой корпорации торжественно короновался Повелитель бесчинств. Потом многие студенты выступали с шутовскими пародийными речами не совсем пристойного характера.

28 декабря 1594 года Грейз-Инн праздновали сбор всех членов корпорации, где присутствовали многочисленные гости из других школ. На праздник были приглашены профессиональные актеры со своими спектаклями.

Как отнеслись к этому профессиональные актеры – неизвестно. Но можно предположить, что один из них веселился от души. Этот актер ценил остроумную шутку, полет творческой фантазии, веселье. Он был и автором пьесы, показываемой студентам, и ее постановщиком. Пьеса называлась «Комедия ошибок», а постановщика звали Вильям Шекспир.

Заключительный вечер «праздника дураков» назывался «Ночь ошибок». Студенты назначали судебное разбирательство – пародийное представление, высмеивающее средневековое судопроизводство.

Приведенный выше случай доказал, что «праздник дураков» создавался и проводился с большой выдумкой и размахом, и были не простым увеселением, а несли в себе критику в адрес государства и королевских властей.

Для нас здесь интересны два момента. Во-первых, в «празднике дураков» участвовали не только городская самодеятельность, но и профессиональные актеры. Во-вторых, о значении, которое придавалось подобным массовым празднествам, можно судить по тому, что в них принимала участие одна из лучших лондонских трупп.

 

Карнавал и связанные с ними карнавальные масленичные гуляния определили многое в городской жизни как средневековья, так и последующих эпох.

Сложились три основных жанра:

- комедия (стереотипный сценарий – близнецы, подмена детей, т.д.)

- трагедия (основатель – Сенека; кровавые трагедии; не стали популярны)

- пастораль (идиллическая любовь)

 

Для деятелей театра ориентиром была народная аудитория. Зрителей партера называли главными судьями, чьи оценки были справедливыми и разумными. Главными героями театра являлись представители народа. Положительный герой даже при трагической смерти не терял уверенности в победе гуманизма.

 

Театр Средневековья

 

Театр Средневековья подразделяется на 2 периода:

I (V - XI вв) период

Господство христианской церкви, религии. Запрещались всевозможные игрища, празднества. Свое существование продолжали только народные праздники.

II (XI - XII вв) период

Начинают возникать города. Появляются профессиональные артисты (гистрионы – артисты широкого профиля).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.012 с.)