Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средневековье и эпоха Возрождения
Крупнейшим этапом в развитии театра является эпоха Возрождения и предшествующее ей Средневековье. Среди проявлений человеческого духа были огромные многодневные массовые празднества, напоминающие Великие Дионисии Древней Эллады. Эпоха Возрождения отмечена следованием античному идеалу. В эпоху Возрождения народные праздники получили идеалогическую и эстетическую оценку, обрели признание как важнейший фактор общественной и культурной жизни города. Общественное сознание отделилось от церкви, дало ростки духовной жизни в науке, литературе, искусстве. Именно массовые празднества и зрелища дали начало различным видам искусства. Потому что массовые празднества всегда были проявлением духа народа, его потребностью. Наиболее яркие проявления массового народного творчества связано с историей моментами. Эпоха Возрождения была отмечена многочисленными народными восстаниями и классовой борьбой. Мыслители и художники устремились на борьбу с феодальным строем, с догматами церковной идеологии. Все началось в городской площади. Средневековая площадь была сосредоточением административной, религиозной, общественной жизни города. Здесь, на площади, стояли рядом и ратуша. В определенные дни площадь становилась шумным рынком, где собирался весь город и куда съезжались люди из дальних окрестностей. На средневековом рынке устраивались ярмарки, на которых зародился профессиональный театр и эстрадное искусство – вначале в сатирических песенках, акробатических трюках и танцах, исполняемых жонглерами, универсальными актерами-одиночками, предшественниками артистов театра и эстрады. На ярмарке существовала и особого рода литература, впоследствии ставшая самостоятельным жанром концертной эстрады – устные рассказы. На городской площади бродили и импровизаторы, мгновенно сочинявшие стихи на любую тему (предшественники эстрадных буримистов). Буриме – литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов на заданные рифмы. Искусство жонглеров, сказителей, импровизаторов впоследствии войдет составной частью в итальянское карнавальное действо, когда карнавал, возникший, как и многое в средневековье, на городской площади, станет значительным фактором общественной жизни Италии той эпохи.
Именно карнавальным играм – массовым театрализованным народным праздникам – обязаны зрелищные искусства рождением многих видов и жанров. В динамике карнавальных процессий – истоки и комедии дель арте, и фарса, и соти, а в перспективе и эстрадных жанровых разновидностей.
Карнавал Центром возникновения карнавала считается Венеция. В хрониках Венецианской республики сохранились упоминания о том, что еще в Хв. В Венеции в честь военных побед над далматинскими пиратами были специальными указаниями определены народные игры и всевозможные развлечения на площади. Начиная с XIв. Городские праздники приурочили к дням кануна Великого поста. Однако точных сроков празднеств не было, и они время от времени стихийно возникали на улицах и городской площади. Венецианский карнавал – массовый народный праздник, полный ярких красок, музыки и танца. К XIIIв. Основным компонентом карнавала стали процессии, игры, акробаты и спортивные показы, маски. Венецианские праздники не несли чисто развлекательную функцию, а представляли собой важный фактор политической и общественной жизни. В XIVв. Карнавалы торжественно открывали церковной службой и выступлением представителей властей Венецианской республики. XVв. внес своеобразие в карнавальное празднество. Появились мимы, жонглеры, буффоны. Буффонада – сценическое представление, основанное на резком преувеличении, окарикатуривании действий, явлений, черт характера, благодаря чему создавался сатирический эффект. В карнавальном веселье возникла такая профессия как зазывалы. При помощи забавных куплетов и прибауток, острот и анекдотов они сбывали товар доверчивым покупателям. Зазывалы, равно как и жонглеры-мимы, а также и буффоны, явились предвестниками рождения итальянского народного театра. В XVI на карнавальном празднестве возникло одно из самых значительных явлений искусства эпохи Возрождения – комедия дель арте. Жонглеры и буффоны, объединившись в маленькие коллективы, создали первый в Италии профессиональный театр (комедию дель арте). Она несла в себе лучшие черты народного творчества: оптимизм, жизнеутверждающее начало, сатирическое отношение к власть имущим, к духовенству.
Комедия дель арте – вид итальянского народного театра, спектакли которых создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актеров, одетых в маски. Количество масок в комедии дель арте очень велико (более ста), но большинство из них – родственные персонажи, отличающиеся только именами и незначительными деталями. Мужские персонажи (Венецианский квартет): - Панталоне – венецианский купец, скупой старик; - Доктор – псевдо-ученый доктор права, старик; - Бригелла – первый дзанни, умный слуга; - Арлекин – второй дзанни, глупый слуга; -Капитан – хвастливый вояка, трус; - Лелло – юный влюбленный. Женские первонажи: - Изабелла – юная влюбленная; - Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина – служанки.
К основным персонажам комедии дель арте относят два квартета мужских масок – северный (венецианский) и южный (неаполитанский), маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски – это девушки-дзани и влюбленные, а также все благородные дамы и кавалеры.
Карнавалы получают распространение по всей Европе. Карнавалы были ненавистны церкви. Карнавальным весельем народ протестовал против ужасов инквизиции, противопоставляя жесточайшей церковной аскетичности здоровое жизненное начало, юмор, веселье и смех. В XIV- XV в городские европейские карнавалы проникли традиции сельских праздников. Карнавальные шествия стали устраиваться на масленичной неделе, появился традиционный сюжет, определяющий драматургию масленичного увеселения – «Битва Карнавала и Поста». Масленичные массовые представления оказали влияние на возникновение так называемых «дурацких обществ», которые были распространены в Европе в XVв и стали заметным явлением в общественной жизни. Основные направления этих обществ была критика церкви, политического и государственного устройства, облаченное в сатирическую форму и нашедшие воплощение в шутовских пародийных представлениях. «Орден дураков», «Беззаботные ребята», «Рогоносцы» - эти шутовские общества устраивали «праздники дураков», пародийные маскарады, сатирически высмеивая религиозную обрядность, нравы королевского двора и т.д. В массовых играх пародировались торжественные королевские выезды, судебные споры, проповеди духовенства, за что «общества дураков» постоянно подвергались преследованиям и репрессиям. Во Франции XVв. «общества дураков» объединялись несколько тысяч человек. Своей дерзостью и вольнодумием выделялось общество «Бадош», куда входили клерки – по тем временам наиболее образованная и передовая часть городского населения. Однажды за дерзкую сатиру власть упрятала в тюрьму целую группу «бадошцев». Шутовские общества еще в XVв. создали особый вид комедии – соти (дурачества). Это было своего рода обозрение, составленное из многих сатирических эпизодов, и по форме оно приближалось скорее к эстрадному ревю, нежели к театральному спектаклю. Соти (дурачество, шалость) – театральный жанр, популярный во французской литературе XV – XVI вв.; род сатирической и аллегорической комедии, пародия на церковную обрядность, чиновников и т.д.; разыгрывалась братствами «дураков» («sots»), отсюда и название.
Ревю (обозрение) – одна из разновидностей музыкального театра или тип популярных театральных развлечений, в которых сочетались музыка, танцы, скетчи. В конце XVIв. и в XVIIв. в Лондоне большое распространение получили юридические школы, студенты которых были мастерами на всевозможные проделки, мистификации, розыгрыши и другие забавы. В 1688г. студенты одной из лондонских юридических школ Грейз-Инн выпустили книгу «Деяния грейанцев», где в пародийном стиле описали студенческие праздники. Из этой книги стало известно, что в 1594г. студенты организовали на Рождество многодневный «праздник дураков». Руководил дурачествами школяров Повелитель бесчинств (должность, придуманная студентами специально для этого праздника). В «Деяниях грейанцев» рассказывается, как 20 декабря 1594 года в присутствии всей студенческой корпорации торжественно короновался Повелитель бесчинств. Потом многие студенты выступали с шутовскими пародийными речами не совсем пристойного характера. 28 декабря 1594 года Грейз-Инн праздновали сбор всех членов корпорации, где присутствовали многочисленные гости из других школ. На праздник были приглашены профессиональные актеры со своими спектаклями. Как отнеслись к этому профессиональные актеры – неизвестно. Но можно предположить, что один из них веселился от души. Этот актер ценил остроумную шутку, полет творческой фантазии, веселье. Он был и автором пьесы, показываемой студентам, и ее постановщиком. Пьеса называлась «Комедия ошибок», а постановщика звали Вильям Шекспир. Заключительный вечер «праздника дураков» назывался «Ночь ошибок». Студенты назначали судебное разбирательство – пародийное представление, высмеивающее средневековое судопроизводство. Приведенный выше случай доказал, что «праздник дураков» создавался и проводился с большой выдумкой и размахом, и были не простым увеселением, а несли в себе критику в адрес государства и королевских властей. Для нас здесь интересны два момента. Во-первых, в «празднике дураков» участвовали не только городская самодеятельность, но и профессиональные актеры. Во-вторых, о значении, которое придавалось подобным массовым празднествам, можно судить по тому, что в них принимала участие одна из лучших лондонских трупп.
Карнавал и связанные с ними карнавальные масленичные гуляния определили многое в городской жизни как средневековья, так и последующих эпох. Сложились три основных жанра: - комедия (стереотипный сценарий – близнецы, подмена детей, т.д.) - трагедия (основатель – Сенека; кровавые трагедии; не стали популярны) - пастораль (идиллическая любовь)
Для деятелей театра ориентиром была народная аудитория. Зрителей партера называли главными судьями, чьи оценки были справедливыми и разумными. Главными героями театра являлись представители народа. Положительный герой даже при трагической смерти не терял уверенности в победе гуманизма.
Театр Средневековья
Театр Средневековья подразделяется на 2 периода: I (V - XI вв) период Господство христианской церкви, религии. Запрещались всевозможные игрища, празднества. Свое существование продолжали только народные праздники. II (XI - XII вв) период Начинают возникать города. Появляются профессиональные артисты (гистрионы – артисты широкого профиля).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.012 с.) |