Соотношение права и иных институтов жизнедеятельности общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение права и иных институтов жизнедеятельности общества



Право и мораль.

Право и мораль являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, которые занимают особое место в формировании духовного мира личности, её сознания, культуры и активной жизненной позиции. Право и мораль взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Это объясняется в первую очередь тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей.

Как форма общественного сознания, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Можно выделить общие черты права и морали. Во-первых, как право, так и мораль входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и представляют собой средства активного воздействия на поведение людей. Имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу. Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе. Право и мораль состоят из общих правил поведения, выражающих определенную волю, т.е. они направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе. По структуре состоят из норм. В тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей.

Отличие, прежде всего, в том, что мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Нормативно-правовые акты носят властный характер, выражают волю государства, социальных групп, стоящих у государственной власти. Нормы же морали складываются в общественном мнении. Мораль охватывает более широкую область отношений, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Отличие норм права от морали проявляется также в гарантировании выполнения этих норм. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. Гарантом права выступает государство. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Право и религия.

Религия (от латинского – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла 40–50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами – фетиш. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные религии – буддизм (VI–V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складывались новые формы религиозной организации и религиозных отношений – церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге). Вырабатываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм.

На последующих этапах развития общества религии воздействует на формирование правовых систем. В некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их классифицируют как религиозные правовые системы. Древнейшая из них – индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример – мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом» (в переводе – «путь следования»).

В Европе светская власть отделена от религии. В нашей стране Статья 14 Конституции РФ утверждает Российскую Федерацию как светское государство. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях » определяет отношения с религиозными организациями и их правовой статус.

На современном этапе общественной жизни России заметна тенденция восприятия многими учеными и особенно практиками религии и религиозных норм как необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

 

Право и экономика.

 

В данном случае под экономикой понимается определенная социальная сфера отношений, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. В литературе присутствуют различные подходы к определению взаимодействия права и экономики. В марксистской теории экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период. В тоже время, марксизм отмечал относительную самостоятельность права, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику, т.е. как способствовать ускорению экономического развития, так и торможению его.

Реализуя данные положения, социалистическая теоретическая мысль сильно преувеличивала влияние права на экономику. Будучи главным собственником, государство планы своей экономической деятельности и даже результаты закрепляло юридическим законом, т. е нормативным требованием.

Современные представления связей права и экономики исходят как из признания необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере.

В современном мире концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

Доктрина социального государства требует находить баланс в соотношении между экономикой и правом, особенно в сфере распределительных отношений.

В условиях рыночной экономики и перехода к рынку, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью: а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики; б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Важную роль в экономике играют технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, животному миру. Это, например, нормы выработки на производстве, правила эксплуатации сельскохозяйственных машин или любой иной техники, всевозможные технические и технологические стандарты.

Разумеется, технические нормы, не могут существовать в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга. Опосредованно воздействуют технические нормы и на общество, а также на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют социальный характер. Однако социальность технических норм весьма условна по сравнению с собственно социальными нормами, ограничена и проявляется либо в специальных нормативно-правовых актах (например,ГОСТы, правила, касающихся охраны труда или техники безопасности), либо в актах, имеющих отсылочный характер, т.е. содержащих отсылки к техническим нормам.

 

Право и политика

В современном понимании политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов, народов, национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Нерегулируемая политическая борьба может взорвать общество, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии.

Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Исторические события свидетельствуют, что среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней.

Поведение сегодняшних субъектов политики в разных странах подтверждает правильность ленинского определения что «политика есть концентрированное выражение экономики». Мировая политика в настоящее время строится, прежде всего, на экономические интересах, а потом уже все остальные.

Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Возведенная в закон (т.е. охраняемая государством)
политика не в интересах всего общества, а только какого-либо слоя, означает выхолащивание содержания права. Остается лишь форма (неправовой или нелегитимный закон), что в конечном итоге может привести к разрушению всей политико-правовой системы. (Россия 90-х, Украина). В правовом государстве (Конституция РФ закрепила строительство правового государства как цель) политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.

К числу социальных норм относятся также нормы, содержащиеся в актах, издаваемых партиями и общественными организациями любых видов.

 


 

Право и обычай

В системе социальных норм наряду с нормами права, морали и другими социальными нормами определенное место занимают обычаи.В научной литературе существует много различных определений понятия «обычай» и о его отличительных признаках. Однако все они, в конечном счете, сводятся к следующему:

а) Обычаи – это правила поведения, которые в отличие от права никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей;

б) Обычаи возникают в результате весьма длительного, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев;

в) Обычаи относятся к такому виду неправовых социальных норм, которые связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами, обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического восприятия;

д) Обычаи соблюдаются не в силу опасения государственного принуждения или иных форм официального давления, а в силу привычки, естественной потребности человека в определенной, очерченной рамками этого обычая манере поведения.

Обычаи, санкционированные государством в лице уполномоченных на то органов, называются правовыми. Они, как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением.

Правовой обычай, о чем свидетельствует его название, является одной из форм (источников) права. Правовой обычай является своеобразным нормативным актом, вбирающим в себя, наряду с правовыми, и моральные начала. Основанием для взаимосвязи и взаимодействия права и правового обычая служит однотипная экономическая, социально-политическая и идеологическая среда, в которой они функционируют. Это общие, в конечном счете, цели – установление и поддержание в обществе определенного порядка и стабильности, которые осуществляются в процессе реализации и норм права, и обычаев. Наконец, это общие регулятивные и воспитательные функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.015 с.)