Внутреннее строение системы права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутреннее строение системы права



Будучи сложным многоуровневым комплексом, система права имеет особенности своего внутреннего строения. Составные части системы права называются структурными элементами, в своей взаимосвязи составляющие структуру системы права. Она складывается из отраслей, правовых институтов, и норм.

Отрасль права – это упорядоченная совокупность относительно обособленных автономных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Система права – это по сути упорядоченная масса изданных правотворческими органами, должностными лицами и принятых на референдумах, находящихся между собой в иерархических связях федеральных и региональных нормативно-правовых актов, направленных на регламентацию общественных отношений и призванных адекватно выразить существующую в обществе расстановку политических сил[15].

Наиболее крупными по своему составу и содержанию структурными элементами системы права являются отрасли права. Как следует из определения, отрасль права регулирует определенную область (сферу) однородных общественных отношений. Например, трудовое право, финансовое право. Нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права. По содержанию нормативно-правовые акты классифицируются в известной мере условно. Наряду с отраслевыми нормативными актами (например, административное, трудовое, семейное законодательство) действуют и акты комплексного характера. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Примером таких комплексных нормативно-правовых актов является, коммерческое, транспортное законодательство.

В зависимости от значимости регулируемых общественных отношений для жизнедеятельности государства, общества и граждан, каждая отрасль занимает в системе права определенное положение.

Так, ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное (государственное) право.

Выше указывалось, что каждая отрасль права представляет собой систему, но по отношению к системе права в целом ее можно определить как подсистему. В свою очередь, каждая отрасль права выступает в качестве общей системы по отношению к системе (подсистеме) институтов права.

В основу деления системы права на отрасли положены два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый из них считается главным, второй вспомогательным. Помимо названных критериев, отрасли отличаются принципами и своими источниками.

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Например, своеобразие норм гражданского права обусловливается тем, что они, в отличие от правовых норм, опосредствующих трудовые, финансовые, семейные и иные отношения, регулируют лишь имущественные и непосредственно связанные с ними личные неимущественные отношения.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те, или иные общественные отношения, на поведение людей. Метод правового регулирования не устанавливается произвольно законодателем или правоприменительными органами, а обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования. Законодатель использует различные способы правового регулирования. Это может быть, например, прямое предписание определенных действий или, наоборот, воздержания от них.

Используются рекомендации или предоставление возможности свободного выбора из различных вариантов поведения. В учебной юридической литературе выделяют два основных метода правового регулирования. Один из них называется авторитарным методом правового регулирования, а другой – методом автономии.

Авторитарный метод, или, как его еще нередко называют, метод властных предписаний (императивный метод), представляет собой такой способ правового регулирования, при котором участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. Определяется порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон, устанавливаются правовые запреты.

Этот метод широко применяется в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган.

Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей – уголовное право. Нормами данной отрасли права под угрозой применения уголовно-правовых мер запрещается совершать действия, наносящие ущерб интересам личности, общества и государства.

Суть метода автономии, или диспозитивного метода, заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.

Данный метод применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений – выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.

 

Систематизация права

Системность права – это такое его объективное свойство, которое, возникая в силу экономических и иных социальных потребностей, нуждается вместе с тем в целенаправленной правотворческой работе. Правотворчество – это создание непосредственно нормативного материала (право как таковое), и упорядочение системы законодательства. Иными словами, систематизация права – деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. К систематизации относятся учет, кодификация, инкорпорация, и консолидация.

Учёт нормативных актов состоит в сборе действующих нормативных актов для обработки и расположения по определённой схеме с целью хранения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Применяется журнальный учёт и автоматизированный учёт.

Инкорпорация способ объединения нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в романо-германской правовой системе для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

Консолидация является аналогом инкорпорации, применяется в английской правовой системе. Представляет собой унификацию нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. При этом не изменяет содержания законов.

Кодификация создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер.

Таким образом, в рамках общей системы права в целом существуют менее общие, составляющие ее системы (подсистемы) в виде институтов и отраслей права. Все они органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию и формируется цельное, внутренне единое, состоящее из институтов и отраслей образование – система права.

Систематизация права считается важным видов юридической работы. Она основана тех же требования (принципах), которые обеспечивают качество правотворческой. Принципы систематизации – это обязательные требования, реализация которых позволяет достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

Суммируя упоминаемые в учебной литературе принципы, отметим следующие: плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.); стремление к минимизации количества нормативных актов; полнота (т.е. полный сбор актов, и ревизии их по всем основаниям); целесообразность (определение целесообразности проведения ревизии); оперативность (своевременное приведение правовой системы в рабочее состояние, так как последующие ее изменения только осложнят работу); непрерывность (изменчивость правовой системы не предполагает приостановку этой работы);

Доступность (обеспечить возможности гражданам достаточно легкого пользование актами); демократичность (выявление общественного мнения относительно применяемых форм систематизации); гласность; – научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

Работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, поэтому требуется высокий профессионализм. Выполнение всех перечисленных принципов позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.

 

Глава IV. Нормы права.

1. Понятие и содержание нормы права

В научной литературе присутствует множество определений понятия нормы права. Современное понятие нормы права унаследовало взгляды отечественных юристов IX века, которые определяли ее как правило или меру должного поведения,[16] дополнив более подробно формально-юридические признаки и черты, в частности:

а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) правовые нормы выражают государственную волю; в) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность применения и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчиненность и иерархичность; ж) охрана права государством; з) применение государственного принуждения.

При исследовании норм права обнаруживаются признаки других социальных норм. Со многими из них юридическая норма имеет такую общую характеристику, как объективность, то есть действие нормы права редко зависит от воли отдельных субъектов. С нормой морали юридическую норму объединяет то, что норма права черпает свою силу во внутреннем убеждении ее носителей, то есть юридическая норма тем эффективнее, чем прочнее она закреплена в общественном сознании. С религиозной нормой юридическую норму порой объединяет то, что и те и другие нормы разрабатывают специалисты для неспециалистов. Наконец, с корпоративными нормами нормы права объединяет политический аспект правопорядка. Он проявляется в том, что корпоративные ценности господствующей группы, могут навязываться всему обществу.

Структура юридической нормы

Юридическая норма, как и само право, представляет собой своеобразную мини-систему, в которой обнаруживаются свои элементы и свои связи между элементами, т.е. упорядоченную совокупность элементов. В отечественной теории в качестве таких элементов выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию, которые образуют ее «структуру».

Следует заметить, что классическая структура нормы права относится лишь к тем нормам, которые непосредственно регулируют поведение, то есть к представительно-обязывающим нормам. В трудах юристов этот момент зачастую не упоминается. Например, нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели и др. не соответствуют классической структуре.

Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Диспозиция – это «ядро» юридической нормы, ибо в ней содержится само конкретное правило правомерного поведения, либо совокупность признаков неправомерного поведения (к примеру, в уголовном праве большая часть норм формулируется в виде запретов). Санкция – это часть юридической нормы, которая указывает на правовые последствия её несоблюдения.

Различают логическую и фактическую структуру нормы права. Логически всякая норма права, так или иначе, имеет три нормы права. Гипотеза часто предполагается, а санкция часто не связана напрямую с диспозицией и может содержаться в другом нормативно-правовом акте. Например: «главой исполнительной власти является президент» Данная норма не содержит ни гипотезы, ни санкции, а ее диспозиция также требует дополнительной интерпретации, то есть толкования). Наличие диспозиции и ее доступность для интерпретации являются необходимыми условиями юридической нормы права.

Главная функция нормы права заключается не в ее карательности, а в том, что норма права предусматривает определенные последствия. Правовые последствия возникают, изменяются или прекращаются при определенных предпосылках (состав правовой нормы).

Теоретически выделяют в группы не только нормы права, но и ее элементы. Например, по характеру содержания различают общие (абстрактные) и конкретные (казуистические) гипотезы. Общая гипотеза определяет условия действия юридической нормы родовыми признаками, например, достижение совершеннолетия. Конкретная гипотеза устанавливает частные случаи действия нормы права (такие гипотезы часто встречаются в уголовно-процессуальном праве, например, в УПК по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается, либо прекращается). По степени определенности различают: а) абсолютно определенную гипотезу (например, срок давности); б) абсолютно неопределенную гипотезу, которая не устанавливает никаких фактов в качестве условий, а оставляет применение нормы права на усмотрение органа власти; в) на относительно определенную гипотезу, которая устанавливает ограничительные условия, при которых норма действует или не действует. В частности, имеется норма о «комендантском часе», но она действует только в условиях военного времени.

Диспозиции по способу описания различают простые, описательные, бланкетные и отсылочные. Простая диспозиция по определению указывает на то или иное деяние без конкретизации, то есть без перечисления признаков этого деяния. Описательная диспозиция указывает на признаки правомерного, либо неправомерного поведения (например, в УК кражу характеризуют несколькими признаками, а именно: незаконное и безвозмездное изъятие чужого имущества, совершенное тайным способом). Отсылочная диспозиция фактически является инструментом юридической техники, поскольку, вместо описания признаков деяния, содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта. Бланкетная диспозиция является разновидностью отсылочной, но содержит ссылку уже на другой нормативный акт (к примеру, некоторые нормы Гражданского кодекса отсылают к Конституции).

По характеру последствий различают негативные и позитивные санкции. Негативные санкции иначе называют карательными, они предусматривают виды и меры наказания. Позитивные санкции предусматривают меры поощрения, иначе их называют стимулирующими санкциями.

По степени определенности различают абсолютно определенные санкции, которые указывают на точное зафиксированное последствие того или иного деяния (20 лет тюрьмы для наркодилера США; публичная смертная казнь для коррупционеров в КНР), и относительно определенные. Относительно определенная санкция указывает нижний и верхний пределы наказания, оставляя правоприменителю возможность выбора в указанных пределах. По вариантности различают альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции. Альтернативная санкция указывает на несколько взаимоисключающих видов возможных наказаний. Кумулятивная санкция предусматривает возможность сложения, то есть совместного применения, нескольких видов наказания (смертная казнь + конфискация имущества для коррупционеров в КНДР). Комбинированная санкция предоставляет возможность сочетать все виды санкций, кроме абсолютно определенных.

Учитывая тот факт, что правоотношения возникают как на основе диспозиции (позитивные, регулятивные правоотношения), так и на основе санкции (охранительные, защитные правоотношения) некоторые юристы предлагают четырехзвенную структура нормы права – в частности, добавление еще одного элемента – «указание на условия действия санкции».

Подводя итог вышесказанному, дадим определение: норма права – это первичный элемент системы права, юридически обязательное правило поведения, установленное в официальном акте и охраняемое от нарушения мерами государственного принуждения [17]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.015 с.)