Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9 - числа от 1 до 10. Сложение и вычитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9 - числа от 1 до 10. Сложение и вычитание



Цели: закреплять знание состава чисел, изученные приемы сложения и вычитания; формировать умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять арифметические действия с опорой на знание состава чисел; решать задачи изученных видов; прогнозировать результат при решении примеров; сотрудничать со сверстниками; оценивать и корректировать свои действия.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадку.

Красавица какая

Стоит, светло сверкая!

Как пышно убрана!

Скажите: кто она? (Новогодняя елка.)

— Сегодня мы начинаем работу по второй части учебника математики. Откройте его на с. 3. Проверьте, правильно ли вы отгадали загадку. (Правильно, в учебнике нарисована елка.)

(Учитель вывешивает на доску плакате елкой без украшений.) Давайте мы тоже украсим елку. После выполнения каждого задания вы будете выходить к доске и вешать на елку свою игрушку.

— Каким числом украшена верхушка елки? (7.)

— Какие числа на карточках перевернуты? (6, 5, 4.)

— Как вы догадались? (Это состав числа 7: 6 + 1, 2 + 5, 4 + 3.)

— Как вы поняли, чему мы будем учиться, занимаясь по второй части учебника? (Будем продолжать изучать состав чисел.)

— Послушайте, чему еще мы будем учиться.

(Учитель читает текст под иллюстрацией.)

— Кого из ребят мы попросим повесить первую игрушку? (Учащиеся выбирают своего одноклассника и аргументируют выбор, оценивая работу друг друга.)

— Посмотрите на условные обозначения на с. 2 и вспомните, о чем они говорят.

(Работа в парах. Один ученик называет и показывает условное обозначение, второй рассказывает, что оно обозначает.)

III. Самоопределение к деятельности

(Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 46). Взаимопроверка. Решение записано на откидной доске.)

— Что вы повторили при выполнении этой работы? (Состав чисел, сложение и вычитание, как увеличить и уменьшить число на несколько единиц.)

Эти знания и умения понадобятся нам в течение урока.

— Кого из ребят мы сейчас попросим украсить елку? Почему?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Посмотрите на рисунок на полях на с. 4. Давайте украсим нашу елочку гирляндой из бус. Каким кусочком мы продолжим бусы в центре? (Первым.)

— Почему? Какую закономерность вы увидели? (3маленькие оранжевые бусинки, 2 большие синие бусинки. Чтобы продолжить, сохранив закономерность, надо к одной оранжевой бусинке добавить еще 2, а потом нужны 2 синие большие бусинки.)

— Кого из ребят мы сейчас попросим повесить бусы на елку? Почему?

№ 1 (с, 4).

— Прочитайте условие задачи.

— Прочитайте вопрос.

— На сколько больше стало шаров на елке? (На 3.)

— Значит, сколько шаров повесил Коля? (3.)

— Запишите решение задачи.

— Проверьте себя. Кто прочитает нам решение? (5 + 3 = 8 (ш.).)

— Поднимите руку те, кто верно записал решение.

— Напишите ответ задачи.

№ 2 (с. 4).

— Прочитайте условие задачи.

— Когда Маша съела мандарин, их стало больше или меньше? (Меньше.)

— Прочитайте вопрос.

— Назовите решение задачи. (4 — 1 = 3 (м.).)

— Почему надо вычесть 1? (Число мандаринов уменьшилось.)

— Измените условие задачи так, чтобы в ответе получилось 5 мандаринов. (Маша положила в подарок еще 1 мандарин.)

— Какое решение будет у этой задачи? (4 + 1 = 3 (м.).)

— Почему надо прибавить 1? (Число мандаринов увеличилось.)

— Кого из ребят мы сейчас попросим повесить игрушку на елку? Почему?

№ 3 (с. 4).

— Посмотрите на иллюстрацию. О чем будет следующая задача? (О детях.)

— Прочитайте условие задачи.

— Что значит “столько же”? (Девочек тоже было 5.)

— Назовите решение задачи. (5 + 5 = 10 (р.).)

— Кому из ребят мы поручим украсить елку игрушкой?

V. Физкультминутка

Есть одна игра для вас:

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте.

На дворе снежок идет,

Скоро праздник... (Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от... (елки).

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие... (блестят).

Длинноус и краснонос

Под ветвями... (Дед Мороз).

И верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая

Пятикрылая... (звезда).

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

№ 4 (с. 5).

— Рассмотрите выражения. На какие группы их можно разделить? (Примеры на сложение и вычитание, по составу числа, по первому числу в выражении.)

(Учащиеся могут предложить другие варианты.)

— Почему в каждом столбике ответ в одном примере будет больше, чем в другом? (Если прибавить число большее на 1, то ответ тоже увеличится на 1. Если вычесть число меньшее на 1, то ответ будет больше на 1.)

— Запишите выражения в тетрадь и найдите ответы, пользуясь числовой линейкой. При решении каждого следующего примера в столбике используйте сделанные нами выводы.

— Кому мы поручим украсить елку игрушкой?

*№ 6, 7 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение. За правильное выполнение каждый ученик получает право повесить игрушку на елку.)

№ 5 (с. 5).

— Рассмотрите фигуры на полях. Что в них есть общего? (Они состоят из отрезков.)

— Назовите фигуры. (Отрезок, ломаная линия, треугольник.)

— Какую фигуру можно назвать лишней? (Отрезок, так как он состоит из одного звена. Треугольник, так как это замкнутая фигура.)

— Чей ответ заслуживает награды — права украсить елку игрушкой?

— Начертите фигуры в тетради.

2. Работа в тетрадях с печатной основой

№ 1, 2 (с. 3).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 5). Работа в парах. Учащиеся кладут на окошки карточки с цифрами. Затем говорят ответы и объясняют их. Например: в пустую клетку нужно вставить число 3, потому что 9 — это 3 плюс 6.)

Посмотрите, какая нарядная новогодняя елка у нас получилась!

— Кто доволен своей работой на уроке?

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Что мы повторили на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Все ли вам было понятно?

* Здесь и далее - дополнительные задания, которые предлагаются для выполнения сильным учащимся, раньше других справившимся с предыдущим заданием.


65. Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: познакомить с новым видом задач; закреплять умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на увеличение числа на несколько единиц; анализировать действия при решении задач нового вида; использовать знаково-символические средства при решении задач нового вида.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Работа по карточкам

Карточка 1

+ 2

3 5 2 6 4 7 1
             

(Проверка в парах. Ответы записаны на доске: 5, 7, 4, 8, 6, 9, 3.)

— Сколько вы прибавили к каждому числу в первой строке? (2)

— На сколько увеличилось число во второй строке? (На 2.)

— Что значит “увеличить”? (Прибавить.)

Карточка 2

- 3

3 5 9 6 4 7 8
             

(Проверка в парах. Ответы записаны на доске: 0, 2, 6, 3, 1, 4, 5.)

— Сколько вы вычли из каждого числа в первой строке? (3.)

— На сколько уменьшилось число во второй строке? (На 3.)

— Что значит “уменьшить”? (Вычесть.)

2. Работа над задачами

— Запишите решения задач и объясните.

• В первой норке сидели 3 зайчонка, во второй — столько же. Сколько зайчат в двух норках? (3 + 3 = 6 (з.).)

• Маша положила в одну клетку с кроликами 2 морковки, в другую — столько же. Сколько морковок положила Маша в обе клетки? (2 + 2 = 4 (м.).)

— Как вы понимаете выражение “столько же”? (Такое же количество, одинаковое количество и т. п.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учащиеся работают с картинками из приложения “Разрезной счетный и игровой материал по математике для 1 класса”.)

— Выложите в первый ряд 5 зайцев, а во второй — столько же морковок.

— Сколько морковок вы выложили? (5.)

— Как сделать, чтобы морковок стало на 2 больше, чем зайцев? (Выложить еще 2морковки.)

— Положите 2 морковки во второй ряд. Каких картинок стало больше? На сколько больше? (Морковок стало больше на 2.)

(Учитель выставляет две коробки и мешок с кубиками.)

— Посчитайте, сколько кубиков я положу в первую коробку. (Учащиеся считают хором.)

— В другую коробку мне надо положить на 2 кубика больше. Как это сделать?

(Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию, коллективно находят способ ее решения: сначала надо положить в коробку столько же кубиков, затем добавить еще 2.)

— Что мы сегодня будем учиться делать на уроке? (Увеличивать число.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 6. Рассмотрите рисунок. Сколько чашек с блюдцами изображено? (7)

— Сколько салфеток для них надо выложить? (7.)

— Рассмотрите первую схему к рисунку. Сколько синих кругов на схеме? (7)

— Прочитайте, что сказано о числе красных кругов. (Их столько же, сколько синих.)

— Прочитайте вопрос. Вставьте вместо точек число. Сколько синих кругов? (7)

— Прочитайте равенство. Что оно означает? (Семь равно семи. Красных кругов столько же, сколько синих.)

— Рассмотрите второй ряд на рисунке. Сколько салфеток еще положили? (2.)

— Сколько синих кругов на второй схеме к рисунку? (7)

— На сколько красных кругов больше? (На 2.)

— Что значит “на 2 больше”? Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом.

— Сколько красных кругов на схеме? (7 + 2 = 9.)

V. Физкультминутка

Бегать я могу вприпрыжку,

Ты меня увидишь в книжке.

Длинноухого поймай-ка!

Я веселый, быстрый зайка.

Ю. Светлова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 6).

— Сколько квадратов надо положить в первый ряд? (5.)

— Что сказано о количестве кругов? (Их надо положить столько же.)

— Сколько еще кругов надо положить, чтобы их стало на 2 больше? (2.)

— Что значит “на 2 больше”? (Это столько же и еще 2.)

№ 2 (с. 6) — вариант 1.

№ 3 (с. 6) — вариант 2.

(Учащиеся составляют схемы к задачам. Коллективная проверка.)

— Сколько кругов нарисовали к задаче № 2 во втором ряду? (9.)

— Что значит “на 1 больше”? (Столько же и еще 1.)

— Какое решение надо записать? (8 + 1 = 9 (л).)

— Сколько кругов нарисовали к задаче № 3 во втором ряду? (8.)

— Что значит “на 3 больше”? (Столько же и еще 3.)

— Какое решение надо записать? (5 + 3 = 8 (л).)

2. Работа в тетрадях с печатной основой

№ 1 (с. 4).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 6). Взаимопроверка. Ответы записаны на доске. Учащиеся с высокой степенью обученности дополнительно выполняют задание на полях.)

— Оцените своего товарища:

• молодец, все выполнено правильно;

• хорошо, пока есть ошибки, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Кто понял новую тему?

— Кому нужна помощь товарищей?

— Кто доволен своей работой на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые знания вы получили на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?


66. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: познакомить с новым видом задач; закреплять умение прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц; анализировать действия при решении задач нового вида; использовать знаково-символические средства при решении задач нового вида; оценивать себя и корректировать свои действия.

Ход урока

I. Организационный момент

— Отгадайте загадку.

Заблудилась я с лукошком

И увидела избушку.

Там живет семья лесная:

Три медведя... Ты их знаешь?

— В какую сказку мы отправляемся в путешествие? (“Три медведя”.)

II. Актуализация знаний

(Учитель выкладывает на наборное полотно картинки. Учащиеся составляют на партах схемы к задачам.)

Маша зашла в избушку и увидела у стола 3 стула.

(Учитель выкладывает 3 стула.)

— Выложите на парту 3 синих квадрата.

На столе стояло столько же тарелок, сколько было стульев.

(Учитель выкладывает 3 тарелки.)

— Выложите столько же оранжевых квадратов, сколько синих. Сколько оранжевых квадратов вы выложили? (3.)

— Маша поставила на стол на 1 стакан больше, чем было тарелок. Положите на парту столько кругов, сколько стаканов поставила Маша.

— Сколько кругов вы выложили? (4.)

— Почему? (Стаканов на 1 больше, чем тарелок, 3 + 1 = 4.)

— Что значит “на 1 больше”? (Столько же и еще 1.)

— Маша увидела в буфете 3 конфеты. Выложите 3 красных круга.

— А пряников было на 3 больше. Обозначьте их синими кругами.

— Сколько синих кругов вы положили? (6.)

— Почему? (Пряников на 3 больше, чем конфет, 3 + 3 = 6.)

— Кто правильно выполнил задание?

III. Самоопределение к деятельности

Маша увидела в спальной комнате медведей 6 подушек.

(Учитель выкладывает 6 квадратов.)

— Маше нужно сделать так, чтобы подушек было на 3 меньше. Сколько квадратов я должна выложить во второй ряд? Как это сделать?

(Учащиеся обсуждаю! проблемную ситуацию, совместно с учителем находят способ се решения: сначала надо положить на полотно столько же квадратов, а потом 3 убрать.)

— Мы положили столько же квадратов, но без 3. Что мы сегодня будем учиться делать на уроке? (Уменьшать число на не сколько единиц.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 7. Сколько тарелок у медведей на первой полке? (4.)

— А на нижней? (4.)

— Что вы можете сказать о тарелках в верхнем и нижнем рядах? (Их поровну. Столько же.)

— Сколько ложек в верхнем ряду? (4.)

— А в нижнем ряду? (3.)

— Сколько ложек не хватает до 4? (1.)

Значит, в нижнем ряду 4 ложки без 1.

— Рассмотрите схемы. Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом.

V. Физкультминутка

Мишка шел, шел, шел

(Ходьба на месте.)

И грибочек нашел.

(Наклон.)

Вот какой грибочек!

(Высоко поднять руки, потянуться.)

Мишка шел, шел, шел

(Ходьба на месте.)

И ягоду нашел.

(Наклон.)

Вот какая ягода!

(Высоко поднять руки, потянуться.)

Мишка шел, шел, шел

(Ходьба на месте.)

И шишку нашел.

(Наклон.)

Вот какая шишка!

(Высоко поднять руки, потянуться.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 7).

(Самостоятельное выполнение.)

— Проверьте своего соседа. Прокомментируйте друг другу, что значит “на 2 меньше”.

2. Работа в тетради с печатной основой

— Помогите Машеньке выбраться из леса. Выполните следующие задания.

№ 1-3 (с. 4).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 7). Самостоятельное выполнение.)

— Кто хочет назвать ответ? (Валя нарисовала 3 синих треугольника.)

(Учащиеся с высокой степенью обученности дополнительно выполняют задание на полях.)

— Кто понял новую тему?

— Кому нужна помощь?

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие задачи вы научились решать на уроке?


67. Сложение и вычитание вида [ ] + 4, [ ] - 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: познакомить с приемами прибавления и вычитания числа 4; закреплять знание состава числа 4, умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида [ ] + 4, [ ] - 4; использовать знаково-символические средства при решении задач; работать в группах; оценивать себя и корректировать свои действия.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Кто быстрее”

(На доске записаны три столбика примеров (по одному для каждого ряда). Учащиеся по очереди решают примеры. Последний ученик получает ключ, с помощью которого каждый ряд отгадывает зашифрованное слово (чемпион). Выигрывает ряд, который назовет слово первым.)

6 - 3 5 - 2 7 - 4
5 - 3 6 - 4 4 - 2
1 + 4 2 + 3 3 + 2
7 - 3 8 - 4 6 - 2
5 + 2 4 + 3 1 + 6
3 + 3 1 + 5 2 + 4
7 + 2 6 + 3 5 + 4

Ключ

И О Ч П Н Е М
7 6 3 4 9 2 5

2. Работа по карточкам

— Чтобы стать чемпионом, нужно тренироваться. Заполните пустые кольца на штангах так, чтобы числа в сумме давали 4.

(Проверка в парах с проговариванием: 4 — это 3 плюс 1, 4 — это 2 плюс 2, 4 — это 1 плюс 3.)

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомните, как прибавить число 2. (Сначала прибавить 1, потом еще 1.)

— Как прибавить число 3? (Сначала прибавить 2, а потом еще 1 или сначала прибавить 1, а потом еще 2.)

— Что вы помните о составе числа 4? (4 — это 3 и 1, 4 — это 2 и 2, 4 — это 1 и 3.)

— Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы научиться прибавлять и вычитать по 4? (Состав числа 4.)

— Кто может сформулировать тему урока?

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учитель выставляет две коробки.)

— В двух коробках 2 мяча. Сколько мячей может быть в каждой коробке?

(Учащиеся в ходе коллективной работы предлагают свои способы решения. Учитель делает запись на доске: 4 = 2 + 2, 4 = 1 + 3, 4 = 3 + 1.)

— У Миши уже есть 3 мяча. Ему подарили еще 4. Как узнать, сколько стало мячей у Миши?

— Выложите на парту 3 круга. Нужно добавить еще 4 круга. Как это можно сделать?

(Учащиеся предлагают варианты, учитель делает записи на доске: 3 + 2 + 2 = 7, 3 + 1 + 3 = 7, 3 + 3 + 1 = 7.)

— Сколько всего кругов прибавили? (4.)

— Сколько всего мячей стало у Миши? (7.)

2. Работа по учебнику

— Найдите на с. 8 значок, обозначающий начало урока. Сколько кругов на схеме к задаче? (4.)

— По каким признакам можно разделить фигуры на две группы? (По цвету: синие и красные. По размеру: большие и маленькие.)

— Сколько синих кругов? (1.)

— Сколько красных кругов? (3.)

— Какой состав числа 4 эго иллюстрирует? (4 — это 3 и 1.)

— Сколько больших фигур? (2.)

— Сколько маленьких фигур? (2.)

— Что можно сказать о составе числа 4? (4 — это 2 и 2.)

— Мама готовила котлеты. 6 котлет она уже положила на сковороду, а 4 лежат на разделочной доске. Используя схему и записи под рисунком, объясните, как мама может к 6 котлетам прибавить еще 4. (6 + 2 + 2 = 10, 6 + 3 + 1 = 10, 6 + 1 + 3 = 10.)

— Мама купила 10 яблок, дети съели 4 яблока. Объясните решение примеров, используя запись в учебнике.

(Работа в парах.)

V. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 8).

— Используя числовой ряд, заполните пропуски и решите примеры.

(Коллективное выполнение с комментированием.)

№ 2, 3 (с. 8).

— Прочитайте задачи.

— Назовите ключевые слова в условии, которые указывают на выбор действия. (На 1 яйцо меньше, на 4 года старше.)

— Что значит “на 1 меньше”? (Это столько же, но без 1.)

— Как вы понимаете слово “старше”: Вере больше или меньше лет? (Больше.)

— Что значит “на 4 больше”? (Это столько же и еще 4.)

(Решения и ответы учащиеся записываю самостоятельно: вариант 1 — № 2, вариант 2 — № 3. Проверка. Один учащийся от каждого варианта проговаривает решение и называет ответ.)

— Кто правильно решил задачу?

— Кому было трудно?

— Кто хочет помочь одноклассникам?

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1 (с. 7).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 8). Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Кто хочет назвать решение? (8 — 3 — 1 = 4, 6 — 2 — 2 = 2.)

(Учащиеся с высокой степенью обученности дополнительно выполняют задание на полях.)

— Кто понял новую тему?

— Кто сомневается в своих силах?

— Какое задание вам понравилось выполнять?

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким вычислительным приемом мы познакомились сегодня на уроке?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.87 (0.156 с.)