Институт современности: социологический аспект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт современности: социологический аспект



 

Важнейшим институтом политической сферы общества, от функционирования которого в решающей степени зависит ее эффективность, является государство.

Понятие «государство» означает политико-территориальную организацию публичной власти. Государство – институт, регулирующий политическими, административными, правовыми и экономическими методами общественные процессы на своей территории, обеспечивающий политический порядок посредством создания и поддержания норм и ценностей.

Государство сосредотачивает высшие властные полномочия и обладает правом целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство нельзя определить, исходя только из содержания его деятельности. Как утверждал М. Вебер, определение современного государства можно дать только на основе монополии легитимного физического насилия.

Образование национальных государств Нового времени (XVI–XIX вв.) на основе средневековых многоуровневых политий придало государству качественно иные признаки: суверенитет во внутреннем и внешнеполитическом аспектах, формирование гражданства и этнонаций, системность и тотальность регуляции общественной жизни, многочисленную бюрократию.

Современные государства обладают аппаратом публичной власти, имеют юридически определенную территорию, законодательство и органы обеспечения правопорядка.

Государство имеет специфические черты, отличающие его от других политических институтов (партий, общественных объединений, элит, групп интересов). Они таковы.

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев отличает государство от первобытной организации общества, основанной на самоуправлении. Осуществление публичной власти требует устойчивой и эффективной организации – государственного аппарата (чиновников, судей, армии и др.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат исполнительной власти с представительной системой, которая формируется посредством выборов.

2. Наличие территории. Законы государства и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в пределах государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства, этническому или религиозному принципам.

3. Суверенитет – свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к другим институтам власти страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, а также внешний суверенитет, который предполагает свободу государства от контроля извне, право вступать в союзы, объявлять войну и заключать мир.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения правонарушителя. Для выполнения функций принуждения у государства есть средства (оружие, тюрьмы, полиция), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для финансового обеспечения государственной политики.

6. Организация общественной жизни на правовых началах. Без законодательства государство не в состоянии эффективно управлять обществом, обеспечивать исполнение принимаемых им решений. В современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и мн. др.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и институтов, является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.

7. Представительство общества как целостности и защита общих интересов. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необ­ходимыми средствами.

Роль государства в политической системе общества раскрывается в его функциях, их делят на внутренние и внешние. К внутренним относятся:

– экономическая – защита экономической системы, регулирование экономических процессов с помощью монетарной, налоговой и кредитной политики, поддержание макроэкономических пропорций и создание стимулов экономического роста, регулирование «естественных монополий» (вопрос о пределах государственного вмешательства в экономическую сферу решается в соответствии с типом правящих элит, диспозицией акторов политики);

– социальная – удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социаль­ных гарантий социально незащищенным группам населения (молодежи, пенсионерам, безработным, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и др.), ограничение степени дифференциации доходов (государство посредством этой функции регулирует социальную структуру);

– правовая – обеспечение законности и правопорядка;

– политическая – обеспечение политической стабильности, выработка стратегического политического курса, создание социальной базы и легитимности власти;

– социализирующая – формирование условий для получения общедоступного общего и среднего профессионального образования, условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

– экологическая – охрана природной среды.

К внешним функциям относят: защиту интересов государства на международной арене, обеспечение обороноспособности страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими государствами и международными организациями.

Для осуществления функций государство использует средства (ресурсы государственной власти) и опирается на комплекс специализированных органов, составляющих в совокупности систему государственной власти.

Типы и формы современного государства. Современное государство обладает сложной структурой, в которой можно выделить три группы институтов: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия институтов зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется политическим режимом.

Понятие «форма государства» включает в себя категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

Форма правления – способ организации верховной власти, характеризуемый ее формальными источниками. Она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Способ организации верховной власти показывает, как создаются высшие органы власти в государстве, какова их структура, какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами, как строятся взаимоотношения между властью и гражданами страны, в какой мере система органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия характеризуется тем, что высшая государственная власть не считается производной от другой власти, принадлежит, как правило, одному семейству и передается по наследству от поколения к поколению. Она носит сакральный характер, поскольку это условие легитимации власти монарха.

Есть несколько разновидностей монархии. Абсолютная монархия характеризуется бесконтрольностью главы государства и отсутствием конституционного строя. Конституционная монархия предполагает ограничение полномочий главы государства на основе конституционного строя и народного суверенитета. В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентскую конституционные монархии.

Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. Такой тип монархии был в России с 1905 по февраль 1917 г. Сегодня таковы Кувейт, Марокко, Иордания и другие монархии в развивающихся странах.

Парламентская монархия существует в ряде стран Европы: в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции и др., а также в Японии, Канаде, Австралии, Малайзии и т.д. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и номинальна. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Любой акт монарха требует утверждения главы правительства или отраслевого министра.

Большая часть современных государств по своему устройству является республиками. Республика – обозначение любого политического сообщества, в котором власть принадлежит народу, т.е. производна от волеизъявления народа. Известны три основные формы республики: президентская, парламентская, смешанная.

Президентская республика характеризуется высшим политическим статусом президента; он соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Президентом становится лидер партии, победившей на прямых президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии. Пост премьер-министра отсутствует, правительство несет ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с его согласия. Министры обязаны проводить политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним. Парламент не вправе отправить правительство в отставку, выразить правительству вотум недоверия. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция). Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать относительно независимо от парламента. Президент наделен правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется.

Важнейшая черта президентской республики – жесткое и последовательное разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, но существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая равновесие властей. Парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же время парламент обладает правом на импичмент – привлечение к ответственности и судебное рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе президента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента, обладает правом конституционного контроля и правом на толкование закона.

Президентская республика создает благоприятные предпосылки сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует власть. Это особенно важно и оправдано для государств, имеющих обширную территорию и многонациональный состав, находящихся на переходных этапах, в ситуациях нестабильности, в период реформ. Классический пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форма правления.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности. Формирование правительства осуществляется парламентским путем из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остается у власти, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой правительственный кризис, который преодолевается либо отставкой правительства и созданием нового, либо роспуском парламента и проведением досрочных парламентских выборов. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Таким образом, правительство – главный орган управления, а глава правительства – фактически первое лицо власти, оттесняющее главу государства на второй план.

Конечно, степень полновластия главы правительства зависит от расстановки политических сил в стране, правил взаимоотношения между парламентом и правительством. Например, Премьер-министр правительства Великобритании, являющийся лидером партии большинства в парламенте, обладает гораздо большей свободой действий, нежели Председатель Совета Министров Италии, вынужденный учитывать точку зрения представителей партий – партнеров по правящей коалиции, фактор «доминирующего парламента». Президент парламентской республики избирается или парламентом (Греция, Чехия), или парламентом при участии представителей административно-территориальных единиц (Италия), или коллегией выборщиков, включающей депутатов парламента и представителей субъектов федерации на паритетной основе (ФРГ), редко – всеобщим голосованием избирателей (Австрия).

Полномочия президента, кроме представительских, осуществляются только с согласия правительства. Акты президента нуждаются в утверждении со стороны членов правительства, которые и несут за них ответственность. Парламентские республики: Австрия, Израиль, Греция, Турция, Финляндия, ФРГ.

Среди форм правления есть такая, которая сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Смешанная форма может быть названа полупрезидентской. Она характеризуется тем, что президент избирается на прямых всеобщих выборах; президент наделен широкими властными полномочиями; одновременно с президентом выполняет функции исполнительной власти премьер-министр и правительство, ответственные перед парламентом.

По мнению М. Дюверже, это система, в которой в зависимости от того, поддерживает ли парламентское большинство президента или нет, чередуются президентские и парламентские фазы. В президентской фазе президент играет ключевую, доминирующую роль в системе органов государственной власти. В пар­ламентской – президент вынужден делить властные полномочия с премьер-министром. Кроме Франции, подобная форма правления применяется в Португалии и Исландии.

Смешанная форма правления с доминированием властных полномочий президента характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена Конституцией 1993 г. в России и конституциями большинства стран СНГ. Ее наиболее важные особенности:

– наличие всенародно избранного президента;

– президент назначает и смещает членов правительства;

– члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

– президент имеет право распустить парламент.

Форма государственного устройства – тип территориально-политической организации государства, характеризующий политический статус его составных частей и принципы взаимоотношений общегосударственных и региональных государственных органов.

Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и развития государства, традиций, степени территориальной и этнической интеграции общества. Форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации управления, баланс полномочий центра и регионов.

Выделяют три основных формы государственного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство – единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической субъектностью, не имеющие прав на свое законотворчество и избрание органов власти. Как правило, унитарное государство характерно для моноэтничных государств. Подавляющее большинство стран мира (до 170 из 195) имеют унитарную форму политико-территориального устройства. Таковы Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и мн. др.

Для унитарного государства характерны признаки: единая конституция, единая правовая система, единая система высших органов государственной власти и управления, единое гражданство, единство судебной системы, деление на административно-территориальные единицы, статус органов управления которых определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным.

В зависимости от степени централизации можно выделить разновидности унитарных государств: 1) выборные местные органы отсутствуют, функции управления осуществляют назначаемые из центра чиновники; 2) есть местные выборные органы управления, но они поставлены под контроль назначаемых представителей центра; 3) выборные местные органы самоуправления косвенно контролируются центром; 4) в государстве существует определенная автономия для отдельных территорий, включающая внутреннее самоуправление и ограниченное право издания законодательных актов по вопросам местного значения. Такая автономия не меняет унитарного характера государства, однако может рассматриваться либо как особая, переходная форма от унитаризма к федерализму, либо как попытка совмещения и уравновешивания позитивных сторон унитаризма и федерализма.

По характеру взаимоотношений между государством, высшими органами государственной власти и управления и его частями, их органами власти и управления унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Децентрализованность унитарных государств может быть различной. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого полного подчинения центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местными сообществами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.). Для децентрализованных унитарных государств характерны широкая самостоятельность регионов и местностей в отношении центра, который либо не имеет назначаемых им представителей в регионах и на местах, либо имеет их в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с широким местным самоуправлением (Италия, Испания, Франция, Великобритания).

Переходной формой устройства от унитаризма к федерации выступает регионалистское государство. Таково унитарное государство, представляющее значительную конституционную автономию регионам на договорной основе или по итогам референдумов. В качестве типичных примеров называют Великобританию (систему «деволюции»), Италию и Испанию («государство автономий»). Большинство авторов считают данную форму переходной от унитарного к федеративному государству. Но все чаще звучат мнения о фактическом федерализме Великобритании, Испании, Южно-Африканской Республики. Конституционная автономия по степени самостоятельности бывает государственной или административной; по основаниям – этнической либо территориальной; примеры: Гренландия и Фарерские острова в составе Дании; Аландские острова в составе Финляндии; префектуры Японии; провинции Нидерландов.

Федерализм как способ политической самоорганизации пространства общества обеспечивает распределение власти, влияния и институционально оформляет отношения между объединениями людей. Федерализм включает в себя тип отношений между индивидами и политическими структурами; политическую культуру; формы государственного устройства. Д. Элазар подчеркивал: институциональные формы федерализма «призваны найти пути, позволяющие обеспечить сочетание единства управления политией в целом с достаточным уровнем самоуправления ее частей и / или добиться создания системы соучастия во власти с тем, чтобы способствовать демократическому самоуправлению всего государства либо его составляющих» [5, c. 106–107].

Федерация (от лат. federatio – союз, объединение) – общество с двухуровневым управлением. Население всех составляющих федерацию единиц делегирует полномочия центральному правительству, которое имеет верховную власть в области обороны, безопасности, валютного и таможенного регулирования. Составляющие страну регионы получают право на соучастие в общем конституционном управлении страной, а также на самоуправление. Для роспуска федерации требуется согласие всех или большинства ее единиц. Базовые признаки федерации: 1) двухуровневая территориальная структура системы государственного управления; 2) конституционное разграничение полномочий и предметов ведения федерального правительства и субъектов федерации таким образом, что полномочия центра обеспечивают государственное единство; 3) верховенство федеральной конституции; 4) гарантированная самостоятельность федерального и регионального уровней управления в пределах их конституционной компетенции. Итак, федерация являет собой устойчивое равновесие противоположных начал: централизма и децентрализма, политического единства страны и автономии регионов.

Из базовых признаков федерации следуют признаки инструментальные: 1) представительство региональных интересов на федеральном уровне власти в форме второй палаты общегосударственного парламента, иногда – квотного формирования органов исполнительной и судебной власти; 2) роль Конституционного суда как арбитра в противоречиях уровней и институтов власти; 3) двухканальная налоговая система; 4) единая валютная, таможенная, оборонная политика; 5) неправомочность одностороннего выхода субъекта федерации из ее состава (сецессии); 6) распределение полномочий между центром и субъектами федерации на основе союзной конституции, причем так, что федеральный уровень наделяется неограниченным внешним суверенитетом и частью внутреннего. Субъект федерации сохраняет только часть внутреннего суверенитета в рамках своей конституции и системы законодательства. Обычно исключительные предметы ведения федерации таковы: оборона, внешняя политика, денежное и валютное обращение, финансовое регулирование, федеральные налоги, обеспечение прав и свобод граждан. Исключительные предметы ведения субъектов федерации включают в себя местные налоги, регулирование мелкого и среднего бизнеса, охрану правопорядка, муниципальное здравоохранение, культуры, жилищно-коммунальное хозяйство.

Отличия федерации от конфедерации и унитарного государства выразил И. Дучачек. Федерация отличается от конфедеративного союза государств следующими признаками: 1) ее центральные власти обладают исключительным контролем над внешней политикой и обороной страны; 2) существуют конституционные гарантии против сепаратизма и сецессии; 3) деятельность центральных властей зависит от одобрения и материальных ресурсов регионов косвенно; 4) право принятия поправок к конституции принадлежит федеральным властям.

Отличия федерации от унитарного государства, по И. Дучачеку, таковы: 1) составные части страны имеют гарантии территориальной целостности и нерушимости границ; 2) обеспечены гарантии равного представительства всех составных частей государства, невзирая на их потенциал, в одной из палат парламента и их участие в принятии общегосударственных решений; 3) существуют независимые судебные системы на общегосударственном и региональном уровнях; 4) отсутствует общегосударственная судебная инстанция, имеющая право контроля над федеральной исполнительной властью и исполнительной властью в регионах; 5) региональные власти сохраняют существенные полномочия, которые согласно федеральной конституции не отведены центральной власти; 6) разделение полномочий между центральными и региональными властями отчетливо.

Критерии типологии федерализма многообразны: 1) теоретические модели федерализма; 2) юридические способы создания; 3) способы взаимоотношений между федерацией и ее субъектами; 4) способы распределения и осуществления власти (степень централизованности / децентрализованности); 5) принцип строения субъектов федерации; 6) статус субъектов федерации (их равноправие либо неравноправие); 7) институциональное строение системы общегосударственных и региональных органов власти; 8) по конституционному регулированию компетенции; 9) взаимозависимость политического режима и федерализма.

Федерациями в современном мире являются такие государства, как: США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Швейцария, Бельгия, Германия, Австрия, Россия, Пакистан, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия, Австралия, Эфиопия, Нигерия и другие. Некоторые государства (Ирак, Судан, Мьянма) в силу политической нестабильности либо тоталитарного режима представляют собой номинальные (мнимые) федерации.

Конфедерация – союз двух или нескольких государств, сохраняющих полный суверенитет и право одностороннего выхода из союза. Принцип распределения политических полномочий между надгосударственным (союзным) и национальным уровнями власти противоположен федеративному. Основные и важнейшие полномочия сохранены за государствами-участниками. В ведении конфедеративного союза отведена меньшая часть полномочий, чаще всего – внешнеполитических (оборона, международные отношения, валютное регулирование, образовательное и культурное пространство). Каждый участник конфедерации сохраняет статус субъекта международного права, имеет самостоятельную правовую и политическую систему. Решения органов конфедерации не имеют высшей юридической силы для населения, так как должны проходить утверждение в нормативных актах стран – членов союза. Названные черты объясняют шаткость конфедераций. Распались Государственное Сообщество Сербия и Черногория, Объединенная Арабская Республика, Сенегамбия. США и Швейцария, напротив, стали федерациями. В современном мире конфедеративные признаки проявляются в Европейском союзе, Боснии и Герцеговине.

Вопреки традиционному разграничительному подходу, в современной науке подчеркивается роль непрерывности (континуитета) политико-территориальных систем, многообразия переходных форм государственного устройства.

Формы государственного устройства не всегда органически связаны с демократией. Федерализация ведет к децентрализации функций управления, это приводит к противоречию: унитаризация обеспечивает лучшую координацию и более простой порядок принятия решений, но грозит перегрузкой центральной власти. И напротив, федерализация распределяет полномочия более равномерно, но создает риск рассогласования целей и приоритетов управления. Нужно не только перераспределить власть «сверху вниз», но и специализировать функции с учетом оптимальных возможностей каждого уровня общества и его интересов.

Для политической социологии недопустимо сводить сравнение форм государственного устройства только к эффективности власти. Не менее важны социальные и политические аспекты выбора государственного устройства. Принципиально значимо, что граждане и их территориальные сообщества в федерации сокращают дистанцию от государственных институтов. Федерализм не гарантирует от опасности сепаратизма и неэффективного управления, а требует более последовательных и решительных мер противодействия данным угрозам, чем при унитарной системе.

В условиях глобализации идут коренные трансформации государства. Национальный суверенитет перестает быть неоспоримым. Государство делится ролью субъекта международных отношений с транснациональными структурами и внутригосударственными регионами. «Государство – властитель постепенно уступает место государству – координатору, что требует наличия полноценных гражданских институтов, самоуправления и ориентации общества на демократические и либеральные ценности», – полагает А.Л. Цуканов [4, c. 181–182]. Существует конфликт между федерализмом и глобализацией. Федерализм в условиях демократии стремится найти решение, при котором не было бы ни победителей, ни побежденных. Глобализация, напротив, ужесточает конкуренцию.

Стимулируя унификацию экономических, политических и правовых институтов, глобализация вызывает ответную реакцию защиты национальной независимости и этнокультурного своеобразия.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Сравните технологии урегулирования отношений центра с субъектами федерации в различных странах.

2. Каковы способы участия субъектов федерации в решении общенациональных вопросов?

3. Проведите ролевую игру «Референдум о статусе Фландрии в составе Бельгии».

4. Почему этнический вопрос решается в Бельгии, Канаде и Швейцарии по различным политическим технологиям регулирования?

5. Составьте таблицу «Распределение полномочий и предметов ведения между уровнями власти» на примере стран Запада и Востока.

6. Сравните таблицы о федеративных государствах в учебниках В.А. Колосова и Н.С. Мироненко, Л.В. Сморгунова. В чем состоит специфика политико-географического и институционального подходов к федерализму, судя по этим текстам?

7. Дайте обобщенную характеристику российского федерализма по основным признакам.

Рекомендуемая литература

 

Меркель В., Круассан Н. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Полис. 2002. № 1. С. 6–17; № 2. С. 20–30.

Миронюк М.Г. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 2008.

Панов П.В. Институциональный порядок: подходы к осмыслению и исследованию // Политическая наука. 2009. № 3. С. 20–38.

Патрушев С.В. Институционализм в политической науке // Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России. М., 2006. С. 7–42.

Патрушев С.В. Институциональная политология: четверть века спустя // Политическая наука. 2009. № 3. С. 5–19.

Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.

Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. М., 2007.

Шнайдер Э. Органы государственной власти при В. Путине // Два президентских срока В.В. Путина: динамика перемен. М., 2008. С. 32–49.

 

Библиографический список

1. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. Казань, 2006.

2. Норт Д. Институты, институционалтные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

3. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.

4. Цуканов А.Л. Федерализм: глобальный подход к проблеме // Полис. 2004. №2.

5. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. №5 (в русских переводах более принято написание «Элазар»).

6. The Oxford Handbook of Political Institutions / еd. by R.A.W.Rhodes, S.A.Burder, B.A.Rockman. Oxford, 2006.

7. Scott W.R. Institutions and Organizations: Foundations for Organizational Science. Thousand Oaks, 1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.062 с.)