Учимся говорить и писать правильно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учимся говорить и писать правильно



Учимся говорить и писать правильно

Учебные задания к дисциплине ОГСЭ.06 Русский язык и культура профессиональной речи

 

Разработала:

преподаватель русского языка и литературы

Сабитова Л.М.

 

Альметьевск

2017

 

Учимся говорить и писать правильно: Учебные задания к дисциплине ОГСЭ.06 Русский язык и культура профессиональной   речи

 

 Учебные задания  предназначены для подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Практикум состоит из комплекта заданий для формирования и развития коммуникативных компетенций на общеупотребительном материале и на материале медицинской терминологии. В практикуме  приведены языковые и речевые упражнения, творческие задания. В качестве контрольных материалов предлагаются тесты. В приложении даны тексты из художественной и научной литературы, пословицы, скороговорки, орфографические и пунктуационные диктанты. Основной целью данного пособия является формирование у студентов практических навыков. Задачей практикума является формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

 Практикум может быть использовано для аудиторной и самостоятельной работы студентов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ I  КУЛЬТУРА РЕЧИ

2.  НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА…………………7

3. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ..9

4. ЛЕКСИКА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ………………………………..11

5. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ……………………………………...15

6. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ………………………………………..19

7. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ……………………………...23

8. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ………...26

РАЗДЕЛ II КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

9.    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ………………………………29

10.  ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ…………………………………………………30

11. ОБЩЕНИЕ С ПАЦИЕНТОМ. ПРИЁМЫ ГРАМОТНОГО ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………….32

12. ТЕСТЫ …………………………………………………………………...33

13. ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………...36

14. ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………...45

15. ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………...47

16. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………………….51

17. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………….55

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

   Практикум «Учимся говорить и писать правильно: Учебные задания к дисциплине ОГСЭ.06 Русский язык и культура профессиональной речи» составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.01.02 Сестринское дело, согласно которым обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

 Профессия медицинского работника лингвоактивная. Поэтому материалы практикума помогут преподавателю сформировать коммуникативную компетенцию у студентов для того, чтобы они были способны и готовы построить устное и письменное высказывание в разных жанрах различных функциональных стилей современного русского языка, особенно тех, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью. Работа с пособием должна поднять общий уровень культуры общения, а также повысить грамотность устной и письменной речи студентов. С помощью материала учебных заданий  преподаватель может решить множество задач, в частности:

· совершенствовать навыки и умения студентов в соблюдении норм русского литературного языка;

·  развивать умение студентов общаться в различных ситуациях, выбирая наиболее подходящие слова и синтаксические конструкции;

· обучать использованию лингвистических средств воздействия;

· способствовать пониманию студентами природы речевых,

· познакомить с правилами оформления официально-деловых бумаг;

· познакомить с правилами оформления письменных научных работ;

· познакомить с особенностями устных и письменных публицистических текстов.

Коммуникативная компетенция студентов формируется и развивается на материале медицинской терминологии. В практикуме даны языковые и речевые упражнения: за наблюдением языкового факта следует его анализ, самостоятельный поиск аналогичного языкового факта, творческое задание. Творческие задания пробуждают и поддерживают у студентов интерес к русскому языку, воспитывают языковое чутьё, формируют (что представляется особенно важным) креативное и эстетическое начало.

Разделы заканчиваются контрольными заданиями, которые представляются весьма полезными в качестве промежуточного контроля. В качестве контрольных материалов также предлагаются тесты по культуре речи, построенные на общеупотребительном или медико-биологическом материале. Целью тестов является определение уровня знаний, навыков и умений студентов по основным темам курса ОГСЭ.06 Русский язык и культура профессиональной речи.

В приложении даны отрывки из художественной и научной литературы, пословицы, скороговорки, тексты орфографических и пунктуационных диктантов. Данные материалы способствуют аудиторной, внеаудиторной, самостоятельной работе учащихся.

 В практикуме использованы тексты современной и классической русской литературы, примеры из современных средств массовой информации, статьи из медицинских энциклопедий, журналов.

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Выберите понравившееся вам высказывание. Аргументируйте свое согласие или несогласие с ним.

1) Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью (А.И. Куприн).

2) Русский язык в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И. Куприн).

3) Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К.Г. Паустовский).

4) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи (Н.В. Гоголь).

5) Необыкновенный язык есть тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из церковно- библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям... (Н.В. Гоголь).

 6)...язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство над всеми языками (А.С. Пушкин).

 7) А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! (А.С. Пушкин).

8) Славяно-русский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, коль ми паче немецкий (Г.Р. Державин).

 

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте несколько случаев, описывающих ошибки врача, вызванные необдуманными словами. Каким образом можно было не допустить подобных ошибок?

 1) Профессор делает обход. Остановившись у постели больной, которая жаловалась на боли в сердце, профессор спросил у ординатора: «Что у больной?» Тот, не подумав, без промедления ответил: «Грудная жаба». Как только больная это услышала, она вскрикнула и спустя две минуты была уже мертва» (А.Н. Орлов).

2) Больной утром спросил лечащего врача о том, что показал последний анализ мочи. Врач ответил оптимистично: «Ничего... патологического, кроме нескольких гробовых крышек, в моче не оказалось (в лаборатории кристаллы трипель-фосфата в моче по сходству формы образно называют гробовой крышкой). Услышав это, больной укрылся с головой одеялом и отказался от каких- либо дальнейших расспросов. Нам же он мрачно сказал, что его дела очень плохи, что ему достаточно и одной гробовой крышки, а у него в моче их даже несколько (А.Н. Орлов).

3) Еще с XIX века известен случай, когда несмертельно больной пациент спросил у врача, опасно ли его заболевание и есть ли надежда на выздоровление. Врач, находившийся под впечатлением от осмотра раны А.С. Пушкина, ответил: «Никакой. Все умрём, батюшка. Вот и Пушкин умирает... Так уж и нам с Вами можно умереть». И больной скончался почти одновременно с А.С. Пушкиным.

 

ЗАДАНИЕ 3. Выберите понравившееся вам высказывание. Аргументируйте своё согласие или несогласие с ним:

 1) Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей (Л.Н. Толстой).

2) Язык открывает свои чертоги и кладовые только людям с раскрытой душой, тем, у кого сердце не зачерствело, кто искренен не только с другими, но и с самим собою (В.И. Белов). 3) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая (Д.С. Лихачёв).

4) Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач (В.М. Бехтерев). 5) Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Т. Гегель).

6) Слово есть поступок (Л.Н. Толстой).

7) Чтоб оценить чье-нибудь качество, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе (В. Шекспир).

8) Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения (А. Сент-Экзюпери).

 9) Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что эту помощь мы от них получим (Эпикур).

10) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях (Б. Паскаль).

11) Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (Л.Н. Толстой).

 

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте легенду и выскажите свою точку зрения на поступок Эзопа.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс язык. На другой день Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую худшую вещь в мире. Эзоп ушёл и принёс... язык.

 

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте слова, учитывая орфоэпическую тенденцию. Запишите слова в тетради, проставляя ударение.

Акушер, амебиаз, амнезия, антисептик, аутентичный, бактерия, бруцеллез, гиперкинез, гормон, дезинфекция, дерма, депрессия, желчь, желчегонный, интерферон, компресс, коагулянт, латентный, лепросакция, остеопороз, протеин, псориаз, сепсис, стресс, терапевт, тетрациклин, эпителий, эстезиология.

 

  ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте слова, учитывая орфоэпическую тенденцию.

 Остеодисплазия, остеомиелит, остеопластика, остеопороз, остеосаркома, остеосклероз, остеохондроз, остеолог, остеологический, остеология.

 

ЗАДАНИЕ 5. Правильно прочитайте аббревиатуры. Расшифруйте их.

 ОРЗ, ВИЧ, СПИД, ПИТ, ЦРБ, ОКБ, ЦНС, ДЦП, ЛФК, ЖКТ.

 

ЗАДАНИЕ 6. Поставьте правильно ударение в следующих словах.

Логопедия, ортопедия.

 

 ЗАДАНИЕ 7. Поставьте правильно ударение в следующих словах.

Гериатрия, педиатрия, психиатрия, фониатрия, фтизиатрия.

 

ЗАДАНИЕ 8. Правильно поставьте ударение, если вы знаете, где стоит ударение в слове рождённый.

Живорожденный, мертворожденный, слепорожденный, новорожденный, прирожденный.

 

ЗАДАНИЕ 9. Правильно поставьте ударение, если вы знаете язык- источник/ французский/: коклюш, диспансер.

 

ЗАДАНИЕ 10. Прочитайте названия лекарственных препаратов, представляющие собой сложные слова. Понаблюдайте, где ставится дополнительное ударения. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

 

1) Антибиотик, антигипоксанты, антигельминтный, антидепрессант, антиоксиданты, антиметаболиты, антипротектор, антиритмический.

2) Противовирусный, противовоспалительный, противокашлевый, противомалярийный, противонематозный, противорвотный, противоцестодозный.

3) Цефалексин, цефалотин, цефалоридин, цефаллоспорин.

4) Цефокситин, цефоперазон, цефотаксим, цефтриаксон, цефуроксим.

 5) Фотозащитный, фотосенсибилизирующий.

6) Остеодисплазия, остеодистрофия, остеомиелит, остеохандроз.

7) Гепатропный, желчегонный, иммунодепрессивный, деполяризующий, недеполяризующий, десенсибилизирующий.

 

ЗАДАНИЕ 11* (контрольное).

Поставьте правильное ударение в следующих медицинских терминах. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю. Генезис, глисты, гемофилия, коклюш, диспансер, колоноскопия, лапароскопия, мастопатия, маммография, новорожденный, ортопедия, логограф, противокашлевый, рентгенография, антропометрия, психрометр, центромера, апоплексия, дизентерия, диоптрия, гидроцефалия, неврастения, ломота, энцефалопатия, асфиксия, икота, угри, Микроволновая терапия, инсульт, ветряная оспа, шприцы, кровоточить, наркомания.

 

ЗАДАНИЕ 12* (контрольное). Правильно прочитайте следующие термины. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю. Термометр, термопсис, термоизоляция, термоизоляционный, термограф, термический, термодинамика, термодинамический, терморегулятор, термос, термоскоп, термостат, терморегулятор, термотерапия.

 

 

ЛЕКСИКА. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Задание 1. Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнёр; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.

Задание №2.

Найдите в предложениях ошибки в словоупотреблении и исправьте их при выполнении задания заполните таблицу.

  1. Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую.
  2. Они работали как самые отъявленные специалисты.
  3. Наши воины совершили много героических подвигов.
  4. Жители Калинова живут замкнуто.
  5. Шолохов изобразил образы трёх коммунистов.
  6. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал.
  7. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
  8. Больной Петров в армии не служил, так как он был забронирован.
  9. За двадцатилетний труд на посту заведующего терапевтическим отделением доктор Петров был предоставлен к награде.
  10. Можно часам наблюдать за закатом.
  11. Налицо незаконное растаскивание казённого имущества.

Задание 3. Есть ли в следующих словосочетаниях лексико-стилистические ошибки? Если есть, то исправьте их.

Одеть ребёнка в пальто, озабочен оценками за четверть, человечный человек, нести ответственность, более двух суток времени, принять сторону забастовщиков, морские морепродукты, трудиться на посту главврача поликлиники, псих ненормальный.

 

ЗАДАНИЕ 4. Определите значения медицинских терминов, выделив международные словообразовательные элементы:

Антибиотик, антисептик, аптека, аритмичный, барогфаф, барокамера, гидрофилия, гидроцефалия, гипертония, гипертрофия, гипотония, гиподинамия, графомания, диарея, диатез, диафрагма, дизурия, кардиограмма, клептомания, макромолекула, макрофаг, микроцефалия, моносахариды, неоплазма, неофрейдизм, перидерма, перикардит, полиартрит, полиневрит, полиомиелит, псевдоартроз, санация, физиология, физиотерапия, хронический, эктодерма, эктопаразиты.

 

ЗАДАНИЕ 5. Назовите как можно больше медицинских терминов с греческими и латинскими словообразовательными элементами. Объясните их значение.

 

ЗАДАНИЕ 5*. Дайте определение слов на основе толкования в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова:

 1) Лечебное учреждение, при котором ведётся лечебная, научная и учебная работа.

2) Ощущение страдания.

3) Расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма.

4) Специалист с высшим медицинским образованием.

 5) Лечебное средство.

 

ЗАДАНИЕ 6*. Дайте определение слов на основе толкования в П М Э.

1) Вторичный очаг болезни, образовавшийся вследствие переноса болезнетворного начала по кровеносным и лимфатическим сосудам из первичного очага болезни.

 2) Повышенная чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды: химических веществ, пищевых продуктов и т. п.

 3) Инфекционная болезнь, протекающая с явлениями общей интоксикации (повышение температуры, слабость, головная боль, тошнота, иногда рвота) и поражением слизистой оболочки дыхательных путей.

4) Воспаление слизистой оболочки носа.

5) Болезненное состояние, выражающееся чрезмерным страхом за своё здоровье, приписывание себе несуществующих болезней.

6) Заболевание, характеризующееся приступами боли в половине головы.

 

ЗАДАНИЕ 7. Подберите необходимый пароним:

1. Заболевание — болезнь:... бронхитом может начинаться с острого респираторного

заболевания. — Острый бронхит — опасная....

2. Заложен — обложен: Язык больного был..., нос был....

3. Покашлять — откашлять: Больному нужно..., чтобы врач выслушал дыхание. — Больному нужно... мокроту, чтобы врач определил её консистенцию.

 4. Недолеченный — невылеченный: Бронхит остался..., поскольку больной не завершил курс лечения. — Больной с... бронхитом стал источником инфекции.

 5. Выбухают — набухают: При О Р З... веки. — Стенки аорты иногда...

6. Болезненный — больной:... подростка направили с стационар. — У пациента... вид. 7. Болезненность — боль: Пациент ощущает острую.... — При пальпации отмечается... в нижней части грудины.

8. Смертность — смерть:... наступила внезапно. — Чтобы сократить... от гепатита В, нужно делать прививки.

9. Заболевание — заболеваемость:... гриппом составляет 5 % школьников. —... ОРЗ возникло в результате переохлаждения.

10. Продолжение — продолжительность:... рабочей недели составляет 40 часов. — Лечение требует... в санатории. 

11. Обеспечение — обеспеченность: Россия занимает одно из ведущих мест в мире по... врачами. — Пенсионерам требуется дополнительное социальное....

12. Раздражимость — раздражительность — раздражение: Больной человек отличается.... —... является свойством всех живых существ. — У пациента наблюдается... в низу живота. 13. Раздражённый — раздражительный: У больного был... взгляд. — Больной человек становится особенно....

14. Пот — потный: У больного ОРВИ течет обильный.... — Пациент жалуется на усиленную....

15. Потение — потливость: При многих заболеваниях наблюдается — Пациенту рекомендовано... в сауне.

16. Возникать — возобновляться: Ежегодно... эпидемия гриппа. — При обострении хронического заболевания... патологический процесс.

17. Представлять — предоставлять: Родившим женщинам... трёхгодичный отпуск по уходу за ребёнком. — Больной н е... характера своего заболевания.

18. Длина — длительность:... рабочего дня для врачей и медицинских сестер 6 часов. Кишки взрослого человека имеют от трёх до четырёх метров.

19. Воспалённый — воспалительный: Для гриппа характерны... глаза. При гепатите... процесс поражает печень.

20. Болевой — болезненный — больничный — больной: Боксер нанёс... удар своему сопернику. —... палец начал нарывать. Врач оформил... лист. — На щеках появился... румянец.

21. Пища — питание: Пациенту необходимо усиленное.... — Я купила книгу о вкусной и здоровой....

22. Питательный — питающий: Еда была.... — Останься здесь,... надежду!... ненависть, уйди прочь!

 

ЗАДАНИЕ 8. Назовите специалистов одним термином: Специалист: 1) по инфекционным болезням —..., 2) по женским болезням —..., 3) по кожным болезням —..., 4) по нервным болезням —..., 5) по нерв- но-психическим заболеваниям —..., 6) по глазным болезням —..., 7) по аллергическим заболеваниям —..., 8) по детским болезням —..., 9) по заболеваниям желудочно-кишечного тракта —..., 10) по заболеваниям уха, горла, носа —..., 11)по туберкулезу —..., 12) по заболеваниям мочеполовой системы —..., 13) по заболеваниям почек —..., 13) по заболеваниям внутренних органов —..., 14) по онкологическим заболеваниям — 15) по заболеваниям органов дыхания —..., 15) по заболеваниям иммунной системы — 16) по заболеваниям кровеносной системы —..., 17) по заболеваниям эндокринной системы —..., 18) по лечению травами —..., 19) по заболеваниям сердечно-сосудистой системы —....

Задание 9.

Задание 10.

Задание 11. Выполнить тест №2

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

ЗАДАНИЕ 1. Напишите существительные в форме винительного падежа единственного числа: (описывать — кого?что?)

1) Студент, писатель, поэт, врач, доктор, пациент. 2) Рояль, глобус, компьютер, цветок, кактус, пейзаж. 3) Идол, истукан, мертвец, покойник, гений, болван, валет, туз. 4) Микроб, зародыш, эмбрион. 5) Нептун, Марс, Сатурн.

 

ЗАДАНИЕ 2. Напишите существительные в форме винительного падежа множественного числа.

Рисовать (кого? что?). 1) Студентка, пациентка, красавица, девочка, старуха. 2) Книга, полка, статуя, сосна, картина. 3) Бактерия, личинка. 4) Кукла, поп-звезда.

 

 

ЗАДАНИЕ 3. Напишите правильные окончания.

1) Я в восторге от серии офортов «Капричос» великого испанского художника (Франсиско Гойя).

 2) Картины (Марк Шагал) очень символичны.

3) Фрески мексиканского художника (Давид Альфаро Сикейрос) не могут не восхищать.

4) История любви грузинского художника (Нико Пиросмани) и актрисы Маргариты легла в основу стихотворения Андрея Вознесенского.

5) Время жизни (Поль Гоген) на Таити известно как период интенсивнейшей работы.

6) В Эрмитаже есть несколько работ моего любимого художника (Винсент Ван Гог).

 7) Жизнь (Ренуар) была такой же необычной, как и его картины.

 

 

ЗАДАНИЕ 4. Образуйте форму единственного числа:

 Туфли, тапки, ботинки, рельсы, манжеты, погоны, ставни, яблоки, цветы, цвета, клавиши, простыни, полотенца;

 Джинсы, колготки, гольфы, брюки, макароны.

 

 

ЗАДАНИЕ 5. Образуйте множественное число от существительных. Объясните выбор окончания.

1) доктор —..., фельдшер —..., директор —..., кондуктор —..., округ —..., череп —..., борт —..., отпуск —..., паспорт —..., якорь —....

2) ректор —..., редактор —..., библиотекарь —..., акушер —..., лектор —..., шофёр —..., договор —..., торт —....

3) хлеб —..., цвет —..., пояс —..., корпус —..., колено —..., тон —..., образ —....

4) год —..., ветер —..., шторм —..., промысел —..., цех —...

 

ЗАДАНИЕ 6*. Отгадайте русские народные загадки.

1) Каких камней не найдешь в море?

2) Какой болезнью на земле никто не болеет?

3) Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

4) Зимой нет теплей, летом нет холодней.

5) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

6) Маленький, удаленький — сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл.

7) Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька.

8) Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

9) Посреди двора золотая голова.

10) Красный пан в яму упал.

11) Чёрная корова весь мир поборола.

12) Сам худ, голова с пуд.

13) Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна.

 14) Хорошо видит, а слепой.

15) На какое дерево садится ворона после дождя?

 16) — Это чёрная? — Нет, красная. — А почему она белая? — Потому что ещё зелёная.

 

 

ЗАДАНИЕ 7*. Отгадайте русские народные загадки (устно) 1) 7 одёжек и все без застёжек. 2) 4 братца под одной крышей стоят. 3) Утром — на 4 ногах, днём — на 2, вечером — на 3. 4) 4 уха, а перьев не сосчитать. 5) 4 мужика бегут по одной дороге, 2 по одной стороне, 2 по другой, а поймать друг друга не могут. 6). У 2 матерей по 5 сыновей, 1 имя всем. 7) Умный Ивашка, всю жизнь в 1 рубашке. 8) 1 льёт, другой пьёт, 3 зеленеет да растет. 9) У 7 братцев по 1 сестрице, сколько всех? 10) Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? 11) Шли 2 матери с дочерью да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога. Помногу ли досталось? 12) Что с козлом после 6 лет бывает? 13) Горшочек умён, 7 дырочек в нём. 14) 5 братьев годами равные, а ростом разные. 15) 2 Егорки живут возле горки, а друг на друга не глядят. 16) Посторен хлевец для пяти овец. 17) 4 ноги, да не зверь, есть перья, да не птица. 18) У 1 головы 1 ухо. 19) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? 20) На голове пуговка, в носу решето, 1 рука, да и та на спине. 21) Что за зверь: 2 головы, 6 ног, 1 хвост? 22) 1 идёт, 4 за собой ведёт, а 5 сидит, в оба глаза глядит. 23) 2 конца, 2 кольца, посредине гвоздик.

 

Задание №7.

ЗАДАНИЕ 8. Определите род следующих слов. Напишите их в предложном падеже.

 Медвуз, медпункт, здравпункт, травмпункт, медосмотр, роддом, медсанчасть

 

ЗАДАНИЕ 9. Напишите числительные словами.

1) Как свидетельствует статистика, почти каждая 2 смерть в мире и каждый 3 случай стойкой утраты трудоспособности — из-за сердца: его отказ — причина примерно 70 % внезапных смертей, причем 7 из 10 несчастливцев погибают ещё на догоспитальном этапе — их не успевают довезти до больницы. 2) Если вытянуть все капилляры в 1 линию, то получится дорога длиной в 100 километров. 3) Неравномерность величины зрачков (анизокория) встречается у 37 % больных соматическими заболеваниями и от 50 до 91 % у людей с патологией центральной нервной системы. 4) В последние годы в России ежегодно умирает в среднем около 1 миллиона человек, примерно 80 % из них — люди трудоспособного возраста, при этом большинство — тоже около 80 % — мужчины. 5) Ежегодно в мире умирает около 52 миллионов человек. Примерно каждый 10 из них — от злокачественных новообразований. 5) В «слепом» исследовании, проведенном на 210 студентах-медиках в течение 3 месяцев по изучению действия 5 видов жевательных резинок с сахарозаменителями обнаружено, что жевательные резинки обладают слабой гигиенической эффективностью.

 

ЗАДАНИЕ 10. Какие тезисы можно доказать с помощью данной информации? Напишите числительные словами.

1) Тяжёлые депрессивные состояния при психических заболеваниях охватывают 3—4 % населения земного шара. Состояние тревоги или тоски у больных гипертонической или язвенной болезнью выявляется уже примерно у 25 % населения, а выраженные расстройства настроения почти у 45 % всех обследованных. У 40-50 % людей за жалобами на различные телесные недуги скрываются депрессии, замаскированные соматическими симптомами. 2) Под контролем врачей в течение 1 года находилось свыше 500 детей грудного возраста. Первую группу составили малыши, которые регулярно, по 5 -6 раз в неделю, занимались плаванием. За весь год болело всего 18 малышей из каждых 100, а у 82 не было ни одного заболевания. Во второй группе занимались плаванием 2—3 раза в неделю. В ней не болевших в течение года детей оказалось в 2 раза меньше — 42 ребенка из каждых 100. У младенцев, занимавшихся плаванием, заболевания протекали легко, и они выздоравливали в 3 -4 раза быстрее, чем обычно. В третьей группе наблюдались малыши, совсем не занимавшиеся плаванием. В ней из каждых 100 младенцев переболело в год 82, т. е. совсем не болевших в течение года оказалось в 4,5 раза меньше, чем впервой. 3) С января 2004 года во Вьетнаме и Таиланде было зарегистрировано 52 случая заболевания людей гриппом птиц, 39 из них были летальными, что составляет более 70 %. А в январе 2005 года заразилось уже 14 человек с 90-процентной летальностью.

 

 

ЗАДАНИЕ 11. Просклоняйте фамилии, имена и отчества известных русских врачей. Чем они особенно прославились?

Бехтерев Владимир Михайлович, Бехтерева Наталья Петровна, Боткин Сергей Петрович, Вишневский Александр Александрович, Рошаль Леонид Михайлович, Семашко Николай Александрович

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Передайте информацию при помощи простых предложений с предлогами: в результате, вследствие.

 1) Повышение температуры Земли может привести к повышению уровня Мирового океана. 2) Применение техники способствует повышению уровня шума. 3) Промышленные шумы плохо влияют на окружающую среду и ухудшают здоровье человека. 4) Профилактические меры, принятые экологами, помогли спасти редкие виды животных и растений. 5) Повышение уровня Мирового океана приведёт к миграции населения планеты. 6) Наблюдения из космоса позволяют делать точные прогнозы погоды, предсказывать цунами и другие природные катаклизмы. 7) Рост населения ведёт к опасности демографических взрывов. 8) В реках гибнет рыба, так как на них строят плотины. 9) Перенаселение планеты нарушает гармонию природы. 10) Многие виды растений и животных уже вымерли из-за неправильных, экологически неграмотных действий людей. 11) Мы сможем выйти из экологического кризиса, если будем заботиться об окружающей нас природе. 12) Используя достижения науки и техники для защиты окружающей среды, учёные восстанавливают биосферу. 13) Благодаря действиям экологов Пестяковскому району Ивановской области в числе десяти районов нашей страны присвоен международный статус экологически чистого. 14) При увеличении на планете плотности населения концентрация углекислого газа выросла на 20 %.

 

ЗАДАНИЕ 2. Исправьте ошибки в сочинениях учащихся.

1) Когда я была маленькая, часто приходилось лежать в больнице. 2) Получив медицинское образование, я смогу при необходимости, помочь своим близким. 3) Я чувствовала то, что когда я вырасту, то обязательно стану врачом. 4) Профессия врача очень трудная, от него зависит жизнь многих людей. 5) Меня удивляет умение преподавателей доступно объяснить такой трудный для восприятия материал и подготовить высококвалифицированные кадры. 6) Но учёба ещё не всё, что было лучшее в мои учебные годы в медицинском училище. 7) Ведь для меня не важна плата за лечение и помощь пациентам, я всего лишь желаю видеть счастливые улыбки на лицах здоровых людей. 8) И, видя всю эту картину, у меня возникает ощущение, что окружающий мир прекрасен, но это чувство бесследно исчезает, как только я слышу голос диктора телевидения, который сообщает, что сегодня погибло ещё несколько сотен человек, тысячи людей искалечены. 9) Среднее образование закончила с отличием. 10) Увлекаюсь рукоделием и программированием, и рисованием.

 

 

ЗАДАНИЕ 3. Объясните причину речевых ошибок в следующих высказываниях студентов. Исправьте их.

1) Заниматься ему ничего не мешало. 2) Мне это печально. 3) Благодаря тебе он получил черепно-мозговую травму. 4) Андрей не только сдал итог по анатомии, а также и по биологии. 5) Он приходит со школы поздно. 6) Давайте сделаем, чтобы этого не продолжалось. 7) Я глубоко переживаю о всём случившемся. 8) Не спрашивай глупых вопросов. 9) Мне деньги надо. 10) Он по-любому сделает это. 11) В ихней группе все сдали зачёт. 12) В аудитории повесили красивую жалюзи. 13) Не виноватая я.

 

 

ЗАДАНИЕ 4 (контрольное). Исправьте ошибки. Объясните их причину. 1) Она была умна и гораздо более образованнее своих подруг. 2) На фотографии вы видите её двоих дочерей и сына. 3) Не усвоя основных понятий, не всё поймёшь в этой теме. 4) Не думайте, что я против коммунальной реформы, я обоими руками готов голосовать за неё, были бы средства. 5) Олимпийский комитет рассчитывал на более высшие достижения наших спортсменов. 6) За последние трое месяцев наш торговый комплекс получил более шестьсот семидесяти новых видов товаров. 7) Для молодёжи более интереснее перипетии сюжета, чем духовный мир героев. 8) Около полтора суток шла борьба за жизнь ребёнка, попавшего в аварию. 9) Переговоры зашли в тупик, но, пообещав партнерам скидку, договорённость была достигнута. 10) Она была выбрана на эту роль из сто тридцать двух претенденток. 11) По- моему, «лада калина» — одна из лучших вариантов российских машин. 12) Под Болдиным у нас сломалась наша недавно купленная машина. 13) Команда бегунов нашего университета самой первейшей лидировала в эстафете. 14) Опасаясь, что рухнет потолок, люди были срочно выведены спасателями из зала. 15) Заказ доставлен Кузнецовым. 16) МГУ объявило об изменении правил приёма абитуриентов на следующий год. 17) Фанатизм — один из самых страшных болезней общества. 18) В обо- их руках женщина несла тяжёлые сумки.

 

ЗАДАНИЕ 5. Напишите письмо другу (подруге). Благодаря использованию воздействующих синтаксических конструкций выразите в письме свою любовь и восхищение теми качествами, которые Вы особенно цените в нём (ней).

 

 

ЗАДАНИЕ 6. Измените предложения по модели: что является причиной чего.

 1) Сахарный диабет может привести к развитию атеросклероза. 2) Курение может способствовать развитию стенокардии. 3) Курение зачастую приводит к раку легких. 4) Нервное перенапряжение, переутомление, психические травмы могут привести к гипертонии.

 

 

ЗАДАНИЕ 7. Расскажите больному о действии лекарства, которое вы ему прописали.

ЗАДАНИЕ 8. Измените предложения, используя конструкции: что представляет собой что; что является чем.

1) Цитрусовые — это природные антиокислители, благотворно влияющие на обмен веществ, выводящие токсичные отходы из организма. 2) Чёрная смородина, малина, брусника, свекла — хорошие профилактические средства от гипертонии. 3) Свекольный сок, черника, брусника, а также их листья — средства, используемые в народной медицине при лечении диабета. 4) Сок калины, чёрной смородины, картофеля, а также листья капусты и сирени, которые прикладывают к голове, — народные средства для снятия головной боли. 5) Вдыхание запаха валерьяны перед сном — хорошее народное средство при бессоннице, сердечных болях и слабости. 6) Укроп, кукурузные рыльца, листья и ягоды земляники — средства, применяемые при желчнокаменной болезни. 7) В народной медицине при лечении гастрита используется сок алоэ, репчатого лука, клюква, земляника, чёрная смородина, крапива, тысячелистник, ячмень, рассол квашеной капусты. 8) Мёд применяется для профилактики психических и нервных заболеваний, он восстанавливает равновесие между функциями организма. 9) Миндалины — это скопления в глотке лимфоидной ткани, участвующей в защитной реакции организма. 10) Противосудорожные (противоэпилептические) средства — это синтетические соединения разных химических групп: производные барбитуровой кислоты (фенобарбитал, бензонал, бензобамил, гексамидин); производные гидантоина (дифенин); оксазолидиндиона (триметин), сукцинимиды (этосуксимид, пуфемид) и др.

ЗАДАНИЕ 9. Измените предложения, используя конструкции: что служит для чего, что выполняет какую функцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.188 (0.153 с.)