Модели социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели социологического исследования



Дескриптивная модель

Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Обычно молодежь посещает менее одного учреждения культуры в месяц: в среднем, число посещений музеев, театров, выставочных или концертных залов составляет 2,4 раза за 3 месяца [1]. Вместе с этим лишь 10% молодежи регулярно (не реже одного раза в несколько месяцев) участвуют в городских или районных праздниках и мероприятиях, посещают культурные события [1]. В целом, показатели культурного участия при таком высоком уровне культурного запроса

– т. е. свободного времени, которое жители города готовы посвящать культурной жизни – очень низкие. Из всех учреждений культуры наибольшей популярностью среди молодых людей пользуются кинотеатры и театры [1]. При этом частота посещения типов учреждений культуры связана с их популярностью. Популярные учреждения культуры отличаются не только тем, что они были названы большим количеством людей. Например, те, кто выбрали концерты, ходят на них не чаще двух раз в год.

Согласно исследованиям А.А. Самодина и Д.О. Хлевнюка молодежь предпочитает посещать учреждения культуры совместно с друзьями, знакомыми, парнем/девушкой [1]. В одиночку в музеи, театры, выставочные залы, кинотеатры ходят 5−7% молодежи. Примерно в 50−55% случаев молодые люди посещают культурные заведения в компании друзей или знакомых. В 25−30% случаев – в компании парня или девушки.

В результатах опроса ВЦИОМ в марте 2010 г. говорится, что при исследовании особенностей проведения досуга необходимо выделить гендерный аспект [2]. Более активную жизненную позицию демонстрируют молодые люди, для которых проведение досуга соотносится прежде всего с личностным развитием, удовлетворением своих интеллектуальных и физических запросов. Свое свободное время молодые люди отдают скорее общению с друзьями (40%), отдыху на природе (21%), времяпрепровождению за компьютером, в Интернете (19%), спортивным занятиям (11%). Лишь 3% предпочитают заниматься «ничегонеделанием». Чтение, посещение выставок, театров, музеев присущи в большей степени женской части опрошенных, нежели мужской – 7% против 4%.

 

Нормативная модель

Введение специальных программ в учебных план в школе и в институте позволит с раннего возраста привить интерес к культурной составляющей досуга, выработать привычку эффективно использовать своё время, реализуя себя в том, что интересно, развивая собственные способности, получая новые впечатления, знания и умения.

Проведение необходимых социологических исследований в учреждениях культуры и спорта, позволит выяснить досуговые запросы молодежи и в соответствии с этими


запросами организовать интересующие молодежь формы занятий. Этот подход позволит вовлечь в культурную жизнь большое количество молодежи, в том числе и молодежь с узко специализированными интересами.

Немаловажным фактором будет строительство в каждом районе достаточного количества культурно-досуговых центров. Так как в сегодняшнем ритме жизни у молодежи остается мало свободного времени на культурный досуг, то появление неподалеку от места проживания таких центров будем способствовать увеличению возможностей посещения данных центров без большой потери времени на дорогу.

Увеличение доступности культурных мероприятий так же приведет к более частому их посещению, так как большинство молодежи, как правило, отказывают себе в посещении мероприятий, если цена на входной билет для них слишком высока.

Увеличение пропаганды и освещения в СМИ культурных мероприятий и новых культурных заведений приведет к популяризации культурной составляющей досуга, увеличению значимости культуры для молодежи.

 

Эксплоративная модель

С другой стороны насаждение молодежи культуры может привести к обратным последствиям. Принудительное посещение театров и других культурных заведений в школе может составить у ребенка, ещё не достигшего понимания необходимости культурного развития, ложное впечатление, что это скучно и неинтересно. Вследствие этого, когда ребенок станет молодым человеком, образовавшийся стереотип может вызвать у него нежелание развивать культурную составляющую своего досуга, что приведет его к нереализации своих способностей и талантов, сдерживанию своего развития, однообразию существования.

Однако отсутствие побуждений к формированию интереса к культурному досугу может привести к таким же последствиям. Культура и культурное времяпрепровождение станут для человека чем-то чуждым, а привычка проводить свой досуг без культурной составляющей укоренится. Поэтому важно помнить, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества [3]. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества, поэтому нельзя обесценивать важность культурного досуга как для молодежи, так и для всех людей в целом.


II Методическая часть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.005 с.)