Источник: Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М., 2004. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источник: Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М., 2004.



Интернет ресурс: http://pidruchniki.ws/13340203/sotsiologiya/zarozhdenie_interaktsionizma_tvorchestvo_kuli

 

 

18. Термин “ СОЦИОМЕТРИЯ ” происходит от латинского слова societas — общество и греческого metruin — измеряю, и обозначает отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемых с помощью количественных методов. У термина есть иное значение, которое, собственно, и говорит о его происхождении в конце XIX — начале XX в. Социометрия рассматривалась как способ измерения эмоциональных отношений и влияния одних групп людей на других.

Активное внедрение социометрии в практику изучения внутригрупповых отношений связано с именем Джекоба (Якоба) Морено (1892—1974). Он родился в Румынии, окончил Венский университет (где изучал философию и медицину). Во время учебы находился под сильным влиянием взглядов З. Фрейда. Затем испытал на себе сильное воздействие идей Г. Зиммеля, Ч. Кули. Несколько лет работал врачом, занимался психиатрической практикой. Первые свои наблюдения о значимости межличностных внутригрупповых отношений и необходимости их специального исследования сделал еще в 1920-х гг. В 1925 г. Морено переехал в США. Там он основал в 1940 г. Институт социометрии и психодрамм, вошедший в историю как Институт Морено. Под его


руководством в период с 1937-го по 1955 г. публиковались известные и популярные в то время периодические издания "Журнал межличностных отношений" и "Социометрия".

Морено активно пропагандировал свои концепции и практическую психотерапевтическую деятельность. Под эгидой ЮНЕСКО он читал лекции во многих странах Европы, был с этой целью и в Советском Союзе. На русском языке издана его "Социометрия" (1958). Среди более чем 300 научных трудов основными работами были "Социометрия и культурный порядок" (1943), "Социодрама" (1944), "Психодрама" (1969). Но, пожалуй, наиболее популярной его книгой стала опубликованная в 1934 г. работа "Кто выживет? Основы социометрии, групповой психотерапии и социодрамы".

Морено исходил из того, что существуют две основные структуры, которые необходимо изучать: на социологическом уровне — макросоциологическую структуру, на социально-психологическом уровне — микросоциологическую структуру. Если на первом уровне анализируются и рассматриваются все основные социальные проблемы общества, то на втором — межличностные отношения в малых группах. Социолог выстроил систему наук и методов, которые должны изучать оба уровня структур и разрешать возникающие проблемы. Это: социономия — наука об основных социальных законах, социодинамика — наука о процессах, происходящих в малых группах, социометрия — система методов выявления и количественного измерения межличностных, эмоциональных отношений людей в малых группах, социатрия — система методов излечения людей, испытывающих затруднения в поведении в малых группах. Последние две системы имеют прикладной характер и базируются на теоретических представлениях о социальных группах,- которые составили основное предметное поле эмпирических исследований в 1930—1940-х гг.

Для Морено и других представителей социометрии объектом исследований являются реально существующие малые социальные группы. Главное, чем они характеризуются, — это эмоциональные отношения людей друг с другом, составляющие атомарную (атомистическую) структуру общества. Простое наблюдение не в состоянии зафиксировать эти отношения, но они могут быть выявлены с помощью специфических методов измерения, особой техники опроса и обработки данных, которая включает в себя: социометрический тест, социометрическую матрицу, социограммы, социометрические индексы. Эта техника позволяет определить реальные конфликтные ситуации и предпринять усилия для их ликвидации.

Приведем пример одного из социометрических исследований, проведенных под руководством Морено в школьном классе, отличавшемся конфликтами и между педагогами Пучащимися, и внутри самого ученического коллектива. Последнего, строго говоря, не существовало. Успеваемость была низкой, а нарушений дисциплины — более чем достаточно. Морено предположил, что одной из причин сложившегося положения является нежелание педагогов учитывать интересы учащихся, в частности, в такой ситуации, как кто с кем сидит рядом на занятиях. С согласия руководства школы сотрудники его исследовательской группы пришли в класс и объявили школьникам, что они хотели бы выяснить путем письменного опроса, кого каждый из них хотел бы видеть рядом с собой на уроках, чтобы удовлетворить, насколько это будет возможно, их интересы. При этом было сказано, что, идя навстречу пожеланиям учеников, исследователи надеются на эффективность "пересаживаний" в классе, которые должны привести к общему улучшению успеваемости и дисциплины. (Впоследствии этот факт был использован аналитиками социометрической методики для "обвинения" Морено в оказании психологического давления на учащихся.)

Проведя опрос (учеников попросили назвать двух-трех их товарищей, с которыми они предпочли бы сидеть рядом), исследователи составили социометрическую матрицу. Она представляла собой таблицу, в которой были три колонки: кто выбирает, кого выбирают, количество отданных выборов. Благодаря несложной обработке данных опроса были получены результаты, на основе которых педагоги и исследователи провели в классе собрание, а затем осуществили "перестановку" учащихся. Результат оказался достаточно


впечатляющим: улучшилась успеваемость, снизилось (правда, не очень значительно) число нарушений дисциплины, а конфликты в коллективе стали исчезать. Это исследование получило большой резонанс в 1930-1940-х гг. и способствовало росту популярности социометрии.

Продолжением социометрии являются психодрама и социодрама, также разработанные Морено. Он создал "терапевтический" (его называют иногда социометрическим) театр, который означает метод группового тренинга, основанный на особенностях межличностного взаимодействия в группах. Социодрама — это моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций, а психодрама — это моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения. Находясь на сцене, люди проигрывают определенные психические состояния и социальные роли, благодаря чему им становится психологически легче и комфортнее. Таким путем ученый лечил неврозы, алкоголизм, смягчал' конфликты, выявлял неформальных лидеров, оптимизировал социально-психологический климат в малой группе.

При этом следует отметить, что в социодраме принимают участие (играют) естественные группы (семья, трудовой коллектив, студенческая группа, школьный класс), в которых исполнители могут меняться местами (например, подчиненный становится начальником, дочь — матерью, или наоборот). Что касается психодрамы, то здесь создается экспериментальная группа, выступающая аналогом театральной труппы, поскольку на сцене проигрываются определенные ситуации поведения людей. Основными участниками психодрамы выступают: профессионально подготовленный психолог — ведущий (психодраматург); главное действующее лицо — "проблемный" человек, показывающий на сцене свою реальную жизненную ситуацию; аудитория — группа присутствующих людей, которые участвуют в действии, играют различные роли, обмениваясь ими с другими людьми на сцене, в том числе и с самим главным действующим лицом. Любопытно отметить, что для своего психотерапевтического театра Морено придумал специальную трехъярусную вращающуюся сцену, которая могла создать видимость реального жизненного пространства и возможности перемещения в нем основных участников психодрамы.

Источник: Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М., 2004. Интернет ресурс: http://pidruchniki.ws/13800201/sotsiologiya/sotsiometriya_izuchenie_grupp_sotsiologii

 

19. Более подробно с этой теорией можно ознакомиться в работе:

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. Раздел «динамические процессы в малой группе» // Библиотека учебной и научной литературы

Интернет ресурс: http://sbiblio.com/biblio/archive/andreeva_social_psihology/13.aspx

 

 

20. Характеристика трёх обозначенных стилей лидерства представлена в виде таблицы:

Формальная сторона Содержательная сторона

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения Запреты без снисхождения, с угрозой Четкий язык, неприветливый тон Похвала и порицания субъективны Эмоции не принимаются в расчет Показ приемов — не система Позиция лидера — вне группы Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме) Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны Голос руководителя — решающий

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заранее,

Не сухая речь, а товарищеский тон Похвала и порицание — с советами Распоряжения и запреты — с дискуссиями Позиция лидера — внутри группы а в группе За реализацию предложений отвечают все Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Попустительский стиль

Тон — конвенциональный Отсутствие похвалы, порицаний Никакого сотрудничества Позиция лидера — незаметно в сто- роне от группы Дела в группе идут сами собой Лидер не дает указаний Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

 

Источник: Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. Раздел «динамические процессы в малой группе» // Библиотека учебной и научной литературы

Интернет ресурс: http://sbiblio.com/biblio/archive/andreeva_social_psihology/13.aspx

 

 

21. Для более подробного изучения термина «СТРАТИФИКАЦИЯ» можно обратиться к ресурсам сайта http://stratifikaciya.ru/, где изложены её основные концепции

22. Энтони ГИДДЕНС – английский социолог, создавший теорию структурами, в которой пытался преодолеть двойственность социологических подходов к анализу общества. Он задается вопросом: что же является первичным — структура определяет поведение людей или поведение создает структуры? По его мнению, социальные действия создают структуры, и только через действия осуществляется воспроизводство структур. Термин «структурация» Э. Гидденс использует для описания взаимодействия структур и социального действия. На примере соотношения языка и речи он показывает, что язык — это структура, кажущаяся независимой от индивида. Но чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать по существующим правилам. Однако языки меняются, появляются новые слова, другие забываются. Отсюда вывод: люди своими действиями могут изменять и воспроизводить структуры.

Основное понятие теории структурации - «социальный агент». Агентами являются люди, способные трансформировать окружающий мир посредством своих действий и воспроизводить его, что не обязательно связано с трансформацией всего общества. Деятельность агентов непосредственно связана с социальными системами и институтами. Социальная система, по Э. Гидденсу, — это образец социальных отношений, существующих в определенное время и в определенном пространстве.

Источник: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/entoni-giddens.html



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.008 с.)