Фокус-группы в маркетинговых исследованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фокус-группы в маркетинговых исследованиях



Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Заметим, что он применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль.

Данный метод начал применяться в середине XX в. Впервые он был использован американскими социологами Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом в 1941 г. для изучения эффективности воздействия на население радиопередач. В 1944 г. Роберт Мертон и Патрисия Кендалл издали учебник «Фокусированное интервью», не утратившее своей актуальности и по сей день. Ныне метод широко используется в социологии, психологии, политологии и экономике.

Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (чаще всего до 10 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом


сосредоточивается на каком-то одном, естественно, важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.

Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы может быть весьма продуктивным в силу следующих факторов:

1. Взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии.

2. Заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения.

3. Фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей.

4. Этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы.

Но все эти достоинства характеризуемого метода проявляются при условии соблюдения определенных требований к организации работы фокус-групп. Речь идет о требованиях, предъявляемых к исследователям при решении ими вопросов, связанных с:

1. определением необходимого количества фокус-групп;

2. установлением количества их участников;

3. формированием оптимального состава участников (в зависимости от цели группы);

4. продолжительностью их работы (не более чем 1,5-2 часа);

5. выбором места проведения заседания фокус-группы (стандартное оборудование: аудио- и видеотехника, зеркало, дающее возможность наблюдателям видеть происходящее и реакции на него всех участников, оборудованная мебелью комната);

6. размещением участников в помещении (по типу "круглого стола");

7. разработкой сценария фокус-групповой дискуссии;

8. реализацией этого сценария модератором, т.е. ведущим фокус-групповой дискуссии и его ассистентами-наблюдателями, стенографистами, операторами.

Как уже было сказано, на одну фокус-группу обеспечивается приход не менее 12 участников. До начала фокус-группы все участники проходят опрос по фильтрующей анкете (скрининг), который позволяет выбрать тех, кто лучше подходит для данной фокус-группы. На группе остаются не менее 8 человек, остальным участникам («запасным») выплачивается 50% компенсация. Наличие «запасных» по количеству участников не снимает ответственности с интервьюеров, если в ходе скрининга или даже во время фокус-группы выявится несоответствие зарекрутированных участников требуемым характеристикам. Модератор обязан удалить с фокус-группы участника, если в ходе дискуссии выявится несоответствие условиям рекрутинга.

Состав участников групп устанавливается с учетом их следующих характеристик:

1. социальная принадлежность (статус) респондентов. Обычно в одну группу включают 10 представителей, близких друг другу по социальному статусу. При этом в разных группах должны быть представлены все основные слои населения;

2. жизненный опыт участников. В одной фокус-группе собираются, как правило, близкие по жизненному опыту люди;

3. степень компетентности. Респонденты с существенно разной степенью компетентности не должны присутствовать в одной группе;

4. потребительские возможности. В одной группе должны быть люди примерно одного уровня финансово-экономических возможностей;


5. возраст и семейный статус. В одну группу не следует включать людей разных возрастов, однако они должны быть в разных фокус-группах. В группах подростков и молодежи до 20 лет возрастной интервал участников не должен превышать двух лет;

6. культурные различия. Желательно не включать в одну группу представителей разных культур;

7. пол. Большинство исследователей выступает за смешанные по половому признаку фокус-группы, однако принцип разделения по полу следует более строго проводить среди менее образованных слоев населения, и данный принцип строго обязателен в группах с молодыми людьми до 25 лет. Также предмет обсуждения в смешанных по полу группах не должен быть связан с интимными и сексуальными сторонами жизни людей;

8. точка зрения на обсуждаемую проблему. В одну группу обязательно следует приглашать людей с различными мнениями по вопросам, выносимым на дискуссию.

Как правило, сценарий фокус-групп состоит из трех частей:

1) Вступления модератора, где объясняются общие правила работы на фокус-группе и объясняются цели исследования.

2) Вводной части, в ходе которой идет обсуждение общих вопросов, связанных с темой исследования. Эту часть иногда называют стадией «разбивания льда». Она нужна для того, чтобы между модератором и участниками группы установился контакт.

3) Основной части, где непосредственно происходит обсуждение вопросов исследования или тестирование концепций.

Тематическое обсуждение в основной части обычно строится по двухуровневому принципу: укрупненные темы и входящие в них конкретные вопросы. Эта структура является определенной переработкой исследователем тех целей и вопросов, которые сформулированы в дизайне исследования.

На завершающем этапе фокус-группы: а) обрабатываются стенограмма (видеомагнитофонная запись) заседания и протоколы наблюдений, составленные ассистентами ведущего; б) формулируются основные выводы о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы; в) полученные материалы и заключения сопоставляются с итогами аналогичной дискуссии в других фокус-группах, на основе чего определяются общие результаты проводимого исследования.

Завершая описание фокус-группового метода, отметим основное ограничение его применения. На его основе можно изучать не все, а лишь те проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно компетентны и противоречивы.

 

 

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки

1. Почему и в каких случаях избирается тактика качественного исследования?

2. Какие виды качественных исследований Вы знаете?

3. В чём состоит отличие прямого от опосредованного интервью?

4. Охарактеризуйте метод кейс-стади. Является ли данный метод  специфически социологическим?

5. Что лично вам как исследователю ближе: стратегия количественного подхода или качественного? Обоснуйте свою позицию.


Логические задания и проблемные вопросы

1. Ознакомьтесь самостоятельно с методом «проблемного колеса», разработайте по его технологии круг проблем определенного выбранного

вами объекта. Оцените выявленные проблемы всех кругов в контексте реальности их решения. На нем необходимо определить те причины проблем каждого круга, которые:

· не подвластны субъекту, на которые он повлиять не может;

· поддаются контролю со стороны социального субъекта;

· в полной мере зависят от субъекта, на которые он может повлиять решающим образом, меняя сложившуюся проблемную ситуацию.

Обсудите выявленные проблемы в своей группе способом "мозгового штурма".

2. Метод фокус-групп изучает субъективные предпочтения потребителей. Можно ли, в таком случае, отнести его к методам научного исследования?

3. Какова роль феномена групповой динамики при проведении фокус-группы?

4. Соотнесите этап проведения фокус-группы со временем, необходимым для его проведения:

Вступление 5 минут
Фоновые вопросы 50 минут
Основные вопросы 10 минут
Дополнительные вопросы 10 минут
Окончание фокус- группы 15 минут

5. Известно, что чем выше уровень образования, тем меньше на ход обсуждения влияет признак пола. Дайте объяснение этой закономерности.

6. Известно, что модератор фокус-группы:

I. должен направлять ход беседы;

II. должен устанавливать контакт с респондентами;

III. должен побуждать респондентов говорить на неинтересные им темы;

IV. должен управлять групповой динамикой;

V. не должен навязывать свое мнение.

Какими умениями, навыками, личными качествами должен обладать модератор для выполнения своих функций?

7. Способствует ли эффективности проведения фокус-группы высокая активность модератора? Обоснуйте свой ответ.

8. Известно, что в группах с респондентами моложе 25 лет обязательно соблюдение принципа половой сегрегации (то есть разделение респондентов на группы по половому признаку). Объясните, почему несоблюдение этого принципа приводит к получению искаженной или неполной информации.

 

 

Контрольные тесты

1. Целью качественного исследования является: а) проверка теории;

б) построение теории;

в) дублирование теории; г) адаптация теории.


2. Качественную методологию также называют: а) символической;

б) феноменологической; в) интеракционистской; г) этнометодологической; д) рефлексивной;

е) эмпатической; ж) понимающей.

 

3. Если исследование направлено на изучение социокультурных особенностей профессиональной, возрастной или субкультурной группы (например, рокеров, пожарных, нищих и т.д.), то оптимальной тактикой исследования в рамках качественного подхода будет:

а) кейс-стади;

б) биографический метод;

в) этнографическое исследование;

г) ни один из перечисленных методов не подходит.

 

4. Понятие «фокусированное интервью с группой» ввел … а) И. Голдман;

б) М. Фиске; в) Р.Мертон; г) Р. Кендалл.

 

5. Какие из перечисленных требований относятся к участникам фокус-групп?

а) участник фокус-группы не должен быть связан с маркетинговыми исследованиями и рекламой;

б) участник фокус-группы должен иметь высшее образование;

в) участник фокус-группы должен быть профессионально знаком с продуктом; г) участник фокус-группы должен быть эмоционально стабильным человеком.

 

6. Какие из перечисленных утверждений являются общими требованиями к «гайду» (сценарию) фокус-группы?

а) определение круга обсуждаемых вопросов; б) определение порядка вопросов;

в) определение желательного результата исследования;

г) отсутствие языкового барьера между исследователем и респондентом; д) наличие глоссария.

 

7. К основным недостаткам фокус-групп относятся: а) влияние мнения одних респондентов на других;

б) поведение респондентов в фокус-группах не может быть полностью свободным и естественным;

в) невозможность применить полученные данные для формулировки новых целей исследования;

г) ограниченность числа опрашиваемых.

 

8. Если перед исследователем стоит задача получить однотипную информацию, т.е. ответы респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации, то необходимо использовать интервью:

а) глубинное; б) свободное;


в) диалоговое;

г) фокусированное; д) направленное;

е) формализованное;

ж) полуструктурированное.

 

Темы докладов:

1. Качественные методы исследования, их достоинства и недостатки.

2. Наблюдение как метод социологического исследования.

3. История развития метода фокус-групп.

4. Требования к участникам фокус-групп и типы участников.

5. Парадокс Ла-Пьера и его эффекты в маркетинговых исследованиях.


Литература

Основная:

1.  Кравченко, А.И Социология: учебник для бакалавров / А.И Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 525 с.

 

Дополнительная:

Книги:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. Тернер. – М., 2004. – 620 с.

2. Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин. – М.: Аспект-пресс, 1995. – 286 с.

3. Белановский, С.А. Метод фокус-групп: Учебное пособие / С.А. Белановский. – М.: Никколо-Медиа, 2001. – 280 с.

4. Белановский, С.А. Глубокое интервью: Учеб. пособие / С.А. Белановский. – М.: Никколо-Медиа, 2001. – 320 с.

5. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. – М.: Тривола, 1998. – 226 с.

6. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 416 с.

7. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. – 208 с.

8. Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – 176 с.

9. Касьянов, В.В. Социология для экономистов / В. В. Касьянов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 288 с.

10. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг, Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсон; под ред. И. Штейнберга. – СПб.: Алетейя, 2009. – 352 с.

11. Крюгер, Р.А. Фокус-группы: практическое руководство: Пер. с англ. / Р.А. Крюгер, М.Э. Кейси. – 3-е изд. – М.; СПб; Киев: Вильямс, 2003. – 251 с.

12. Лашкова, Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований: учебное пособие для вузов / Е.Г. Лашкова, А.И. Куценко. –М.: Издательский центр «Академия», 2008.–240с.

13. Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. – М.: Форум – Инфра М, 2005. – 192 с.

14. Мельникова, О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 320 с.

15. Прикладная социология: учебное пособие / под общ. ред. С.П. Ежова. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2003. – 103 с.

16. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Наука, 1983. – 480 с.

17. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. – М.: Логос, 2007. – 168 с.

18. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: учебное пособие / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.

 

Статьи:

1. Гуреев, С.В. Анализ рисков в социологических исследованиях / С.В. Гуреев // Социологическое исследование. – 2007. – № 10. – С. 132-139.

2. Давыдов, А.А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта)

/ А.А. Давыдов // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 131-138.


3. Количественный и качественный анализ: органическое единство или автономия / А.Б. Божков, А.С. Готлиб, А.Е. Гришина, В.П. Култыгин, Ю.Н. Толстова // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 3-14.

4. Лаба, Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов / Л.Я. Лаба

// Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 122-129.

5. Лагун, А.Е. Онлайновые фокус-группы / А.Е. Лагун // Интернет-маркетинг. – 2002. –

№2.

6. Левинсон, А.Г. Открытые групповые дискуссии как метод прикладных социологических исследований / А.Г. Левинсон // Вестник общественного мнения – Данные. Анализ. Дискуссии, №6 (92) ноябрь – декабрь, 2007. – С. 45-54.

7. Левинсон, А.Г. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) / А.Г. Левинсон, О.И. Стучевская // Мониторинг общественного мнения. – 2003. – № 1. – С. 46-55.

8. Мельникова, О.Т. Методики и техники фокус-группового исследования / О.Т. Мельникова // Социология: 4М. – 2007. – №24. – С. 7-27.

9. Мягков, А.Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов / А.Ю. Мягков // Социологические исследования. – 2003. – №2. – С. 115-125.

10. Савинская, О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы / О.Б. Савинская // Социологические исследования. – 2007. – № 10. – С. 122-131.

11. Толстова, Ю.Н. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле / Ю.Н. Толстова, Е.В. Масленников // Социологические исследования. – 2000. – № 10. – С. 101-109.

12. Фливберг, Б.Ф. Кейс-стади в контексте качественно-количественной проблематики / Б.Ф. Фливберг // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 15-19.

13. Фоломеева, Т.В. Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп / Т.В. Фоломеева // Социология: 4М. – № 17. – 2003. – С. 83-108.

 

Материалы в Интернете:

1. Белановский С.А. Метод фокус-групп [Электронный ресурс]. –URL: http://soc.lib.ru/su/

2. Божков О.Б. Заметки о технических проблемах полевых исследований / О.Б. Божков, А.А. Помигалов [Электронный ресурс] // Социология: 4М. – 2008. – №25. – С. 176-

189. – URL: http://www.isras.ru/files/File/4M/26/bozhkov.pdf

3. Власова, М. Метод фокус-групп в маркетинговых и социологических исследованиях [Электронный ресурс]. – URL: http://www.my-market.ru/market 135.html

4. Дмитриева, Е.В. Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа / Е.В. Дмитриева // Социологические исследования. – 1999. – № 8. – С. 81-84. – URL: http://ecsocman.edu.ru/data/847/093/1217/021_dmitrieva_1.pdf

5. Ефремов, А. Групповые фокусы [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. – 2002.

– № 19. – URL: http://www.789.ru/news/7408-409.html

6. Квале, С. Исследовательское интервью [Электронный ресурс]. – М.: Смысл, 2003. – 301 с. – URL: http://socioline.ru/node/955

7. Маслова, С. Роли модератора фокус-групп. Возможности и границы [Электронный ресурс] // Практический маркетинг. – 2001. – №9. – URL: http://www.cfin.ru/press/practical/2001-09/02.shtml

8. Мертон, Р. Фокусированное интервью [Электронный ресурс] / Р.Л. Мертон, М. Фиске, Р.З. Кендалл / пер. с англ. – М.: Институт молодежи, 1991. – URL: http://socioline.ru/node/401


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

Основная литература:

1. Кравченко, А.И Социология: учебник для бакалавров / А.И Кравченко Юрайт.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 525 с.

 

Дополнительная литература:

1. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник [Текст] / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт; М.: ИД Юрайт, 2010. – 590 с.

2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов по направ. 040200 «Социология». – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М; М.: ИНФРА-М, 2010. – 447с.

3. Громов, И.А. Западная теоретическая социология [Текст] / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – М.: Инфра, 2006. – 560 с.

4. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования [Текст] / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1998. – 208 с.

5. Кравченко, А.И. Социология в 2-ух тт. Учебник для академического бакалавриата [Электронный ресурс]. – М.: Юрайт, 2014. Т.1. «Классические теории через призму социологического воображения»; Т.2. «Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения»

6. Ксенофонтова, Х.З. Социология управления: учебное пособие для вузов по спец.

«Менеджмент организации» [Текст] / Х.З. Ксенофонтова. – М.: КноРус, 2010. – 288с.

7. Начало XX века. Первый общетеоретический кризис социологии [Текст] / РАН. Ин-т социологии; рук. авт. кол. Ю.Н. Давыдов, отв. ред. И.Ф. Девятко и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академ. Проект, 2010.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭССЕ

В соответствии с учебным планом обучения студентов в курсе «Социология» предусмотрено написание эссе.

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Это рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем- либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

 

Выбор темы эссе

Выбор темы эссе является трудным и ответственным этапом в его написании. Это связано с обширностью материала, изучаемого социологией, и со слабым знакомством студента с современной проблематикой социологии и социологической литературой. Поэтому при выборе темы эссе необходимо ориентироваться на предложенный список тем с учетом своих предпочтений. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Тема выбирается студентом по последнему номеру зачетной книжки, однако может быть им несколько сужена, например, он может писать только о позитивной девиации или только о негативной девиации. Сужение темы работы или формулировку собственной темы в рамках курса социологии необходимо согласовать с преподавателем.

 

Поиск и отбор литературы

После того, как сформулирована тема исследования, необходимо подобрать литературу, на основании изучения которой будет написано эссе. Проблему подбора литературы лишь частично решает список рекомендуемой литературы, эти списки носят рекомендательный характер. Подбор эмпирического материала (если это подразумевается


выбранной темой) является самостоятельной работой студента. Можно и нужно активно привлекать данные прессы и телевидения, а также материалы статистических справочников. В зависимости от логики и интересов исследования предложенный список рекомендуемой литературы может оказаться недостаточным или избыточным. В поисках и подборе литературы студент должен ориентироваться на логику своей работы, консультируясь с преподавателем и сотрудниками библиотек.

При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора эссе, но и материал для полемики.

Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

 

Составление плана и структуры эссе

Эссе имеет достаточно свободную структуру, однако предполагается наличие некого введения, где будет обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, основной части, а также заключения, где подводятся итоги и делаются выводы по вышеизложенным тезисам. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». В основной части студент излагает свои основные мысли. Здесь автор описывает собственное видение проблемы, аргументируя его доказательствами в виде ссылок на статистические данные, результаты социологических исследований, статьи и монографии. Вследствие чего каждый выносимый на обсуждение тезис необходимо аргументированно доказать. Для написания заключения рекомендуются такие методы, как повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.

 

Написание эссе

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

- исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами). Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание —

планирование — написание — проверка — правка.

Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать«первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами. Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.

Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.


Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.

Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем- то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.

Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Оформление эссе

Эссе необходимо правильно оформить. Работа печатается (или разборчиво пишется) на листах бумаги формата А4 на одной стороне листа. Если работа печатается на компьютере, рекомендуем использовать шрифт 14 кегля, на странице размещать не более 35–37 строк, в каждой строке не более 70 печатных знаков (букв, цифр, знаков препинания, пробелов между словами). Размер полей: сверху – 25 мм, снизу – 30 мм, слева – 30 мм, справа – 10 мм.

Объем эссе – примерно 3 компьютерных листа или 5-6 рукописных листа.

 

Критерии оценки эссе:

а) актуальность проблемы, полнота и глубина ее разработки; б) знание и понимание теоретического материала;

в) научная грамотность разработки и самостоятельность исследования; г) наличие теоретических выводов и практических рекомендаций;

е) оформление работы.

 

Темы эссе

1. Выбор профессии: дань моде или призвание?

2. Волонтёрство как социальный феномен.

3. Консерватизм или либерализм: выбор современной России.

4. Социальное неравенство в среде молодежи: риски и стратегии преодоления.

5. Проблемы социальной мобильности в России.

6. «Утечка умов»: эмиграция молодёжи из России.

7. Культура потребления в среде молодёжи.

8. Инфантилизм современной молодёжи: готовность брать ответственность за свои поступки.


9. Отношение к религии в среде молодёжи: перспективы и последствия.

10. Проблемы социализации современной российской молодёжи.

11. Самоидентификация молодых людей: мое «Я» в социальном пространстве.

12. Место традиций в моей семье.

13. Конфликт поколений: взгляд молодёжи.

14. Неформальные молодёжные объединения.

15. Молодёжный «андеграунд».

16. Молодёжная субкультура: дигеры.

17. Музыкальные ориентации современной молодёжи.

18. Духовно-нравственная деградация или новый этап в развитии общества?

19. Возможности повышения культуры в среде молодёжи.

20. Понятие социального контроля и его проявления в современном российском обществе.

21. Негативная и позитивная девиация: основные формы проявления в студенческой среде.

22. Положительная девиация в российском обществе сегодня.

23. Глобализация социальной жизни: плюсы и минусы.

24. Информационное общество как новый тип исторического развития.

25. Позитивные и негативные последствия информатизации общества.

26. Личность в информационном обществе: адаптация или кризис.

27. Будущее института семьи в России: влияние западных тенденций.

28. Демографические проблемы в РФ в начале ХХI века.

29. Мифы брака глазами студентов.

30. Гендерные проблемы в современном мире: возможно ли традиционное сохранение мужественности и женственности?

31. Дискриминация и ее проявления в российском обществе.

32. Отношение к сексуальным меньшинствам: личное дело каждого или угроза нации.

33. Феминизм как социальное явление.

34. Отношение современной молодёжи к службе в армии в РФ.

35. Патриотизм и национализм: точки соприкосновения глазами студентов.

36. Гражданское общество в России: возможные пути развития.

37. Патерналистские ориентации в молодежной среде.

38. Городское социальное пространство: культурные и коммуникативные практики.

39. Коммуникации в виртуальной реальности: значение для социума и для индивида.

40. Мода как социальное явление.

41. Особенности формирования общественного мнения.

42. Роль миграции на современном этапе развития общества (на примере Санкт- Петербурга).

43. Реальность толерантности в современной многонациональной культурной столице.

44. Роль СМИ в межэтнических отношениях в Санкт-Петербурге.

45. Националистические движения в Санкт-Петербурге и перспективы их развития.

46. Факторы эскалации и «спусковые крючки» этноконфликтов в Санкт-Петербурге.

47. Конструирование «образа врага» в политической риторике Санкт-Петербурга.

48. Эффективность программ толерантности в Санкт-Петербурге на                           пути распространения ксенофобии.

49. Социальный портрет современного мигранта в Санкт-Петербурге.

50. Нелегальная миграция в Россию: возможные пути урегулирования.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ/ЗАЧЕТУ

1. Объект, предмет и функции социологии.

2. Структура социологии и ее связь с другими науками.

3. Общество и системный подход к его изучению.

4. Социологический проект О. Конта.

5. Классические социологические теории.

6. Современные социологические теории.

7. Русская социологическая мысль.

8. Теории социальной стратификации.

9. Социальное неравенство и социальная структура современного российского и западного общества.

10. Социальная мобильность.

11. Сущность, структура и функции социальных институтов.

12. Семья как социальный институт.

13. Роль семьи в обществе и тенденции ее развития.

14. Понятие социальной группы и их классификация.

15. Виды общностей. Этнические общности.

16. Малая группа.

17. Определения культуры и ее основные функции.

18. Базисные элементы культуры: традиции, обычаи, нравы, ценности.

19. Формы и разновидности культуры.

20. Особенности западной и восточной культур.

21. Личность как элемент структуры общества.

22. Процесс социализации личности и его основные стадии.

23. Социальная структура личности.

24. Социальный контроль: нормы и санкции.

25. Характеристика девиантного поведения.

26. Теории социально-отклоняющегося поведения.

27. Глобализация современного мира.

28. Тенденции в развитии народонаселения.

29. Основные факторы, влияющие на изменения народонаселения. Последствия изменения народонаселения.

30. Понятие социального изменения. Факторы, влияющие на изменения.

31. Теории социальных изменений.

32. Тенденции и динамика развития общественных систем.

33. Общественное мнение как институт гражданского общества.

34. Переход к рынку в зеркале общественного мнения.

35. политическая модернизация в общественном мнении.

36. Динамика ценностных ориентаций россиян.

37. Эмпирические исследования в социологии и их применение в маркетинговых исследованиях.

38. Количественные методы исследования. Анкетный опрос и его этапы проведения.

39. Качественные методы исследования. Фокус-группы в                         маркетинговых исследованиях.

40. Анализ и обобщение результатов социологических исследований.

41. Основные направления экономической социологии.

42. Мотивационный механизм трудовой деятельности.

43. Социальный конфликт на производстве.

44. Методы разрешения конфликтов.

45. Социальные проблемы формирования рынка труда.

46. Методика профессионального трудоустройства.


СПИСОК ПОЯСНЕНИЙ

1. О связи социологии и политики рекомендуется прочитать статью КОМАРОВА Михаила Сергеевича — доктора философских наук, профессора.

Комаров М. С. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социол. исслед.1990. № 11.

Интернет ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/617/927/1216/5_Komarov.pdf

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.245 с.)