Понятие выборки и специфика ее формирования в количественных методах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие выборки и специфика ее формирования в количественных методах



Правильная выборка — залог успеха и необходимая предпосылка любого социологического исследования. Выборочный метод имеет очевидные преимущества перед сплошным исследованием генеральной совокупности, так как сокращает объем работы, позволяет экономить силы и средства, получать информацию о таких совокупностях, полное обследование которых практически невозможно или нецелесообразно.

Итак, совокупность, из которой отбираются варианты для совместного изучения, называется генеральной, а отобранная из генеральной совокупности часть ее членов носит название выборки, или выборочной совокупности. Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению. Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает. Основное правило составления выборки гласит: каждый элемент генеральной совокупности должен иметь одинаковые шансы попасть в выборку. Для того, чтобы это осуществить, необходимо узнать как можно больше свойств, или параметров генеральной совокупности, например разброс в возрасте, доходах, национальности, местах проживания респондентов. Разброс в возрасте респондентов называется вариацией, конкретные величины возраста — значениями, а совокупность всех значений образует переменную.

Репрезентативность выборки – это ее свойство отражать все основные признаки генеральной совокупности. Таким образом, репрезентативной выборкой в социологии считается такая выборочная совокупность, основные характеристики которой полностью совпадают (представлены в той же пропорции или с той же частотой) с такими же характеристиками генеральной совокупности. Только для этого типа выборки результаты обследования части единиц (объектов) можно распространять на всю генеральную совокупность. Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает 5%.

В случае отклонения средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности говорят об ошибке выборки. Ошибки выборки подразделяются на два типа — случайные и систематические. Случайная ошибка – это вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала. К случайным ошибкам относят статистические погрешности, присущие самому выборочному методу. Они уменьшаются при возрастании объема выборочной совокупности.


Второй тип ошибок выборки – систематические ошибки. Если социолог решил узнать мнение всех жителей города о проводимой местными органами власти социальной политике, а опросил только тех, у кого есть телефон, то возникает предумышленное смещение выборки в пользу зажиточных слоев, т.е. систематическая ошибка. Таким образом, систематические ошибки — результат деятельности самого исследователя.

Выборка в количественном и качественном исследованиях строится на противоположных принципах. В первом случае она является статистической и основана на поиске гомогенной группы респондентов, совпадающих по главным признакам (например, возраст, пол, класс). Во втором случае стремятся найти непохожих людей, сделать группу респондентов гетерогенной; выбор нового респондента, объекта или ситуации происходит по принципу их противоположности и вариативности. Избегая однородности (гомогенности) выборочной совокупности, ученые таким способом стараются отразить как можно больше аспектов изучаемого явления, осветить его с разных сторон, добиваясь комплексного и всестороннего изучения. Выборка в качественном исследовании называется теоретической.

Типы выборки делятся на вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные, целевые, целенаправленные).

 

Рис. 6.1. Типы выборочных совокупностей в социологии

(Источник.: Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов)

 

Случайная (вероятностная) выборка — это выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает генеральную совокупность, из которой она выделена (спроектирована).

Вероятностные методы включают:

· простой случайный отбор (вероятность быть включенным в выборку известна и является одинаковой для всех единиц совокупности);

· систематический отбор (упрощенный вариант простого случайного отбора с использованием «шага выборки», где опрашивается, например, каждый десятый или каждый сотый и т.д.);

· кластерный отбор (отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц. Гнездом называют единицу отбора высшей ступе- ни, состоящую из более мелких единиц низшей ступени. В выборку могут быть включены как все единицы низшего уровня, так и их часть. Число единиц, образующих гнездо, называют его размером. В качестве гнезд выступают населенные пункты, районы, дома, подъезды, предприятия, цехи, бригады) (гнездовая или кластерная выборка);


· стратифицированный отбор (где деление происходит по стратам на определённые социальные группы (стратифицированная выборка), или по экономико- географическим районам (районированная выборка)).

Неслучайная (невероятностная) выборка — это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. Среди недостатков неслучайной выборки можно назвать невозможность установить степень репрезентативности и более высокая стоимость. Но есть и преимущества — более глубокое, качественное и всестороннее раскрытие предмета по сравнению с вероятностной.

Известны следующие разновидности неслучайной выборки: квотная выборка, метод снежного кома, метод основного массива, метод стихийного отбора.

Выделяют два основных вида неслучайного отбора:

· направленный отбор (целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению) - характеризуется выбором единиц по какому-либо заранее определенному принципу. Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются: выбор типичных объектов (методов типичных представителей), метод

«снежного кома» и выбор квотами;

· стихийный – выборка формируется произвольно и часто независимо от самого исследователя. Примерами стихийного отбора могут служить опросы с помощью средств массовой информации, выборка «первого встречного», опросы покупателей в залах супермаркетов, пассажиров на остановках и в общественном транспорте и т.п.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.016 с.)