Для более подробного ознакомления с термином, рекомендуется прочитать главу учебного пособия: социология как Наука. Учебное пособие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для более подробного ознакомления с термином, рекомендуется прочитать главу учебного пособия: социология как Наука. Учебное пособие



Интернет ресурс: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Soc_Nauk/10.php

 

 

29. Для глубоко изучения термина «национализм» предлагается изучить работу ТИШКОВА Валерия Александровича – академика РАН, директора Института этнологии и антропологии РАН, и ШНИРЕЛЬМАНА Виктора Александровича – доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии Российской академии наук

Национализм в мировой истории / под ред. В. А. Тишкова и В. А. Шнирельмана. М.: Наука, 2007.

Интернет ресурс: http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/nacionalizm_mir_istorii.pdf

 

 

30. СМЕЛЗЕР Нейл - выдающийся американский социолог. Один из создателей экономической социологии в качестве полноценной социологической дисциплины. В 1995-96 гг. президент Американской социологической ассоциации и в Международной социологической ассоциации. С 1986 г. Н.Смелзер был членом исполкома Международной социологической ассоциации, а в 1991 г. избран ее вице-президентом и


председателем программного комитета XIII Социологического конгресса в 1994 г. Докторскую степень получил в Гарварде, более 30 лет он преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, затем стал директором крупнейшего исследовательского центра в области социальных наук при Стенфордском университете. Он является членом редколлегий многих социологических журналов. Был редактором ведущего американского социологического журнала «Sociological Review», является членом Американской академии искусств и наук философского общества.

Основные работы: 'Theory of Collective Behavior' (1962, 1972), 'The sociology of economic life ' (1965), 'Economics and Sociology: Towards an Integration' (1976), 'Social Paralysis and Social Change: British Working-Class Education in the Nineteenth Century' (1991), 'Social Change in the Industrial Revolution: An Application of Theory to the British Cotton Industry'(1994), 'The Social Edges of Psychoanalysis' (1999), 'Diversity and Its Discontents: Cultural Conflict and Common Ground in Contemporary American Society' (1999).

 

 

31. Социальная НОРМА — это установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы обладают следующими общими признаками: не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени; возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей; направлены на регулирование общественных отношений; возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Основные характеристики различных социальных норм:

1) Обычаи - одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять. Например, празднование Нового года в ночь на 1 января и др.

2) Традиции - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Например, регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.

3) Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. Например, «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.

4) Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система. Например, «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.

5) Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм. Например,

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.


6) Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. Например: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.

7) Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Например, разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой в эпоху Античности и др.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:

— побуждающие;

— запрещающие;

— императивные (лат. imperativus — повелительный); рекомендательные.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами, эталонами соответствующего поведения; контролируют отклоняющееся поведение.

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

— дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

— предписание — указание на требуемое действие;

— запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

 

 

32. САНКЦИИ (англ. sanctions, social; нем. Sanctionen, soziale) – меры воздействия социалной группы (общности, общества) на поведение индивида, отклоняющееся как в позитивном, так и в негативном смысле от соц. ожиданий, норм и ценностей. По способу воздействия на индивида различают: социальные санкции физические, экономические, символические.

 

Типы социальных санкций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.006 с.)