Социальная структура общества. В социологии понятие «социальная структура» употребляется в широком и узком смысле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная структура общества. В социологии понятие «социальная структура» употребляется в широком и узком смысле



В социологии понятие «социальная структура» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе, обусловленная отношениями различных социальных общностей, разделением труда, характером социальных институтов.

Таким образом, социальная структура означает совокупность устойчивых социальных общностей людей, находящихся в определенной взаимосвязи, порядок их взаимодействия и дифференциация. Социальные общности могут дифференцироваться по разнообразным признакам и особенностям: национальным, классовым, половым, территориальным и др. Исходя из этих признаков, к элементам социальной структуры можно отнести:

1. Социально-классовые общности (деление обществ на классы, социальные группы, внутриклассовые слои);

2. Социально-этнические общности (дифференциация общества на народности, нации, этнические группы);

3. Социально-демографические общности (деление общества по полу и поколениям: молодежь, мужчины, женщины, пенсионеры).

Социальная структура общества, дифференцированная по разнообразным признакам, отражает определенную систему различий между социальными общностями, что, в свою очередь, формирует разнообразие отношений: экономические, политические,


социально-классовые, социально-этнические, социально-демографические, нравственные и др., что в совокупности определяет общество как социальную систему в целом. Следует отметить, что на формирование социальной структуры общества существенное значение оказывает общественное разделение труда. В связи с этим, различия социальной структуры от природных структур заключаются в том, что, во-первых, социальные структуры не существуют независимо от видов деятельности людей. Во-вторых, социальные структуры не существуют независимо от идей и представлений субъекта о сути своей деятельности. В-третьих, социальные структуры относительно устойчивые. Общественное разделение труда характеризуют профессиональную дифференциацию людей, что ведет к их социальным различиям – различиям по условиям труда и быта, уровня получаемых доходов, в образе жизни, культуры и т.д. Социальные общности, образующиеся на основе общественного разделения труда, составляют социально- профессиональные слои и группы.

Таким образом, социальная структура общества характеризуется двумя компонентами: социальными связями и социальным составом. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие соответствующие функции (роли), объединение индивидов на основе статусных признаков в различные социальные слои и группы.

В узком смысле понятие «социальная структура» выражает деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д. и указывает на различное положение людей по отношению друг к другу по различным признакам.

В социологии существуют различные концепции и подходы, применяемые при анализе социальной структуры общества. Так, одной из таких концепций является марксистская теория, в которой классовая структура выступает определяющей для других видов социального деления. Сторонники этого учения считали, что существование и различие классов связано с общественным разделением труда, с определенными формами производства.

Следует отметить, что реализация на практике теории классов и классовой борьбы ведет к социальной революции, то есть насильственному изменению всех общественных отношений, а последнее приводит к изменению связей и отношений между элементами социальной структуры, к изменению и самой этой структуры. Так, в России после 1917 г. с установлением диктатуры пролетариата произошло насильственное обобществление собственности, что коренным образом изменило и социально-классовую структуру общества. Пролетарское государство, став всеобщим собственником, определило социальный статус каждого человека, социальных слоев и классов общества. В западной социологии для анализа социальной структуры общества применяется теория социальной стратификации, о которой будет подробно рассказано в главе 2.2.

«Социальная стратификация. Проблемы идентификации среднего класса в России».

Под элементами социальной структуры понимается совокупность взаимодействующих индивидов, сходных в одном каком-либо отношении. Это сходство проявляется в их интересах, их стремлении и деятельности в определенной сфере, т.е. служит условием их объединения в единое социальное целое. Человек в процессе своей жизнедеятельности включается в самые разнообразные социальные общности. Рассмотрим некоторые основные элементы социальной структуры общества.

Наряду с вышеперечисленными элементами значительное место в социальной структуре общества занимают социальные слои. Существуют различные критерии классификации социальных слоев.

Во-первых, социальные слои выделяются по таким признакам как образование, общественное положение. Социальные слои определяются на основе критериев имущественного состояния, культурного уровня, стиля жизни.

Во-вторых, классификация социальных слоев связанна с особенностями характера труда, квалификации, уровнем общеобразовательной подготовки, размером получаемых


доходов и т.д. Выделение таких слоев называют внутриклассовым делением. К социальному слою относится интеллигенция. Интеллигенция – это люди, профессионально занятые преимущественно квалифицированным умственным трудом и обладающие соответствующим средне-специальным и высшим образованием (инженеры, врачи, учителя, агрономы). Подавляющее число интеллигенции составляют служащие. Но интеллигенцию не следует полностью отождествлять со служащими, под которыми понимаются все работающие по найму в государственных, общественных и частных учреждениях (организациях). Так, определенная часть интеллигенции (художники, писатели, композиторы, актеры) не является служащими. В отличие от интеллигенции в полном смысле, служащие заняты преимущественно неквалифицированным или малоквалифицированным трудом (кассиры, контролеры и т.д.), которых нельзя в полной мере отнести к работникам умственного труда.

Одним из элементов социальной структуры общества являются социальные группы. Социальная группа – это устойчивая совокупность людей, выделяемая по профессиональным, возрастным признакам, семейному положению и т.д. Социальная группа, по определению российского социолога Г.С. Антиповой, определяется как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющий общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом и осознающих свою принадлежность к данной группе.

В социологии общественные группы подразделяются на большие и малые группы. Большие группы – представляют массовые объединения, охватывающие большое число людей. Это могут быть этнические, религиозные и другие группы. В больших социальных группах должна существовать развитая формальная связь, система формализованного контроля, система средств массовой коммуникации, система массового воздействия, формирующая установки и стремление ее индивидов.

Малые группы – это малочисленные по составу группы, члены которой объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. О них будет подробнее изложено в разделе 2.1.2. «Социология малых групп».

Как уже отмечалось, элементы социальной структуры дифференцируются по различным признакам. Известный русский социолог П.А. Сорокин такими признаками называет: расовый, половой, возрастной, семейной принадлежности, государственного подданства, языка, профессии, имущества, объема прав, территориальной принадлежности, религии, политической партий и др. Основываясь на этих признаках общество можно разделить на соответствующие элементы, разнообразные слои и группировки. Такой подход плюралистичен и противоположен монистическим теориям, защищающим однолинейное расслоение общества. Сторонники подобных теорий, по мнению П. Сорокина, «воображают, что, изменив выбранную ими группировку, они создадут «идеальное общество» и ликвидируют все антагонизмы, неравенство и общественные беды. «Измените семью – и вы измените всю судьбу населения, из несчастного сделаете его счастливым»,- говорят нам идеологи семейной группировки.

«Уничтожите классы – и получите социалистическое общество равных, солидарных и святых людей!», - уверяют нас идеологи классовой группировки. Каждый из них мнит себя обладателем волшебного рецепта, вращающего все болезни общества. Все это утопия» (П. Сорокин. Система социологии. Т 2. С. 102-103). Расслоение населения, утверждает П. Сорокин, будет продолжаться и в будущем, и надеяться на полное исчезновение антагонизмов едва ли приходится.

Согласно выделенным признакам одним из элементов социальной структуры являются расовые коллективы. Под расой понимается совокупность индивидов, схожих между собой по телесному строению или обладающих сходными морфологическими признаками (цвет кожи, разрез глаз, форма волос, особенности профиля лица, строение черепа и пр.), передаваемые по наследству. Расовые признаки есть чисто биологические


признаки без всяких социально-психологических свойств. Отсюда не следует смешивать расовую группу с такими, как «народ», «нация», которые характеризуются, прежде всего, своими социально-психологическими свойствами. Расовые признаки природные, биологические, наследственные и трудноизменяемые. Люди, сходные по таким расовым признакам, взаимно притягиваются, несходные –взаимно отталкиваются. Это может иметь как мягкие формы «чуждости», так и острые формы расового антагонизма и борьбы.

Другим элементом социальной структуры является группировка людей по половому признаку. Группировка половая определяет деление общества на два пола - мужчин и женщин. Половые признаки влекут за собой ряд свойств и функций как физических, так и психических – специфических свойственных только женщинам или только мужчинам. Эти различия оказываются в различии поведения, что обусловливает несхожесть интересов, желаний, стремлений лиц разного пола. Исходя из этих различий, несходства, возникает почва для половых противоречий и антагонизмов. Отсюда возникают условия для группировки лиц в половые коллективы для специфической солидарности однополых лиц (например, женское движение).

Группировка возрастная определяется различием атомно-физиологической структуры разновозрастных лиц. Возрастной признак связан с рядом психосоциальных свойств индивида, оказывающих влияние на чувствования и верования, желания и стремления, идеи и интересы индивида, а через них – на все его поведение, а через поведение – и на всю социальную жизнь. С возрастом возникает и ряд различий: профессиональных, правовых и имущественных и т.д. Возрастная дифференциация сделалась основой для дальнейшей социально-психической дифференциации. Возрастная группа дает о себе знать в острой борьбе различных социальных групп в эпохи революций. Эпохи революции – это эпохи доминирования более молодых возрастных групп. Здесь «отцы и дети» в общей массе оказываются по разным сторонам баррикады. В эпохи же спокойные, консервативные дело обстоит наоборот: лидерами, правителями в такие эпохи обычно являются люди в возрасте.

Вышеперечисленные социальные группы были введены на основе биологических признаков. Далее перейдем к рассмотрению расслоения общества, порожденного социально-психическими условиями или социально-психическим несходством человеческих коллективов.

Одной из таких группировок социальной структуры общества являются семейные коллективы. Семейная группировка определяет социальное положение индивидов в обществе и обуславливает их позицию и линию поведения. Семья имеет огромное влияние на своих членов посредством слова, примера, привычек, правил, верований, обычаев, симпатий и антипатий. О семье как о социальном институте более подробно изложено в отдельном разделе учебного пособия. Здесь же отметим, что семейная группировка имеет важное значение в силу того, что любое общество имеет такую организацию и такой уклад как частной, так и общественной жизни, которые исторически сложились в семейной организации в зависимости от способов добывания средств для ее существования. Другими словами, какова семейная организация населения, характер воспитания в семье, таковой будет его социальная и политическая организация и его историческая судьба.

Следующим важным элементом социальной структуры общества является государственная группировка. Она охватывает большое число подданных и имеет особый правительственный центр – государственную власть, регулирующую взаимоотношения своих индивидов в сфере поведения, регулируемого законами государства. В отличие от других социальных группировок государство определяют как организационный народ, занимающий определенную территорию и подчиненный суверенной или верховной государственной власти. Государство представляет собой особую организованную систему взаимодействия индивидов, обычно живущих на одной территории, которая состоит из совокупности отношений, указываемых и регулируемых


«законами государства». Через эти отношения индивиды данного государства взаимосвязаны и выступают в качестве абонентов одной и той же системы взаимодействия, центром которой является государственная власть, регулирующая эти отношения. Объем и конкретный состав отношений индивидов, образующих систему государственного взаимодействия, исторически изменчивы. Следует отметить, что государственная группировка не вечна, что доказывается гибелью государства и постоянной сменой государственной власти.

Языковая группировка. Сходство языка притягивает людей и дает основание для группировки «одноязычных» лиц в единые группы. Это расслоение населения по языку отличимо от группировки по государственной и расовой принадлежности. Люди, говорящие на разных языках, могут принадлежать к одному государству, а люди, говорящие на одном языке, часто принадлежат к разным государствам. Аналогично люди по расе могу быть сходными, но принадлежать различным государствам, и наоборот. Отличаются расовая и «языковая» группировки. Так, китайцы и японцы говорят на разных языках, а принадлежат к одной «желтой» расе. Евреи составляют одну расу, а говорят на разных языках. И наоборот, люди разных рас могут говорить на одном языке. Следует отметить, что язык составляет первую необходимую предпосылку всякой совместной деятельности. Причем, языковое различие на чужбине часто оказывается могущественнее, чем сама классовая принадлежность.

Не будь языковой группировки и факторов языка, мы не имели бы в большинстве случаев национальных проблем и национальных группировок. Более того, группировка по языку является формальным признаком расслоения населения и его группировки по характеру цивилизаций. Люди и группы, говорящие на одном языке, обычно имеют и одну культуру: сходный быт, нравы, традиции, сходные формы мышления. Это делает судьбы совместно живущих людей сходными, интересы – общими, что объединяет их против общих врагов.

Государства, состоящие из разноязычных народов, менее прочны, чем государства, состоящие из одноязычных народов. Поэтому распад разноязычного государства, как и объединение одноязычного, представляют не что иное, как победоносную борьбу языковой группировки государственной. Каждая языковая группировка стремится стать государством.

Группировка профессиональная. Под профессией понимается занятие индивидов, дающее им средства к существованию. Профессиональное занятие, служащее источником дохода, является и основным видом деятельности индивида. Другими словами, источник дохода и социальная функция индивида образуют в своей деятельности профессию. Выполнение определенной профессиональной деятельности влияет на весь уклад человека, его психику и поведение, приспосабливает их к выполняемой функции, определяет его интересы, убеждения, стремления и желания. Это значит, что индивиды, имеющие сходные профессии, имеют ряд общих интересов.

Таким образом, рассмотренные некоторые элементы социальной структуры свидетельствует о том, что социальная структура может дифференцироваться по различным срезам или «изменениям» - уровень дохода, имущественное неравенство, образование, этнические признаки, политические позиции, социальный престиж, властные полномочия и др. Такое разнообразие строения общества, иерархия его социальной структуры порождены жизнедеятельностью людей, их социальным неравенством в обществе.

 

 

Социология малых групп

Основоположником теории малых групп считается американский ученый Чарльз Хортон Кули (1864-1922). Согласно Кули, первыми фактами общества являются представления, которые имеют люди друг о друге, а личность – это сумма


психологических реакций на мнения окружающих. Отсюда в качестве основной формы жизнедеятельности людей Ч. Кули рассматривал первичные группы, где формулируются идеалы, ценностные установки индивида. Первичной группой Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом, лицом к лицу. Это небольшая группа людей, поддерживающая устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать «Мы». Примеры первичных групп: детский групповой коллектив, семья, соседство. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Для каждого из членов такой группы все остальные ее члены выступают в качестве "главных героев драмы социализации". Это люди, с которыми он «взаимодействует наиболее часто, с которыми он имеет важные эмоциональные связи, и чьи аттитюды и роли являются решающими в его положении». Дж. Г. Мид, представитель символического интеракционизма, обозначает подобных людей «значимыми другими».

Таким образом, характерными чертами первичной малой группы является малочисленный состав (до 12 человек), пространственная близость, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов.

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия.

Интересен подход Р. Мертона, согласно которому в определении малой группы важен не только количественный показатель (до 25-30 человек), но и конкретные качественные характеристики:

1. Постоянство (регулярность) совместного пространственно-временного бытия. Соблюдение этого условия ведет к возникновению многих процессов, которые характеризуются как групповая динамика; появлению управляющих органов (лидеров) и механизмов управления совместной деятельностью; возникновению общих интересов, циркулированию общей для всех информации и правил поведения (групповые ценности) и т.п.

2. Самоидентификация, т.е. осознание всеми участниками взаимодействия своего членства в группе. Именно такое осознание ведёт к более постоянному взаимодействию членов группы между собою и порождает внутреннюю солидарность.

3. Идентификация, т.е. признание за участниками социального взаимодействия принадлежности к данной группе со стороны внешнего окружения. Это своеобразное

«влияние извне» заставляет группу сохранять свою целостность и еще более усиливает степень взаимодействия между её членами.

Также выделяют референтную (от лат. referentis — сообщающий), или эталонную, группу — группу, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные, и индифферентную, т.е. группу, нормы которой для личности незначимы. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позицию своей преступной группы.

Разные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе.

Необходимо так же остановится на особенностях групповой динамики малых групп. Сам термин «групповая динамика» ввёл в научный оборот Курт Левин в конце


1930-х гг. Один из основных теоретических постулатов состоял в подчеркивании системного характера групповой деятельности: группа как единое целое есть нечто большее, нежели простая сумма индивидов, входящих в ее состав.

Важный вклад в развитие теории групповой динамики внёс социальный психолог Я. Морено, основатель двух важнейших направлений в исследовании малой группы: социодрамы (или психодрамы) и социометрии. Так, понятие «социодрама» использовалось для описания событий (игр и ритуалов), которые должны иметь конкретное символическое значение для определенных социальных групп или общества в целом, как если бы эти события наблюдались в качестве драмы, наблюдаемой обществом.

Если попытаться кратко перечислить те динамические процессы, которые протекают в любой малой группе от ее рождения до смерти, то можно резюмировать следующие основные явления:

1) адаптация членов группы друг к другу – взаимное приспособление членов группы;

2) структурирование — формирование внутренней структуры с выделением лидеров и других статусно-ролевых позиций;

3) формирование системы норм и ценностей, характерных для данной группы (выработка особых ритуалов, которыми сопровождаются совместные действия);

4) формирование групповых санкций, как позитивных, так и негативных, с помощью которых осуществляется групповое давление.

 

Лидерство в малой группе

Лидером считается такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он может быть ситуативным, выдвигаясь лишь для решения краткосрочной задачи, а может быть универсальным. Такой член группы демонстрирует более высокий, чем другие, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи, и что самое главное – ответственности. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Также следует выделить формальное и неформальное лидерство, которое может совпадать. Так, например, ситуация, когда формальный лидер не пользуется авторитетом у группы и является лишь «назначенным сверху» лидером, остается непризнанным группой, что приводит к выдвижению неформального лидера. Для исследования подобных процессов, а также для выявления групповой сплоченности и распределения ролей в группе используется такой метод, как социометрия – техника измерения социопсихологических отношений в малых группах, автором которой является Я. Морено.

Существует три основных теоретических подхода к лидерству.

1. «Теория черт» (иногда называемая «харизматической теорией») концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. В частности, в 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских», таких как: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и др. Однако вскоре сами исследователи были разочарованы теорией, т.к. ни одна из обозначенных черт не смогла занять прочного места в перечнях при повторных исследованиях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% – дважды, 4-5% – трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза.

2. «Ситуационная теория лидерства» (функциональный подход), которая так же в дальнейшем подверглась критике. Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными.


3. Системная теория лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.

Также в современной социологии разработана т.н. управленческая решетка (Рис.

2.1), авторы которой выделили 5 возможных стилей руководства:

 

 

Рис. 2.1. Управленческая решетка

 

1. Низкие показатели по обеим осям сигнализируют о наличии примитивного руководства в организации, а также страха перед бедностью. Это квадрат 1.1, называется данный стиль управления – обедненное руководство.

2. Наличие высоких показателей по обеим осям свидетельствует о том, что производственные успехи обусловлены преданностью людей, работающих в данной организации. В этой компании наблюдается взаимозависимость, которая через общее стремление к организационным целям ведёт к созданию взаимоотношений, основанных на уважении и доверии. Стиль руководства – командное, квадрат 9.9.

3. Низкий показатель по шкале «забота о производственном процессе» и высокий показатель по шкале «забота о людях» - это социальное руководство. Некоторые исследователи называют данный стиль управления – управлением в духе загородного клуба или дома отдыха. Наблюдается скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей сотрудников, такое поведение ведет к созданию комфортной и дружеской атмосферы.

4. Если в результате теста была выявлена обратная ситуация, а именно низкий показатель в «заботе о людях» и высокий в «заботе о производственном процессе, то это свидетельствует о наличии авторитарного руководства. Результаты такого теста будут


находиться ближе к квадрату 9.1. Эффективность такого производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.

5. Последний стиль управления – это организационное, квадрат 5.5. Такое управление характеризуется балансом между необходимостью в хороших производственных результатах и поддержанием на удовлетворительном уровне состояния работников (Тощенко Ж.Т. Социология управления: Учебник. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – С. 57).

В современной научной литературе принято различать авторитарный, демократический и тоталитарный стили лидерства.

 

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1. Что такое социальная структура?

2. В чём отличие первичных от вторичных малых групп?

3. Назовите три основных теоретических подхода к лидерству.

4. Какие могут быть причины того, что лидер не является признанным группой?

 

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Заполните таблицу, характеризуя три основных стиля лидерства – авторитный, демократический и либеральный.

 

Стиль руководства Авторитарный Демократический Либеральный
Способ                  принятия решений      
Активность подчиненных       (в зависимости        от степени свободы)      
Форма              исполнения принятого решения, регламентация деятельности      
Критика и санкции по отношению      к деятельности каждого члена группы      
Сильные стороны      

Слабые стороны      
Форма урегулирования конфликта      

 

2. Какой из перечисленный стилей/типов лидерства Вам наиболее импонирует? Насколько эффективен в реальной практике выбранный стиль руководства? Обоснуйте свой ответ.

 

Контрольные тесты:

1. Основателем теории групповой динамики считают: а) Курта Левина;

б) Джорджа Герберта Мида; в) Эдварда Гарфинкеля;

г) Элтона Мэйо.

 

2. Основоположником теории малых групп считается: а) Элтон Мэйо;

б) Чарльз Хортон Кули; в) Джордж Герберт Мид; г) Роберт Мертон.

 

3. Малая группа, система ценностей и норм которой являются для индивида эталоном, называется:

а) эталонной; б) идеальной;

в) референтной; г) когерентной.

 

4. Типичным представителем малой группы является: а) очередь в магазине;

б) участники забега на короткую дистанцию; в) нуклеарная семья;

г) группа посетителей музея, сопровождаемая экскурсоводом

 

5. Профессиональная команда менеджеров представляет собой … а) родственную группу;

б) социальную агрегацию; в) вторичную группу;

г) первичную группу.

 

6. Автором техники измерения социопсихологических отношений в малых группах является:

а) Э.Мэйо;

б) А.Этциони;


в) Д.Морено; г) Ч. Кули.

 

Темы докладов

1. Внутригрупповое взаимодействие как социальный процесс.

2. Совместимость и срабатываемость в малой группе.

3. Адаптация новичка в социальной группе.

4. Зависимость направленности группы от характера личности лидера.

5. Межличностные отношения в малой группе, в том числе                            интимные межличностные отношения.


Литература

Основная

1. Кравченко, А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 523с.

 

Дополнительная Книги

1. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов по направ. 040200 «Социология». – 3- е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М; М.: ИНФРА-М, 2010. – 447с.

2. Елсуков, А.Н. Социология: учебное пособие / А.Н. Елсуков. –              Минск: Тетрасистемс, 2003. -544с.

3. Исаев, Б.А. Социология: учебное пособие / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2007. - 224с.

4. Карташова, В.Н. Обществознание: учебное пособие / В.Н. Карташова, А.А. Раймена. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2003. - 183с.

5. Клюев, А.В. Социология: учебное пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу.- СПб.: СЗАГС, 2004. –480c.

6. Тощенко, Ж.Т. Социология управления: Учебник / Ж.Т. Тощенко. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011.

7. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебное пособие / Ж.Т. Тощенко. - М., ЮРАЙТ, 2004.

- 527с.

8. Трошихин, В.В. Социология и политика: учебное пособие / В.В. Трошихин, В.Н. Шилов. - М.: РДЛ, 2003. - 275с.

 

Статьи

1. Деметрадзе, М.Р. Ядро традиционных ценностей как феномен постсоветских обществ / М.Р. Деметрадзе // Социологические исследования. – 2012. – № 3.

2. Кудринская, Л.А. Особенности мотивации студентов технического вуза / Л.А. Кудринская, В.С. Кубарев // Социологические исследования. – 2012. – № 3.

3. Лупов, В.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы / В.А. Лупов // Социологические исследования. – 2012. – № 1.

4. Мнацаканян, М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность / М.О. Мнацаканян // Социологические исследования – 2003. - № 2.

5. Моисеева, Н.А. Менталитет и национальный характер / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова // Социологические исследования. – 2003. - № 2.

6. Муратова, Г.М. Молодежная политика в крупном городе / Г.М. Муратова // Социологические исследования. – 2006. - № 3.

7. Скородумова, О.Б. Хакеры как феномен информационного пространства / О.Б. Скородумова // Социологические исследования. – 2004. - № 2.

8. Шурбе, В.З. Поколение хай-тек и «новый конфликт» поколений? / В.З. Шурбе // Социологические исследования. – 2013. – № 4.

9. Ядова, М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи / М.А. Ядова // Социологические исследования. – 2012. – № 1.

Интернет-ресурсы

1. Ежов, С.П. Современные условия формирования профессиональных качеств студентов на примере технологического института / С.П. Ежов, О.В. Халлисте // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. 0,7 п.л. URL: http://www.science-education.ru/111-10612.

2. Ежов, С.П. Условия адаптации прибалтийских студентов в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы / С.П. Ежов, О.В. Халлисте // Управленческое консультирование. – 2014. – № 8 (68). – С. 123-138. – URL:


http://www.sziu.ru/media/uploads/%D1%83%D0%BA_%E2%84%968_14_%D0%BD% D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C.pdf

3. Кертман, Г. Межличностное доверие в России [Электронный ресурс] // Фонд общественного мнения. – 2006. – № 4. – URL: http://corp.fom.ru/uploads/socreal/post- 97.pdf

4. Малая социальная группа // Курс лекций по социологии [Электронный ресурс].

– URL: http://www.people.nnov.ru/jg/soc.htm#_Toc30597231

5. Шмерлина, И. Дружба как духовная и социальная реальность // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29-50. – URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/Druzhba_Shmerlina.pdf.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.101 с.)