Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты развития искусства в период нечетных циклов
Иск-во р→ся циклично, делится на 3 стадии, а стадии в св. очередь делятся на парные циклы (по мн. выдающегося теоретика иск-ва Климова). При этом выделяются первые половины стадий – нечётные циклы (1, 3, 5) и вторые половины стадий – чётные циклы (2, 4, 6).
1-й ЦИКЛ. Суть нечётных циклов сводится к жёсткой и последовательной системе оппозиции: «Я» противостоит социумному давлению, образуя промежуточную зону. Само это противостояние суммируется в противостояние социуму, что м/представить графически как сумму векторов: Сам социум нах-ся в противостоянии миру. Это противостояние опр-ет большой вектор (справа), др. двум векторам, к-ые н→ны один на другой. Это противостояние опр-ет противостояние личности миру. Социум противостоит миру, но для личности это воспринимается лишь как ещё одна зона социумного давления. Эта зона уже не воспринимается как зона давящей среды, а воспринимается как условие для увеличения вектора личного противостояния миру. Противостояние это осущ-ся путём суммирования векторов. Появ-ся новая схема противостояния: В п/б-ном иск-ве нижняя зона – противостояние социумному давлению – усечена. «Я» здесь ещё не выделилось, но с появ-ем кроманьонца чётко выражается внутрисоциумное и внесоциумное поле. Это противостояние внешнему миру, ближний пласт к-го олицетворяется зверем; причём и зверь здесь мыслится в разных соотношениях с миром, что наталкивало п/б-го ч-ка на мысль о разной роли зверей в мифологии п/б-го ч-ка. Начиная с Ориньяка чётко выделяется внутрисоциумная зона. Если первая осущ-ет себя в замкнутых пещерах палеолита, где роспись содержит только изображение зверя, то эта внутрисоциумная зона сосредоточена на стоянках и представлена изображением объединяющего социумного начала, к-ое появ-ся в виде женщины – это т.н. «ориньякские Венеры». Они олицетворяют культ плодородия, а также замечательны исключительной ролью женщины, она опр-ет принадлежность к роду. Зверь здесь как представитель внешнего мира тоже присутствует, но уже в подчинённом виде: он изображается в небольших размерах, на небольших объёмах. Это т.н. «мобильное» иск-во. Например, гравировка с изображением носорога на гальке из Ля Коломбьер во Франции. Т.о., наличие двух зон здесь очевидно и бесспорно. «Я», неотделимое от социума, противостоит миру. Но социум образует и собственное поле → из чего м/ заключить, что «Я» уже сущ-ет, но не вычленилось и нах-ся в особом отношении к социуму.
3-й ЦИКЛ – второй нечётный – это Др. Восток и Античность. «Я» здесь противостоит социуму, ещё не осознавая своей противоположности ему (это особо хар-но для Др.Востока), но уже противостоит миру. Здесь мы сталкиваемся с различными ситуациями, к-ые здесь возникают. Например, в Египте или конкретно в Двуречье – личность противостоит социуму, но не отрывается от него, а включается в социумное противостояние миру. И эту схему м/ выразить так: Я – СОЦИУМ – МИР Т.е., осознание социума позволяет осознать его противостояние миру. Это мы наблюдаем на примере, различающим модель египетского иск-ва от индийского или китайского. Следующий шаг связан с более чётким осознанием «Я». «Я» фигурирует как самостоятельная единица, она противостоит не только социуму, но и миру. При этом значительной особенностью иск-ва этого цикла, например, греческого прежде всего, яв-ся чёткая оппозиция социуму. А противостояние миру хотя уже и обрело личный хар-р, здесь не осущ-ся в виде осознания себя членами социума (в Греции – это полис). И неслучайно, самое страшное наказание для грека – это изгнание, т.е. отрыв от социума. И всё же оппозиция миру здесь имеет вполне личный хар-р. И примером м/ служить высшее проявление названной модели иск-ва – это Иктин, Калликрат, Фидий, Софокл. Для третьего цикла хар-но отсутствие реализма, т.е. конкретики, к-ая определила например хар-р египетского портрета. Там эта конкретика определялась чётким противостоянием «Я» и социума. В Греции же эта конкретность исчезает; противостояние социуму поглощено более общим противостоянием миру.
5-й ЦИКЛ – это эпоха Возрождения – 20 век. Усечённая верхняя зона – противостояние «Я» миру. Социум здесь перекрывает выход к миру → вот почему иск-во в это время принципиально имеет нерелигиозный хар-р, даже и иконы. Зато именно в 5-м цикле «Я» выступает сов-но обнажённом виде. И если в эпоху Возрождения ещё сохраняется противостояние миру, то уже с сер. 17 в. по19 в. включительно - личность выступает с совершенной опр-тью.
1, 3 и 5 циклы, если обобщить, то в это время оформляется чёткое противостояние окружающей среде, противостояние «Я» социуму и «Я» миру. Нечётные модели иск-ва в это время всегда создавали такое иск-во, к-ое чётко обращено во вне. Эта экстравертность образует вокруг произв. иск-ва св. рода поле различное по своим масштабам и адресованности в каждом отдельно взятом цикле. Это именно то, что объединяет всех мадленских бизонов, среди к-х нет места ч-ку, а также египетскую пирамиду, ориентированную не в мир людей, а во Вселенную, а также Парфенон, римскую арх-ру, равно и портрет и купол Санта-Марии-дель-Фьоре, фрески Пьеро делла Франчески, арх-ру Бернини и Борромини, мир Рембрандта, Хайнса, Вермеера и даже классицизм и реализм 19 в. Но в теории стадиального развития иск-ва подчёркивается, что поле, образуемое произведением иск-ва в это время, м/б различным. Хар-р «Я» и зона противостояния ему всё время меняется: для египетской портретной статуи – это вселенная и вечность; а для Парфенона – это сочетание ближних пределов и дальних, на к-ые зрители и ориентированы; а в эпоху Возрождения – здесь поле противостояния сокращается, оно ограничивается оптическими, а может и ментальными особенностями ч-ка. В это время горизонт в произв-х иск-ва – это совершенно очевидная граница оппозиции, также как и точка схода, что яв-ся свидетельством принципиальной важности для этой эпохи исканий в области перспективы в иск-ве. А если взять 17 век – здесь в иск-ве эта граница условна и дали здесь не беспредельны. Зритель, смотря на полотна худ-в 17 в., всегда чувствует, что это его среда, что он м/ свободно в неё войти; и горизонт здесь не исчерпывает перспективы. Если в 15 в. живописи за наиболее удалённой точкой перспективы нет ничего, т.к. она нах-ся на самом пределе мыслимой среды, то в иск-ве 17 в. в той же живописи вполне обозримое пространство допускает сущ-ние ещё какого-то простр-ва за ним. 19 век – здесь мы имеем дело с прямо анекдотическим вариантом пространственного решения. Например, Иван Грозный скульптора Антакольского. Здесь царь как птица заключён в клетке своего простр-ва; но с тем простр-вом о к-ом говорим мы – оно не сливается и сохраняет свойственную пятому циклу обособленность. В живописи 19 в. сужение поля простр-ва, его реальный бытовой хар-р очевидны. Наример, изображённый маршал Нерюда, описывающий вокруг себя героические круги своей саблей в сущности в этих же кругах от своего меча и замкнут. Ещё одна особенность нечётных циклов - активное противостояние личности социуму, а тем более социума миру делает эти нечётные циклы мало восприимчивыми к разного рода мистическим увлечениям. Обычно их м/ обнаружить к концу цикла, когда происходит увлечение митраизмом (особая религия с культом Митры - древнеиндийское божество) и восточными К-ми в Др. Риме; а также аналогичные явления в конце прагматичного 19 в.
Прежде чем говорить о феномене чётных циклов (а это неолит, Ср-ние века, 20 в.), н/ уяснить чем кончаются нечётные циклы. Внимательно приглядевшись к нечётным циклам в развитии иск-ва, мы делаем заключение, что р→тие это имеет горбообразный хар-р.
Например, палеолит: иск-во здесь строится на всё большем росте оппозиции и р→тии творческого начала; это ещё несформировавшаяся в особую модель деят→ть, и позже эта деят→ть неандертальца, и затем чётко выраженное иск-во уже в верхнем палеолите. Так констатируется эта горбообразность ПЕРВОГО цикла. Схема: один пологий горб
По-иному, но тоже горбообразно строится ТРЕТИЙ цикл. В иск-ве Египта личность ещё подчинена социуму, в Др. Греции она уже достаточно свободна, а в Др. Риме м/ говорить уже о ещё большей индивидуальности личности; но одновременно надо признать, что социумное давление здесь во многом ограничивает возможности личности. ПЯТЫЙ цикл - здесь тоже горбообразность, и тоже универсальность иск-ва по своему хар-ру. Начало 5-го цикла – гениальная универсальность эпохи Возрождения; затем следует драматическая эпоха 17 в., утратившая эту универсальность, но зато приобретшая многое в р→тии личности; и 19 в. – время индивидуализма и утраты связи с миром. На всех этих примерах везде присутствует горбообразность. Но если в палеолите расцвет иск-ва наступает в его конце: в верхнем палеолите в эпоху Мадлен, то в 3-ем цикле тоже горб, но он приходиться не на конец цикла, а на его середину, когда мы различаем менее развитое «Я», чем например в Риме, что обеспечивало непревзойдённый масштаб соотношения «Я» и мира. В 5-м цикле развитие иск-ва начинается с упомянутого в 3-ем цикле горба – это эпоха Возрождения, а к концу цикла это 70-е гг. 19 в., когда «Я» полностью утрачивает связь с миром. Схема: три горба
1-й и 5-й в конце, а третий в середине. Эти рассуждения теоретиков иск-ва позволили заключить, что к концу того или иного цикла социумное давление на личность достигает максимума, и что противостояние ему личности тоже достигает наибольшей точки → и эта напряжённость становится критической, находя совершенно неожиданные выражения в иск-ве. Таким например был финальный Мадлен; таким был конец 3-го цикла 4 в. Здесь новая система иск-ва привела к полному отрицанию гос-го устройства, религии и всех представлений, хар-ных для римской К-ры предшествующего периода. Пятый цикл хар-ется появлением ситуации, когда выход к миру перекрыт, но личности открываются совершенно неизвестные возможности острого индивидуального достижения реальности; и пример тому - творчество Гогена, Ван Гога, Сезанна. Все нечётные циклы кончаются катастрофически, это крах противостояния социумному давлению:
В 1-м цикле – наступает крах п/б-го анимализма; в 3-м цикле – крах античного миросозерцания; в 5-м цикле – отрицание былому противостоянию социуму, что приводит к трагизму Ван Гога, условной экспрессии Гогена, субъективизированной гармонии Сезанна. Только личная позиция худ-ка м/ создать гармоничную личность, но это уже будет новая реальность. Что же наступает после этого краха? Крах – это падение худ-х рез-в или нечто другое? Нечто другое - это то, что мы называем началом нового типа иск-ва, основанного не на жёстком противостоянии социумному давлению, а на чём-то другом. Тогда что это за иск-во? Здесь чувства отъединённости от социума остаётся, но противостояние ему уже подавлено; «Я» оказывается точкой, воспринимающей это социумное давление. Кроме того, в это время социумное давление чаще всего воспринимается личностью как продолжение вышележащей зоны мира, и потому истолковывается как грандиозный пробой этих сил мира. Это главная причина, почему подавление личного противостояния социумным давлением почти всегда воспринимается в религиозном контексте, т.е. социумное давление воспринимается в иррациональном плане. Именно это и придаёт ситуации религиозный хар-р. Как и в нечётных циклах, в чётных происходит суммирование социумного давления и мирового давления. В это время личность суммирует социумный и мировой пробой и выстраивает своего рода большой вектор, обращённый в мир, где суммируются представленные о социуме и мире понятия, каким представляет его социум. Именно этот вектор позволяет личности истолковывать социумное давление как мировой пробой. Это и опр-ет особ-ти чётных циклов. Так, в Ср-ние века происходит невиданная для Др. Рима острота восприятия религиозных сил. Ср-вый чел-к с невиданной личностью воспринимает это давление. Это его индивидуальное, субъективное восприятие Бога – это и есть проявление мирового пробоя. Другая сторона этой проблемы заключается в том, что Ср-вый чел-к верит не в некую Б-ную непостижимую силу, он имеет ещё сложнейшие представления о хар-ре этих Бож-х сил. Для него иерархия – это система. Именно это представление опр-ся большим вектором, складывающегося из социумного и мирового давления. Обобщая м/ сказать, что в отличии от Античности, где мир Богов и мир людей были параллельны, здесь сит-цию м/ описать в виде двух взаимоперевёрнутых треугольников (схема): В Египте только мир людей был чётко разделён на высший и хтонический; в Античности же мир Богов и мир людей идут параллельно. Множество Богов здесь как бы стягивается в точку. Даже представление о Боге отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом объединяется как раз в 4-м в. в понятие Троицы. Это стягивание б/ происходить и далее. К концу 20 в. понятие о Боге Отце явно уступает, практически тоже происходит и о боге Духе Святом → вне всякого сомнения Бог-Сын Иисус Христос начинает занимать главное положение в Троице. Но Ср-вые теологи знали и другой треугольник, совмещающийся с нашим. Здесь воспринимающая точка – это личность, к-ая ничтожна мала. Бог же – есть всё, в этом смысле он подобен треугольнику, обращённому вниз, именно там нах-ся личность, а над ней, захватывая всё небо, находится Бог. И это м/ представить графически так (схема):
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.016 с.) |