Продолжительность освоения программы: 2 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продолжительность освоения программы: 2 года



Общеразвивающая программа

«Основы работы над пьесой»

 

 

Автор: Ведерникова Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования

Продолжительность освоения программы: 2 года

Возраст учащихся: 11-15 лет

 

Калуга, 2019 г.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы: «Основы работы над пьесой».

Автор программы, должность: Ведерникова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования.

Организация, реализующая программу: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги, структурное подразделение Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи.

Адрес организации, реализующей программу:

- город Калуга, улица Телевизионная, дом 14, корпус 1, тел. 8 (4842) 550-209;

- город Калуга, улица Врубовая, дом 10, тел./факс 8 (4842) 51-60-21, тел. 515-079.

Рецензенты:  

Нестерова Ирина Викторовна – заместитель директора по научно-методической работе МБОУДОД ЦРТДиЮ «Созвездие» города Калуги.

Возраст детей: от 11 до 15 лет.

Направленность: художественная.

Год разработки: 2019 год.

Срок реализации программы: 2 года.

Вид программы: модифицированная.

Уровень реализации: дополнительное образование.

Уровень освоения: многоуровневая (общекультурный ознакомительный, общекультурный базовый)

Способ освоения содержания образования: репродуктивный, продуктивный, креативный.

Название объединения: Отделение «Театрального творчества»


Раздел 1.

Комплекс основных характеристик программы.

Пояснительная записка

 

 С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действия в целях образования и развития личности и общества. Эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена. Когда театра, как обособленного института, еще не существовало. В России школьный театр возник в допетровские времен. В ХХ века детское театральное движение в России получило дальнейшее развитие. В настоящее время накоплен богатый опыт работы самодеятельных театральных объединений.

Все программа «Основы работы над пьесой» строится вокруг работы над целостным художественным произведением: спектаклем.  Теоретической базой программы является наука о режиссуре, разработанная К.С. Станиславским, обогащенная опытом Е. Вахтангова, В. Мейерхольда, А.Таирова, Н. Охлопкова, успешно развиваемая режиссерами современного театра. В основу программы легли – метод действенного анализа пьесы, разработанный К.С. Станиславским, дополненный его учениками и последователями.

Программа составлена таким образом, что все занятия по форме являются комбинированными, т.е. сочетают теоретическую и практическую работу. Таким образом, обучающийся практически все время находится на сцене, тренируясь, репетируя, играя роли. Благодаря этому он усваивает материал на практике, применяя полученные теоретические знания для решения конкретных практических задач.

Программа опирается на основные черты театрального искусства, как образовательной модели:

-Театр – синтетический вид искусства.

- Театр – коллективное искусство.

- Действие – основа театрального искусства.

-Театр  – искусство, обращенное к самым широким социальным слоям.

Обучение по программе «Основы работы над пьесой» построено на практической деятельности каждого ребенка, связанной с анализом драматургического произведения, созданием замысла, разработке эскизов художественного оформления, созданием музыкальной и световой партитуры спектакля.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, чтобы средствами актерской и режиссерской техники  помочь ребенку раскрыться, развить его психические, физические и духовные качества.

Программа строится в соответствии с традиционными системами детского самодеятельного театра. Вместе с тем, она является творческой работой педагога и включает в себя переработанные и инновационные приемы и методы театральной деятельности. Высокий уровень развития фантазии и воображения, повышает выразительные возможности ребенка, гарантирует ему психическую и физическую свободу и богатство пластических форм - словом, превращает его телесный аппарат в «телесный аппарат воплощения». Только через механизм собственной деятельности и собственных творческих усилий человек овладевает общественным опытом и его структурными компонентами.

   Актуальность программы заключается в том, что она способствует развитию у обучающихся качеств, которые помогут в будущем конструктивно общаться с самыми разными категориями людей, быть интересными в общении и быть лидерами во многих начинаниях.

Цели и задачи программы.

Цель программы: формирование и развитие творческой личности средствами режиссёрской техники в процессе работы над пьесой.

Задачи программы:

Обучающие:

- обучение основам режиссуры;

- обучение приемам режиссерской техники;

- знакомство с психофизической основой сценического действия;

- знакомство с историей и развитием режиссуры;

- знакомство с работой над постановкой спектакля;

  Развивающие:

 - развитие воображения, внимания, мышления, физических возможностей;

 - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;

 - развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

 - развитие творческого потенциала;

 - развитие у ребенка интереса к себе и к партнеру, как к субъектам культуры;  

 - развитие познавательной мотивации.

Воспитательные:

 - формирование положительных отношений к правилам коллективной жизни;

 - формирование морально-этических норм поведения;

 - формирование культуры общения;

 - способствовать дальнейшей профориентации обучающихся.

Отличительные особенности программы:

1. Через изучение теоретических основ режиссуры и драматургии мы переходим к практической работе постановщика над спектаклем,  над собой и над ролью, и далее к умению выразить себя и к умению общаться;

2. Дополнительные практические занятия и мастер-классы проводятся в Калужском драматическом театре вместе с профессиональными актерами театра, направление – постановочная деятельность;

3. Участие в практической работе и технической подготовке спектакля создает дополнительные образовательные возможности, толчок для фантазии и воображения.

Вид программы: модифицированная.

Направленность: художественная.

В воспитании и обучении необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся для выбора методики проведения занятий.

Раздел 2. Содержание программы.

Учебно-тематический план

Первого года обучения

Тема занятия Кол-во часов теории Кол-во часов практики Общее кол-во часов
  Инструктаж по технике безопасности.      
1. Введение. 2 - 2
1.1 Основные цели и задачи курса «Спектакль: Секреты постановки»   1 -     1
1.2. Театр – как вид искусства. 1 - 1
2. Профессия – режиссер. 4 2 6
2.1. История развития режиссерской профессии. Специфические особенности творчества режиссера. 2 1 3
2.2. Функции режиссера. 2 1 3
3. Выразительные средства режиссуры. 5 9 14
3.1 Понятие – выразительные средства режиссуры. 1 1 2
3.2. Атмосфера. 1        3      4
3.3. Темпо-ритм. 1 1 2
3.4. Композиция. 1 1 2
3.5. Мизансцена. 1 3 4
4. Действенный анализ пьесы. 2       18 20
4.1. «Разведка умом».   1 5 6
4.2. «Разведка действием». 1 13     14
5. Практическая часть. 1 31 32
5.1. Работа над импровизационными этюдами. -        4 4
5.2 Работа в постановках. 1 27 28
                                      Итого:        14 60 74

 

Содержание первого года обучения.

Введение.

Пробный тренинг.

Теория. Дать учащимся понятие о целях и задачах курса, принципах проведения занятий, основных требований по освоению курса «Основы работы над пьесой».

Дать представление о принципах проведения занятий

- принцип сознательности и активности;

- принцип системности и последовательности;

- принцип партнерства;

- принцип доступности.

Практика: Проведение пробного тренинга для получения информации о возможностях обучающихся.

Форма занятия. Лекция, беседа.

Форма контроля. Устный опрос.

Театр – как вид искусства.

Профессия - режиссер.

Функции режиссера.

Теория: Дать понятие о функциях режиссера. Режиссер-толкователь. Режиссер-зеркало. Режиссер-организатор.

Практика: Проведение режиссерского тренинга.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Проведение устного опроса. Анализ упражнений.

Атмосфера.

Теория: Дать понятие – атмосферы, как выразительного средства режиссуры. Атмосфера – воздух времени и места действия. Актер – как главный носитель атмосферы.

Практика: Этюды на создание атмосферы.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос.  Анализ практических упражнений.

Темпо-ритм.

Теория: Дать понятие – темпо—ритм действия. Темп – скорость развертывания сценического действия. Ритм – напряжение сцены, рожденное проникновением в предлагаемые обстоятельства. Темпо - ритм – соединение темпа и ритма в том, как актер ведет сцену.

Практика: Этюды на темпо – ритм.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос. Анализ этюдов.

Композиция.

Теория: Дать понятие - композиция. Структура композиционного построения драматургического произведения. Композиция и архитектоника спектакля. Схема драматической композиции. Композиционное построение действия во времени и в пространстве.

Практика: Композиционный разбор этюдов.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос. Анализ этюдов.

Мизансцена.

Теория: Дать понятие – мизансцена. Мизансцена – расположение актеров в пространстве сцены в определенные моменты действия. Группировки и мизансцены. Основные виды мизансцен. Композиционный центр. Поза, жест, ракурсы движения.

Практика: Этюды по созданию мизансцен.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос. Анализ этюдов.

Действенный анализ пьесы.

Разведка умом».

Теория: Дать понятие о действенном анализе. Сценическое действие, как средство создания образа. Анализ пьесы.

Практика: Проведение практической работы – анализ отрывка из пьесы.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос.

Разведка действием».

Теория: Дать понятие о практике действенного анализа. Активность и целенаправленность действия. Сценическая задача и этапы ее рождения. Метод физических действий.

Практика: Работа над этюдами.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос. Обсуждение и анализ этюдов.

 

Практическая часть.

Работа в постановках.

Практика: Применение знаний, умений и навыков при работе над постановкой:

- Читка пьесы и обсуждение с определением темы, идеи и актуальности.

- Распределение ролей.

- Читка пьесы по ролям.

- Импровизационные этюды на события пьесы.

-  Репетиции выбранной пьесы по репетиционному графику.

-  Проведение прогонной и генеральной репетиций.

- Творческий показ.

Форма занятия. Практические занятия.

Форма контроля. Обсуждение и анализ практической работы.

Учебно-тематический план  

Второго года обучения

 

Тема занятия  Кол-во часов теории Кол-во часов практики Общее кол-во часов
  Инструктаж по технике безопасности      
1. Работа над постановкой. 4 4 8
1.1 Режиссер-постановщик. 2 2 4
1.2 Режиссерский постановочный план. 2 2 4
2. Режиссерский замысел. 4 8 12
2.1. Идейно-тематический анализ. 2 4 6
2.2. Конфликт и система художественных образов.   2 4 6
4. Режиссерский анализ. 3 9 12
4.1 Событийный ряд. 1 3 4
4.2 Художественный образ спектакля. 1 3 4
4.3 «Сверхзадача». 1 3 4
5. Репетиции. 5 15 20
5.1 Репетиции. Назначение и виды репетиций. 1 3 4
5.2 «Застольный период».     1 3   4
5.3 Репетиции в «выгородке», репетиции в декорации. 1        3   4
5.4. Монтировочные репетиции.   1 3 4
5.5.  Прогонные репетиции. Генеральные репетиции. 1 3 4
6. Работа над пластическим и музыкально-шумовым оформлением 2 10 12
6.1 Замысел музыкального оформления. Партитура музыкального оформления. 1 5 6
6.2 Замысел пластического решения. Партитура пластического решения. 1 5 6
7. Работа над художественным решением. 2 10 12
7.1 Замысел художественного оформления. Эскизирование. 1 5 6
7.2 Воплощение художественного оформления. 1        5 6
8. Практическая работа в спектакле. - 72 72
       Итого: 20 128 148

Содержание второго года обучения.

Режиссер – постановщик.

Теория. Дать понятие о функции – режиссер – постановщик спектакля. Специфические особенности творчества. Роль режиссера в театральном процессе.

Практика. Режиссерский тренинг.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос.

1.2 Режиссерский постановочный план.

Теория. Дать понятие о постановочном плане. Структура постановочного плана. Идейно-тематический и режиссерский анализ.

Практика. Режиссерский тренинг.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос.

Режиссерский замысел.

Теория. Дать понятие – режиссерский замысел. Замысел – как идейное и художественно-образное предвидение будущего спектакля. Роль фантазии и воображение в рождении замысла.

Идейно-тематический анализ.

Теория. Идейно-тематический анализ произведения, как часть постановочного плана.

Структура идейно-тематического анализа:

Тема.

Теория. Дать понятие – тема драматургического произведения. Тема – то, о чем. Авторское видение темы. Режиссер и автор пьесы, взаимодействие.

Практика: определение темы художественного произведения.

Идея.

Теория. Дать понятие – идея драматургического произведения. Идея – то, ради чего. Авторское видение идеи.

Практика. Определение идеи художественного произведения.

Конфликт.

Теория. Дать понятие – конфликт. Событие – как зримая форма конфликта. Действие и контр действие. Виды конфликтов.

Практика. Практическая работа по определению основного конфликта произведения.

 Система художественных образов.

Теория. Дать понятие – художественный образ. Система художественных образов пьесы.

Практика. Определение характеристика художественных образов пьесы.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос.

Режиссерский анализ.

Событийный ряд.

Теория. Дать понятие – событие. Событие – как зримая форма конфликта. Исходное событие. Основное событие. Центральное событие. Главное событие. Финальное событие.

Практика. Определение событийного ряда пьесы.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Письменная работа «Разработка событийного ряда»

Сверхзадача» спектакля.

Теория. Дать понятие «сверхзадача». «Сверхзадача» роли и «сверхзадача» спектакля. Главная действенная задача, эмоционально-действенное устремление.

Практика. Работа над определением «сверхзадачи» спектакля.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

Форма контроля. Устный опрос.

Репетиции.

Монтировочные репетиции.

Теория. Дать понятие – монтировочные  репетиции. Цели и задачи.

Практика. Организация и проведение монтировочных  репетиций.

Форма занятия. Комбинированное занятие.

 Форма контроля. Практическая работа. Анализ.

Общеразвивающая программа

«Основы работы над пьесой»

 

 

Автор: Ведерникова Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования

Продолжительность освоения программы: 2 года

Возраст учащихся: 11-15 лет

 

Калуга, 2019 г.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы: «Основы работы над пьесой».

Автор программы, должность: Ведерникова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования.

Организация, реализующая программу: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги, структурное подразделение Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи.

Адрес организации, реализующей программу:

- город Калуга, улица Телевизионная, дом 14, корпус 1, тел. 8 (4842) 550-209;

- город Калуга, улица Врубовая, дом 10, тел./факс 8 (4842) 51-60-21, тел. 515-079.

Рецензенты:  

Нестерова Ирина Викторовна – заместитель директора по научно-методической работе МБОУДОД ЦРТДиЮ «Созвездие» города Калуги.

Возраст детей: от 11 до 15 лет.

Направленность: художественная.

Год разработки: 2019 год.

Срок реализации программы: 2 года.

Вид программы: модифицированная.

Уровень реализации: дополнительное образование.

Уровень освоения: многоуровневая (общекультурный ознакомительный, общекультурный базовый)

Способ освоения содержания образования: репродуктивный, продуктивный, креативный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.077 с.)