Тема 14. Проблемы правового регулирования в сфере интеллектуальных прав и особенности защиты интеллектуальных прав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Проблемы правового регулирования в сфере интеллектуальных прав и особенности защиты интеллектуальных прав



1. Категория «интеллектуальная собственность» и право интеллектуальной собственности в отечественной цивилистике. Труды Уральской цивилистической школы в сфере права интеллектуальной собственности.

2. Система интеллектуальных прав

3. Сущность интеллектуальных прав, особенности исключительных прав

4. Место права интеллектуальной собственности в системе гражданского права

5. Система права интеллектуальной собственности

6. Перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

7. Распоряжение исключительным правом. Договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор. Переход исключительного права к другим лицам без договора

8. Проблемы защиты интеллектуальных прав.

9. Проблемы правовой охраны отдельных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

10. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии

Примерная тематика индивидуальных научно-исследовательских проектов / рефератов

1. Институт свободных лицензий

2. Концепция исключительных прав в современном гражданском праве Российской Федерации

3. Проблемы соотношения интеллектуальных и вещных прав

4. Система интеллектуальных прав, их содержание, особенности

Примерные задания для практических занятий

1. Какие названия селекционных достижений соответствуют установленным требованиям: пшеница мягкая «Крошка»; ель «Путин»; виноград «Крымский»; гусь «222»; капуста цветная «Белая головушка»; лошадь «Голштинская»; пчела медоносная «Башкирская»; арбуз «Харакири»; лук репчатый «Апогей»; абрикос «Слива». Какие нарушения допущены в неприемлемых наименованиях селекционных достижений?

2. Чиновник, отвечающий за научно-техническое развитие целого региона, на вопрос вышестоящего руководства о причине крайне малого количества поданных в регионе патентных заявок на изобретения ответил, что, хотя патентов на изобретения действительно получено очень мало, зато Роспатентом за тот же период выдано несколько тысяч патентов на ноу-хау. Объясните причину незамедлительной отставки этого чиновника.

3. Индивидуальный предприниматель Мишустиков обратился в патентное ведомство с просьбой зарегистрировать созданный им символ, широко используемый для общения в сети Интернет и в других коротких сообщениях, как изобретение и товарный знак. Описание символа включало в себя двоеточие и дугу, а также словесное обозначение «смайл». В качестве обоснования Мишустиков указал, что до него указанный символа нигде в мире зарегистрирован не был, а значит именно он может считаться его изобретателем. Правомерны ли требования Мишустикова?

4. Известный российский певец М. увидел в одном из недавно снятых фильмов героя, который практически полностью копировал его поведение на сцене, манеру исполнения, артистические приемы. Даже имя этого человека было похоже на имя певца, однако незначительно отличалось, при этом «двойник» певца в фильме являлся ярко выраженным отрицательным персонажем, имел вредные привычки и вызывал стойкое негативное впечатление. Певец обратился в суд с требованием запретить прокат фильма, в котором используется персонаж, «схожий с ним до степени смешения». Оцените обоснованность требований певца.

5. Известный бобслеист Кривошеин после окончания спортивной карьеры решил написать мемуары. Для работы над книгой был привлечён знакомый Кривошеина – начинающий писатель Васильев. Ежедневно в течение месяца Кривошеин рассказывал Васильеву о своей жизни. Результатом работы стал написанный Васильевым роман «На вираже». Роман имел успех и принёс существенную сумму, однако он был издан Васильевым только под своим именем, и весь гонорар Васильев забрал себе. Возмущенный Кривошеин потребовал включить его в соавторы и передать ему половину полученного гонорара, однако Васильев отказался. Кривошеин обратился в суд. Разрешите спор. При каких условиях Васильев и Кривошеин будут являться соавторами, а при каких - нет?

6. Изображение известного мультипликационного героя Чебурашки было создано художником Л. Шварцманом. Фильм был снят по литературному произведению Э. Успенского. В титрах было указано: «Образы, изображение, литературное описание – Э. Успенский», а Л. Шварцман указан как художник-постановщик. Затем Э. Успенский создал ООО «Чебурашка» и зарегистрировал на эту фирму черно-белое изображение героя фильма. Позднее было организовано производство игрушек «Чебурашка». Художник Л. Шварцман подал иск о признании авторского права на созданный им художественный образ. Иск был удовлетворен. Э. Успенский же считает иначе. В обязанности художника-постановщика входят контрольная, административно-распорядительная и хозяйственная функции, которые не предполагают создание персонажей фильма. По этой причине у Л. Шварцмана не может возникнуть авторское право на спорный персонаж. По мнению Л. Шварцмана именно он нарисовал героев мультфильма (кстати, не только Чебурашку, но и крокодила Гену и Шапокляк. Описание персонажа в книге Э. Успенского не могло подсказать художнику симпатичный полюбившийся всем образ ушастого зверька. Там сказано следующее: «Невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат» Разрешите спор.

7. Изобретатель Клебанов обратился в патентное ведомство с заявкой, описывающей устройство ботинок-скороходов, которые бы позволили человеку шагать со скоростью 10 километров в час. Патентное ведомство потребовало предъявить на экспертизу рабочую модель указанного изобретения, на что Клебанов ответил отказом. В результате Клебанову в регистрации изобретения было отказано. Клебанов обжаловал действий госоргана в суд. Оцените перспективы обжалования.

8. ООО «Сириус» обратилось в суд с иском о защите исключительных прав на топологию интегральной микросхемы. Нарушение права истца, по его мнению, выразилось в использовании микросхем, созданных по указанной топологии, в производственном процессе АО «Завод «Электроника». В подтверждение права на топологию ООО представило свидетельство о регистрации топологии. АО указало, что приступило к использованию данных микросхем задолго до ООО, топология была разработана на основании договора заказа нынешним директором ООО для ЗАО, в связи с чем АО приобрело право преждепользования. Решите дело.

9. АО «Динамит» разработало единую технологию, включающую изобретение Петрова, полезную модель Попова, программу для ЭВМ, правообладателем которой является ООО «Синус», изобретение, правообладателем которого является само АО «Динамит», технические данные, содержащиеся в чертежах, размещенных на сайте ООО «Бриг», программу для ЭВМ, права на которую принадлежат ООО «Кнорус» на основании лицензионного договора с правообладателем. Разъясните, какие действия должно предпринять АО «Динамит» для практического применения данной единой технологии, не нарушающего исключительные права третьих лиц. Каким образом должны быть оформлены отношения с перечисленными правообладателями?

Примерные темы дискуссий

1. Проблема соотношения интеллектуальных и вещных прав

2. Охрана интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях

3. Интеллектуальные монополии

4. Средства защиты прав правообладателя

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. общие методические указания по организации студентом внеаудиторной самостоятельной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Общий объем дисциплины «Современные проблемы частного права и правоприменения» составляет 6 зачетных единиц. Следует иметь в виду, что студент самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по дисциплине, выполняет внеаудиторную работу по индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.

Освоение дисциплины необходимо начинать с изучения базовых руководящих документов, в качестве которых выступают Рабочая программа дисциплины и методические указания, содержащие, в своей совокупности, информацию об объеме и содержании дисциплины, требования к уровню освоения компетенций, формируемых дисциплиной, рекомендации по организации учебной работы, выполнению контрольных заданий, список рекомендуемой к изучению основной и дополнительной литературы, основные нормативные правовые акты, которые необходимо изучить для освоения содержания дисциплины.

Учитывая, что целью внеаудиторной самостоятельной работы студента является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по дисциплине в целом, то в структуру внеаудиторной самостоятельной работы студента входят:

- освоение теоретических аспектов частного права на основе изучения основной и дополнительной литературы;

- подготовка к практическим занятиям (изучение теоретических вопросов, подготовка к дискуссиям, обсуждению решений практических заданий (казусов);

- подготовка к контрольным работам (для студентов очной формы обучения);

- подготовка индивидуального научно-исследовательского проекта и подготовка к его защите (для студентов заочной формы обучения);

- подготовка к экзамену по дисциплине.

2. методические рекомендации организации работы с литературой

Для овладения теоретическими знаниями по дисциплине необходимо осуществлять изучение основной (обязательной) и дополнительной литературы по основным вопросам содержания дисциплины.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с литературой позволяют экономить время и повышают продуктивность освоения содержания дисциплины.

Основная цель работы с литературой – это извлечение из текста необходимой информации, способствующей формированию профессиональных компетенций, в силу чего, главным правилом работы с текстом является сознательное усвоение прочитанного, критическое осмысление его содержания, в ходе которого происходит постепенное глубокое осмысление теоретических положений частного права, выделение основных идей, системы аргументов, наиболее ярких примеров и т.д., кроме того, обязательным правилом является выяснение значения незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.

Работа с научной литературой должна быть направлена на решение следующих задач:

- информационно-поисковая – найти, выделить искомую информацию;

- усваивающая – осознать и запомнить, как сами сведения, излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений;

- аналитико-критическая – критическое осмысление материала на основе его анализа;

- творческая – формирование готовности к собственным рассуждениям.

Данный вид самостоятельной работы включает в себя две группы приемов: техническую, имеющая библиографическую направленность, и содержательную. Первая группа – уяснение потребностей в литературе; получение литературы; просмотр литературы на уровне общей, первичной оценки; анализ надежности публикаций как источника информации, их относимости и степени полезности. Вторая – подробное изучение и извлечение необходимой информации.

Для поиска необходимой литературы можно использовать следующие способы: поиск через систематический или электронный каталоги в библиотеке; использование сборников материалов конференций, симпозиумов, научно-практических семинаров; просмотр специальных юридических журналов; выявление материалов, размещенных в Интернет; обращение к электронным базам данных

Для целей экономии времени при осуществлении различных форм самостоятельной работы студента, рекомендуется при работе с литературой осуществлять конспектирование теоретического материала по основным вопросам дисциплины путем составления опорного конспекта. Конспектирование позволит сосредоточить внимание студента на ключевых проблемах теории частного права, подготовиться к практическим занятиям по дисциплине, а также облегчить повторение освоенного материала при подготовке к экзамену.

Конспектирование представляет собой краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Для составления опорного конспекта целесообразно придерживаться следующих этапов работы:

- подготовительная работа: составление списка литературы и нормативных правовых актов, внимательное чтение текстов, подлежащих конспектированию;

- составление глоссария: уточнение в справочной литературе непонятных слов и вынесением справочных данных в конспект;

- составление плана опорного конспекта: выделить в прочитанном главное, составить план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте;

- формулировка тезисов: тезис – это кратко сформулированное положение, для лучшего усвоения и запоминания материала следует записывать тезисы своими словами;

- доказывание тезисов: тезисы, выдвигаемые в конспекте, нужно доказывать, поэтому в конспекте нужно отразить основные доводы, доказывающие истинность рассматриваемого тезиса, в этой части следует делать ссылки на положения нормативных правовых актов национального и международного уровней, в том числе, в конспекте целесообразно приводить примеры.

Следует помнить, что главное в конспекте не объем, а содержание. В нем должны быть отражены основные принципиальные положения по каждому теоретическому вопросу дисциплины. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Не следует переписывать содержание учебной литературы, основные положения целесообразнее излагать кратко, своими словами, заботясь о стиле и выразительности написанного. Конспект не должен состоять из сплошного текста – особо важные места, яркие примеры выделяются подчеркиванием, оттенением, пометками на полях специальными знаками, чтобы можно было быстро найти нужное положение. Дополнительные материалы из других источников можно давать на полях, где записываются свои суждения, мысли, появившиеся уже после составления конспекта.

3. методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Основным содержанием практических занятий являются базовые и наиболее трудные для понимания и усвоения темы частного права. Спецификой данной формы ведения занятия является совместная работа преподавателя и студентов над решением стоящей задачи, а сам поиск верного ответа строится на основе чередования индивидуальной и коллективной деятельности, исключает официальное оценивание правильности или неверности выполненной студентами работы.

При подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется придерживаться следующей технологии:

- внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;

- найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, основной и дополнительной литературе;

- продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на опорный конспект, составленный в ходе освоения основной и дополнительной литературы;

- продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов.

 

При подготовке к практическим занятиям следует учитывать, что в рамках учебного процесса используются интерактивные образовательные технологии, под которым понимается специальная форма организации учебного процесса и познавательной деятельности студента, предполагающей совместную деятельность студентов, направленную на взаимодействие и обмен информацией друг с другом, совместное решение теоретических и практических проблем путем погружения в реальную атмосферу делового сотрудничества в процессе осуществления правового регулирования и формирования правоприменительной практики в соответствующей сфере.

Цель применения интерактивных образовательных технологий – усиление продуктивности процесса обучения за счет вовлечения в процесс познания всех студентов, в результате чего они чувствуют свою успешность и интеллектуальную состоятельность. При этом в ходе занятия активность смещается от преподавателя в сторону обучающихся, а основной задачей преподавателя становится создание условий для проявления активной инициативности студентов

Использование интерактивных образовательных технологий в процессе обучения позволяют студенту:

- приобрести опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

- обеспечить развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;

- освоить новый опыт профессионального взаимодействия с практиками в этой области;

- развить навыки общения и взаимодействия в малой группе;

- приобрести опыт гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации;

- принять нравственные норм и правила совместной деятельности;

- развить навыки анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

- обеспечить развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

- сформировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.

Общие принципы и алгоритм построения занятия с использование интерактивных образовательных технологий:

- в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все студенты учебной группы;

- необходимо обеспечить психологический комфорт участников образовательного процесса, в целях стимулирования их непосредственного включения в те или иные формы работы (в этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации);

- должно быть обеспечено четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента взаимодействия участников, в том числе, должна существовать установка, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

- доверительные, позитивные отношения между преподавателем и студентами;

- демократический стиль;

- сотрудничество в процессе общения преподавателя и студентов между собой;

- опора на личный опыт студентов, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности студентов;

- включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации студентов.

В ходе практических занятий по дисциплине «Современные проблемы частного права и правоприменения» используются следующие виды интерактивных образовательных технологий:

- дискуссия – форма коммуникации, метод решения спорных вопросов в процессе их обсуждения в целях достижения взаимоприемлемого решения;

- разбор конкретных ситуаций – это, как правило, четкое, отредактированное изложение случая из профессиональной практики, используемое в качестве учебной модели, или сформулированная в форме ситуации профессиональная задача, часто встречающаяся на практике, предполагающее четкое решение;

- работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия);

- проблемный семинар – один из методов обучения, проводящийся с целью углубленного рассмотрения того или иного вопроса, овладения определенной методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретению навыков исследовательского подхода к решению проблем;

- проектирование – этот метод позволяет мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу

 


3.1. Методические рекомендации по применению в ходе практического занятия интерактивной образовательной технологии «дискуссия»

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания.

Содержание метода: является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.

У каждого из участников дискуссии должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог дискуссии – не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

Цель: обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов, носящих в регулировании отношений в сфере частного права дискуссионный характер, с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

Задачи:

- достижение определенной степени согласия участников дискуссии относительно дискутируемого тезиса;

- формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их большинством;

- достижение убедительного обоснования содержания, не имеющего первоначальной ясности для всех участников дискуссии.

Методика осуществления

Организационный этап: тема дискуссии формулируется до ее начала. Для осуществления подготовки к участию в дискуссии учебная группа студентов делится на несколько малых групп, количество которых определяется числом обсуждаемых в процессе дискуссий позиций. Внутри группы должны быть определены роли: спикер (занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы), оппоненты (внимательно слушают предлагаемые позиции во время дискуссии и формулируют вопросы по предлагаемой информации), эксперты (формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп).

Подготовительный этап: каждая малая группа обсуждает позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение отведенного времени в целях формулирования групповой позиции по теме для дискуссии.

Основной этап – проведение дискуссии: в ходе проведения дискуссии последовательно заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой.

Для изложения позиции необходимо рекомендовать студентам ПОПС-формулу (российский вариант юридической технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР), суть которой заключается в том, что студент высказывает:

П позицию объясняет, в чем заключена его точка зрения «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»
О обоснование не просто объясняет свою позицию, но и доказывает «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…»
П пример при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами «Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»
С следствие делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы «В связи с этим (сохранением смертной казни), мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»

Таким образом, выступление студента занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений, тем самым минимизируется время, затрачиваемое для изложения позиции и, как следствие, обеспечивается возможность заслушать все позиции в течение ограниченного времени практического занятия.

После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении дискуссии формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по теме дискуссии.

Этап рефлексии – подведения итогов: эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным позициям своих малых групп, осуществляют сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиции, представленной своей малой группой во время дискуссии.

Преподаватель дает оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии и оценивает активность студентов в ходе дискуссии, выставляя им баллы согласно критериям оценивания, определенным Рабочей программой дисциплины.

3.2. Методические рекомендации по применению в ходе практического занятия интерактивной образовательной технологии «разбор конкретных ситуаций»

Разбор конкретных ситуаций – это четкое, отредактированное изложение случая из про­фессиональной практики, используемое в качестве учебной модели, или сформулированная в форме ситуации профессиональная задача, часто встречающаяся на практике, предполагающее четкое решение.

Содержание метода: анализ конкретной ситуации – это деятельное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее для оптимального и оперативного разрешения. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Предполагает использование кейс-метода – техники обучения, использующей описание реальных ситуаций (от англ. case - «случай»). Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». Для него характерна активизация студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.

Цель: научить студентов анализировать обстоятельства, сформированные в рамках конкретного частноправового отношения, выявлять пробелы в правовом регулировании и ключевые проблемы правоприменительной практики, выбирать альтернативные пути решения конкретной ситуации, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий участников частноправовых отношений.

Методика осуществления

Организационный этап: происходит формирование конкретной ситуации (кейса), которая должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям студентов, отражать реальный профессиональный сюжет (должно быть отражено «как есть», а не «как может быть»). Ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации, она должна быть по силам студентам, но в то же время не очень простой. При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы студенты не поддались желанию пассивно воспринимать информацию.

Подготовительный этап: кейсы могут быть розданы каждому студенту за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5-7 мин. в зависимости от сложности кейса.

Основной этап – решение кейса: решение кейса предполагает следующую последовательность:

- введение в изучаемую проблему – преподаватель осуществляет контроль знания студентами содержания кейса, студенты задают преподавателю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения;

- анализ ситуации – каждый из участников или группа представляют свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается);

- этап презентации – умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста;

- этап общей дискуссии – выявление достоинств и недостатков предложенных позиций и выработка единой позиции по вопросу;

- этап подведения итогов – преподаватель должен представить студентам верное решение кейса, обосновав предложенную им позицию.

Завершающий этап: преподаватель дает оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии и оценивает активность студентов в ходе дискуссии, выставляя им баллы согласно критериям оценивания, определенным Рабочей программой дисциплины.

 

3.3 Методические рекомендации по применению в ходе практического занятия интерактивной образовательной технологии «работа в малых группах»

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Содержание метода: работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждением полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности.

Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы).

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:

нужно убедиться, что студенты обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания;

инструкции должны быть максимально четкими (маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках);

надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Цель: сформулировать решение какой-либо задачи и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других, продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.

Методика осуществления

Организационный этап: подбор ситуационной задачи, не имеющей однозначного и односложного ответа или решения, являющейся практической и полезной для студентов (способствующей формированию профессиональных компетенций).

Подготовительный этап: студенты разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой группе назначается лидер (спикер, капитан). Выдаются карточки с заданием, и определяется время на его выполнение.

Выработка позиции: каждая из групп должна на основе анализа задания, представить вариант решения, выработанный всей группой.

Обсуждение: каждая из групп предлагает свое решение, отвечает на вопросы оппонентов, защищая свою позицию.

Завершающий этап: преподаватель дает оценочное суждение окончательно эффективности работы каждой группы. После этого оценивает активность студентов в ходе решения ситуационной задачи, выставляя им баллы согласно критериям оценивания, определенным Рабочей программой дисциплины.

 

3.4. Методические рекомендации по применению в ходе практического занятия интерактивной образовательной технологии «проблемный семинар»

Проблемный семинар – один из методов обучения, проводящийся с целью углубленного рассмотрения того или иного вопроса, овладения определенной методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретению навыков исследовательского подхода к решению проблем.

Содержание метода: проблемный семинар обязательно должен сопровождаться представлением слайдов, раздаточных материалов, подборкой актуальных статей. Проблемный семинар предполагает высокую активность участников и используется для совместного обсуждения поставленной проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Основное отличие проблемного семинара от проблемной лекции для студента: на семинаре от студента требуется не слушать, а говорить. Задача преподавателя – направлять дискуссию, задавать вопросы, предлагать разнообразные пути решения, способствовать оживленному и открытому обмену мнениями.

Цель: формирование профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, при выявлении максимального количества точек зрения на проблему в процессе дискуссии.

Методика осуществления

Организационный этап: студентам сообщается тема проблемного семинара за 2-3 недели до его проведения, также сообщаются цель и задачи проведения семинара, список рекомендуемой для подготовки дополнительной литературы.

Этап самостоятельной деятельности студента: включает в себя деятельность по подготовке к теме проблемного семинара:

- самостоятельная работа студентов по сбору информации;

- промежуточная консультация с преподавателем;

- подготовка к устному выступлению;

- подготовка презентации

Этап проведения: мозговой штурм, групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия, защита результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.129 с.)