Для проведения практического занятия. Методические указания для студентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для проведения практического занятия. Методические указания для студентов



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Для проведения практического занятия

 

по дисциплине «Внутренние болезни»

для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»

4 курс, лечебный факультет

очная форма получения высшего образования

 

Составители: Бабенкова Л.В.

 

Витебск, 2020 г.

ТЕМА 1: Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия

Цель занятия

1. Обучить студентов диагностике атеросклероза различных сосудов (аорты, церебральных сосудов, сосудов нижних конечностей, почек, кишечника), стенокардии.

2. Обучить студентов различным медикаментозным и немедикаментозным методам профилактики и лечения атеросклероза, стенокардии.

3. Обучить студентов принципам оказания неотложной помощи при приступе стенокардии, алгоритму реанимации в кардиологии.

 

Материальное оснащение и иллюстративный материал: таблицы (транспорт липидов в организме, классификация гиперлипидемий, классификация препаратов, используемых для лечения нарушений липидного обмена, классификация ИБС), ЭКГ, рентгенограммы, ангиограммы, томограммы, данные УЗИ сосудов, выписки из историй болезни, липидограммы, результаты биохимического исследования сыворотки крови, «слепые» тесты, ситуационные задачи, мультимедийная презентация по теме практического занятия.

 

Студент должен знать

1. Этиологию и патогенез атеросклероза.

2. Принцип формирование атеросклеротической бляшки.

3. Факторы риска развития атеросклероза.

4. Типы гиперлипидемий.

5. Клинические проявления атеросклероза в зависимости от его преимущественной локализации (аорта, сосуды сердца, мозг, конечности, почки, кишечник).

6. Методы выявления атеросклеротических бляшек.

7. Принципы лечения атеросклероза в зависимости от степени риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и типа гиперлипидемии.

8. Первичную и вторичную профилактику атеросклероза.

9. Показания к оперативному лечению атеросклероза, в том числе с использованием эндоваскулярных методик.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС).

1.Медико-социальное значение проблемы ИБС.

2. Этиологию и патогенез ИБС.

3. Роль стенозирующего атеросклероза коронарных артерий, вазоспастического фактора и тромбоза в развитии ИБС.

4. Клинические формы ишемической болезни сердца (классификация ВОЗ).

5. Инструментальные методы диагностики стенокардии.

6. Определение понятия «внезапная сердечная смерть».

7. Алгоритм реанимации в кардиологии.

8. Диагностические критерии атеросклеротического кардиосклероза.

9. Высокотехнологичные методы хирургического лечения ИБС.

Стенокардия.

1.Классификацию стенокардии.

2. Патогенез и характеристику болевого синдрома при стенокардии.

3. Функциональные классы стенокардии напряжения.

4. Диагностические критерии и клинические варианты нестабильной стенокардии.

5. Атипичные клинические проявления стенокардии.

6. Безболевую ишемию миокарда.

7.Дифференциальную диагностику стенокардии.

8. Принципы лечения стенокардии

9. Купирование приступа стенокардии.

10. Организационную и лечебную тактику при стабильной и нестабильной стенокардии, возможные исходы.

 

Студент должен уметь

1. Диагностировать проявления атеросклероза в зависимости от его преимущественной локализации (аорта, сосуды сердца, мозг, конечности, почки, кишечник).

2. Назначить лечение атеросклероза в зависимости от степени риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и типа гиперлипидемии.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС).

1. Поставить диагноз ИБС (стенокардия).

2. Провести сердечно-легочно-мозговую реанимацию.

3. Поставить диагноз атеросклеротического кардиосклероза.

Стенокардия.

1. Поставить диагноз клинических вариантов нестабильной стенокардии: впервые возникшей, прогрессирующей, спонтанной, ранней постинфарктной, после успешной операции аорто-коронарного шунтирования или баллонной ангиопластики.

2. Провести дифференциальную диагностику стенокардии.

3. Назначить лечение стенокардии.

4. Купировать приступ стенокардии.

5. Организовать лечебную тактику при стабильной и нестабильной стенокардии.

Ход занятия

1. Организационная часть (в том числе оценка исходного уровня подготовленности к практическому занятию) – 15 минут.

2. Семинарская часть – 120 минут.

3. Курация пациентов с ИБС, стенокардией: сбор жалоб и анамнеза заболевания; объективный осмотр; составление плана обследования; интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования; выставление диагноза; составление плана лечения – 60 минут.

4. Обход пациентов, клинический разбор, анализ историй болезни – 60 минут

5. Заключительная часть (в том числе оценка приобретенного на занятии уровня знаний по изученной теме) – 15 минут.

Контрольные вопросы для преподавателя и студентов

Атеросклероз.

1. Этиология и патогенез атеросклероза.

2. Формирование атеросклеротической бляшки.

3. Факторы риска развития атеросклероза.

4. Типы гиперлипидемий.

5. Клинические проявления и диагностика атеросклероза в зависимости от его преимущественной локализации (аорта, сосуды сердца, мозг, конечности, почки, кишечник).

6. Методы выявления атеросклеротических бляшек: коронарная ангиография, КТ, МРТ, мультиспиральная компьютерная томография.

7. Принципы лечения атеросклероза в зависимости от степени риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и типа гиперлипидемии: модификация образа жизни, гиполипидемическая диета, физическая нагрузка, лекарственные средства, нормализующие липидный обмен, статины.

8. Первичная и вторичная профилактика атеросклероза.

9. Показания к оперативному лечению атеросклероза, в том числе с использованием эндоваскулярных методик.

Стенокардия.

1.Классификация стенокардии.

2. Патогенез и характеристика болевого синдрома при стенокардии.

3. Функциональные классы стенокардии напряжения.

4. Диагностические критерии и клинические варианты нестабильной стенокардии: впервые возникшей, прогрессирующей, спонтанной, ранней постинфарктной, после успешной операции аорто-коронарного шунтирования или баллонной ангиопластики.

5. Атипичные клинические проявления стенокардии.

6. Безболевая ишемия миокарда.

7.Дифференциальная диагностика стенокардии.

8. Принципы лечения стенокардии: лекарственные средства, влияющие на симптомы и прогноз заболевания; группы антиангинальных лекарственных средств; лекарственные средства, улучшающие микроциркуляцию и метаболизм миокарда.

9. Купирование приступа стенокардии.

10. Организационная и лечебная тактика при стабильной и нестабильной стенокардии, возможные исходы.

11. Курация пациентов с хронической ИБС, стенокардией: сбор жалоб и анамнеза заболевания; объективный осмотр; составление плана обследования; интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования; выставление диагноза; составление плана лечения.

Список литературы

Основная:

1. Лекции по факультетской терапии в 2-х томах / Под ред. В.И. Козловского, Витебск, 2001.

2. Внутренние болезни: Учебник: в 2-х томах / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича (отв. ред.). – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – Т.1. – 600 с.: ил. – (Серия «XXI век»).

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1999. – 592 с.: ил. – (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

4. Болезни сердца и сосудов: Руководство для врачей (в четырех томах) /Под ред. Е.И.Чазова. - М., Медицина, 1992. - 425 с.

5. Кардиология в таблицах и схемах / Под ред. М. Фрида.-М.: Практика.- 1996.

Дополнительная:

1. Диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза (Приложение к журналу «Кардиоваскулярная терапия и профилактика»). – Москва, 2009. – 58 с.

2. Атеросклероз: диагностика, лечение, профилактика / Ю.И. Нестеров. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2007. – 254 с.   

3. Неотложная кардиология: Руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб.: Издательство «Невский проспект», 2007. – 514 с. 

4. Неотложная кардиологическая помощь на догоспитальном этапе: руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб, 2010. 

5. Кардиология. Национальное руководство: краткое издание / под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 848 с. 

6. Клиническая электрокардиография. Наглядный подход / А.Л. Голдбергер; пер. с англ. Ю.В. Фурменковой; под ред. А.В. Струтынского. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 328 с.: ил.  

7. Болезни сердца и сосудов (европейское руководство кардиологов) / Джон Кэмм, 2011. – 2294 с.  

8. Электрокардиография: Учебн. пособие / В.В. Мурашко, А.В. Струтынский. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 320 с.

9. Сердечно-легочная и церебральная реанимация / Л.В. Усенко, А.В. Царёв, Ю.Ю. Кобеляцкий. – Днепрпетровск, 2011. – 69 с. 

10. Клиническая электрокардиография / Суворов А.В. – Н. Новгород. Изд-во НМИ, 1993. – 124 с.: ил. 

11. Эффективность и безопасность лекарственной терапии при первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (рекомендации ВНОК), 2011. – 71 с.

12. Медицинские анализы: карманный справочник / М. Ингерлейб. – 115 с.

13. Национальные рекомендации: диагностика и лечение ОКС. – Мн., 2010. – 64 с.                                                 

14. Национальные рекомендации: диагностика и лечение стабильной стенокардии. – М., 2008. – 40 с.    

15. Приложение №3 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 274 от 19 мая 2005 г.

16. Гасилин В.С., Сидоренко Б.А. Стенокардия. – М.: Медицина. _ 2001. – 240 с.

17. Зудбинов Ю.И. Азбука ЭКГ и боли в сердце. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2003. – 240 с.

ТЕМА 2: Острый коронарный синдром. Инфаркт миокарда

Цель занятия

1. Обучить студентов диагностике и дифференциальной диагностике ОКС, инфаркта миокарда и его осложнений.

 

Материальное оснащение и иллюстративный материал: таблицы (классификация ИБС, классификация инфаркта миокарда, группы препаратов, используемых для лечения инфаркта миокарда, схемы лечения инфаркта миокарда), электрокардиограммы, результаты биохимического исследования сыворотки крови, выписки из историй болезни, «слепые» тесты, ситуационные задачи, мультимедийная презентация по теме практического занятия.

 

Студент должен знать

1.Определение, клинические проявления, диагностику, врачебную тактику при остром коронарном синдроме с/без подъема сегмента ST.

2.Дифференцированное лечение острого коронарного синдрома.

3. Методы реваскуляризации коронарных артерий.

4. Профилактику острого коронарного синдрома.

5. Факторы риска, патогенетические механизмы развития некроза миокарда, типичный и атипичные клинические варианты начала болезни, характеристику болевого синдрома, классы тяжести инфаркта миокарда, периоды инфаркта миокарда.

6.Лабораторные и инструментальные методы диагностики инфаркта миокарда: ЭКГ, эхокардиография (ЭхоКГ), сцинтиграфия, радионуклидная вентрикулография, коронарная ангиография).

7. Электрокардиографическую диагностику инфаркта миокарда: по глубине поражения, локализации, периодам.

8. Биохимические маркеры повреждения миокарда.

9. Дифференциальную диагностику инфаркта миокарда.

10. Осложнения инфаркта миокарда в остром и подостром периодах.

Студент должен уметь

1. Провести электрокардиографическую диагностику инфаркта миокарда: по глубине поражения, локализации, периодам.

2. Провести диагностику инфаркта миокарда по результатам биохимического исследования сыворотки крови.

3. Провести дифференциальную диагностику ОКС.

4. Назначить дифференцированное лечение ОКС.

Ход занятия

1. Организационная часть (в том числе оценка исходного уровня подготовленности к практическому занятию) – 15 минут.

2. Семинарская часть – 120 минут.

3. Курация пациентов  – 60 минут.

4. Обход пациентов, клинический разбор, анализ историй болезни – 60 минут

5. Заключительная часть (в том числе оценка приобретенного на занятии уровня знаний по изученной теме) – 15 минут.

 

Контрольные вопросы для преподавателя и студентов

Острый коронарный синдром.

1.Определение, клинические проявления, диагностику, врачебную тактику при остром коронарном синдроме с/без подъема сегмента ST.

2.Дифференцированное лечение острого коронарного синдрома.

3. Методы реваскуляризации коронарных артерий.

4. Профилактику острого коронарного синдрома.

Инфаркт миокарда

1. Факторы риска, патогенетические механизмы развития некроза миокарда, типичный и атипичные клинические варианты начала болезни, характеристика болевого синдрома, классы тяжести инфаркта миокарда, периоды инфаркта миокарда.

2.Лабораторные и инструментальные методы диагностики инфаркта миокарда: ЭКГ, эхокардиография (ЭхоКГ), сцинтиграфия, радионуклидная вентрикулография, коронарная ангиография).

3. Электрокардиографическая диагностика инфаркта миокарда: по глубине поражения, локализации, периодам.

4. Биохимические маркеры повреждения миокарда.

5. Дифференциальная диагностика инфаркта миокарда.

6. Осложнения инфаркта миокарда в остром и подостром периодах: кардиогенный шок, аритмии, острая левожелудочковая недостаточность, прогрессирующая хроническая сердечная недостаточность, острая и хроническая аневризма сердца, тампонада сердца, постинфарктный синдром и тромбэндокардит.

 

Список литературы

Основная:

1. Лекции по факультетской терапии в 2-х томах / Под ред. В.И. Козловского, Витебск, 2001.

2. Внутренние болезни: Учебник: в 2-х томах / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича (отв. ред.). – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – Т.1. – 600 с.: ил. – (Серия «XXI век»).

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1999. – 592 с.: ил. – (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

4. Болезни сердца и сосудов: Руководство для врачей (в четырех томах) /Под ред. Е.И.Чазова. - М., Медицина, 1992. - 425 с.

5. Кардиология в таблицах и схемах / Под ред. М. Фрида.-М.: Практика.- 1996.

Дополнительная:

1. Неотложная кардиология: Руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб.: Издательство «Невский проспект», 2007. – 514 с. 

2. Неотложная кардиологическая помощь на догоспитальном этапе: руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб, 2010. 

3. Кардиология. Национальное руководство: краткое издание / под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 848 с. 

4. Клиническая электрокардиография. Наглядный подход / А.Л. Голдбергер; пер. с англ. Ю.В. Фурменковой; под ред. А.В. Струтынского. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 328 с.: ил.  

5. Болезни сердца и сосудов (европейское руководство кардиологов) / Джон Кэмм, 2011. – 2294 с.  

6. Электрокардиография: Учебн. пособие / В.В. Мурашко, А.В. Струтынский. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 320 с.

7. Клиническая электрокардиография / Суворов А.В. – Н. Новгород. Изд-во НМИ, 1993. – 124 с.: ил. 

8. Эффективность и безопасность лекарственной терапии при первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (рекомендации ВНОК), 2011. – 71 с.

9. Медицинские анализы: карманный справочник / М. Ингерлейб. – 115 с.

10. Национальные рекомендации: диагностика и лечение ОКС. – Мн., 2010. – 64 с.                                                 

11. Приложение №3 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 274 от 19 мая 2005 г.

12. Зудбинов Ю.И. Азбука ЭКГ и боли в сердце. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2003. – 240 с.

ТЕМА 3: Инфаркт миокарда (продолжение)

Цель занятия

1. Обучить студентов лечению пациентов с неосложненным и осложненным течением инфаркта миокарда.

2. Обучить студентов диагностике и дифференциальной диагностике инфаркта миокарда.

 

Материальное оснащение и иллюстративный материал: таблицы (классификация ИБС, классификация инфаркта миокарда, динамика изменений лабораторных показателей в различные периоды инфаркта миокарда), электрокардиограммы, данные УЗИ сердца, выписки из историй болезни, «слепые» тесты, ситуационные задачи, мультимедийная презентация по теме практического занятия.

 

Студент должен знать

1. Принципы лечения острого инфаркта миокарда.

2. Показания и противопоказания к тромболизису.

3. Оказание медицинской помощи при инфаркте миокарда на догоспитальном этапе.

4. Неотложную медицинскую помощь при осложнениях инфаркта миокарда.

5. Особенности лечения в различные периоды инфаркта миокарда.

6. Показания к хирургическому лечению инфаркта миокарда.

7. Принципы физической и психической реабилитации пациентов после инфаркта миокарда.

8. Прогноз при инфаркте миокарда.

9. Первичную и вторичную профилактику инфаркта миокарда.

Студент должен уметь

1. Купировать болевой синдром при инфаркте миокарда.

2. Назначить и провести лечение по восстановлению коронарного кровотока и ограничение зоны ишемического повреждения.

3. Составить алгоритм оказания неотложной помощи при отеке легких (кардиальной астме), истинном, рефлекторном и аритмогенном кардиогенном шоке.

4. Провести необходимые лечебные мероприятия при инфаркте миокарда на догоспитальном этапе.

Ход занятия

1. Организационная часть (в том числе оценка исходного уровня подготовленности к практическому занятию) – 15 минут.

2. Семинарская часть – 120 минут.

3. Курация пациентов с инфарктом миокарда: сбор жалоб и анамнеза заболевания; объективный осмотр; составление плана обследования; интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования; выставление диагноза; составление плана лечения  – 60 минут.

4. Обход пациентов, клинический разбор, анализ историй болезни – 60 минут.

5. Заключительная часть (в том числе оценка приобретенного на занятии уровня знаний по изученной теме) – 15 минут.

Контрольные вопросы для преподавателя и студентов

1. Принципы лечения острого инфаркта миокарда: купирование болевого синдрома, реперфузия пораженной артерии, ограничение зоны ишемического повреждения, профилактика осложнений.

2. Показания и противопоказания к тромболизису.

3. Оказание медицинской помощи при инфаркте миокарда на догоспитальном этапе.

4. Неотложная медицинская помощь при осложнениях инфаркта миокарда.

5. Особенности лечения в различные периоды инфаркта миокарда.

6. Показания к хирургическому лечению инфаркта миокарда.

7. Принципы физической и психической реабилитации пациентов после инфаркта миокарда.

8. Прогноз при инфаркте миокарда.

9. Первичная и вторичная профилактика инфаркта миокарда.

10. Курация пациентов с инфарктом миокарда: сбор жалоб и анамнеза заболевания; объективный осмотр; составление плана обследования; интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования; выставление диагноза; составление плана лечения.

Список литературы

Основная:

1. Лекции по факультетской терапии в 2-х томах / Под ред. В.И. Козловского, Витебск, 2001.

2. Внутренние болезни: Учебник: в 2-х томах. / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича (отв. ред.). – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – Т.1. – 600 с.: ил. – (Серия «XXI век»).

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1999. – 592 с.: ил. – (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

4. Болезни сердца и сосудов: Руководство для врачей (в четырех томах) /Под ред. Е.И.Чазова. - М., Медицина, 1992. - 425 с.

5. Кардиология в таблицах и схемах /Под ред. М. Фрида.-М.: Практика.- 1996.

Дополнительная:

1. Альперт Д., Френсис Г. Лечение инфаркта миокарда (пер. с англ.). М., Практика, 1994.

2. Белоусов Ю.Б. Клиническая фармакология и фармакотерапия. – М. – 2010. – 430 с.

3. Мухин Н.А., Моисеев В.С. пропедевтика внутренних болезней: Учебник. - М.: «ГОЭТАР-Медиа». – 2004. – 768 с.

4. Неотложные состояния от А до Я: справочник практического врача.: Пер. с анг. (Под ред. А.Д.Верткина). – М.: 2003. – 352 с.

5. Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии. М.: Медицина. 1983, 1999.

6. Приложение №3 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 274 от 19 мая 2005 г.

7. Руда М.Я., Зыско А.П. Инфаркт миокарда. – М.: Медицина. – 1999.

8. Хэмптон Дж. Р. ЭКГ в практике врача. – М.: Мед. лит. – 2006. - 432 с.

9. Хэмптон Дж. Р. Атлас ЭКГ: 150 клинических ситуаций. – М.: Мед. лит. – 2007. - 320 с.

10. Неотложная кардиология: Руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб.: Издательство «Невский проспект», 2007. – 514 с.

11. Неотложная кардиологическая помощь на догоспитальном этапе: руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб, 2010. 

12. Кардиология. Национальное руководство: краткое издание / под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 848 с.  

13. Аритмии сердца. Терапевтические и хирургические аспекты / В.А. Люсов, Е.В. Колпаков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 400 с.   

14. Электрокардиография: Учебн. пособие / В.В. Мурашко, А.В. Струтынский. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 320 с. 

15. Сердечно-легочная и церебральная реанимация / Л.В. Усенко, А.В. Царёв, Ю.Ю. Кобеляцкий. – Днепрпетровск, 2011. – 69 с. 

16. Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний / под общ. ред. Е.И. Чазова, Ю.Н. Беленкова. – М.: Издательство «Литтерра», 2005. – 976 с.                                                                                                         

17.  Медицинские анализы: карманный справочник / М. Ингерлейб. – 115 с.

ТЕМА 4: Аритмии и блокады сердца

Цель занятия

1. Обучить студентов клинической и электрокардиографической диагностике аритмий.

2. Обучить студентов принципам лечения аритмий.

 

Материальное оснащение и иллюстративный материал: электрокардиограммы, выписки из историй болезни, «слепые» тесты, ситуационные задачи, мультимедийная презентация по теме практического занятия.

 

Студент должен знать

1. Факторы риска, электрофизиологические механизмы возникновения аритмий и блокад сердца.

2. Классификацию аритмий.

3. Основные методы диагностики аритмий и блокад сердца, суточное мониторирование ЭКГ.

4.Этиологию экстрасистолии, классификацию экстрасистол по Лауну, органические и функциональные экстрасистолы, клинические проявления, ЭКГ-диагностику экстрасистолий, антиаритмическую терапию, профилактику экстрасистолий.

5. Этиологию, патогенез, классификацию, нарушения гемодинамики, клиническую симптоматику фибрилляции и трепетания предсердий.

6. Медикаментозное лечение фибрилляции и трепетания предсердий.

7. Подготовку пациента к кардиоверсии.

8. Прогноз при фибрилляции и трепетании предсердий.

9. Клиническую картину пароксизмальных нарушений ритма, клиническую картину (особенности гемодинамики при приступе).

10. ЭКГ-диагностику пароксизмальной тахикардии. 

11. Различия между желудочковой и наджелудочковыми формами пароксизмальной тахикардии.

12. Синдромы предвозбуждения желудочков (синдром WPW, CLC).

13. Алгоритмы купирования приступа пароксизмальной тахикардии.

14. Показания к электроимпульсной терапии, чрескатетерной радиочастотной аблации источника аритмии.

15. Профилактику приступов пароксизмальной тахикардии.

16. Прогноз при пароксизмальных нарушениях сердечного ритма.

17. Этиологию, клинические проявления, ЭКГ-диагностику, алгоритмы реанимации при фибрилляции желудочков.

Студент должен уметь

1.Диагностировать клинически и электрокардиографически аритмии и блокады сердца.

2. Диагностировать клинически и электрокардиографически экстрасистолию.

3. Назначить лечение при экстрасистолии.

4. Диагностировать клинически и электрокардиографически фибрилляцию и трепетание предсердий.

5. Назначить медикаментозное лечение фибрилляции и трепетания предсердий.

6. Подготовить  пациента к кардиоверсии.

7. Диагностировать клинически и электрокардиографически пароксизмальную тахикардию. 

8. Дифференцировать желудочковые и наджелудочковые формы пароксизмальной тахикардии.

9. Диагностировать синдромы предвозбуждения желудочков (синдром WPW, CLC).

10. Купировать приступ пароксизмальной тахикардии.

11. Диагностировать фибрилляцию желудочков: проводить сердечно-легочно-мозговую реанимацию.

Ход занятия

1. Организационная часть (в том числе оценка исходного уровня подготовленности к практическому занятию) – 15 минут.

2. Семинарская часть – 120 минут.

3. Курация пациентов с фибрилляцией предсердий: сбор жалоб и анамнеза заболевания; объективный осмотр; составление плана обследования; интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования; выставление диагноза; составление плана лечения  – 60 минут.

4. Обход пациентов, клинический разбор, анализ историй болезни – 60 минут.

5. Заключительная часть (в том числе оценка приобретенного на занятии уровня знаний по изученной теме) – 15 минут.

Контрольные вопросы для преподавателя и студентов

Аритмии и блокады сердца.

1. Факторы риска, электрофизиологические механизмы возникновения аритмий и блокад сердца.

2. Классификация аритмий. 3. Основные методы диагностики аритмий и блокад сердца, суточное мониторирование ЭКГ.

3. Экстрасистолия: этиология, классификация по Лауну, органические и функциональные экстрасистолы, клинические проявления, ЭКГ-диагностика экстрасистолий, антиаритмическая терапия, профилактика экстрасистолий.

4. Фибрилляция и трепетание предсердий: этиология, патогенез, классификация, нарушения гемодинамики, клиническая симптоматика.

5. Медикаментозное лечение фибрилляции и трепетания предсердий: особенности лечения пароксизмальной и постоянной форм, шкалы риска тромбоэмболических осложнений и кровотечения, антитромбоцитарная и антикоагулянтная терапия.

6. Подготовка пациента к кардиоверсии.

7. Прогноз при фибрилляции и трепетании предсердий.

8. Пароксизмальные нарушения ритма, клиническая картина (особенности гемодинамики при приступе).

9. ЭКГ-диагностика пароксизмальной тахикардии. 

10. Различия между желудочковой и наджелудочковыми формами пароксизмальной тахикардии.

11. Синдромы предвозбуждения желудочков (синдром WPW, CLC).

12. Алгоритмы купирования приступа пароксизмальной тахикардии.

13. Показания к электроимпульсной терапии, чрескатетерной радиочастотной аблации источника аритмии.

14. Профилактика приступов пароксизмальной тахикардии.

15. Прогноз при пароксизмальных нарушениях сердечного ритма.

16. Фибрилляция желудочков: этиология, клинические проявления, ЭКГ-диагностика, алгоритмы реанимации, внезапная сердечная смерть (основные причины и профилактика).

Список литературы

Основная:

1. Лекции по факультетской терапии в 2-х томах / Под ред. В.И. Козловского, Витебск, 2001.

2. Внутренние болезни: Учебник: в 2-х томах. / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича (отв. ред.). – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – Т.1. – 600 с.: ил. – (Серия «XXI век»).

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1999. – 592 с.: ил. – (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

4. Болезни сердца и сосудов: Руководство для врачей (в четырех томах) /Под ред. Е.И.Чазова. - М., Медицина, 1992. - 425 с.

5. Кардиология в таблицах и схемах / Под ред. М. Фрида.-М.: Практика.- 1996.

Дополнительная:

1. Белоусов Ю.Б. Клиническая фармакология и фармакотерапия. – М. – 2010. – 430 с.

2. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. - М.: «ГОЭТАР-Медиа». – 2004. – 768 с.

3. Неотложные состояния от А до Я: справочник практического врача.: Пер. с анг. (Под ред. А.Д.Верткина). – М.: 2003. – 352 с.

4. Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии. М.: Медицина. 1983, 1999.

5. Приложение №3 к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 274 от 19 мая 2005 г.

6. Хэмптон Дж. Р. ЭКГ в практике врача. – М.: Мед. лит. – 2006. - 432 с.

7. Хэмптон Дж. Р. Атлас ЭКГ: 150 клинических ситуаций. – М.: Мед. лит. – 2007. - 320 с.

8. Неотложная кардиология: Руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб.: Издательство «Невский проспект», 2007. – 514 с.

9. Неотложная кардиологическая помощь на догоспитальном этапе: руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб, 2010. 

10. Кардиология. Национальное руководство: краткое издание / под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 848 с. 

11. Аритмии сердца. Терапевтические и хирургические аспекты / В.А. Люсов, Е.В. Колпаков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 400 с.   

12. Электрокардиография: Учебн. пособие / В.В. Мурашко, А.В. Струтынский. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 320 с. 

13. Сердечно-легочная и церебральная реанимация / Л.В. Усенко, А.В. Царёв, Ю.Ю. Кобеляцкий. – Днепрпетровск, 2011. – 69 с. 

14. Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний / под общ. ред. Е.И. Чазова, Ю.Н. Беленкова. – М.: Издательство «Литтерра», 2005. – 976 с.                                                                                                            

ТЕМА 5: Аритмии и блокады сердца (продолжение)

Цель занятия

1. Обучить студентов клинической и электрокардиографической диагностике атрио-вентрикулярных блокад сердца.

2. Обучить студентов клинической и электрокардиографической диагностике сино-аурикулярных блокад.

3. Обучить студентов электрокардиографической диагностике блокад ножек пучка Гиса.

4. Обучить студентов диагностики синдрома слабости синусового узла.

5. Обучить студентов основным принципам лечения нарушений проводимости сердца.

 

Материальное оснащение и иллюстративный материал: таблицы (классификация аритмий, классификация антиаритмических препаратов), электрокардиограммы, заключения холтеровского мониторирования ЭКГ, выписки из историй болезни, «слепые» тесты, ситуационные задачи, мультимедийная презентация по теме практического занятия.

 

Студент должен знать

1. ЭКГ-диагностику блокад сердца (синоаурикулярные, атриовентрикулярные и внутрижелудочковые).

2. Осложнения при блокадах сердца: синдром Морганьи-Адамса-Стокса, сердечная недостаточность.

3. Медикаментозное лечение блокад сердца, временная кардиостимуляция, имплантация электрокардиостимулятора.

4. Прогноз при блокадах сердца.

5. Синдром слабости синусового узла.

6. Показания для имплантации внутрисердечных устройств (кардиостимуляторы, ресинхронизирующие устройства, кардиовертеры-дефибрилляторы).

Студент должен уметь

1. Поставить диагноз атрио-вентрикулярной блокады с указанием пени и типа блокады.

2. Поставить диагноз сино-аурикулярной блокады (II и III ст.).

3. Поставить диагноз блокады ножек пучка Гиса (моно- и бифасцикулярной).

4. Поставить и обосновать диагноз синдрома слабости синусового узла.

5. Оказать неотложную помощь при аритмогенном синдроме Морганьи-Адамса Стокса.

Ход занятия

1. Организационная часть (в том числе оценка исходного уровня подготовленности к практическому занятию) – 15 минут.

2. Семинарская часть – 120 минут.

3. Курация пациентов с кардиомиопатией: сбор жалоб и анамнеза заболевания; объективный осмотр; составление плана обследования; интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов обследования; выставление диагноза; составление плана лечения – 60 минут.

4. Обход пациентов, клинический разбор, анализ историй болезни – 60 минут

5. Заключительная часть (в том числе оценка приобретенного на занятии уровня знаний по изученной теме) – 15 минут.

Контрольные вопросы для преподавателя и студентов

1. Блокады сердца (синоаурикулярные, атриовентрикулярные и внутрижелудочковые): этиология, патогенез, ЭКГ-диагностика.

2. Осложнения при блокадах сердца: синдром Морганьи-Адамса-Стокса, сердечная недостаточность.

3. Медикаментозное лечение блокад сердца, временная кардиостимуляция, имплантация электрокардиостимулятора.

4. Прогноз при блокадах сердца.

5. Синдром слабости синусового узла: классификация, диагностика, врачебная тактика.

6. Показания для имплантации внутрисердечных устройств (кардиостимуляторы, ресинхронизирующие устройства, кардиовертеры-дефибрилляторы).

 

Список литературы

Основная:

1. Лекции по факультетской терапии в 2-х томах / Под ред. В.И. Козловского, Витебск, 2001.

2. Внутренние болезни: Учебник: в 2-х томах. / Под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича (отв. ред.). – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – Т.1. – 600 с.: ил. – (Серия «XXI век»).

3. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1999. – 592 с.: ил. – (Учеб. лит. для студ. мед. вузов).

4. Болезни сердца и сосудов: Руководство для врачей (в четырех томах) /Под ред. Е.И.Чазова. - М., Медицина, 1992. - 425 с.

5. Кардиология в таблицах и схемах /Под ред. М. Фрида.-М.: Практика.- 1996.

Дополнительная:

1. Неотложная кардиология: Руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб.: Издательство «Невский проспект», 2007. – 514 с.     

2. Неотложная кардиологическая помощь на догоспитальном этапе: руководство для врачей / В.В. Руксин. – СПб, 2010. 

3. Холтеровское мониторирование ЭКГ: возможности, трудности, ошибки / Под ред. А.Л. Сыркина. – М.: ОО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 192 с.

4. Антиаритмические средства / под ред. Ю.М. Позднякова, А.В. Тарасова. – М.: «Издательство БИНОМ», 2009. – 200 с., ил. 

5. Кардиология. Национальное руководство: краткое издание / под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 848 с. 

6. Болезни сердца и сосудов (европейское руководство кардиологов) / Джон Кэмм, 2011. – 2294 с. 

7. Аритмии сердца. Терапевтические и хирургические аспекты / В.А. Люсов, Е.В. Колпаков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 400 с. 

8. Электрокардиография: Учебн. пособие / В.В. Мурашко, А.В. Струтынский. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 320 с. 

9. Неотложные состояния при нарушениях ритма сердца: учебно-методическое пособие / под ред. А.В.Суворова. – Н. Новгород: Издательство Нижегородской гос. медицинской академии, 2012. – 96 с., ил.    

10. Сердечно-легочная и церебральная реанимация / Л.В. Усенко, А.В. Царёв, Ю.Ю. Кобеляцкий. – Днепрпетровск, 2011. – 69 с.

11. Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний / под общ. ред. Е.И. Чазова, Ю.Н. Беленкова. – М.: Издательство «Литтерра», 2005. – 976 с.

12. Руководство по неишемической кардиологии / под ред. Н.А. Шостак. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 448 с. 

13. Клиническая электрокардиография / Суворов А.В. – Н. Новгород. Изд-во НМИ, 1993. – 124 с.: ил.     

14. Эффективность и безопасность лекарственной терапии при первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (рекомендации ВНОК), 2011. – 71 с.

15.  Медицинские анализы: карманный справочник / М. Ингерлейб. – 115 с.

16. Рекомендации по лечению больных с нарушениями ритма сердца (Презентация из 223 слайдов).  

 

 

ТЕМА 6: Миокардиты. Кардиомиопатии. Перикардит

Цель занятия

1. Обучить студентов диагностике и лечению миокардитов.

2. Обучить студенто



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.243 с.)