Первый способ - молитва и внимание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый способ - молитва и внимание.



“Однако и вы помогите мне, и прострите руку, оживляя вашими молитвами наш язык и разумным вниманием облегчая дело учения. Ведь и пророк требует не только «советника», но и «мудрого» слушателя (Ис.3:3)” - так Златоуст начинает свою очередную беседу.

Молитва и внимание слушателей для него не пустой звук, вот как он свидетельствует об опыте, который пережил: “Вчерашний день ради ваших молитв и вашего усердия благодать Божия укрепила наш слабый голос. Наученный этим опытом, что может сделать усердие и ревность по благо­честию, опять обращаюсь к вам за помощью, опять прошу о даровании ради вас той же благодати. Если Павел, избранный сосуд, имевший в себе глаголавшего Христа, управляемый Духом Святым, просил у слушателей поддержки молитвой, говоря: братие, молитесь о мне, «дабы мне дано было слово» (Еф.6:19), то насколько более мы, смиренные и ничтожные, должны просить вашего содействия, чтобы разреши­лись узы языка и отверзлось свободное слово, чтобы сама боже­ственная благодать охранила и голос от препятствий и даро­вала обилие мыслей, - не для того, чтобы только один проповедник получил пользу от божественных благ, а чтобы он черпал небесное сокровище вместе с вами ”.

И еще одна просьба от Златоуста: “Сегодня у нас речь не о незначительных, но о важных предметах. Поэтому мне нужны глаза, видящие все зорко, ум бдительный, рассудок внимательный, мысли упорядоченные, душа неусыпная и бодр­ственная”.

  Второй способ - предварительное чтение

Златоуст хорошо понимал, что готовность глубоко погрузиться в материал зависит от предварительной подготовки, поэтому он заранее сообщает, что нужно прочитать: “ Для этого я часто за несколько дней наперед говорю вам содержание того, о чем будет сказано, чтобы вы в эти промежуточные дни, взяв Библию, прочитав весь отдел ее и узнав, что уже сказано и что еще осталось, сделали свой ум более способным к слушанию того, о чем будет сказано после. Я всегда внушаю и не перестану внушать, чтобы вы не только здесь внимали тому, что говорится, но и дома постоянно занимались чтением божественных Писаний”. Важно отметить, что Златоуст о предварительном чтении Писаний перед беседой, а не толкований.

Для тех кто считал этот способ маловажным и приходил неподготовленным, святитель еще раз объяснял, что от выполнения его совета зависит понимание того, о чем сейчас говорится: ”А чтобы слово наше было удобопонятнее, просим и убеждаем вас (как делали мы это при изъяснении и других Писаний) наперед перечитывать тот отдел книги, который мы будем изъяснять; пусть уразумению предшествует чтение, как то было с евнухом; это доставит нам большое облегчение”.

  Третий способ - обратная связь

Интересно отметить, что Златоуст не считает себя непререкаемым авторитетом, толкования которого все должны слушать с открытым ртом, при внимательном чтении можно заметить как он довольно часто использует выражение “мне кажется”, кроме этого он дает аудитории возможность критически отнестись к его словам и возразить ему: “Если ты, по размышлении и обсуждении моих слов, признаешь их истинными, то соглашайся; если же не признаешь, возражай, и я приму возражение, так как оно даст мне лишь повод к большему оправданию моих слов”.

Более того он настолько доверяет пастве, что в какие - то моменты, оставляет на их усмотрение решать истинны ли его высказывания или нет: “Прошу, однако, вашу любовь вни­мательно относиться к высказываемым мыслям и судить, - и истинны ли они, хотя они и новы. Как общепризнанное не всегда истинно, так и новое - не всегда ложно; но всегда нужно исследовать, представляем, ли утверждаемое истину или ложь. Прошу, чтобы никто никак друг, по расположению, не прини­мал слов без исследования, никак враг не отвергал слова за то, что оно новое, но, чтобы всюду замечали, запечатлена ли речь достоинством истины ”.

  Четвертый способ - совместное (между участниками) разрешение недоуменных вопросов

Создается такое впечатление, что Златоуст пытается внедрить достаточно продуктивный метод работы в малых группах, когда участники внутри группы осуществляют совместный поиск ответов на недоуменные вопросы.

“Вот вы слышали довольно вопросов: рассмотрите и скажите причину: почему Евангелия (так называются)? Почему не пророчествами? Почему в Евангелиях есть правила деятельности? Если один будет недоумевать, то пусть подумает дру­гой, и свои (мысли) сообщайте друг другу. А мы затем замолчим” - говорит Златоуст, оставляя паству на некоторое время одних.

  И даже после окончания беседы взаимодействие между людьми не должно прекращаться: “ Каждый из вас, по выходе отсюда, вместе с ближним возобновляй в памяти то, что здесь сказано, и сообщая другому свое, принимай и от него, что тот припомнит. И таким образом собирая все и сохраняя в свежей памяти, уходите домой и там, каждый сам по себе, опять продумывайте эти божественные уроки” - так заканчивает очередную встречу святитель.

  Пятый способ - самостоятельный поиск

Постепенно открывая способы толкования Священного Писания, святитель Иоанн готовит свою паству к тому, чтобы каждый из них смог стать учителем для других: “ У нас не та цель, чтобы только сказать много; мы говорим для того, чтобы вы, постоянно сохраняя это в своем уме, не только сами знали содержащееся в божественном Писании, но и для других были учителями, могущими вразумлять их ”.

Самостоятельное размышление и поиск смысла начинается с выполнения домашнего задания: “ Итак, сегодня следовало бы присоединить решение и этого затруднения; но так как у нас слово стремится к другому, и мы желаем воспитывать вас так, чтобы не всё от нас учиться, но находить и самим кое-что, - оставляю это для вас, - ищите и найдите”. И в другом месте говорит: «Это, как я сказал, представляю тебе исследовать со всею точностью на досуге, а сам перейду к прочим пророкам… для меня довольно только предложить вопрос, а остальное предоставляю вам, чтобы хотя таким образом возбудить ум ваш”.

Понимая все сложности самостоятельного прочтения, Златоуст максимально старается облегчить задачу для своих учеников и дает им правильное направление поиска: “Если увидим, что искали, но не нашли, — тогда и сами протянем руку; а чтобы нахождение сделалось для вас легче, я уже скажу вам наперёд апостольские места, в которых особенно можно найти сокровище и решение этого затруднения, - именно, он (апостол) рассмотрел этот предмет и разрешил в посланиях к Римлянам, Галатам и Евреям. Те, которые трудо­любивы, в состоянии будут найти это решение, обратившись к посланиям, если в промежуточные эти дни вы не предади­тесь неуместным собраниям, ни глупой болтовне, но будете отыскивать сокровище с настойчивою заботою о сказанном. Оставив пока это нерешённым, приступим к следующему далее”.

Для того, чтобы ученики воспринимали такой способ научения естественным, святитель приводит примеры из мира живой природы: “Для чего же мы, предложив вопросы, не присовокупили решения их? Чтобы приучать вас - не все только разжеванную принимать пищу, но и самим (вам) изобретать решение мыслей, как это делают голубки. И они своих птенцов, доколе те остаются в гнезде, кормят из своего рта; когда же успеют вывесть их из гнезда, и увидят, что крылья у них выросли, то более уже не делают этого, но приносят зерно во рту и показывают (детям), и, как птенцы, выжидавшие (пищи), подойдут близко, матери, оставив пищу на земле, велят самим им подбирать ее. Так поступили и мы: взявши духовную пищу на уста, мы пригласили вас, как будто хотели представить вам, по обычаю, решение; а как вы пришли и надеялись получить, мы оставили (вас), чтобы вы сами подобрали мысли ”.

И, как всегда, в доказательство правильности своих суждений, Иоанн приводит пример из Священного Писания: “ Этим писатель (евангелист Лука) окан­чивает свое повествование и оставляет жаждущего слушателя, чтобы остальное он дополнил собственным умозаключением. Так делают и внешние (языческие) писатели, потому что зна­ние всего может располагать к лености и небрежности. Так и он делает, не говорит о последующем, считая это излиш­ним для тех, которые внимательно читают написанное и из сказанного научаются дополнять остальное

Если учитель всегда сам будет решать задачи за своих учеников, это приведет к лени и как следствие к отказу от собственного размышления: “Но для чего же евангелист в средней части родословия опустил трех царей, а в последней, поместив двенадцать родов, сказал, что их четырнадцать? Первое предоставляю собственному вашему исследованию, не почитая нужным решать для вас все, чтобы вы не обленились; о втором же скажем…”

И может быть, особенно трудолюбивые ученики, впоследствии смогут превзойти и своего учителя: “Все это сказано мною для объяснения, написанного о звезде; вы же сами, может быть, в состоянии сказать и более, - сказано ведь: “Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее” (Притч. 9:9)”

  Подводя итог

Каждому человеку, поставившему перед собой определенную цель, хочется увидеть плоды своих усилий. У святителя Иоанна Златоуста, как у пастыря, тоже была своя цель - научить и передать людям способы понимания Слова Божьего, и через это, открыть для них новый мир в котором человек и Бог узнают друг друга, мир, где Бог перестает быть отвлеченной абстракцией, мир, где начинает сиять Любовь, которую Христос принес на землю. Получилось ли у него это воплотить? Увидел ли он среди своих слушателей тех, для кого чтение Священного Писания стало потребностью жизни? Не переживал ли он тягостные моменты в своей жизни, когда все его труды казались ему напрасными? Мы этого никогда не узнаем.

 Но нам достоверно известно, что его слово, прозвучавшее более 1500 тысяч лет назад, звучит и по сей день и вдохновляет все новые поколения христиан к живому прочтению Божественного Слова.

 

 


[1] Исключением пожалуй является блаженный Августин написавший труд “Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия”, при этом автор не описал герменевтический подход во всей полноте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.008 с.)