Основные положения экзегезы иоанна златоуста, как пособие для проведения евангельского семинара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения экзегезы иоанна златоуста, как пособие для проведения евангельского семинара



В последние времена интерес к чтению Священного Писания неуклонно растет. В большом количестве, на приходах РПЦ, создаются группы по изучению Священного Писания. В открытом доступе, в сети Интернет, можно найти различные методические пособия по проведению библейских кружков. Иногда ведутся дискуссии о том, как правильно вести обсуждение и как не впасть в протестантизм, а строго придерживаться святоотеческой традиции. При этом, защитники святоотеческого подхода, не всегда внятно, доступно могут описать сам подход в его целостности. Это можно объяснить тем, что ни один святой отец не оставил нам полноценного описания экзегетических методов толкования Священного Писания[1].

Нам кажется, что этот пробел не случаен, невозможно дать исчерпывающую “инструкцию”, которой должен придерживаться читатель, при чтении священного текста. Встреча со Словом Божиим - это всегда тайна двух личностей и эта встреча всегда индивидуальна. Но тем не менее существуют определенные правила, которые помогают читателю не пройти мимо этой встречи.

В этой статье мы попытаемся, на основании трудов святителя Иоанна Златоуста, выделить основные принципы святоотеческого подхода при чтении Священного Писания.

  А в чем собственно проблема?

Христианин имеет уникальную возможность, в любое время на протяжении всей своей жизни, взять в руки Священное Писание и услышать Слово Божие. И слава Богу так многие делают, берут и читают. Но по истечении определенного времени человек начинает осознавать, что текст стал для него близким и до боли знакомым. Все события Священного Писания, он хорошо знает и понимает. Так может быть и не стоит больше тратить время на привычное чтение?

С этой проблемой в среде верующих людей еще в IV веке   столкнулся известный толкователь и любитель чтения Священного Писания Иоанн Златоуст. “Говорят: я на­учился, — и этого довольно с меня... всегда (читается) одно и то же - повторяет слова своей паствы святитель. И тут же восклицает: “если бы вы знали, что хотя бы человек прожил тысячи лет, и тогда (для него) здесь не было бы одно и то же — то вы не сказали бы этого”.

Те же кто продолжал читать, читали “ не все Писания, но, избирали то, что считали более ясным, на прочее не обращали никакого внимания, считая в нем нечто излишним и неважным”, и как следствие появлялась проблема поверхностного чтения и понимания.

Далее мы попытаемся собрать воедино мысли Иоанна Златоуста, разбросанные, как драгоценные жемчужины, по всем его творениям, и которые помогают найти способы преодоления данных проблем для того, чтобы научиться читателю всегда смотреть на текст “новыми глазами”.

С чего начать? Начнем с того, что говорит Златоуст о Слове Божием - Священном Писании.

Неисчерпаемый источник

Свою первую беседу на евангелие от Матфея святитель начинает достаточно неожиданно: “по-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем”. Далее он пишет, о том, что Бог беседовал с ветхозаветными праведниками Ноем, Авраамом, Моисеем и другими непосредственно и лишь позже из-за нечестия евреев появились письмена. И Христос, будучи с апостолами, не дал им ничего написанного, а обещал вместо писаний даровать им благодать Святого Духа. “Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном” - резюмирует святитель.

Действительно, появилась “нужда в наставлении письменном”, но как Богу донести свое вечное слово до человека? Самому написать все что Он хочет сказать? Казалось бы, что проще дать готовый текст и все, как например, по мнению мусульман сделал Аллах. Но в христианской святоотеческой мысли, Бог призывает человека к совместному деланию. Златоуст об этом пишет так: “Иоанн, побуждаемый Христом, приступил наконец к написанию Евангелия”, и не только он, но и все авторы Библии испытали на себе это побудительное действие Христа.

И как итог, все человечество теперь имеет Священное Писание (Слово Божие) написанное на человеческом языке.

О нем Златоуст пишет весьма поэтично: “приятен луг, приятен сад, но гораздо приятнее чтение божественных Писаний. Там – увядающие цветы, а здесь – цветущие мысли; там – дыхание зефира, а здесь – веяние Духа; там служит оградою терновник, а здесь охраняет промысел Божий; там – пение кузнечиков, а здесь – речи пророков; там – удовольствие от зрения, а здесь - польза от чтения; сад – в одном каком-то месте, а Писания – во вселенной; сад подчинен переменам времен года, а Писания и зимою и летом украшены листьями, обременены плодами...Как в земле влажной, где ни станешь копать, везде выбегают источники, так и в земле божественного Писания, где ни станешь раскапывать, везде станут вытекать многие реки”.

Образы источника, реки, моря Златоуст часто использует для того, чтобы убедить читателя не оставлять чтения: “Невозможно, никогда невозможно исчерпать смысл Писаний. Это — некоторый источник, не имеющий предела... и наши предки по своим силам черпали из этих потоков, и наши потомки будут делать тоже самое, и однако ж не будут в состоянии исчерпать все; напротив воды будут прибывать и потоки умножаться. Таково свойство потоков духовных: чем более будут черпать из них, тем более начнет прибывать и умножаться благодать духовная”.

С образами все понятно. Но вот читатель, в очередной раз, берет книгу, открывает и... ничего... Все тот же знакомый текст.

Чего не хватает?

Для Златоуста чтение Священного Писания “есть собеседование с Богом”, это всегда встреча с живой Личностью, с которой он вступает в беседу, а другая личность — это Тайна и в какой - то степени, знакомый всегда незнакомец, с которым не может быть скучно, это всегда открытая возможность встретить новый мир.

“Постоянно слушая чтение посланий блаженного Павла, я радуюсь, узнавая любезный мне голос, и мне почти кажется, будто он явился и присутствует предо мною, и я вижу, как он беседует” - пишет он.

 В своей беседе на слова пророков Исайи и Иеремии он прямо говорит, что “необходимо вступить в беседу с ним (Исайей)”,и подтверждает свои мысли, монашеской практикой: “После того, как кончится пение, один берет Исаию, и с ним беседует; другой беседует с апостолами; третий читает книги других писателей и любомудрствует“.

А там, где у читателя появляется искаженное понимание текста, святитель предлагает “побеседовать с самим Господом”.

По мнению Златоуста, потеря интереса к чтению Священного Писания, происходит именно из-за того, что “не хотят постоянно беседовать” с теми, кто является лирой Божественного Духа.

Может быть осознание того что перед тобой лежит не просто текст, а стоит Живая Личность, готовая вступить с тобой в диалог, и есть первый шаг на пути к собственному спасению?

А причем тут спасение?

 “Всякая священ­ная книга имеет целью наше спасение - скажет святитель в начале беседы на книгу Бытия.

Каждый православный христианин знает, что нас спасает Господь, Его Человеколюбие и Милосердие, открывают врата Царства Небесного для всех людей. Но сам человек тоже должен стать активным участником в деле собственного спасения. В святоотеческом богословии совместное делание Бога и человека называется синергией.

Бог призывает человека познать и осуществить Его Благую волю здесь на земле. Для человека это является сверхзадачей, которую решить в одиночку ему не под силу, но “невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18-21).

Так и “для уразумения содержащегося в божественном Писании” необходимо” откровение Духа, дабы мы, узнав истинный смысл написанного, могли получить оттуда великую пользу… и прилепиться к богоугодной добродетели” -утверждает святитель Иоанн.

Дух Святой открывает человеку смысл Божественных слов, но и сам человек должен приложить все усилия к поиску смысла. Как это видно на примере евнуха (Дн.8.27-40), который делал все от него зависящее, чтобы уразуметь смысл прочитанного. “Видишь усердие его души? Видишь великое его благоговение? Видишь, как достойно получил помощь свыше? Видишь, как он ничего не опустил, что следовало сделать ему самому. Можно и нам упражняться в чтении, чтобы, сделавши всё от нас зависящее, тотчас получить нам и руководителя. Видя наше расположение к духовному (знанию), Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум - наставляет Златоуст.

Где и как искать смысл?

Где находится смысл ответить не сложно, конечно же в словах, но к сожалению “все знают и во всяком возрасте постоянно поют слова псалмов, но смысла их не разумеют. Это не малого заслуживает осуждения – каждый день петь и устами произносить слова, а не стараться вникнуть в силу мыслей, заключающихся в словах … Я всегда увещевал вас, возлюбленные, и сегодня также прошу и советую обращать внимание не на одни буквы Писания, но вникать и в смысл их -настойчиво обращается Златоуст к своей пастве.

Смысл лежит не на поверхности, он “скрывается в глубине слов (Писания)... Но не устрашись, возлюбленный, слыша о глубине. Здесь не беспорядочное стремление воды, но благодать Духа; она освещает наш ум, помогает нам скорее найти искомое, и облегчает весь этот труд”.

Далее святитель предлагает не скользить по поверхности слов, а “раскопать малое поле и, проникнув в глубину, найти великое сокровище необходимого, нежели, изрыв по поверхности множество нив, трудиться без пользы, тщетно и напрасно”.

Для этого “много нужно нам, возлюбленные, попечения, много бодрствования, чтобы иметь возможность проникать в глубину божественных Писаний. Иначе, предаваясь сну, нельзя постигнуть смысла их; а нужно тщательное исследование, нужна кроме того и постоянная молитва, чтобы хотя немного прозреть в святилище слова Божия ”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.008 с.)