Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обращение к смежным видам искусства. 3) каким увидели героя художники–иллюстраторы (кукрыниксы
3) Каким увидели героя художники–иллюстраторы (Кукрыниксы, С.А. Коровин, Ф. Ярбусова, С. Бродский, Б. Кустодиев)? Какие качества его личности изобразили? Что в тексте повести могло натолкнуть художников на то или иное графическое решение? После просмотра фрагмента м/ф Ю. Норштейна (герой на улицах Петербурга; Акакий Акакиевич дома за работой) беседуем по вопросам: · Какое настроение сообщает зрителям режиссер? · С помощью каких приемов создается образ города? · Каким видит режиссер Акакия Акакиевича? · Как в пластике героя раскрывается его душа? Материалы для учителя Мультфильм начинается…Сырая петербургская зима. «Ветер дует со всех четырех сторон сразу». И в вихре этого снега спешат, подняв воротники своих шинелей, прохожие; торопятся и исчезают во мраке вечернего города. Словно какая-то неведомая сила подхватывает их и уносит вдаль, в неизвестность. В этом мире спешащих шинелей всех рангов и чинов рождается свой, и, наверно, совершенный мир букв, слов, строчек – без улиц, без домов и прохожих, без серости и суеты. Акакий Акакиевич быстро проходит по петербургским улицам, никого и ничего не замечая вокруг себя. «Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…». Вся реальность заключается у него в самоценной красоте буквы. «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве, если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что находится не на середине строки, а скорее на середине улицы». Акакий Акакиевич Башмачкин не просто рядовой служащий – он «вечный титулярный советник». Внешность его была ничем не примечательна: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…». С первого взгляда, действительно, может показаться, что гоголевский персонаж – «маленький, обижаемый всеми человек». Но это если смотреть на него со стороны. А если изнутри, то он человек внутренне предельно гармоничный, ему доступна абсолютная слиянность с тем, что он делает. И в этом своем мире он – настоящий художник. Он отдает себя без остатка общению с красотой переписываемых букв [Норштейн 1985: 88-98]. «Вряд ли где можно было найти человека, который бы так жил в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Так, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Режиссер Ю.Б. Норштейн создавал образ по-настоящему счастливого героя.
Сквозь экран пробуем вглядеться в атмосферу внутреннего мира Башмачкина и увидеть его лицо, глаза, мимику, жесты. Акакий Акакиевич дома за работой. Дом для него – единственное место, где можно жить своей жизнью. Он безучастно принимается за еду, и в фильме на это времени уйдет немного, потому что режиссер торопит минуты для главного: показать душевные движения героя во время переписывания. Он сидит за столом такой тоненький, маленький, слабенький и такой трогательный в своей скромности и беззащитности, словно ребенок. Автор м/ф вспоминает, как рождался образ Акакия Акакиевича: «Помню, как однажды, еще не имея своих детей, я взял на руки полугодовалого ребеночка. И вдруг увидел, как у него темечко пульсирует. Я так испугался – испарина выступила... Акакий Акакиевич – он весь из той вздрагивающей точки, из беззащитного темечка. Делая взрослого, но видя в нем дитя, мы тем самым как бы обозначаем его конструкцию… Сквозь взрослого человека просвечивает ребенок. Это дает энергию на всю протяженность фильма… В Акакие Акакиевиче есть что-то от Пушкина, академика Капицы, Сахарова, Шостаковича…Много лет не могу забыть глаза Д. Шостаковича, которые случайно увидел, - обращенные в себя, «плавающие», как у младенца. Глаза гения» [Норштейн 1994: 103]. (Можно ученику дать заранее задание поработать с воспоминаниями Норштейна.) «Незлобивый» Акакий (именно так переводится его имя с греческого) низко наклонился над листом бумаги и, чуть шевеля губами, начинает выводить аккуратно буквы. И тут герой преображается: он подергивает худенькими плечиками, щурит глазки и, открыв от удовольствия рот, извлекает из себя тоненьким, слабеньким голоском звуки и междометия.
« Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?». Для него каллиграфия – целый мир, «разнообразный и приятный», в «котором заключена его душа». Акакий Акакиевич кутает свои ножки в старенькое одеяльце – и видно, какое оно тоненькое, холодное. Герой сжался в комочек. Пригрелся. Заснул… Перед нами стол, чернильница, потом комната отплывает в сторону, в кадре оказывается окно, за которым несется снег, летят многочисленные частички северной зимы. Во всем городе холод, метель. На этом пленка обрывается… [Норштейн 1985]. Вопросы к м/ф: · Изменилось ли ваше отношение к герою после рассмотрения иллюстраций и просмотра фрагментов мультфильма? · Как описан Петербург в повести и как себя чувствует человек в нем? Материалы для учителя Петербург предстает в повести вечным зиянием, бездонной пучиной, в которой исчезает человек. Время в повести растягивается, не знает границ и пределов, как «ломающийся», «изгибающийся» мост в «Невском проспекте». Возникает на взгляд неискушенного читателя парадоксальная ситуация. С того момента, когда Башмачкин заказал себе новую шинель и до момента завершения работы Петровичем, прошло более шести месяцев («уже было морозно»; «в продолжение каждого месяца он, хотя один раз наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели»; «еще каких-нибудь два-три месяца небольшого голодания...»; «сукна купили очень хорошего – и немудрено, потому что об этом думали еще за полгода прежде и редкий месяц не заходили в лавки примеряться к ценам»; «Петрович возился с шинелью всего две-три недели…»). Когда шинель была готова, то по календарному времени должен был наступить июль, а в повести сказано: «уже начинались довольно крепкие морозы» [Маркович 19891, с. БОТЕСТЬД ПОВЕСТЬЮ «ШИНЕЛЬ»: Гоголи и Иванов]. Зимний холод в Петербурге ассоциируется со смертью не только физической, но и духовной. Здесь едва слышится возглас героя: «Зачем вы меня обижаете? Я брат ваш…» Город, возникший «из тьмы лесов, из топи блат», оказывается равнодушным к человеку. Да и сами люди, живущие в нем, с «холодной душой», больше заботятся о себе, о своем благосостоянии. Можно утверждать, что писатель подчеркивает дисгармоничность мира, одиночество человека в нем. Домашнее задание: Какие эпизоды показались реальными, а какие – фантастическими? На ВТОРОМ уроке осмысляем проблемный вопрос: В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина? Приемы и методы работы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.007 с.) |