Обращение к смежным видам искусства. 3)  каким увидели героя художники–иллюстраторы (кукрыниксы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращение к смежным видам искусства. 3)  каким увидели героя художники–иллюстраторы (кукрыниксы



3)  Каким увидели героя художники–иллюстраторы (Кукрыниксы, С.А. Коровин, Ф. Ярбусова, С. Бродский, Б. Кустодиев)? Какие качества его личности изобразили? Что в тексте повести могло натолкнуть художников на то или иное графическое решение?

После просмотра фрагмента м/ф Ю. Норштейна (герой на улицах Петербурга; Акакий Акакиевич дома за работой) беседуем по вопросам:

· Какое настроение сообщает зрителям режиссер?

· С помощью каких приемов создается образ города?

· Каким видит режиссер Акакия Акакиевича?

· Как в пластике героя раскрывается его душа?

Материалы для учителя

Мультфильм начинается…Сырая петербургская зима. «Ветер дует со всех четырех сторон сразу». И в вихре этого снега спешат, подняв воротники своих шинелей, прохожие; торопятся и исчезают во мраке вечернего города. Словно какая-то неведомая сила подхватывает их и уносит вдаль, в неизвестность. В этом мире спешащих шинелей всех рангов и чинов рождается свой, и, наверно, совершенный мир букв, слов, строчек – без улиц, без домов и прохожих, без серости и суеты. Акакий Акакиевич быстро проходит по петербургским улицам, никого и ничего не замечая вокруг себя. «Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…». Вся реальность заключается у него в самоценной красоте буквы. «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве, если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что находится не на середине строки, а скорее на середине улицы». Акакий Акакиевич Башмачкин не просто рядовой служащий – он «вечный титулярный советник». Внешность его была ничем не примечательна: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…». С первого взгляда, действительно, может показаться, что гоголевский персонаж – «маленький, обижаемый всеми человек». Но это если смотреть на него со стороны. А если изнутри, то он человек внутренне предельно гармоничный, ему доступна абсолютная слиянность с тем, что он делает. И в этом своем мире он – настоящий художник. Он отдает себя без остатка общению с красотой переписываемых букв [Норштейн 1985: 88-98]. «Вряд ли где можно было найти человека, который бы так жил в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Так, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Режиссер Ю.Б. Норштейн создавал образ по-настоящему счастливого героя.

Сквозь экран пробуем вглядеться в атмосферу внутреннего мира Башмачкина и увидеть его лицо, глаза, мимику, жесты.

Акакий Акакиевич дома за работой. Дом для него – единственное место, где можно жить своей жизнью. Он безучастно принимается за еду, и в фильме на это времени уйдет немного, потому что режиссер торопит минуты для главного: показать душевные движения героя во время переписывания. Он сидит за столом такой тоненький, маленький, слабенький и такой трогательный в своей скромности и беззащитности, словно ребенок.

Автор м/ф вспоминает, как рождался образ Акакия Акакиевича: «Помню, как однажды, еще не имея своих детей, я взял на руки полугодовалого ребеночка. И вдруг увидел, как у него темечко пульсирует. Я так испугался – испарина выступила... Акакий Акакиевич – он весь из той вздрагивающей точки, из беззащитного темечка. Делая взрослого, но видя в нем дитя, мы тем самым как бы обозначаем его конструкцию… Сквозь взрослого человека просвечивает ребенок. Это дает энергию на всю протяженность фильма… В Акакие Акакиевиче есть что-то от Пушкина, академика Капицы, Сахарова, Шостаковича…Много лет не могу забыть глаза Д. Шостаковича, которые случайно увидел, - обращенные в себя, «плавающие», как у младенца. Глаза гения» [Норштейн 1994: 103]. (Можно ученику дать заранее задание поработать с воспоминаниями Норштейна.)

«Незлобивый» Акакий (именно так переводится его имя с греческого) низко наклонился над листом бумаги и, чуть шевеля губами, начинает выводить аккуратно буквы. И тут герой преображается: он подергивает худенькими плечиками, щурит глазки и, открыв от удовольствия рот, извлекает из себя тоненьким, слабеньким голоском звуки и междометия.

« Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?». Для него каллиграфия – целый мир, «разнообразный и приятный», в «котором заключена его душа». Акакий Акакиевич кутает свои ножки в старенькое одеяльце – и видно, какое оно тоненькое, холодное. Герой сжался в комочек. Пригрелся. Заснул… Перед нами стол, чернильница, потом комната отплывает в сторону, в кадре оказывается окно, за которым несется снег, летят многочисленные частички северной зимы. Во всем городе холод, метель. На этом пленка обрывается… [Норштейн 1985].

Вопросы к м/ф:

· Изменилось ли ваше отношение к герою после рассмотрения иллюстраций и просмотра фрагментов мультфильма?

· Как описан Петербург в повести и как себя чувствует человек в нем?

Материалы для учителя

Петербург предстает в повести вечным зиянием, бездонной пучиной, в которой исчезает человек. Время в повести растягивается, не знает границ и пределов, как «ломающийся», «изгибающийся» мост в «Невском проспекте». Возникает на взгляд неискушенного читателя парадоксальная ситуация. С того момента, когда Башмачкин заказал себе новую шинель и до момента завершения работы Петровичем, прошло более шести месяцев («уже было морозно»; «в продолжение каждого месяца он, хотя один раз наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели»; «еще каких-нибудь два-три месяца небольшого голодания...»; «сукна купили очень хорошего – и немудрено, потому что об этом думали еще за полгода прежде и редкий месяц не заходили в лавки примеряться к ценам»; «Петрович возился с шинелью всего две-три недели…»). Когда шинель была готова, то по календарному времени должен был наступить июль, а в повести сказано: «уже начинались довольно крепкие морозы» [Маркович 19891, с. БОТЕСТЬД ПОВЕСТЬЮ «ШИНЕЛЬ»: Гоголи и Иванов]. Зимний холод в Петербурге ассоциируется со смертью не только физической, но и духовной. Здесь едва слышится возглас героя: «Зачем вы меня обижаете? Я брат ваш…» Город, возникший «из тьмы лесов, из топи блат», оказывается равнодушным к человеку. Да и сами люди, живущие в нем, с «холодной душой», больше заботятся о себе, о своем благосостоянии. Можно утверждать, что писатель подчеркивает дисгармоничность мира, одиночество человека в нем.

Домашнее задание: Какие эпизоды показались реальными, а какие – фантастическими?

На ВТОРОМ уроке осмысляем проблемный вопрос: В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина?

Приемы и методы работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.007 с.)