Работа с отрывком из фильма-мюзикла «моя прекрасная леди». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с отрывком из фильма-мюзикла «моя прекрасная леди».



Старшеклассникам предлагается посмотреть отрывок (4 минуты) из знаменитого фильма-мюзикла Джорджа Кьюкора «Моя прекрасная леди» 1964 года. Во время просмотра они наблюдают за игрой главной героини и осмысляют вопрос: какие черты характера Элизы раскрываются в этом эпизоде? (Она целеустремленна, с чувством собственного достоинства, очень естественна, по-детски наивна, доверчива и простодушна.)

3. Работа с эпиграфом.

Учитель: Обратимся к эпиграфу нашего урока («Нельзя подобрать живую девушку так, как подбирают камешек на берегу моря».)

– Как эта фраза характеризует Хиггинса и раскрывает проблематику пьесы?

Материалы к уроку. Хиггинс – ученый, профессор фонетики, в нем сидит дух иронии и непочтительности, он без уважения относится к представителям знатного общества, понимает его условность и фиктивность, мало заботится о внешних приличиях; в его доме, пожалуй, только научная картотека удостаивается внимания, а так весь порядок держится благодаря стараниям миссис Пирс. «Он принадлежит к энергическому типу людей науки, которые с живым и даже страстным интересом относятся ко всему, что может явиться предметом научного исследования, и вполне равнодушны к вещам, касающимся лично их или окружающих, в том числе к чужим чувствам»; человек, живущий сегодняшним днем. Решая превратить бедную девушку в герцогиню, он, конечно, не подумал о ее дальнейшей судьбе, не подумал о живой душе человека, которая оказалась в его власти. Она становится частью его научной игры, научного эксперимента. Он эксцентрик, одержимый фонетикой, но его эксперимент носит стихийный характер, и, следовательно, может привести к очень неожиданным и не всегда радостным результатам.

Опираясь на знание текста, содержание и анализ указанных действий, учащиеся среди проблем выделяют проблему взаимоотношения таланта и обывателей; проблему ответственности создателя за судьбу своих творений; проблему социального неравенства.

4. Беседа с элементами анализа.

1) Согласны ли вы с жизненной позицией профессора? (Школьники, с одной стороны, могут поддержать   профессора за его негативное отношение к сословным предрассудкам и социальному неравенству, с другой – осудить за стихийность и необдуманность действий по отношению к Элизе).

2) Почему Элиза согласилась принять участие в эксперименте? (Она хочет работать в большом цветочном магазине, куда ее не берут из-за безграмотной речи).

3) Какому языку учит Хиггинс Элизу и удается ли ей справиться со своей ролью (3 действие, сцена в квартире миссис Хиггинс)?

Материалы к уроку. Хиггинс учит Элизу говорить свободно, без грубых вульгаризмов лондонского «кокни» и без жеманно-претенциозной фразеологии аристократических салонов. Это язык, на котором говорят образованные, хорошо воспитанные люди. Элиза уже в состоянии соперничать со светскими дамами, но подводит отсутствие образования. Важно ведь не только думать о том, как произносить, но и что произносить. С этим у девушки пока большие проблемы. Сцена, изображающая появление Элизы в гостиной матери Хиггинса, комична. Шоу уравнивает здесь представительниц различных сословий: Элиза со светской изысканностью жестов и интонаций все же очень естественно рассказывает о трагической участи своей тетки, которую «укокошил» какой-то злодей, и дамы оказались не в состоянии заподозрить здесь мистификацию, более того, усмотрели в ее речи новый, модный стиль общения в эпоху «викторианской чопорности».

4. В заключение урока старшеклассники отвечают на проблемный вопрос:   Чем мотивировано желание Хиггинса превратить «цветочницу в герцогиню» и опасен ли такой эксперимент?

5. Домашнее задание. Дома учащиеся дочитывают пьесу, знакомятся с содержанием античного мифа о Пигмалионе и Галатее и обдумывают смысл финала.

 

На третьем уроке – «Бунт Галатеи» -сравниваются миф и пьеса, рассматриваются социальный и любовный конфликты произведения; раскрывается тема бедности как силы, сковывающей интеллектуальное развитие человека.

Оборудование: текст пьесы «Пигмалион», запись фильма-мюзикла «Моя прекрасная леди»1964 года, мультимедийное оборудование, репродукции картин на сюжет мифа о Пигмалионе и Галатее.

Эпиграфы: «Основой всякого творческого акта является пробуждение человека» (Б. Шоу), «Что теперь со мной будет»?

Ход урока.

1. Сопоставление мифа и текста. Беседа с элементами анализа

Итак, каким же образом миф воплощается в пьесе «Пигмалион»?

Материалы к уроку. В пьесе профессор фонетики Хиггинс выступает в роли создателя, скульптора, как и царь Пигмалион, а Элиза является его творением, произведением искусства, которая тоже, как и морская богиня, «оживает», раскрывая свои жизненные силы.

Учитель: В свое время многие живописцы обращались к этому мифу. Я предлагаю вашему вниманию несколько полотен: Луи-Жана Франсуа Лагрене (1781г.), Эдварда Берна Джонса (1870г.) и Эрнеста Нормана (1886г.). Посмотрите, сравните их и скажите, как относится Пигмалион к своему творению на каждом из полотен? Ответ обоснуйте. (Полотна показываются на проекторе.)

А теперь скажите, какая картина более близка к ситуации Хиггинса и Элизы Дулиттл. Аргументируйте свой ответ.

Учитель: Драматург перенес миф о Пигмалионе в обстановку современного Лондона. Сравним двух «создателей»: скульптора Пигмалиона и профессора Хиггинса.

– В чем их сходство? (Оба скептически относятся к женщинам, предпочитают браку холостую жизнь, свободную от страстей, к тому же оба «создателя» – творческие натуры.)

– А в чем их отличие? (Отличие заключается в характере персонажей и в их отношении к своим «созданиям». Хиггинс неуравновешенный, вспыльчивый, он относится к Элизе (по крайней мере, сначала) только как к предмету исследования, не более того; в то время как Пигмалион наделен более возвышенной душой, он не равнодушен к своей Галатее, для него важны ее чувства, именно поэтому он просит у Афродиты наделить статую не только плотью, но и душой. Также следует отметить, что Пигмалион изменил свое отношение к женщине и браку, а вот Хиггинс, судя по всему, не собирается этого делать, он остается верен своим принципам.)

– Почему взбунтовалась Элиза?

Материалы к уроку. Опыт Хиггинса приводит к самым блестящим результатам. Элиза Дулиттл, чья жизнь проходила в обстановке горя и нищеты, попав в хорошие жизненные условия, преображается. Хиггинс приводит ее в аристократическое общество, и она затмевает светских дам не только красотой, но и блеском своего ума. Пигмалион-Хиггинс, прикоснувшись своим резцом к этой Галатее, разбудил дремавшие в ней духовные и интеллектуальные силы, и его создание оказалось выше и лучше его самого. Однако ученый отнесся к своему эксперименту без должного внимания, игнорируя чувства другого человека. Если в процессе игры ему удается затронуть какой-нибудь нерв жизни, то это происходит чисто случайно. Когда настойчивые требования Элизы Дуллитл заставляют Хиггинса дать четкое определение своих позиций, он говорит: «Мир не был бы сотворен, если бы его творец думал, как бы не причинить кому-нибудь беспокойства… Я иду своим путем и делаю свое дело, и при этом мне в высокой степени наплевать на то, что может произойти с любым из нас». Люди нисколько не интересны ему, в том числе и Элиза с ее умом и красотой в мире, где нет места ни для того, ни для другого. Ни одна из форм жизни современного общества не способна вместить целиком раскрепощенную, гармонически развитую человеческую личность. Элиза взбунтовалась, так как не сможет вернуться в трущобы, не сможет стать предметом торговых отношений, не сможет быть зависимой от своего состоятельного мужа. Разве сумеет человек сохранить свою гармоническую душу, приспосабливаясь к противоестественным условиям окружающей среды? (Ученикам предлагается проанализировать сцену объяснения Элизы и Генри со слов: «Вы меня вытащили из грязи…» до конца 4 действия и в 5 действии со слов Хиггинса: «Я не вполне согласен с этим сравнением» до слов Элизы: «Эх, если б я тогда могла взяться опять за свою корзинку с цветами» и ответить на вопросы «Обоснованны ли упреки Элизы?».)

– Что мешало Элизе Дулиттл проявить свои таланты, когда она была простой цветочницей? (Окружающая обстановка горя и нищеты, общество, в котором она жила, где видела только жестокость, распущенность, отсутствие культуры, должного воспитания, заботы и любви.)

– Что отличает Элизу от ее папаши? (Ее независимость, твердость убеждений. Нищета, грязная работа, положение парии среди лондонских жителей, пьянство воспитали в отце Элизы своеобразный цинизм и равнодушие к людям. Лишенный внутреннего стержня, он вымогает у Хиггинса деньги в уплату за честь своей дочери, смиряется с буржуазной моралью и входит «в компанию буржуазной сволочи».)

Комментарий учителя: Народ, по мнению Шоу, необработанный, но ценный материал, драгоценный мрамор, в котором заложены возможности превращения в великолепное «произведение искусства». В людях из народа таится огромный запас скрытых творческих сил. Их сознание не развращено той ложью, которая проникла во все поры современного общества, но бедность тормозит духовное и интеллектуальное развитие.

2. Дискуссия на тему «Что отличает «цветочницу» от «герцогини»?»,которая актуализирует современное состояние проблемы.

Классу предлагаются три тезиса:

– «Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как с ней себя держат» (Элиза),

– «Поведение человека является определяющим для существа личности» (профессор Хиггинс),

– «Существенной принадлежностью знатной дамы является независимость, которую может гарантировать лишь доход» (миссис Хиггинс).

Каждый учащийся выбирает одну из точек зрения и доказывает ее, приводя необходимые аргументы.

3. Заключительный этап урока – обсуждение финала пьесы.

- Ожидаем ли финал пьесы? (Финал открытый. Самодовольный вид Хиггинса говорит якобы о том, что Элиза всё же вернется на Уимпол-стрит и, может быть, даже станет женой профессора, как того требует миф. В то же время, зная характер Шоу, можно предположить, что все будет в точности до наоборот, и автор специально изображает в конце довольного собой Хиггинса, чтобы сбить с толку неопытного читателя, ожидающего счастливой развязки. Для Шоу важно эпатировать зрителей, ошеломить их под занавес каким-нибудь неожиданным поворотом действия, разрушить их традиционные романтические представления.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.8.127 (0.012 с.)