Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обращение к смежным видам искусства
Демонстрируем и обсуждаем портрет А. Иванова – обобщенный образ мастера. Учитель рассказы-вает о дружбе Гоголя с Ивановым в Риме. Рассматриваем картину «Явление Мессии» и подготовительные этюды к ней («Голова прислушивающегося», «Голова Иоанна Крестителя», «Голова фарисея в чалме», «Портрет Гоголя (1841)). Фронтальная беседа по вопросам: 1) Что отличает портрет ростовщика от подлинного искусства? 2) Почему любые отношения с ростовщиком приносили несчастье людям? 3) Составьте рассказ от лица художника-богомаза о его работе над портретом ростовщика. 4) Почему «прозревшему» Чарткову не удалось восстановить свою личность, а автору таинственного портрета удалось преодолеть живописца «нестройной жизни»? 5) Рассмотрите картину А. Иванова и эскизы к ней. Какие чувства испытывают герои картины, увидев Христа? 6) Итоговый вопрос, завершающий анализ повести: В чем заключается, по мнению писателя, сила подлинного искусства? Творческое задание: Самостоятельная творческая работа учеников на тему «Сцена из «Портрета»: Несостоявшийся диалог Чарткова с ростовщиком» есть показатель успешной работы на уроках литературы. Задание 2. Прочитайте творческие работы школьников. Какие изменения произошли в читательском восприятии учащихся на этапе завершения изучения повести «Портрет».
Из работ учащихся:* Фрагмент 1. «Чартков сидел в комнате, все было спокойно, но вдруг он затрясся всем телом: глаза его встретились с неподвижно вперившимися на него глазами. Это был тот необыкновенный портрет, который он купил на Щукином дворе. Все время он был закрыт и вовсе вышел у него из мыслей. Теперь же, когда были вынесены все модные портреты и картины, наполнявшие мастерскую, он «выглянул» наверх вместе с прежними произведениями его молодости. Чартков смотрел на глаза этого старика, вспоминая всю свою историю, как вдруг старик пошевелился и уперся в раму руками. Через мгновение он уже сидел у самых ног похолодевшего художника. - Я вижу, ты разбогател на моих деньгах. Видно, они тебе пригодились. Золото помогло тебе подняться. Ты мне должен быть благодарен. Да? - О, нет! После того, как я нашел червонцы, все чувства мои и порывы обратились к золоту. Деньги сделались моей страстью, наслаждением, страхом, целью…
- Но ведь в этом виноват только ты. Ведь у тебя совсем не было денег, а я дал тебе их, и ты не умер от голода. Ты мог бы работать у себя в комнате, писать картины. Но ты захотел славы и богатства. - Я очень жалею об этом. - Послушай, как ты уже заметил, мой портрет не закончен. У тебя есть возможность завершить его и вернуть таким образом утраченный талант. Согласен? - Нет! Решительно, нет! Ты сущий дьявол, и я не могу дать распространиться злу. Я уже никогда не смогу рисовать, вкладывая в произведение душу, зная, каким образом ко мне вернулся талант. - Ведь ты умрешь в муках и терзаниях. - Пусть! После этих слов старик исчез. Чартков в ту же минуту велел вынести из комнаты этот дьявольский портрет».
Фрагмент 2. «Ночь. Ростовщик выходит из картины и начинает разговор с Чартковым. Ростовщик Несчастный! Дни свои влачишь в работе, Чего добился ты своим трудом? Ни славы, ни богатства, ни почета Не нажил на веку своем. Чартков Но я жил творчеством своим, Стараясь не сгубить таланта, Как скрипка грустная пленяет музыканта, Пленила живопись меня.
Ростовщик Чудак! Ужель ты думаешь, что в этом мире, Где деньги царствуют, искусство ценно? Подумай сам, ведь ты б не смог Отдать себя ему самозабвенно? Ужель не думал никогда о роскоши и благе, Не думал о своем существованье бренном, Ведь счастье в деньгах, А не в занятии любимым делом. Всю жизнь твою я в силах изменить.
Чартков (думает) Уже я думать начинаю, Что прав во всем мой друг нежданный. Кому нужно мое искусство, мое старанье, жизнь моя? Да и в карманах вечно пусто; Но такова ль судьба моя? Быть может подарить минуты счастья Мне, бедному, сей послан гость?
Ростовщик А ты задумался глубоко… Подумай… но в твои лета, Когда в крови играет младость, Когда вся жизнь должна быть в радость Творить шедевры для себя! Но жизнь вся впереди, А деньги – не проблема, Их для тебя могу найти.
Чартков Но что тебе отдать взамен? Мне нечего терять…
Ростовщик А все ж… ответь: Ты жаждешь денег? Хочешь славы? Блистать желаешь на балах? Купаться в роскоши? За это…
Чартков (не дослушав) О да! О да! За это все отдам
Фрагмент 3. «Комната Чарткова. Он в волнении рисует падшего ангела. Вдруг из-за ширмы появляется страшный человек – ростовщик, когда-то «подаривший» Чарткову 1000 червонцев. - Скажи мне, ростовщик, ведь то, что произошло со мной – твоя вина? - Нет, я не приношу людям несчастья, хотя нахожусь внутри человека, внутри его души. Я нужен лишь тем, кто не имеет стержня, лишен опоры. Ты же знаешь, что все беды человека от него самого. Разве ты не желал тайно славы? Не мечтал о достатке? Ты был прекрасным художником, но страсть, спешность победили талант, победили разумное начало. Ты получил деньги и в кого превратился? - Да, я с тобой согласен, но поздно осознал произошедшее со мной. Я погибаю, так как не могу жить больше, чувствуя, как низко пали мои художнические способности, как томится моя душа по совершенству, по гармонии. Чартков продолжал что-то говорить, но ростовщик его уже не слушал…»
Фрагмент 4. «Чартков лежит на смертном одре. Ростовщик появляется и обращается к художнику. - Я пришел посмотреть последние минуты твоей жизни. Мне они нравятся. - Я уже сполна поплатился за свой проступок. Ты отнял у меня самое дорогое – любовь к искусству. Зачем задерживаешь долее на этом свете? Отпусти! - Неужели ты думаешь, что во всем виноват я? Открой глаза и еще раз взгляни на свою жизнь! Ты предался соблазну, покусился на деньги. Ты сам себе все испортил. Легче всего найти виноватого в несчастьях, но мало кто принимает вину на себя. Все началось гораздо раньше, чем тебе приснился сон. Вспомни, как ты заглядывал в модные лавчонки, как бойко шла твоя кисть. У тебя не хватило силы воли противостоять самому себе. - Зачем ты являешься людям и портишь жизнь? - Я выявляю недостатки. Есть сильные люди, которые переживут все невзгоды, а есть слабые, которые предаются первому соблазну и остальную жизнь терпят лишения. Ты таков…» ЛИТЕРАТУРА к уроку Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1989. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.-Л., 1953-1959. Т. 1. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986. Вересаев В.В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. Харьков, 1990. Виролайнен М.Н. Ловушка Мефистофеля («Сцена из Фауста» А.С. Пушкина)// Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 117-118. Грудинина И. Два русских гения: Гоголь и Иванов // Нева. 1984. № 4. С. 172-175. Дилакторская О.Г. Художественный мир «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести. СПб., 1995. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л., 1981 Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников. М., 1955; Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. ЛИТЕРАТУРА по теме практического занятия Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Рус. яз. и лит." / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; ред. О. Ю. Богданова. М., 2007. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе. Киев, 1988. Зверс Т. В., Станчек Н.А. Вступительные занятия и организация чтения // Лекции по методике преподавания литературы. Л., 1975. Вып.1. Манжелеева С.И. Методика преподавания литературы. Конспекты лекций. М., 2005. С. 33-35 / http://www.biblioclub.ru Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания. М., 1965. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов./Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч. М., 1994.Ч. 1. С. 203-214. Острогорский В.П. Десять биографий замечательных русских писателей, 1899. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985.
ТЕМА 8.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.015 с.) |