Обращение к смежным видам искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращение к смежным видам искусства



Демонстрируем и обсуждаем портрет А. Иванова – обобщенный образ мастера. Учитель рассказы-вает о дружбе Гоголя с Ивановым в Риме. Рассматриваем картину «Явление Мессии» и подготовительные этюды к ней («Голова прислушивающегося», «Голова Иоанна Крестителя», «Голова фарисея в чалме», «Портрет Гоголя (1841)).

Фронтальная беседа по вопросам:

1) Что отличает портрет ростовщика от подлинного искусства?

2) Почему любые отношения с ростовщиком приносили несчастье людям?

3) Составьте рассказ от лица художника-богомаза о его работе над портретом ростовщика.

4) Почему «прозревшему» Чарткову не удалось восстановить свою личность, а автору таинственного портрета удалось преодолеть живописца «нестройной жизни»?

5) Рассмотрите картину А. Иванова и эскизы к ней. Какие чувства испытывают герои картины, увидев Христа?

6) Итоговый вопрос, завершающий анализ повести: В чем заключается, по мнению писателя, сила подлинного искусства?

Творческое задание:

Самостоятельная творческая работа учеников на тему «Сцена из «Портрета»: Несостоявшийся диалог Чарткова с ростовщиком» есть показатель успешной работы на уроках литературы.

Задание 2. Прочитайте творческие работы школьников. Какие изменения произошли в читательском восприятии учащихся на этапе завершения изучения повести «Портрет».

 

Из работ учащихся:*

Фрагмент 1.

«Чартков сидел в комнате, все было спокойно, но вдруг он затрясся всем телом: глаза его встретились с неподвижно вперившимися на него глазами. Это был тот необыкновенный портрет, который он купил на Щукином дворе. Все время он был закрыт и вовсе вышел у него из мыслей. Теперь же, когда были вынесены все модные портреты и картины, наполнявшие мастерскую, он «выглянул» наверх вместе с прежними произведениями его молодости. Чартков смотрел на глаза этого старика, вспоминая всю свою историю, как вдруг старик пошевелился и уперся в раму руками. Через мгновение он уже сидел у самых ног похолодевшего художника.

- Я вижу, ты разбогател на моих деньгах. Видно, они тебе пригодились. Золото помогло тебе подняться. Ты мне должен быть благодарен. Да?

- О, нет! После того, как я нашел червонцы, все чувства мои и порывы обратились к золоту. Деньги сделались моей страстью, наслаждением, страхом, целью…

- Но ведь в этом виноват только ты. Ведь у тебя совсем не было денег, а я дал тебе их, и ты не умер от голода. Ты мог бы работать у себя в комнате, писать картины. Но ты захотел славы и богатства.

- Я очень жалею об этом.

- Послушай, как ты уже заметил, мой портрет не закончен. У тебя есть возможность завершить его и вернуть таким образом утраченный талант. Согласен?

- Нет! Решительно, нет! Ты сущий дьявол, и я не могу дать распространиться злу. Я уже никогда не смогу рисовать, вкладывая в произведение душу, зная, каким образом ко мне вернулся талант.

- Ведь ты умрешь в муках и терзаниях.

- Пусть!

После этих слов старик исчез. Чартков в ту же минуту велел вынести из комнаты этот дьявольский портрет».

 

Фрагмент 2.

«Ночь. Ростовщик выходит из картины и начинает разговор с Чартковым.

Ростовщик

Несчастный! Дни свои влачишь в работе,

Чего добился ты своим трудом?

Ни славы, ни богатства, ни почета

Не нажил на веку своем.

Чартков

Но я жил творчеством своим,

Стараясь не сгубить таланта,

Как скрипка грустная пленяет музыканта,

Пленила живопись меня.

 

Ростовщик

Чудак! Ужель ты думаешь, что в этом мире,

Где деньги царствуют, искусство ценно?

Подумай сам, ведь ты б не смог

Отдать себя ему самозабвенно?

Ужель не думал никогда о роскоши и благе,

Не думал о своем существованье бренном,

Ведь счастье в деньгах,

А не в занятии любимым делом.

Всю жизнь твою я в силах изменить.

 

Чартков (думает)

Уже я думать начинаю,

Что прав во всем мой друг нежданный.

Кому нужно мое искусство, мое старанье, жизнь моя?

Да и в карманах вечно пусто;

Но такова ль судьба моя?

Быть может подарить минуты счастья

Мне, бедному, сей послан гость?

 

Ростовщик

А ты задумался глубоко…

Подумай… но в твои лета,

Когда в крови играет младость,

Когда вся жизнь должна быть в радость

Творить шедевры для себя!

Но жизнь вся впереди,

А деньги – не проблема,

Их для тебя могу найти.

 

Чартков

Но что тебе отдать взамен?

Мне нечего терять…

 

Ростовщик

А все ж… ответь:

Ты жаждешь денег? Хочешь славы?

Блистать желаешь на балах?

Купаться в роскоши? За это…

 

Чартков (не дослушав)

О да! О да! За это все отдам

 

Фрагмент 3.

«Комната Чарткова. Он в волнении рисует падшего ангела. Вдруг из-за ширмы появляется страшный человек – ростовщик, когда-то «подаривший» Чарткову 1000 червонцев.

- Скажи мне, ростовщик, ведь то, что произошло со мной – твоя вина?

- Нет, я не приношу людям несчастья, хотя нахожусь внутри человека, внутри его души. Я нужен лишь тем, кто не имеет стержня, лишен опоры. Ты же знаешь, что все беды человека от него самого. Разве ты не желал тайно славы? Не мечтал о достатке? Ты был прекрасным художником, но страсть, спешность победили талант, победили разумное начало. Ты получил деньги и в кого превратился?

- Да, я с тобой согласен, но поздно осознал произошедшее со мной. Я погибаю, так как не могу жить больше, чувствуя, как низко пали мои художнические способности, как томится моя душа по совершенству, по гармонии.

Чартков продолжал что-то говорить, но ростовщик его уже не слушал…»

 

Фрагмент 4.

«Чартков лежит на смертном одре. Ростовщик появляется и обращается к художнику.

- Я пришел посмотреть последние минуты твоей жизни. Мне они нравятся.

- Я уже сполна поплатился за свой проступок. Ты отнял у меня самое дорогое – любовь к искусству. Зачем задерживаешь долее на этом свете? Отпусти!

- Неужели ты думаешь, что во всем виноват я? Открой глаза и еще раз взгляни на свою жизнь! Ты предался соблазну, покусился на деньги. Ты сам себе все испортил. Легче всего найти виноватого в несчастьях, но мало кто принимает вину на себя. Все началось гораздо раньше, чем тебе приснился сон. Вспомни, как ты заглядывал в модные лавчонки, как бойко шла твоя кисть. У тебя не хватило силы воли противостоять самому себе.

- Зачем ты являешься людям и портишь жизнь?

- Я выявляю недостатки. Есть сильные люди, которые переживут все невзгоды, а есть слабые, которые предаются первому соблазну и остальную жизнь терпят лишения. Ты таков…»

ЛИТЕРАТУРА к уроку

Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1989.

Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.-Л., 1953-1959. Т. 1.

Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986.

Вересаев В.В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. Харьков, 1990.

Виролайнен М.Н. Ловушка Мефистофеля («Сцена из Фауста» А.С. Пушкина)// Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 117-118.

Грудинина И. Два русских гения: Гоголь и Иванов // Нева. 1984. № 4.  С. 172-175.

Дилакторская О.Г. Художественный мир «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя // Гоголь Н.В. Петербургские повести.  СПб., 1995.

Жирмунский В.М. Гете в русской литературе.  Л., 1981

Машковцев Н.Г. Гоголь в кругу художников.  М., 1955;

Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие.  М., 1988.

Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях.  М., 1993.

ЛИТЕРАТУРА по теме практического занятия

Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Рус. яз. и лит." / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; ред. О. Ю. Богданова. М., 2007.

Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе. Киев, 1988.

Зверс Т. В., Станчек Н.А. Вступительные занятия и организация чтения // Лекции по методике преподавания литературы. Л., 1975. Вып.1.

Манжелеева С.И. Методика преподавания литературы. Конспекты лекций. М., 2005. С. 33-35 / http://www.biblioclub.ru

Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания. М., 1965.

Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов./Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч. М., 1994.Ч. 1. С. 203-214.

Острогорский В.П. Десять биографий замечательных русских писателей, 1899.

Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985.

 

ТЕМА  8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.015 с.)