Комедия «Женитьба» на уроках литературы в 8 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комедия «Женитьба» на уроках литературы в 8 классе



 

К истории вопроса об изучении комедии в школе. Комедия «Женитьба» только начинает обретать своего читателя-школьника. Делались немногочисленные попытки включения текста в школьную программу (под редакцией В.Г. Маранцмана), но они оказывались безуспешными. Текст оказывался бледнее «вечного» «Ревизора». Время меняет читательские предпочтения. Ответы учеников на вопросы, выявляющие характер читательских предпочтений, свидетельствуют о непраздном интересе к комедии: «Мне больше понравилась комедия «Женитьба», потому что наиболее актуальна для современности». «…Ее герои для меня интересны, сюжет более волнующий, чем в «Ревизоре». «В «Женитьбе» автор описал проблемы, затрагивающие интересы современных людей». Школьники видят в произведении собственные этические проблемы, душевные волнения, что имеет научное объяснение. С точки зрения психологов, переход от детства к взрослости сопровождается драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, определяющие жизнь взрослого человека. Это пора мучительных сомнений в себе и своих возможностях, драматичных переживаний любви, дружбы, предательства, это поиски жизненных ориентиров.

Драма – трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Ведь всю психологическую разработку характера, душевные движения героев, часто выраженные только в поступках, ему приходится открывать самому» [Докусов 1975: 77], так как автор в драматическом произведении наиболее скрыт от глаз читателей и зрителей. Читатель не только анализирует текст, но и домысливает поступки, мимику, жесты и реплики персонажей, представляет внесценические эпизоды и так далее, чтобы уловить напряженность драматического конфликта, понять силу авторских переживаний. Нам кажется, в анализе комедии Н.В. Гоголя необходимо заострить внимание подростков на логике развития действия, системе взаимооценок героев, на динамике внутреннего действия. На данном этапе возможно постижение жанрового своеобразия комедии (природы комического конфликта) и знакомство учащихся с «внешним» и «внутренним» действием драматического произведения.

Читательское восприятие пьесы и родовые признаки драмы предполагают комплекс приемов и действий, позволяющих развиться возникшим при чтении чувствам, проникнуть в авторское сознание и обнаружить характерные для Гоголя способы оценки героев и ситуаций.

1. Современность поставленных автором проблем сегодняшними школьниками уже начинает осознаваться (о чем свидетельствуют ответы ребят на вопросы анкеты), однако историческая отдаленность произведения затрудняет развитие понятийной сферы восприятия. Сведения о жизненной основе драмы, о первых ее постановках, о реакциях зрительного зала помогут современному школьнику точнее представить характер эпохи, образы героев.

2.  Подросткам непросто понять характеры персонажей. Для многих они представляют лишь галерею социальных типов. Вызвать у учащихся зрительные образы героев пьесы, усилить эмоциональное впечатление поможет работа с иллюстрациями к комедии, фотографиями актеров, фрагментами из спектаклей. Сопоставление декораций к спектаклям, поставленным в разные годы на отечественных сценах, трактовок образов героев и придумывание собственных декораций усиливают работу творческого воображения, развивают ощущение ассоциативной природы художественной образности, позволяют сделать учащихся непосредственными зрителями театрального действия. Задача педагога - помочь ученикам обосновать сделанные ими «замечания для господ актеров» и аргументировать собственное решение сценической декорации. На этом этапе действия читателя приравниваются к действиям актеров, работающих над ролью.

3. В комедии взаимодействуют комическая и лирическая стихии. Создание режиссерских интерпретаций самого лирического эпизода в пьесе («объяснение в любви») поможет выйти за пределы узкого пространства отдельного явления и найти общую логику пьесы, прояснить отношение Гоголя к «герою времени».

4. Жанровая природа произведения открывается читателю не сразу. Работа над ремарками, речью персонажей выявит специфику жанра комедии.

Таким образом, ученики от непосредственного чтения произведения поднимаются на более высокие ступени в общении с искусством, проникая в творческую лабораторию актера, декоратора и режиссера. Таковы основные методические принципы в работе над текстом комедии.

Уроки построены по принципу проблемного обучения: от чтения произведения и сопоставления трактовок роли актерами различных времен до попыток самостоятельных режиссерских интерпретаций отдельных сцен комедии.

 

Система уроков



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.005 с.)