Специфическая официально-деловая лексика и фразеология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфическая официально-деловая лексика и фразеология.



Термины и профессионализмы. Это специальная лексика, связанная с той или иной сферой делопроизводства. С помощью терминов и профессионализмов достигается точность делового языка, не допускающая инотолкования. В качестве терминов используются:

1) общелитературные слова и выражения, имеющие отличающееся от общепринятого значение в связи с его широким использованием в сфере делопроизводства: дело, показать, задержание, сторона, срок, лицо, мера, произвести и т. п. Например: Накануне дня судебного заседания секретарь составляет список дел, назначенных к разбирательству (из студенческого отчета); На судебное заседание вызвать стороны... (постановление); Свидетель И. показал, ... (обвинительное заключение);

2) наименования лиц по их функции в официально-деловых отношениях: истец, ответчик, свидетель, квартиросъемщик, наниматель, потерпевший, третье лицо, представитель ответчика и т. п. Например: Истец, ответчик и третье лицо ознакомились с содержанием ст.ст. 34, 165, 293 ГПК РФ... (определение); Представитель ответчика Новокуйбышевского РОВД Р-а иск признала частично... (решение);

3) наименования документов: определение, доверенность, справка, постановление, протокол, рапорт, накладная, иск, свидетельство о рождении и т. п.;

4) обозначение обязательных элементов документа: повестка дня, постановили, решение, не возражаю, согласовано, в приказ и т.п.;

5) устойчивые обороты, обозначающие действия правоохранительных органов: приобщить к делу, обжалованию не подлежит, вступить в законную силу, передать в соответствующие инстанции, в установленном порядке и т. п. Например: Возбудить уголовное дело по ст.... УК РФ в отношении гр-на... (постановление); Заявления об отказе от иска приобщаются к делу (из студенческого отчета);

6) слова-канцеляризмы, т.е. такие лексические единицы, которые за пределами официально-делового стиля не используются: надлежащий, вышеуказанный, нижеподписавшиеся, поименованный, изложенный, принимая во внимание и др.;

7) архаическая и малочастотная лексика и фразеология общелитературного языка: глубокоуважаемый, господин, госпожа, имею честь сообщить, сего года.

Специальные языковые средства, характерные для деловых текстов.

Выражение благодарности:

Благодарим вас за + В.п.

Заранее признательны за + В.п.

Мы были бы вам очень признательны за + В.п.

Подтверждение получения:

Ваше письмо от (дата) получено нами

Сообщаем вам, что мы своевременно получили ваше письмо от (дата)

Настоящим подтверждаем получение + Р.п.

Мотивы создания документа:

В соответствии с ранее достигнутой договоренностью

В порядке оказания технической помощи

В соответствии с протоколом

В целях усиления охраны государственного имущества

Согласно постановлению правительства

В ответ на запрос от...

Цель создания документа:

В целях увеличения товарооборота

Во избежание конфликтных ситуаций

Во исполнение постановления Ученого совета университета

Для согласования спорных вопросов

С целью ознакомления с... просим выслать

Напоминание и предупреждение:

Напоминаем, что

Организация уведомляет вас о том, что

Считаем необходимым ещё раз напомнить о том, что

Взятые организацией обязательства утрачивают силу с...

Отказ:

К сожалению, удовлетворить вашу просьбу не представляется возможным.

Ваше предложение отклонено по следующим причинам

Ваше распоряжение не может быть выполнено в срок по следующим причинам

Распоряжение, приказ:

Назначить на должность

Обязать руководителей всех подразделений

Контроль за исполнением возложить на

Назначить расследование по факту

Изыскать дополнительные возможности для +сущ.

Утвердить данное + сущ.

Обеспечить + сущ.

Сообщение, уведомление:

Довожу до вашего сведения, что

Считаем необходимым поставить вас в известность о том, что

Ставим вас в известность о том, что

Нам приятно сообщить, что

С прискорбием сообщаем о том, что

Докладываю о + П.п.

Сообщаем вам, что

Примите уведомление о том, что

В современной деловой жизни присутствуют деловые письма, письма-напоминания, письма-уведомления, приглашения и тому подобные виды письменного общения. В некоторых случаях деловой этикет рекомендует передавать информацию только в письменном виде: например, приглашение на деловой прием, поздравление с юбилейной датой и др. Более того, в отдельных случаях это письменное сообщение может быть сделано обязательно от руки, например, выражение соболезнования никогда не печатается. Благодарность за поздравление (с повышением по службе, по случаю бракосочетания) тоже рекомендуется написать от руки.

Итак, минимальный перечень ситуаций в деловой жизни, которые принято сопровождать письменными сообщениями:

• поздравление (в связи с юбилейной датой, по случаю бракосочетания, получения нового служебного назначения, по случаю выигранного конкурса и т.п.); отметим, что с днем рождения письменно поздравляют только при наступлении круглой даты;

• соболезнования по соответствующему случаю (только от руки);

• выражение благодарности за прием (на следующий день), за подарок, за поздравления (лучше от руки);

•в других подобных случаях.

Подпись под деловым письмом всегда делается от руки; факсимиле в деловых письмах не допускается, так как свидетельствует о неуважении к адресату или об отсутствии к нему интереса.

Дадим теперь некоторые рекомендации по содержанию деловых писем.

Деловое письмо должно быть написано четко, фразы должны легко читаться, нежелательно большое количество причастных и деепричастных оборотов, недопустимы назывные предложения, риторические вопросы, метафоры и прочие средства выразительности речи. Рекомендуется традиционное, классическое (с точки зрения грамматики), построение фраз: подлежащее – сказуемое – обстоятельство места и т.п.; минимум прилагательных, почти полное отсутствие местоимений.

Если в письме затрагивается несколько вопросов, они по смыслу должны быть отделены одно от другого.

Стиль делового письма – официально-деловой.

Деловое письмо должно быть предельно коротким, в этом случае оно лучше воспринимается. Короткое, грамотное, логичное деловое письмо – знак уважения к адресату.

Грамматика, и орфография, и пунктуация, и лексика – всё должно быть безупречно.

Наиболее часто используются в деловой жизни следующие виды деловых писем:

Резюме и письмо с просьбой о приеме на работу. Эти две разновидности делового письма имеют общую цель – привлечь внимание адресата и пробудить у него желание принять Вас на работу или предварить это еще одним этапом – личной встречей (собеседованием). Разница в том, что письмо обращено к конкретному лицу, от которого зависит решение, и надо обращаться к нему, либо используя общепринятое обозначение должности: «Господин председатель», либо по фамилии: «Господин Кузнецов». Прежде, чем решить вопрос о том, какое обращение употребить в деловом письме с просьбой о приеме на работу, лучше всего позвонить в организацию и осведомиться у секретаря, какое обращение предпочитает человек, имеющий данную должность.

Основное содержание делового письма и резюме практически одинаковы:

1. Фамилия, имя и отчество полностью (не инициалы); в деловом письме с просьбой о найме имеет смысл указать прежде всего именно фамилию, имя и отчество, чтобы не заставлять того, кто читает обращенное к нему письмо, разыскивать подпись.

2. Образование: указываются все учебные заведения, которые автор резюме или письма окончил, в каком году, какой диплом получил, какая квалификация, специальность и специализация указаны в дипломе. Если автор резюме закончил не одно учебное заведение, следует перечислить все. Однако если автор не желает упоминать какое-либо учебное заведение, полагая, что этот факт ничего не прибавит к его деловому портрету, – он имеет на это полное право.

3. Настоящее место работы; здесь же целесообразно указать и другие места работы, где соискатель работал ранее, но можно прежнее место работы не указывать, хотя это сузит, ограничит характеристику автора резюме (письма).

4. Должность, на которую претендует соискатель; но это может быть не конкретная должность, а направление работы, которой хотел бы заниматься соискатель. Здесь уместно дать обоснование тому, почему именно эту должность или работу хочется иметь автору резюме (письма).

Самое логичное – указать на определенные деловые способности, наклонности, стажировки или временное исполнение обязанностей на желаемом должностном уровне, а, может быть, и собственные умозаключения соискателя о том, почему именно желаемая должность (направление работы) лучше всего раскроет его творческий потенциал. Составив черновик письма, перечитайте его, представив себя на месте адресата: хотели бы Вы, чтобы потенциальный сотрудник, автор письма (резюме), работал бы во вверенной или принадлежащей Вам организации? Если да, то письмо пора перепечатывать и отсылать, если нет – над его содержательной стороной надо еще поработать.

Деловой этикет.

Деловое общение – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. Общаясь в процессе делового сотрудничества со своими подчиненными, начальником и коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Эта сторона делового общения приобретает значение при следовании правилам этикета.

Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивают не только сходство слов, но и связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» – из греческого (ethika от ethos – привычка, нрав). Одно из значений слова etiquette – надпись.

Основную функцию или смысл этикета государственного служащего можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей до самых общих правил, этикет представляет собой приближенную к повседневной жизни систему.

Главное требование современного этикета – гармония внутренней и внешней культуры, когда красивые, совершенные формы внешнего поведения опираются на высокую нравственную культуру личности. Сплав внутренней и внешней культуры делает поведение естественным, органичным, привлекательным, непринужденным. Этикет – элемент внешнего поведения человека, основанного на внутренних качествах личности. Имеется в виду, что человек, следующий правилам этикета, должен отличаться порядочностью. Порядочный человек никому не грубит, не устраивает «сцен», не оскорбляет наглыми, презрительными взглядами не потому, что это было бы резко и неучтиво, а потому, что неразумно и несправедливо. Однако в каждом конкретном случае такая связь отнюдь не обязательна: этикетное поведение может заключать в себе безнравственный поступок (например, можно элегантно, в соответствии с правилами хорошего тона, оскорбить и унизить человека).

Контрольные вопросы

1. Какие особенности устной публичной речи Вы можете назвать?

2. Кто такой оратор?

3. Какими навыками и умениями должен обладать оратор?

4. Почему каждому оратору необходимо заниматься систематическим риторическим самообразованием?

5. Что подразумевается под владением техникой речи?

6. Какие принципы логико-композиционного построения ораторской речи Вы знаете?

7. Можно ли сравнить публичное выступление с музыкальным произведением?

8. Каким этическим нормам должен следовать оратор?

9. Какие приемы управления аудиторией Вам известны?

10. Какая форма общения как взаимодействия наиболее продуктивна – ориентация на контроль или ориентация на понимание?

11. Какой этап в общении принципиально важен и почему?

12. Каковы могут быть последствия несоблюдения делового этикета?

13. Какие функции выполняет деловая беседа?

14. В каких случаях уместны деловые дискуссии?

15. Что можно назвать переломным моментом при проведении совещания и переговоров? Аргументируйте позицию.

16. Почему устная речь не может отвечать требованиям, предъявляемым к языку деловых писем?

17. Какие общие требования предъявляются к оформлению делового письма?

18. Какие основные реквизиты входят в формуляр-образец служебного письма?

19. Какие требования предъявляются к бланку письма и к письменному тексту делового письма?

20. Охарактеризуйте особенности писем, относящихся к собственно деловой переписке: структура текста письма-просьбы, особенности логической схемы текста письма-ответа.

21. Из каких составных частей состоит текст сопроводительного письма.

22. В чем особенность языка коммерческих писем?

23. Что означают термины документ, оферта, рекламация, реквизиты?

24. Какое содержание вкладывается в понятие деловой этикет?

ПРАКТИКУМ

Задания для аудиторной работы

Задание 222. Прочитайте начало двух выступлений. Определите вид каждой речи. Допишите каждое выступление.

1. Новый год для студентов, особенно первокурсников, радостен уже потому, что несёт как дорогой подарок – сессию.

Ведь сессия – это соревнование между экзаменатором и экзаменующимся в том, кто, что, кому докажет. Иногда побеждает преподаватель, которому удается убедить сдающего, что он что-то знает и заслуживает положительной оценки. Но бывает и обратное: победителем оказывается студент, который успешно и аргументированно доказывает, что он мало знает и рад будет повторить приятную для обоих встречу. Замечу, деканат второй вариант не одобряет.

2. Кого из вас удивят такие сентенции: «К несчастью, мир теперь не таков, каким был прежде. Все хотят писать книги, и дети не слушаются родителей»? Уверена, все с этим согласны. Однако написано это на знаменитом «Папирусе Присса» шесть тысяч лет тому назад.

Вот пример «вечной» проблемы, проблемы «отцов и детей».

Помимо вечных проблем, каждая эпоха ставит перед человечеством проблемы специфические, характерные для данного времени.

Что же это за проблемы?

Задание 223. Определите, какая форма публичного выступления используется (доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа).

Отчёт Председателя Совета Министров о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; объяснение материала учителем на уроке; получасовое выступление учёного на научной конференции; десятиминутное выступление студента на научной конференции; выступление трёх учеников с подготовленными материалами (по 3 мин) в ходе объяснения учителя по теме урока; классный час с выступлением психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задаёт вопросы учащимся и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.

Задание 224. Прочитайте фрагмент выступления выдающегося ученого перед студентами. Ответьте на вопросы:

1. Какая это часть выступления?

2. Какой прием привлечения внимания аудитории использовал оратор в этой части своей речи?

С чего начинать молодому ученому, с каких задач?

Если начинающего альпиниста отправить сразу на покорение больших вершин, он наверняка свернет себе шею. Если же постоянно давать ему сверхумеренные задания, он настолько измельчает в своих навыках, что так никогда и не поднимется на сколько-нибудь значимую высоту. Здесь-то и проявляется искусство воспитателя, чувство и понимание меры тренировки, точного дозирования заданий – по трудности и качеству (Академик Г.И. Будкер).

Задание 225. Перечислите, какие вопросы (их должно быть не больше пяти) могут рассматриваться в вашем сообщении, если оно называется:

Что значит сейчас быть хорошим учителем?

Преимущества и недостатки использования материалов Интернета для написания рефератов.

Платное обучение – прогресс или регресс российского образования?

Каждому студенту – достойную стипендию!

Наш факультет – лучший в университете!

Задание 226. Прочитайте текст и впишите в таблицу пропущенные пункты плана.

Брось сигарету!

Принято говорить, что капля никотина убивает лошадь. Недаром издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем. Царь Михаил Федорович наказывал курильщиков плетьми и батогами. Сын же его, Алексей Михайлович, запретил курение законодательно.

Японские ученые установили, что экстракт смолы хвойных деревьев с добавкой 0,1% определённого органического соединения и витаминов вызывает отвращение к никотину.

Как сообщил в 1985 году журнал «Clinical Farmacology and Terapy», специалисты из Лос-Анджелеса обнаружили, что аналогичный эффект проявляет 3%-й раствор... самого никотина. Через полтора часа после нанесения малого количества такого раствора на кожу заядлых курильщиков концентрация никотина в крови возрастала более чем в полтора раза. Это, в свою очередь, притупляло желание выкурить очередную сигарету. Когда же её наконец закуривали, первые затяжки оказывали существенно более слабое действие, чем обычно. Прав был Парацельс: всё есть лекарство, и всё есть яд – всё дело в дозе! Учёные из Мичиганского университета (США) установили, что никотин содержат некоторые овощи, в частности картофель, томаты, баклажаны. Так, 1 г баклажанов содержит такое же количество никотина, какое получает некурящий, проведя 20 мин в прокуренной комнате (Воронков М.Г., Рулев А.Ю. О химии с улыбкой, или Основы пегниохимии. СПб., 1999. С. 49).

Назывной план Вопросный план Тезисный план

Цитатный план

1. Отношение к никотину как к яду 1. Как обычно относятся к никотину? 1.

1. …Издавна на Руси табак называли сатанинским или антихристовым зельем

2. Вещества, вызывающие отвращение к никотину 2. 2. 2.  
3. Присутствие никотина в привычных пищевых продуктах 3. Всегда ли никотин является ядом? 3. Никотин не всегда является ядом 3.  

Задание 227. Назовите основные этикетные формы поведения в деловом общении и соответствующие им языковые формулы. В следующем фрагменте делового письма укажите формулы речевого этикета.

Ректору Самарского
государственного

технического университета

проф. Самарину
Юрию Петровичу

Уважаемый Юрий Петрович!

По решению Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию 2–4 ноября 1994 г. на базе Волгоградского государственного университета проводится совещание «О расширении участия вузов России в международных программах Европы».

Мне доставляет удовольствие пригласить Вас принять участие в работе совещания. Прибытие участников конференции в Волгоград – 2 ноября, отъезд – 4 ноября 1994 г. О Вашем решении и сроках приезда в Волгоград прошу уведомить меня до 30 октября 1994 г.

С самыми добрыми пожеланиями     М.М. Загорулько

Задание 228. Определите по данным отрывкам стиль и отношения корреспондентов. Выделите основные этикетные формулы.

1.

Дорогие друзья, здравствуйте!

Письмо ваше получили, благодарим за него…

2.

Уважаемый И.П. Новиков!

26 декабря 2000 года в 18.00 состоится очередное собрание попечительского совета.

Сообщаем, что Ваше письмо от 31 августа с.г. получено.

3.

Уважаемые господа,

предлагаем Вашему вниманию новый каталог, включающий полный ассортимент выпускаемой нашей фирмой мебели.

4.

Уважаемые господа!

Мы еще раз внимательно изучили наши возможности и пришли к выводу, что в настоящее время предложенные вами условия оплаты для нас неприемлемы, поэтому, к сожалению, мы пока не можем принять ваши предложения.

В случае изменения обстоятельств надеемся вернуться к этому вопросу.

С уважением...

5.

Господа,

очень благодарны за Ваш запрос от 10 июня и высоко ценим возможность обеспечить нужды Вашей новой многообещающей организации.

Нам очень хотелось незамедлительно помочь Вам. Однако прежде необходимо лучше познакомиться с Вашей организацией. Нам будет легче сделать это, если представите копию документа о Вашем нынешнем финансовом положении.

Если будете так любезны и вышлете необходимую информацию, сделаем все возможное для того, чтобы Ваш запрос о кредите был вновь рассмотрен как можно быстрее.

Искренне ваши …

Задание 229. Впишите в таблицу клише, используемые в вводной части того или иного вида деловых писем.

Вид письма Типичная языковая формула
Письмо-запрос  
Письмо-предложение (оферта)  
Письмо-рекламация  
Письмо-ответ  

Задание 230. Определите, для какого вида делового письма типична та или иная языковая формула.

Вид письма Типичные языковые формулы, используемые в основной части письма
  Доводим до Вашего сведения… Мы вынуждены поставить Вас в известность, что… Направляем Вам рекламационный акт…
  Наша компания имеет честь предложить Вам… Мы с удовольствием предлагаем Вам…. ООО «Стройсервис» предлагает изготовление….
  …сообщаю Вам, что… …информируем Вас, что…
  Прошу предоставить информацию… Просим выслать…

Задание 231. Назовите наиболее употребительные этикетные формулы, используемые в заключительной части коммерческих и деловых писем.

Задание 232. Определите, какие рекомендации по составлению деловых писем принадлежат российским, а какие – иностранным специалистам.

Основная информация (ключевое слово) находится в конце предложения. Применяйте простые синтаксические конструкции, начинающиеся с ключевого слова.
Желателен сдержанный тон письма; требования к стилю: объективность, нейтральность. Желательна высокая эмоциональность.
Обращайтесь к людям так, как того требует деловой этикет. Обращайтесь к людям так, как они Вам представились.
В первую очередь необходимо ориентироваться на общепринятую форму составления письма. Письмо должно быть выдержано в тоне, принятом для деловой коммуникации. Важно учесть: а) особенности личности получателя; б) производимое впечатление (тон письма); в) шанс на прочтение (будет ли письмо прочитано в любом случае или сначала надо завоевать внимание получателя); г) ожидаемый эффект (должно ли письмо влиять на получателя или только информировать его).

Задание 233. Используя языковые конструкции официально-деловой речи, напишите:

1) заявление на получение социальной стипендии;

2) объяснительную записку на имя декана факультета;

3) деловое письмо от имени факультета с предложением принять участие в межвузовской студенческой научной конференции.

Задания для самостоятельной работы студентов

Задания для обязательной самостоятельной работы

Задание 234. Прочитайте текст выступления студента на семинаре. Отредактируйте текст: замените слова и выражения, не соответствующие ситуации, близкими по значению. Запишите свой вариант.

Слушайте внимательно. Рассказываю сегодня о пираньях. Пираньи жутко кровожадные зверюги. Живут в Амазонке и впадающих в неё речушках. Их ещё зовут «рыбы-волки». Пираньи чертовски опасны, потому как зубы у них как бритва. Стая этих малявок втри плевка может слопать здоровенного быка. Говорят, что 19 сентября 1981 года 300 граждан были в один присест сожраны пираньями, после того как набитое народом пассажирское судно потонуло у причала бразильского порта Обидос. Тамошние индейцы говорят, что «три пираньи это уже один здоровенный крокодилище».

Задание 235. Прочитайте фрагмент интервью на собеседовании при приёме на работу. Измените его так, чтобы у интервьюера сложилось благоприятное впечатление о претенденте на вакантную должность. Какие языковые средства вы использовали?

– Расскажите немного о себе.

– У меня очень простая жизнь, она вся как на ладони. Школу окончил, пошёл в армию. Из армии – в университет. Университет окончил – на завод инженером. Инженером поработал – опять в университет, в аспирантуру. Аспирантуру закончил – опять на завод начальником отдела. С завода – в совместное предприятие, опять инженером. Из инженеров – в начальники отдела. Теперь пришел в вашу фирму на собеседование. Всё!

– Но были же подробности?!

– Да были...

Задание 236. Составьте рассказ по одной из данных ниже ситуаций так, чтобы одна и та же ситуация воспринималась слушателем: а) положительно; б) отрицательно. Используйте слова с положительной или отрицательной оценкой.

1. Я взял(а) академический отпуск.

2. Меня приняли на работу в престижную фирму.

3. Я понял, что моя будущая специальность мне очень нравится (или не нравится).

4. В России работает всё больше иностранных компаний.

5. На улицах города очень много машин.

6. (Впишите свою тему).

Задание 237. Произнесите хвалебную речь России, построив свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.

Образец. Нам давно пора избавиться от комплекса национальной неполноценности. – У нас прекрасные ученые, которые...

У нас замечательные...

У нас прекрасные...

У нас великолепные...

Наши... лучше американских...

Мы великолепно умеем собираться в решительный момент...

Мы прекрасно умеем...

Да здравствует Россия!

Задание 238. Постройте своё выступление на эпифоре.

Сколько ещё времени мы будем у нас в стране слышать окрик чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?».

Что это за система, что мы должны на всё спрашивать разрешения у чиновника?

Надо тебе... – спроси разрешения у чиновника.

Хочешь... – спроси разрешения у чиновника.

Решил…–спроси разрешения у чиновника.

Захотел... – спроси разрешения у чиновника.

Ведь на всё это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать всё, что разрешено этими законами, автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашённый ещё М.С. Горбачевым: «Разрешено всё, что не запрещено»?

Задание 239. Напишите, что вы скажете, если вам придется:

а) от имени студенческого комитета попросить ветерана ВОВ выступить перед студентами;

б) от имени декана отказать студентам в просьбе предоставить клуб для проведения концерта;

в) на собрании студентов факультета не согласиться с датой проведения студенческой конференции, т.к. она совпадает с запланированной поездкой вашей группы в другой город;

г) от имени ректората поздравить победителей университетской олимпиады по математике.

Задание 240. Прочитайте слова А.С. Пушкина: «Остроумие и вкус воспитываются только в кругу лучшего общества: а многие ли из наших писателей имеют счастье принадлежать к нему?». Как Вы думаете, что имел в виду поэт, говоря о вкусе?

Задание 241. Прочитайте письмо и определите его вид (запрос, оферта, рекламация, ответ). Определите структурные части письма.

ОАО «Чайка» ул. Краснознаменская, д. 44, оф. 25 г. Волгоград, 400066 Тел. 106-16-36 Директору обувной фабрики «Скороход» г-ну Петрову В.В. Флотская, 26 г. Москва, 103257  

О посылке каталогов

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием отпускных цен.

Заранее благодарим.

Директор                                                   И.Е. Васильев

Задание 242. Напишите: а) письмо-запрос; б) письмо-оферту; в) письмо-рекламацию; г) письмо-ответ на рекламацию.

Задание 243. Изучите план резюме. Составьте свое резюме на перспективу, представив будущие образование и профессию.

1. Фамилия, имя, отчество……….

2. Возраст………..

3. Семейное положение…..

4. Почтовый и электронный адрес….

5. Цель поиска……

6. Образование (в обратном хронологическом порядке)….

7. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке)….

8. Качества Вашего характера, необходимые для работы, на которую Вы претендуете……

9. Дополнительные сведения о себе (владение компьютером на уровне пользователя или программирования, вождение автомобиля, знание иностранного языка).

10. Подпись…….

Дата……

Задание 244. Как вы начнёте и закончите свою речь, если вы: 1) защищаете свой курсовой проект; 2) выступаете с докладом на семинаре: а) по философии, б) по культурологии, в) по истории России; 3) обращаетесь к администрации вуза от имени профкома студентов с требованием: а) повысить стипендию, б) изменить расписание, в) изменить время начала занятий, г) понизить плату за обучение; 4) обращаетесь к коменданту общежития с просьбой: а) переселить в другую комнату, б) отремонтировать газовую плиту, в) попросить открыть душевую комнату, г) попросить решить вопрос с дежурством на вахте.

Задание 245. Одна из форм деловых документов – автобиография. Она пишется как связный текст.

Составьте автобиографию в форме, придерживаясь следующего примерного плана:

1. Наименование (заголовок) документа.

2. Фамилия, имя, отчество.

3. Дата рождения (число, месяц, год).

4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.).

5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются).

6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил).

7. Прохождение службы в армии (для военнообязанных).

8. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время).

9. Состав семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи).

10. Поощрения, награждения (если имеются).

11. Подпись (справа).

12. Дата (слева).

Задание 246. Составьте письма и оформите их в соответствии с установленными правилами.

а) сопроводительное письмо о факте отправки заданий для проведения 2 тура XVI Республиканской олимпиады школьников по русскому языку. Адресат – преподаватель кафедры;

б) письмо-просьба заведующей Центральной юношеской библиотекой с просьбой по возможности оказать помощь вашему факультету в укомплектовании институтской библиотеки методической литературой;

в) письмо-извещение о передаче книг Центральной юношеской библиотекой вашему факультету;

г) письмо-напоминание об истечении срока возврата книги в Центральную юношескую библиотеку;

д) письмо-благодарность заведующей Центральной юношеской библиотекой за помощь в укомплектовании факультетской библиотеки.

Проектно-поисковые задания

Задание 247. Подготовьте презентацию или эссе на одну из предложенных тем.

Примерные темы презентаций:

1. Этика и этикет деловых отношений как форма нравственной культуры общества.

2. Структура и функции этикета делового общения.

3. Особенности делового этикета в России.

4. Речевой имидж делового человека.

5. Этикет международных деловых отношений.

Примерные темы эссе:

1. Подготовка и проведение деловой беседы.

2. Телефонный этикет.

3. Деловой этикет в переписке.

4. Деловые приветствия и представления.

5. Основные приёмы гостеприимства.

Задание 248. Прочитайте автобиографии В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой и сравните их с биографиями, написанными разными исследователями их творчества.

Задание 249. Напишите реферат на тему «Особенности российской и зарубежной коммерческой корреспонденции».

ТЕСТЫ
для промежуточного контроля по модулю IV

Культура делового общения

Вариант I

1. Какая из перечисленных сторон речевого общения имеет характер восприятия друг друга?

а) перцептивная,

б) интерактивная,

в) коммуникативная.

2. Все виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение) входят в структурный компонент коммуникации (выберите правильный вариант):

а) знаковый,

б) текстовый,

в) процессуальный.

3. Формула «риторика – искусство убеждать» была одной из ведущих …

а) во времена древнегреческой античности,

б) в Средние века,

в) в эпоху Возрождения,

г) в XX веке.

4. Что является внешними обстоятельствами в ситуации общения?

а) мотив общения,

б) цель речевой коммуникации,

в) канал связи,

г) место и время общения.

5. Выберите правильный вариант ответа.

Зеркальные вопросы – это…..

а) вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»;

б) вопросы, нацеленные на проверку достоверности ответов;

в) вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника.

6. Каким видом рефлексивного слушания является фраза типа «По вашему мнению….»?

а) выяснение,

б) перефразирование,

в) отражение чувств,

г) резюмирование.

7. Выберите правильный вариант определения понятия «речевое поведение», в результате которого собеседник оценивает себя ниже, ценит себя меньше.

а) поддерживающий стиль,

б) неподдерживающий стиль,

в) рефлексивный.

8. Такие формы ответов, как выяснение, перефразирование, отражение чувств относятся к:

а) рефлексивному слушанию,

б) нерефлексивному слушанию,

в) эмпатическому слушанию.

9. Выберите правильный вариант ответа.

Речевое поведение, предписанное человеку его возрастным, половым, должностным положением, – это ….

а) социальная речь,

б) эгоцентральная речь,

в) эмотивная речь,

10. Обстановка, в которой происходит общение между участниками коммуникации, называется

а) речевой ситуацией,

б) речевым событием,

в) речевым взаимодействием,

г) речевой деятельностью.

Вариант II

1. Содержанием речевого общения является

а) речевая деятельность,

б) речевое поведение,

в) взаимопонимание.

2. Выберите неверный вариант ответа.

Вербальное поведение – это:

а) система высказываний,

б) система понятий,

в) система мнений,

3. Выберите понятие, не являющееся видом поведения:

а) вербальное,

б) реальное,

в) интуитивное.

4. Результатом речевой деятельности является:

а) мысль,

б) текст,

в) отношения.

Отметьте неверное.

5. Включение элементов диалога в монолог оратора именуется…

а) диалогизацией,

б) вопросно-ответным единством,

в) авторизацией,

г) приёмом провокации.

6. Какой компонент в структуре коммуникации включает язык и речь?

а) знаковый,

б) текстуальный,

в) процессуальный.

7. Что является внутренними обстоятельствами в ситуации речевого общения?

а) мотив и цель общения,

б) место и время общения,

в) канал связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.293 с.)