Как, сознательно владея голосом, произвести хорошее впечатление на телефонного собеседника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как, сознательно владея голосом, произвести хорошее впечатление на телефонного собеседника.



Говорить надо медленно, спокойно, достаточно громко и внятно, выделять голосом особо значимые слова, менять интонацию; сознательно менять силу голоса, не говорить монотонно; употреблять короткие предложения, в которых формулируйте только одну мысль; периодически делать паузы, давая возможность собеседнику «переварить» сказанное вами; говорить голосом зрелого человека, не манерничать; сидеть прямо, не напрягаясь, держаться спокойно; улыбаться во время разговора, тогда голос делается более приятным.

Совещание

Одним из организующих моментов делового совещания является правильно составленная повестка дня (перечень обсуждаемых вопросов). Это, как правило, документ, рассылаемый заранее участникам и содержащий следующую информацию:

· тема совещания;

· перечень обсуждаемых вопросов;

· время начала совещания;

· место, где оно будет проходить;

· фамилии и должности докладчиков, выступающих по основной информации людей и ответственных за подготовку вопросов.

Когда участники совещания заранее информированы о предмете обсуждения, тогда они могут не только предварительно ознакомиться с материалами, но и продумать конструктивные предложения по решению проблем. В тех случаях, когда люди не информированы, на совещаниях высказываются мнения, точки зрения, что провоцирует дискуссию и не способствует принятию эффективного решения. Целесообразно проводить деловые совещания в определенный день недели (за исключением внеплановых, экстренных заседаний), желательно в конце рабочего дня или во второй его половине.

Длительность совещания не должна превышать полутора-двух часов.

Руководителю делового совещания важно:

1. Начать его вовремя.

2. Сообщить о регламенте.

3. Согласовать правила работы, уточнить повестку дня.

4. Назначить ответственного за регламент и протокол.

5. Предупредить о «снятии» выступлений не по существу вопроса, например эмоциональные оценки людей и событий, мнения вместо конструктивных предложений, сообщение по поводу... и т. п..

6. Если используется критика, то требовать ее конструктивности: называть конкретные факты и их причины, не переходить на личность, а высказываться по поводу действий и ошибок, предлагать пути решения проблемы, устранения просчета, недостатка.

7. Вести совещание к намеченным целям, для этого обеспечить отдачу от каждого участника и придать конструктивный характер обсуждению в целом.

8. Не допускать затягивания выступлений, стимулируя конкретность, наличие содержательного анализа, реальных предложений, решений, идей.

9. Соблюдать корректность дискуссии.

10. Использовать разнообразные приемы для активизации внимания участников совещания.

11. Подводя итоги совещания, обобщить все сказанное, сформулировать выводы, определить задачи на будущее.

12. Завершить точно в назначенное время.

Пресс-конференция

Пресс-конференция – это встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью и т. п.) с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам. Инициаторами пресс-конференций обы­чно выступают органы власти, организации, но они могут проводиться и по инициативе самих журналистов, заинтересованных в профессиональных комментариях тех или иных событий. Таким образом, цель пресс-конференции – это представление точки зрения на некоторую общественно значимую проблему, а также поддержание имиджа и рекламирование деятельности.

Ответы на задаваемые вопросы могут носить предварительный характер, гипотетический. Одним из вариантов ответа может быть заявление, что в настоящее время у вас нет данных, чтобы ответить на вопрос, но вы в ближайшее время свяжетесь с репортером, задавшим этот вопрос, и ответите на него. Постарайтесь иметь ответ на любой случай. Продумайте все термины и их адекватную интерпретацию. Не используйте в ответах жаргонные слова и выражения, так как на пресс-конференции это недопустимо.

Пресс-конференцию рекомендуется проводить в специальном помещении: в комнате для встреч, заседаний, совещаний, но не в большом актовом зале, где все будут смотреть в спину друг другу либо разбредутся по всему огромному помещению, что создаст неудобства для коммуникации. Для выступающих должны быть подготовлены карточки с их именами и фамилиями, написанными так, чтобы можно было прочесть с самого дальнего ряда в зале. Специалисты рекомендуют проводить пресс-конференцию в течение не более 60 мин. Ее длительность должна быть объявлена заранее, чтобы журналисты знали, сколько у них будет времени для вопросов и как долго они будут заняты. Незадолго до завершения конференции следует дать знать аудитории об этом, объявив, что следующий вопрос будет последним.

Структура пресс-конференции:

· вводная часть (3–4 мин.);

· приветствие;

· объяснение целей пресс-конференции;

· программа;

· представление выступающих.

В рамках одной пресс-конференции должно быть не более двух выступающих с максимальной продолжительностью доклада или сообщения 10 мин. для каждого.

Правила проведения пресс-конференции:

· докладчик обычно зачитывает текст краткого заявления, в котором говорится о причинах проведения такого мероприятия;

· репортеров приглашают задавать вопросы докладчику (рядом находятся один или два эксперта, которые могут понадобиться ему для ответа на специальные вопросы);

· вопросы задаются по очереди;

· профессиональные стандарты предполагают, что репортеры будут придерживаться объявленной темы.

Ведущий пресс-конференции должен:

1. Не допускать преувеличений, называя вещи своими именами.

2. Проявлять уважение к своим конкурентам, политическим противникам, недоброжелателям.

3. Не стремиться убедить других в том, что успех – ваше личное достижение, помнить о своей команде и всех тех, кто работал на успех.

4. Избегать вступать в споры, а также давать односложные ответы типа «ДА», «НЕТ».

5. Не касаться тем, освещение которых в прессе для вас нежелательно.

6. Не проявлять пристрастия или неприязни к кому-либо из ваших гостей.

7. Стараться замедлять темп задаваемых вопросов, давая более обстоятельные ответы на некоторые из них.

8. Отказаться от втягивания в спор или дебаты.

Публичная речь

Публичная речь произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия путем убеждения и внушения. Она представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не предполагающий ответной словесной реакции. В зависимости от сферы коммуникации различают следующие виды публичной речи:

· академическое красноречие, к его жанрам относят лекцию, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;

· судебное красноречие, его жанры – прокурорская (или обвинительная) и адвокатская (или защитительная) речи;

· политическое красноречие, его жанры – речь на митинге, выступления (доклады) на съездах, собраниях, заседаниях;

· бытовое красноречие, его жанры – юбилейная речь, приветственное слово, поминальная речи, тост, речь на приёме;

· богословское красноречие, его жанры – проповедь, официальная церковная речь.

В зависимости от цели различают следующие виды публичных речей:

· развлекательную речь, цель которой – развлечь слушателя;

· информационную речь, в которой слушателю сообщают новые факты и теоретические положения, не требующие доказательства;

· воодушевляющую речь, которую определяют как речь с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя;

· убеждающую речь, целью которой является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса);

· агитационную речь, которая должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чём просит автор;

· протокольно-этикетную речь, цель которой соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет.

В зависимости от формы публичного выступления (речи) различают:

Доклад – развёрнутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, дают оценки разным подходам и точкам зрения. Научные и учебные доклады длятся 10–15 мин.

Сообщение – небольшое по времени (5–10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обычно делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую-нибудь большую проблему.

Выступление – краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки – 3–5 мин.

Лекция – связное, развёрнутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. В лекции обязательно надо выделить отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20–-30 мин до 1–1,5 ч (вузовская лекция).

Беседа – развёрнутый, подготовленный диалог со слушателями. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

Основные требования к публичному выступлению.

1. Решительное начало выступления. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнёте. Первая фраза должна быть чёткой и понятной для слушателей. Её необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Сдержанная эмоциональность. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Но предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, чем самому говорить слишком эмоционально.

3. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию.

4. Диалогичность. Оратор не обязан всё время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать её ответы, реагировать на её поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.

5. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, что придаёт выступлению характер непринуждённой беседы. Разговорность ораторского выступления повышает доверие к оратору, а, значит, и к содержанию его речи.

6. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Для этого необходимо смотреть на аудиторию во время выступления, вносить изменения в своё выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог.

7. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причём желательно не менее двух-трёх раз в ходе выступления.

8. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория поняла, что это завершение выступления.

Подготовка к публичной речи.

Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является твор­ческой работой, доставляющей ее автору радость и импро­визационный азарт. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи:

· инвенция, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

· диспозиция, или «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

· элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.

· меморио, запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.

Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. При выборе темы для речи необходимо:

1. Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слушателя. Самая трудная аудитория для побуждающих речей – это индифферентная аудитория. Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, задевающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора. Это зависит, в свою очередь, от того, способен ли выступающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о срочных, полезных и желательных действиях.

2. Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудитории, но и ее особенности. Например: какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сделали то, о чем их просят?

3. Пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей и их убеждения.

Для эффективного выступления с речью недостаточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи.

Подготовка к выступлению предполагает серьезные предварительные размышления над его композицией.

Оратор должен сформулировать тему, определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы, продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления, выделить рему, поддерживающую обоснование темы, сверить тезисы и аргументы, выбрать ораторские приемы, способные украсить выступление. При этом на вступление и заключение отводится по 10% регламента.

Подготовке публичного выступления обязательно предшествует написание плана. Существует несколько видов планов выступления: предварительный; рабочий (после того, как изучена необходимая литература, собран фактический материал); основной.

Важную роль в восприятии речи играет ее композиция. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом: принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей; принцип усиления значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления; принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.

Публичная речь обязательно должна иметь вступление – своеобразную прелюдию, цель которой состоит в том, чтобы привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении можно использовать цитату.

Не следует начинать выступление непосредственно с существа вопроса, потому что аудитории требуется несколько минут, чтобы привыкнуть, приспособиться к внешности выступающего, тембру его голоса, манере поведения. Именно по этой причине опытные ораторы тратят первые несколько минут на то, чтобы поблагодарить председателя, объявившего их выступление. Однако в начале выступления не следует приносить извинений за то, что не готовы, за то, что недостаточно компетентны, за то, что вообще взяли слово.

Чтобы найти оригинальное начало речи, надо много работать.

Для основной части важно сохранить логическую последовательность и стройность в изложении материала.

Существуют различные методы преподнесения материала: индуктивный метод – от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях; дедуктивный метод – от общего к частному. Оратор сначала выдвигает какое-либо положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах (данный метод применяется в выступлениях пропагандистского характера); метод аналогии – сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю; концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (в его речи присутствует центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной); ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим, без возвращения к предыдущему; исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.

Известно, что при восприятии устной речи лучше всего запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения.

Заключение является важной композиционной частью выступления (Конец – делу венец). В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. Убедительное и яркое заключение всегда запоминается слушателям. Недопустим обрыв речи по причине нарушения регламента. Плохо, если оратор заканчивает речь в стиле самоуничижения. Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего. Последние слова оратора призваны мобилизовать слушателей, воодушевить или призвать к активной деятельности. В Древнем Риме была фраза, которой оратор заканчивал свое выступление: Dixi! (“Я все сказал”).

Оратору необходимо также овладеть техникой речи, которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих.

Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других.

Некоторые пытаются заучивать речь (это оправдано, если речь пишется для митинга), другие – выступают с опорой на текст. В этом случае важно выделить, пронумеровать, подчеркнуть наиболее значимые моменты текста.

Для установления контакта с аудиторией необходимо интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. На контакт с аудиторией влияют актуальность обсуждаемого вопроса, личность оратора и его репутация. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории (тишина, реакция на шутки, замечания).

Существует определенная коммуникативная техника публичных выступлений. К основным приемам управления аудиторией относятся: прямое требование внимания; обращение с неожиданным вопросом; юмор, каламбур; прием сопереживания, соучастия; апелляция к речи и личности предыдущего оратора; ссылки на авторитетные источники; примеры из художественной литературы, фольклора, фразеологические выражения; удачное обращение к аудитории; голосовые приемы (понижение и повышение тона, ускорение и замедление темпа), а также выдержанная пауза.

Следует помнить, что особо невыразительна речь, изобилующая традиционными избитыми клише: Тема моего выступления…, С чувством глубокого удовлетворения…, И в заключение хотелось бы отметить и т.д. Чем естественнее звучит голос оратора, чем проще его язык и манера поведения, тем больше доверия к нему со стороны аудитории.

Готовясь к публичному выступлению, не следует забывать, что очень многие люди плохо воспринимают информацию на слух, вот почему одну и ту же мысль необходимо повторять несколько раз в разных формулировках, а также постараться использовать любую возможность проиллюстрировать речь: с помощью чертежей, графиков, слайдов, фильмов.

Полемическое мастерство

Деловой спор – этокоммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Спор помогает обмениваться идеями, более глубоко уяснить соб­ст­венную позицию и позицию своего оппонента, узнать новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.

Виды спора многообразны. Спор может быть товарищеским или враждебным, устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.

Дискуссия (от лат. discussio – исследование) – это один из видов спора, публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление позиций, поиск правильного решения, выявление истинного мнения. Целью дискуссии является представление возможных решений проблемы, обсуждение противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. Основное коммуникативное средство дискуссии – диалог, который каждый раз ведут только два участника.

Различают несколько видов дискуссии.

Аподиктическая дискуссия – дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.

Диалектическая дискуссия – дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.

Эристическая дискуссия – дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).

Софистическая дискуссия (софистический спор) – дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки – (софизмы, в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т.д.

Дебаты – это тот же спор, однако заранее спланированный и проходящий при наличии большой аудитории.

Полемика (от древнегреч. polemikos – враждебный) – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

В отличие от дискуссии, в полемике присутствует состязательность, борьба. В полемике допускается большее число корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора.

Правила ведения споров:

1. Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет.

2. Не следует спорить без особой необходимости. Если есть возможность достичь согласия без дискуссии и полемики, ею надо воспользоваться.

3. Предмет спора должен быть относительно ясным.

4. Тема спора не должна изменяться или подменяться другой на всем его протяжении.

5. Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д.

6. Спор предполагает определенную общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис. С этим моментом связана средневековая пословица: «С еретиками не спорят – их сжигают», подчеркивающая невозможность спора с теми, с кем нет общности предпосылок, одинакового отношения к исходным и неоспариваемым идеям.

7. Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь.

8. В споре нужно стремиться к выяснению истины. Это одно из наиболее важных, если не самое важное требование к спору. Принципиальное значение данного требования впервые подчеркнул еще Сократ, остро полемизировавший с софистами.

9. В споре нужно проявлять гибкость. Ситуация спора постоянно меняется: вводятся новые аргументы, всплывают не известные ранее факты, меняются позиции участников. На все это необходимо реагировать. Наиболее распространены два крайних способа ведения спора: уступчивость и жесткость. Более эффективен, однако, способ, соединяющий и то и другое.

10. Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки. Главное в споре – это внести свою долю в положительную разработку обсуждаемого вопроса. Человек, убедившийся в неверности каких-то своих представлений, должен сказать об этом с полной откровенностью и определенностью, что сделает спор более плодотворным.

11. В споре не следует быть неразборчивым в применяемых средствах.Приемы, позволяющие более успешно вести спор и, может быть, даже выиграть его, можно разделить на корректные (лояльные) и некорректные (нелояльные). В первых есть элемент хитрости, но нет прямого обмана. Приемы второго рода — это разнообразные обманные действия, сознательное применение которых в споре недопустимо, если его целью является истина, а не что-то другое. Спор – это борьба, и общие методы успешной борьбы приложимы также в споре.

В ситуации спора (полемики) завуалированные отступления от правил спора называются уловками. Часто используются психологические уловки.

Самовосхваление. Расписывая свои достижения, таланты, оппонент пытается поставить вас в положение «младшего брата», «птенца», по сравнению с ним – «орлом». На это можно ответить, что все когда-то были начинающими и, надо думать, совершали ошибки.

Досказание. « Позвольте, я продолжу вашу мысль...» или «Я понимаю, куда вы клоните...». Такие слова могут скрывать уловку, состоящую в том, что ваш соперник домысливает развитие ситуации, выводя ее за рамки известных фактов. Но не торопитесь останавливать противоположную сторону. Не исключено, что она «доскажет» то, что вы хотели сказать. Тогда не лишним будет констатировать, что стороны достигли определенного уровня взаимопонимания.

Гибкая терминология. Эта уловка связана с таким подбором слов, который вызывает определенный настрой у слушателей – отрицательный или положительный. Например: бюрократы – работники сферы управления; хулиган – злостный нарушитель дисциплины; успевающие по всем предметам ученики – сильные ученики и т.д.

Демагогия. Явное преувеличение последствий принятия альтернативного предложения, искажение этих последствий с целью утвердить собственное предложение.

Философия («птичий язык»). Данная уловка характерна для любителей говорить «мудреным языком». С ее помощью маскируют отсутствие ответа или нежелание отвечать на поставленный вопрос, а также некомпетентность в обсуждаемом вопросе.

Трескотня – высказывание множества мыслей в быстром темпе. Это приводит соперника в замешательство, так как рвется нить разговора и выбивается почва из-под его ног. Попросите начать сначала и помедленнее.

Многозначительная недосказанность. Высказывая свою мысль, ваш оппонент делает глубокомысленный и многозначительный вид, подразумевая, что он мог бы еще многое сказать по этому поводу, но не считает нужным это делать. Попросите его продолжить.

Мнимая невнимательность. Противоположная сторона умышленно не замечает те доводы, на которые не может ответить по существу. В этом случае можно поставить вопрос о способности ведения спора вашим соперником.

Симуляция непонимания. Противник может попытаться представить дело так, что он не понимает, о чем идет речь, и с помощью надуманных вопросов постарается создать впечатление несостоятельности ваших утверждений. Такую уловку можно нейтрализовать намеком на то, что вы готовы дать вашему сопернику некоторое время на изучение оспариваемого вопроса. Если же он не согласится, следует предложить ему отказаться от участия в споре или выставить своего более компетентного представителя.

Очень часто в споре используются организационно-процедурные уловки. Большинство из них применяется в публичных речевых коммуникативных актах, например, в дискуссиях, публичных дебатах, нередко переходящих в полемику.

Уловка «брать горлом» состоит в повышении тона, одна спорящая сторона перебивает другую, не дает ей говорить, в конце концов, словесно «забивает» ее, тем самым лишая возможности продолжать спор. Сохраняя спокойствие, дождитесь, пока словесный вулкан не утихнет, а затем предложите вернуться к тому месту, в котором спор был прерван.

Другая уловка основана на известной особенности человеческой психики: лучше всего запоминаются первое и последнее выступления. Поэтому постарайтесь добиться, чтобы первым и последним выступающими были ваши сторонники или, по крайней мере, сочувствующие, но не сторонники противоположной стороны.

Еще один способ «затереть» противника в споре – держать его в строгих рамках регламента, в то время как представители другой стороны получают всевозможные поблажки процедурного характера.

Следующая довольно часто используемая уловка — откладывание обсуждения главного вопроса. Этот способ преследует цель утомить участников спора, а затем без детального обсуждения объявить нужное решение главного вопроса.

Нередко используется такая уловка, как жесткая фиксация принятого решения даже в случае поступления информации, которая может стать веским основанием для пересмотра ранее принятого решения. И наоборот: некоторую поступившую позже незначительную информацию представляют как имеющую принципиальное значение для пересмотра ранее принятого решения.

В речевых коммуникациях можно встретить и многие другие уловки. По этой причине трудно говорить обо всех возможных способах их нейтрализации. Но в любом случае их суть заключается в разоблачении уловки на основе анализа существа и предназначения данной уловки. В результате автор уловки и другие участники спора осознают бесполезность уловок, понимая, что дальнейшие попытки их использования могут свести к нулю шансы выиграть спор или достойно его закончить.

Логические уловки в споре.

В отличие от логических ошибок (паралогизмов), которые представляют собой неосознанные нарушения правил и законов логики, логические уловки являются преднамеренными отступлениями от логических норм – законов и правил логики. Иначе логические уловки называют софизмами. Любой софизм маскируют под правильное рассуждение, преследуя цель ввести противника в заблуждение. Для того чтобы не попасться на софистическую удочку, необходимо уметь нейтрализовать логические уловки, т.е. выявлять скрытые в них логические ошибки. Едва ли возможно перечислить все множество софизмов, поэтому рассмотрим лишь несколько примеров современных вариаций древних софизмов.

Предприниматель может так «доказывать» своему партнеру, что у него есть деньги: «То, что ты не потерял, у тебя есть. Денег ты не терял. Значит, они у тебя есть!» Данный софизм построен на ложном аргументе «то, что ты не потерял, у тебя есть». Этот аргумент недостаточен, ибо деньги можно вложить в какое-либо дело; они будут отсутствовать, но не будут потеряны (если, конечно, вложены грамотно).

Человеку можно задать вопрос, ожидая в ответ «да» или «нет»: «перестали ли вы обманывать государство?» Любой из указанных ответов ставит отвечающего в щекотливое положение: либо он перестал обманывать государство, например по части уплаты налогов, либо он продолжает делать это. Очевидно, что данный вопрос содержит ложь.

В ряде случаев логические уловки могут основываться на логических парадоксах, которые представляют собой тот или иной дефект в рассуждении, для которого не найдено общепринятого решения. В практике спора подобные уловки рассматривают как софизмы.

Умение выявлять логические уловки в споре – залог того, что вы не проиграете спор. Способы нейтрализации уловок столь же многообразны, как и сами уловки. Нейтрализация уловки определяется, с одной стороны, характером спора, с другой — характером логической уловки. Главное – разоблачить уловку. Важно сделать это грамотно, т.е. выявить сущность и указать предназначение уловки. Если вы сумеете это сделать, то можете ожидать, что дальнейшее течение спора будет более конструктивным, так как своими квалифицированными действиями вы дадите противнику понять, что вы – за честный спор и всевозможные незаконные с точки зрения логики действия будут вами решительно пресекаться.

Таким образом, знание важнейших логических аспектов спора позволяет уверенно чувствовать себя в любом коммуникативном процессе и особенно тогда, когда акт коммуникации принимает форму спора. Кроме того, это знание дисциплинирует мышление, придает ему черты строгости и последовательности, а также может стать средством нахождения истины и мощным оружием против лжи и обмана.

Деловое письмо

Официально-деловая переписка по тематическому признаку делится на деловую (деловое письмо) и коммерческую (коммерческое письмо).

Деловая корреспонденция оформляет экономические, правовые и другие формы деятельности (информационное письмо, сопроводительное письмо, письмо-требование, письмо-просьба, письмо-подтверждение, гарантийное письмо, рекламное письмо).

Коммерческая корреспонденция отвечает за вопросы сбыта и снабжения (оферта, коммерческий запрос, контроферта, контрольное письмо).

Официально-деловой переписке противопоставлено частное деловое письмо (письмо-резюме, рекомендательное письмо, письмо-поздравление, письмо-приглашение, благодарственные письма).

Деловое письмо как документ информационно-справочного характера при соответствующем оформлении приобретает юридическую силу с момента оформления реквизитов и подписания документа должностным лицом.

Наиболее яркая черта делового письма – высокая степень стандартизации языка, особенно в канцелярском подстиле. О деловых бумагах принято говорить, что они составляются, а не пишутся, т.е. воспроизводятся по готовым шаблонам. Стандартизованный и кодифицированный, стабильный и замкнутый, деловой стиль превращается в своеобразный «подъязык» русского языка.

Деловые стандарты получают отрицательную оценку со стороны говорящих, если используются не по назначению. Так, проникая в язык публицистики, канцеляризмы лишают язык яркости, эмоциональности, способствуют появлению так называемой «казенщины». Писатель К.И. Чуковский назвал их «канцеляритом» – «канцелярской болезнью». В своей книге «Живой как жизнь» он приводит примеры использования канцелярских штампов в разговорной, художественной и публицистической речи: Мы с женой не конфликтуем. Ты по какому вопросу плачешь? Прием стеклобанок из-под консервной продукции.

Одну из причин проникновения канцелярских выражений в разговорную речь К. Чуковский видит в неправильном понимании некоторыми говорящими выражения «культурная речь»: «Та женщина, которая в разговоре со мной называла зеленым массивом милые её сердцу леса, несомненно, считала, что этак «гораздо культурнее».

Нередко создаются особые канцелярские обороты, которые загромождают речь лишними словами. Содержание оказывается скрытым за пустословием, как, например, в следующих фразах: * Необходимо усилить контроль над проведением мероприятий по подготовке отопительной системы к работе в зимних условиях. Ср.: Нужно усилить контроль над подготовкой отопительной системы к зиме.

В деле повышения урожая...

В части удовлетворения запросов населения...

В силу слабости культмассовой работы...

В целях осуществления полученных указаний...

Отрицательная роль канцеляризмов выражается в том, что они создают речевые штампы, избитые выражения, готовые шаблоны, например:

Нацелить в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.220.21 (0.127 с.)