Коммуникативные качества речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные качества речи



Условия эффективной речевой коммуникации:

1) высокая коммуникативная культура, т.е. умение слушать и говорить;

2) умение объективно оценивать речевое поведение собеседника;

3) умение строить отношения с любым партнером (коммуникабельность).

Следует помнить о двух важных законах коммуникации: 1) суть не в том, что сообщает отправитель (адресант), а в том, что понимает получатель (адресат); 2) если адресат неправильно толкует сообщение адресанта, то ответственность несет адресант.

Эффективность речевого воздействия определяется двумя взаимосвязанными факторами:

– достижением поставленной цели;

– сохранением коммуникативного равновесия.

Цели общения могут быть разными:

1) информационная – донести свою информацию до собеседника, получить подтверждение, что она получена;

2) предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника;

3) коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником, например, установить контакт, развить и поддержать его, возобновить или завершить контакт; выполнить коммуникативный ритуал; развлечь собеседника.

Коммуникативная неудача – это отрицательный результат общения, т.е. такое завершение общения, когда его цель оказывается не достигнутой.

Коммуникативная грамотность – это умение вести общение эффективно и бесконфликтно.

Невербальные средства общения – система знаков несловесного выражения участия в общении: жесты, позы, мимика, дистанция между собеседниками, графическое оформление письменного текста. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственный характер слов.

Жесты – одно из значимых средств передачи информации, призванное усиливать эту информацию, воздействовать на адресата речи. Жесты бывают механическими (например, перебирание предметов, одергивание одежды, постукивание по столу) и символическими, имеющими определенное значение (например, жесты отказа, согласия, приветствия, просьбы тишины).

Выделяют жесты открытости, например, сокращение дистанции между собеседниками. К жестам подозрительности и скрытности относятся потирание лба, подбородка, стремление прикрыть лицо руками и, особенно, избегание контактов глазами, увод взгляда в сторону. Жесты обороны или конфликта – скрещивание рук, сжатие пальцев в кулак. К жестам рассуждения и задумчивости относятся пощипывание переносицы, поза «мыслителя» с рукой у щеки. Когда указательным пальцем правой руки почесывают пространство над мочкой уха или боковую часть шеи, то это означает сомнение и неуверенность. Жестом затруднения считают почесывание носа или прикосновения к нему. Опускание век свидетельствует о желании поскорее закончить разговор. Почесывание уха означает неприятие собеседником того, о чем ему говорят или как говорят.

Большое значение имеют наиболее трудные для самоконтроля позы, положения рук, плеч и головы. Так, поднятые плечи свидетельствуют о напряжении. Опускаются плечи при расслаблении. Поднятая голова и опущенные плечи обозначают обычно открытость и стремление к успешному решению проблем. Опущенная голова в сочетании с поднятыми плечами – знак неудовольствия, страха, неуверенности, замкнутости. Склоненная набок голова – показатель любопытства, интереса.

Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Основные коммуникативные качества речи: уместность, точность, логичность, доступность, чистота, богатство и выразительность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и в различных соотношениях с другими свойствами речи.

Точность речи

Речь называют точной, если значения слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи. Стремясь создать точную речь, автор заботится о том, чтобы ее нельзя было понять приблизительно, неправильно или по-разному.

Различают предметную и понятийную точность. Предметная точность близка к фактической точности. Она отражает соответствие содержания сказанного реальному содержанию, материальному предмету речи. Предметная точность достигается доскональным знанием предмета, о котором идет речь.

Понятийная точность – это адекватность слова выражаемому им понятию. Точное словоупотребление обеспечивается в первую очередь знанием системы лексических значений. Недостаточное знание этой системы приводит к таким нарушениям точности речи, как употребление слов в несвойственном им значении (например: Шаляпин вырос на Волге, поэтому мы с ним в какой-то степени являемся родственниками); двусмысленность, вызванная неумелым использованием многозначных слов (например: Студенты прослушали важное сообщение); смешение паронимов (В ведомости требуется роспись преподавателя), омонимов (Мальчика послали за гранатами); неудачный выбор синонима.

О необходимости следить за точностью выражения своих мыслей хорошо сказал Л.Н. Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять эти слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

Логичность речи

Логичность как коммуникативное качество имеет много общего с точностью. Как и точность, она характеризует речь со стороны содержания. Перечислим характерные черты логичной речи. Прежде всего сочетания слов не должны быть противоречивыми. Если в природе нет синих апельсинов и меховой воды, то подобные словосочетания не могут считаться логичными.

Следующая ступенька создания логичного текста – логические связи в предложении. Так, отсутствие логики наблюдается в предложении Легкоатлеты напряженно готовятся к Олимпиаде, к соревнованиям. В понятие «Олимпиада» уже входит понятие «соревнование», поэтому между названными словами невозможны перечислительные отношения. Кроме того, в данном примере наблюдается речевая избыточность.

На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов:

1) лексического повтора;

2) повтора однокоренных слов;

3) синонима;

4) анафорического местоимения, т.е. местоимения, отсылающего к сказанному ранее:

Архимед (287–-212 гг. до н.э.) являлся одной из величайших фигур греческой математики и механики и последним из действительно самобытных греческих ученых.

Им введено понятие центра тяжести и разработаны методы его определения для различных тел, дан математический вывод законов рычага.

Архимед положил начала статике и гидростатике.

Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы. Абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену. Логичность текста зависит и от общей его композиции, законы которой будут рассмотрены в разделе «Основы риторики».

Понятность речи

Понятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью осторожного использования слов, составляющих лексику ограниченной сферы употребления: диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, терминов – т.е. слов, употребляемых в определенной сфере: территориальной, профессиональной, социальной.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого обращения с ней. Не нужно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, то следует объяснить каждое малоупотребительное слово. Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арготизмы, как правило, недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут быть введены в речь только с определенной целью, например, в качестве выразительных средств, подчеркивающих отношение говорящего, но делать это следует осторожно, с пониманием целесообразности такого применения в каждом конкретном случае.

Ясность и понятность речи зависят и от правильного употребления в ней иностранных слов. Неверное использование иноязычных слов чаще всего связано с незнанием их точного смысла. Некоторые толкуют слово приоритет (первенство в открытии) как «уважение» (Он пользовался в коллективе особым приоритетом). Можно услышать фразу: Эта идея мне гармонирует, – в которой спутаны понятия «гармонировать» и «импонировать». Не все различают слова репатриация (возвращение эмигрантов или военнопленных на родину) и репарация (возмещение ущерба, нанесенного войной).

Рекомендуется избегать употребления иностранных слов, если есть русские слова с таким же значением, например: лимитировать – ограничивать, ординарный – обыкновенный, индифферентно – равнодушно, игнорировать – не замечать и т.д. Большую помощь в овладении терминами и иностранными словами может оказать постоянная работа со словарями.

Чистота речи

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, таковыми они становятся в речи говорящего из-за частого, неумеренного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, короче, вот, в общем, да, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление.

Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Уместность речи

Уместность как качество хорошей речи требует такого подбора и такой организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей.

Различают уместность стилевую, контекстуальную, личностно-психологическую. Стилевая уместность проявляется в умении учитывать специфику, закономерности отбора и употребления языкового материала в соответствии с используемым для создания текста стилем. Так, для разговорной речи характерны неполные синтаксические конструкции. Перенесение их в книжные стили неуместно.

Уместность той или иной языковой единицы регламентируется и контекстом, т.е. речевым окружением. Контекст регулирует употребление того или иного элемента в конкретной языковой ситуации или отказ от него. На значение контекста указывал П.С. Пороховщиков, известный юрист конца XIX – начала XX столетия: «Красота и живость речи уместны не всегда: можно ли щеголять изяществом слога, говоря о медицинском исследовании мертвого тела, или блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки?»

Наиболее типичное проявление личностно-психологи­чес­кой неуместности – грубость. Резкое слово, язвительное замечание, металлические интонации в голосе и категоричность суждений наносят окружающим нас людям тяжелые душевные травмы. Тактичность и деликатность в выборе средств общения, мягкие и доброжелательные интонации сохраняют здоровье, помогают пережить трудности, которые неизбежно встречаются в жизни человека.

Выразительность речи

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя).

Выразительность могут усиливать или ослаблять все его элементы, начиная со звуков и кончая синтаксическими конструкциями.

Усиливает выразительность речи интонация. Ослабляют артикуляционная нечеткость, лексическая и интонационная бедность, употребление канцеляризмов и слов-паразитов, синтаксическое однообразие в построении речи.

Основной источник выразительности – лексика. Лексические средства языка, усиливающие его выразительность называются тропами (от греч. tropos– слово или выражение, употребляемое в переносном значении). Это эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония.

Чаще всего тропы используют авторы художественных произведений при описании природы, облика героев.

Большими возможностями усилить выразительность речи обладают синтаксические средства – так называемые стилистические фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Особую выразительность речи придает использование в ней фразеологизмов – устойчивых сочетаний слов: попасть впросак, бить баклуши, кот наплакал, рукой подать и т.п.

Богатый материал для выразительности речи содержит устное народное творчество, в частности, пословицы и поговорки. Это меткие народные выражения с назидательным смыслом. Их обобщающий характер позволяет в образной, краткой форме выразить суть высказывания: Одно слово правды весь мир перетянет; Бойся коровы спереди, лошади – сзади, а дурака – со всех сторон; Делу время, потехе час.

Наряду с пословицами и поговорками красочность речи придают крылатые слова – краткие цитаты из литературных произведений, а также изречения, принадлежащие или приписываемые известным людям, вошедшие в нашу речь. Например: Служить бы рад, прислуживаться тошно (А.С. Грибоедов); А Васька слушает да ест (И.А. Крылов); Много шуму из ничего (В. Шекспир); Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам (В. Шекспир).

Богатство речи

Богатство (разнообразие) речи – одно из главных ее коммуникативных качеств, подразумевающее употребление разнообразных языковых элементов, незначительную степень их повторяемости.

Прежде всего богатая речь разнообразна в лексическом отношении. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии и т.п.

Следует избегать речевых штампов, которые делают речь бедной, невыразительной (от имени и по поручению хочу поздравить вас; на данный период времени; как уже было сказано).

Еще один недостаток – неоправданное употребление канцеляризмов, т.е. слов и оборотов официально-делового стиля: ввиду отсутствия, по линии создания, в деле повышения успеваемости и т.п. Они лишают речь живости, простоты, эмоциональности. Шаблонная фраза «отскакивает» от слушателей, не дает им возможность вникнуть в суть высказывания.

Необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительно-выразительных средств языка, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность слова.

Контрольные вопросы

1. Какими основными коммуникативными качествами отличается хорошая речь?

2. От чего зависит точность речи? Разграничьте понятия «точность предметная» «точность понятийная».

3. Неуместное использование каких пластов лексического состава языка снижает ясность и понятность речи говорящего? Приведите свои примеры.

4. Что вкладывают в понятие «чистота речи»? Насколько это качество проявляется в вашей речи и в речи ваших друзей?

5. Чем определяется богатство речи? Какие словари и справочники вы используете, чтобы развить это качество?

6. В чем заключается выразительность речи? Перечислите известные вам тропы и фигуры речи, иллюстрируя ответ примерами.

ПРАКТИКУМ

Задания для аудиторной работы

Задание 215. Найдите неточности в следующих предложениях. Определите их причину. Сформулируйте правильный вариант высказывания.

1. Я не буду лить много слов. 2. Какие доходы вы зарабатываете? 3. С окончанием футбольного матча количество звонков должно активизироваться. 4. Введены ограничения для рыболовов на период нереста. 5. «Задан вопрос с поддёвкой» (заголовок в газете). 6.Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек. 7. Моей подруге вырезали аппендицит. 8. Пушкин посвящал свои стихи многим женщинам: А.П. Керн, А. Ахматовой, М. Цветаевой. 9. Я в этом не копенгаген. 10. По-видимому, в этом году следует ожидать позднего урожая зерновых. Поэтому фермерам лучше приступить к высаживанию кукурузных початков <…> в июле, а не в августе (Марк Твен).

Задание 216. Исправьте данный текст, устранив различные виды речевой неточности.

Двадцать девятое декабря 1993 года навсегда останется в моей памяти. Операционная. Местный наркоз. Сознание то уходит, то возвращается. Я представляю себя то поездом, который мчится по песчаной насыпи, подобно сороконожке, стучащей по стеклу, то медитирующим индийцем, внемлющим в резервации откровениям Будды, то ягненком, заменившим в заклании Авеля. «Всё кончено», – подумал я и увидел доктора. «Всё кончено: операция прошла успешно», – сказал доктор.

Задание 217. Распределите приведенные ниже примеры логических ошибок по типам:

· утверждение взаимоисключающих понятий;

· нарушение логических связей между частями предложения (предложениями);

· смешение логически неоднородных понятий;

· ошибки, вызванные нарушением порядка слов в предложении.

1. «Слово о полку Игореве» – одно из единственных дошедших до нас произведений древнерусской литературы. 2. Шли два студента – один в пальто, другой в институт. 3. Вы не ответили на мой вопрос, но я удовлетворен вашим ответом. 4. Рассказы и романы М.А. Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим интересом, понятны и близки всем людям. 5. «Спустя двадцать лет назад». 6. В результате семимесячной работы правительства доллар вырос на 5 рублей. 7. На стройку завезли цемент, кирпич и рабочих. 8. Бюджет очень слабый. Желательно, чтобы в этом объеме он и был исполнен.

Задание 218. Оцените приведенный ниже фрагмент текста с точки зрения его понятности. Чем обусловлена понятность / непонятность данного текста?

Пока скорость течения остается на среднем уровне – ниже, чем в адиабатическом случае для сухого воздуха, и выше, чем в адиабатическом случае для воздуха, насыщенного водяными парами, мы легко можем представить себе, что изолированная воздушная масса, которая насыщается до абсолютной влажности при температуре, несколько превышающей температуру окружающего воздуха, окажется в со­стоянии начать восходящее движение, поскольку при постулированных условиях ее температура на любой достигнутой высоте будет выше, чем температура окружающего воздуха.

Задание 219. В чем заключается выразительность речи? Укажите, какие изобразительно-выразительные средства использованы в приведенных ниже примерах.

1. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… (А.С. Пушкин). 2. Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит (Н.А. Некрасов). 3. Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин). 4. Предрассветное. Синее. Раннее… (С.А. Есенин). 5. Не ведаю, восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить… (З.Н. Гиппиус). 6. Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина… (М.А.Цветаева). 7. Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда (А. Володин). 8. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Задание 220. Следя за чистотой речи, расскажите о сме­шном (грустном) случае, произошедшем с каждым из вас.

Задание 221. Прочитайте диалоги. Какие цели общения достигнуты, какие нет? Можно ли назвать общение эффективным? Почему?

А. Дочь смотрит телевизор, входит мама:

– Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет...

– Ну вот... Вечно так, как по телевизору КВН, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой надо гулять… И всё надо, надо...

– Конечно, надо, ведь в жизни у каждого есть свои обязанности, хотим мы этого или не хотим... Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы отдохнула, полежала, посмотрела телевизор. Я КВН тоже очень люблю. Но ужинать-то надо.

– Мам, а давай мы досмотрим вместе, а потом я быстренько сбегаю в киоск за хлебом и вместе приготовим ужин! Как тебе моё предложение?

– Принимается.

Б. Мальчик кричит из окна другу в доме напротив:

– Серёга! Серёга!

– А?

– Что задано по ботанике?

– А? Что? Не слышу! Громче!

– Что, спрашиваю, по ботанике задано?

– А? Что задано? По математике? Сейчас посмотрю. Пятьдесят шестое задание.

– Шестьдесят шестое?

– Нет, пятьдесят шестое!

– Понял, шестьдесят шестое.

В. В маршрутном такси:

– Передайте водителю! (Передаёт деньги.)

– А почему Вы со мной так грубо разговариваете?

– А что тут грубого? Вам что, трудно передать? Вы же рядом сидите!

Первый пассажир молча передаёт деньги и отворачивается.

Задания для самостоятельной работы студентов

Задания для обязательной самостоятельной работы

Задание 222. Оцените правдивость опубликованной в какой-либо газете информации, проведя сопоставление либо с действительными событиями (если вы знаете о них не понаслышке), либо с другими сообщениями об этом событии.

Задание 223. Что подразумевается под богатством речи? Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения. Подумайте, в каких ситуациях лучше использовать иноязычное слово, а в каких – его русский синоним?

Актуальный, ажиотаж, адаптация, анонимный, апелляция, аргумент, аннулировать, идентичный, комментарий, локальный, нюанс, полемизировать, инсинуация, дефицит, паритет, эксклюзивный.

Задание 224. Заполните пропуски в данных определениях изобразительно-выразительных средств языка (тропов и фигур). Подберите примеры на каждое указанное изобразительно-выразительное средство.

1. ________ – фигура контраста, которая состоит в резком противопоставлении понятий.

2. ________ – троп, который состоит в сильно преувеличенном выражении чувства, мысли или факта.

3. ________ – разновидность метонимии, которая связана с количеством – часть берется вместо целого, единственное число вместо множественного и наоборот.

4. ________ – нарушение обычного порядка слов в предложении.

5. ________ – фигура, которая состоит в том, что смежные фразы или стихи строятся по одной и той же синтаксической модели.

6. _________ – фигура, в соответствии с которой однородные члены предложения выстраиваются по усилению интенсивности признака или качества или по ослаблению их интенсивности.

Задание 225. Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника? Расположите перечисленные ниже формулы по убыванию категоричности.

Я не могу...

Нет...

Нет, не могу.

Никак не могу...

К сожалению, я не могу...

К несчастью, я не могу...

Я не в силах это сделать.

Ни в коем случае...

Я бы с удовольствием, но не могу...

Мне бы хотелось..., но не могу...

На это я пойти не могу.

Извините, этого я сделать не могу...

Ни при каких обстоятельствах...

Об этом не может быть и речи.

Даже не заикайся об этом...

Задание 226. Выразите невербальными средствами следующие значения (ваши товарищи должны объяснить словами значение показанного жеста).

Предоставьте мне слово; я хочу сказать; подвезите меня; молчите; позвони мне; напиши мне; тише; не торопись, не спеши; давай это мне, сюда; заканчивай, закругляйся; пойдём пешком; очень прошу; сдаюсь; подумай; деньги ну­жны; проходите; болтун; чуть-чуть, немного; ненормальный; сыт по горло; тюрьма; мне надо спать; начальство там наверху; он похудел; он растолстел; он силач; (его надо) держать в руках; надо (дайте) поесть; который час; спички есть? привет! до свидания! холодно; клянусь; отлично; вот он!

Задание 227. Отреагируйте невербально на слова собеседника: Нам всем дают премию за этот месяц.

Удивитесь словам вашего собеседника;

обрадуйтесь его словам;

продемонстрируйте незаинтересованность в этой информации;

выразите восхищение, восторг по поводу сообщенного собеседником;

выразите сомнение в том, что это произойдет.

Задание 228. Завершите фразы.

Сжатые кулаки говорят о...;

опущенный подбородок говорит о том, что...;

руки в боки говорят о...;

скрещённые на груди руки говорят о том, что...;

прикрывание рта ладонью говорит о том, что...; отведение взгляда в сторону говорит о том, что...;

наклон корпуса говорящего вперёд говорит о том, что...;

постукивание пальцами по столу говорит о том, что...;

поднятый вверх подбородок говорит о том, что...;

протянутые вперёд руки говорят о том, что...;

откидывание тела назад при сидении говорит о том, что....

Проектно-поисковые задания

Задание 229. Уровень точности речи зависит от сферы общения, особенностей коммуникативной ситуации и цели говорящего. Докажите справедливость/несправедливость этого утверждения, разыграв несколько диалогов на одну и ту же тему.

Задание 230. Приведите 2–3 примера неуместного использования иноязычной, жаргонной и диалектной лексики.

Задание 231. Найдите нехудожественный текст, который вы сами считаете выразительным, и проанализируйте, какие средства выразительности в нем использованы.

ТЕСТЫ
для промежуточного контроля по модулю III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.111 с.)