Итоговый тест по модулям 2 и 3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговый тест по модулям 2 и 3



I вариант

1. В каком стиле речи основу составляет терминологическая лексика?

а) научный стиль,

б) официально-деловой стиль,

в) публицистический стиль,

г) художественный стиль.

2. При составлении письма-просьбы используются стандартные языковые формулы:

А. Обращаемся к Вам с просьбой...

Б. Убедительно прошу решить вопрос о...

В. Ставим Вас в известность о том, что...

Г. Довожу до Вашего сведения, что…

3. К стилевым чертам официально-делового стиля НЕ относится:

а) конкретность содержания;

б) призывность;

в) характер предписания, долженствования;

г) сухость, безэмоциональность.

4. Для выражения благодарности в служебно-деловом общении используются языковые формулы:

А. Позвольте выразить нашу признательность за...

Б. Разрешите поблагодарить Вас за...

В. Будьте добры, передайте огромное спасибо за...

Г. Можем ли мы рассчитывать на Вашу помощь?

5. К какому стилю относится фрагмент текста?

Экологическая популяция, являясь важной принадлежностью биогеоценоза, выступает его структурным компонентом и выполняет в нём определённую функцию: создаёт для кого-то питательные вещества, т.е. служит кормом и поставщиком энергии, или кого-то поедает сама. Все экологические популяции, входящие в один биогеоценоз, известным образом специализированы.

а) научному,

б) художественному,

в) публицистическому,

г) официально-деловому.

6. Социальная оценочность является доминантой стиля:

а) научного,

б) официально-делового,

в) публицистического,

г) художественного.

7. Жанры официально-делового стиля названы в рядах:

а) справка, договор, приказ;

б) заявление, распоряжение, доверенность;

в) реферат, очерк, лекция;

г) аннотация, тезисы, пам;флет.

8. Использование в процессе общения разнообразных средств языка и речи – это показатель

а) точности речи,

б) уместности речи,

в) богатства речи,

г) логичности речи.

9. Правильными являются утверждения, согласно которым устойчивые языковые обороты

а) являются устойчивыми конструктивными элементами деловых текстов,

б) облегчают процесс делового общения,

в) нарушают языковые нормы,

г) неуместны в деловом общении.

10. Найдите ряд, в котором приведены НЕхарактерные для разговорного стиля речи морфологические формы.

а) более точный, раздать по пяти книг;

б) договора, в отпуску;

в) покороче, помягче;

г) пять килограмм баклажан.

II вариант

1. Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются:

а) обучение профессиональному общению в области избранной специальности;

б) закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;

в) формирование коммуникативной компетенции специалиста;

г) этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, трудности применения речевых норм;

д) нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила.

2. Укажите, какой из трех определений культуры речи относится к характеристике индивидуальных способностей человека:

А. Культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств;

Б. Культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих говорящему незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения;

В. Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве;

Г. Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач;

Д. Все ответы неверны.

3. Что такое культура речи?

а) высшая форма национального языка;

б) правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения;

в) раздел филологической науки, нормативность речи, речевое мастерство;

г) функциональные стили литературного языка;

д) умение говорить красиво.

4. Какие ведущие аспекты речи выделяются в современной концепции культуры речи?

а) нормативный, этический, исторический;

б) нормативный, коммуникативный, эстетический;

в) этический коммуникативный, познавательный;

г) нормативный, этический, коммуникативный;

д) нормативный, этический, когнитивный.

5. Точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи – основные составляющие:

а) коммуникативного аспекта культуры речи,

б) нормативного аспекта культуры речи,

в) когнитивного аспекта культуры речи,

г) исторического аспекта культуры речи,

д) этического аспекта культуры речи.

6. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?

а) просторечие,

б) территориальные диалекты,

в) жаргоны,

г) литературный язык,

д) все ответы верны.

7. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?

а) литературного языка,

б) диалектов,

в) просторечия,

г) жаргона,

д) нет правильного ответа.

8. Как называется речь, в которой отсутствуют нелитературная лексика, слова-паразиты, жаргонизмы, просторечные слова?

а) правильная речь,

б) богатая речь,

в) точная речь,

г) чистая речь,

д) логичная речь.

9. Соблюдение каких норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности?

а) грамматических,

б) лексических,

в) словообразовательных,

г) синтаксических,

д) орфографических.

10. Как называется свойство речи, состоящее в соответствии её смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего? Это качество зависит от правильности словоупотребления, учёта многозначности и омонимии, правильного сочетания слов.

а) уместность речи,

б) богатство речи,

в) выразительность речи,

г) точность речи,

д) чистота речи.

МОДУЛЬ IV.
КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Темы модуля 4:

Устный и письменный текст как форма деловой речи. Общая характеристика и специфические черты деловой коммуникации. Формы, в иды и жанры деловой коммуникации. Деловая беседа. Разговор по телефону. Совещание. Пресс-конференция.

Характеритика публичной речи. Адаптация к аудитории. Этапы подготовки к выступлению. Виды публичного выступления.

Характеристика понятия «полемическое мастерство». Виды споров. Основные правила ведения спора. Полемические приемы. Уловки в споре.

Общая характеристика языка деловой переписки. Проблема взаимодействия общелитературной нормы и специфических черт деловой речи. Понятия «канцелярит» и «новояз». Специальные языковые средства, характерные для деловых текстов (клише, штампы, устойчивые обороты). Виды деловых писем. Деловой этикет.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Формы деловой речи

Деловая коммуникация является самым массовым видом общения людей. Специфической особенностью деловой коммуникации является её регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.

Деловое общение представляет собой широкий диапазон разновидностей устного и письменного общения.

Устные формы представлены разнообразными видами звучащей речи. Устные формы делового общения направлены на собеседника, слушателя. Говорящий может наблюдать реакцию собеседника и сразу же корректировать речь, а если можно – прекратить её. Говорящий создает свою речь сразу. Он одновременно работает и над содержанием, и над формой.

Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций, презентаций, круглых столов, пресс-конференций и т.п.

Письменные формы – различная служебная документация (распорядительные, личные документы, деловые письма и др.).

Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена документами, фиксирующими социально-правовые отношения, – контрактами (договорами), соглашениями и всемивидами деловых писем.

Письменная речь отличается графическим оформлением. Ее можно исправлять, совершенствовать, возвращаться к написанному. Пишущий не видит своего читателя и не имеет возможности наблюдать его реакции, он может только представить её себе.

Деловая коммуникация всегда возникает в определенной ситуации и оказывается зависимой от неё. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей наделяет ее отличительными особенностями, позволяющими выделить несколько форм проявления деловой коммуникации.

Монологические формы общения (выступление с речью, доклад) предполагают речь оратора. Она готовится заранее.

Диалогические формы общения (переговоры, совещания, пресс-конференции, телефонные разговоры) отличаются большим количеством участников. Эти формы делового общения объединяет общая структура: слушание, обдумывание и реагирование. Диалогические формы устной речи спонтанны.

С егодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма, этикетные тосты.

Специфическими жанрами деловой коммуникации можно считать спор, дискуссию, полемику, дебаты, прения, которые зачастую являются составляющими таких форм делового общения, как совещания, собрания и конференции, а могут иметь и самостоятельное значение.

Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах – устной и письменной.

Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа.

Деловая беседа

К основным функциям любой деловой беседы можно отнести следующие: обмен информацией; взаимное общение работников одной организации, межличностные и деловые контакты; поддержание деловых контактов с партнерами во внешней среде; поиски, выдвижение и оперативная разработка новых идей и замыслов; стимулирование движения человеческой мысли в новых направлениях. Как правило, деловые беседы планируются заранее. В процессе подготовки определяется предмет беседы, круг вопросов, который целесообразно обсудить, основные намерения, которые необходимо осуществить. При проведении бесед зачастую используются разнообразные документы и материалы, их также нужно заранее подготовить. Особое внимание следует уделить отработке хода беседы: продумать вопросы, которые необходимо задать собеседнику; определить желаемый конечный результат; установить регламент и место проведения беседы; определить ее стратегию и тактику.

Деловая беседа состоит из пяти фаз:

1 – начало беседы;

2 – передача информации;

3 – аргументирование;

4 – опровержение доводов собеседника;

5 – принятие решений.

Очень важной частью беседы является ее начало. Инициатору беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к собеседнику, так как начало беседы – это «мостик» между партнерами по деловой коммуникации. Задачи первой фазы беседы: установление контакта с собеседником; создание приятной атмосферы для беседы; привлечение внимания к предмету собеседования; пробуждение интереса к беседе; перехват инициативы (в случае необходимости).

Исследователями выделены факторы, позволяющие деловой беседе пройти успешно:

· профессиональные знания дают возможность для реализации высокой объективности, достоверности и глубины изложения информации, а также для владения ситуацией;

· ясность позволяет увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности;

· наглядность – максимальное использование иллюстративных материалов (документов, информационных источников, таблиц, схем и пр.), общеизвестных ассоциаций и параллелей – снижает абстрактность изложения информации;

· постоянная направленность – следует постоянно держать в голове основные задачи беседы и в какой-то мере знакомить с ними собеседника;

· ритм – повышение интенсивности беседы по мере приближения ее к концу;

· повторение – повторение основных положений и мыслей помогает собеседнику воспринять информацию;

· элемент внезапности представляет собой продуманную, но неожиданную для собеседника увязку деталей и фактов;

· «насыщенность» рассуждений – необходимо следить за тем, чтобы в ходе беседы чередовались «взлеты», когда от собеседника требуется максимальная концентрация, и «спады», которые используются для передышки и закрепления мыслей и ассоциаций у собеседника;

· рамки передачи информации, т.е. необходимый и достаточный объем информации;

· юмор и ирония, которые уместны в определенных ситуациях, они поднимают дух собеседников, их готовность к восприятию даже неприятных аспектов беседы.

Деловое общение по телефону

Значение телефонного общения трудно переоценить, так как это самый простой способ установления контакта. Умение деловых людей разговаривать по телефону влияет на их личный авторитет и на реноме организации, которую они представляют.

Во время телефонного разговора следует соблюдать особые правила речевого поведения. Сняв трубку, следует представиться. Нужно говорить в трубку, произносить слова четко. Узнать, есть ли у собеседника время на разговор (если нет, спросить позволения перезвонить, уточнив, когда ему удобно). Настроиться на положительный тон. Стараться прямо не возражать собеседнику, слушать его не перебивая. Избегать монотонности, периодически меняя темы и интонацию разговора. В речи избегать жаргонизмов и примитивизма. Если собеседник чего-то не понимает, надо терпеливо пояснить сказанное. В конце разговора нужно уточнить перспективы этого разговора.

В.И. Бенедиктова в книге «О деловой этике и этикете» приводит краткий перечень того, что не следует и что следует делать в тот момент, когда в вашем офисе звонит телефон.

Не следует Следует
1. Долго не поднимать трубку.   2. Говорить: «Привет», «Да», когда начинаете разговор.   3. Спрашивать: «Могу ли я вам помочь?». 4. Вести две беседы сразу.   5. Оставлять телефон без присмотра хотя бы ненадолго. 6. Использовать для заметок клочки бумаги и листки календаря. 7. Передавать трубку по много раз.   8. Говорить: «Все обедают», «Никого нет», «Это кто?». 1. Поднять трубку до четвертого звонка телефона. 2. Сказать: «Доброе утро (день)», «Говорите», представиться и назвать свой отдел. 3. Спрашивать: «Чем я могу вам помочь?» 4. Концентрироваться на разговоре и внимательно слушать. 5. Предложить перезвонить, если для выяснения деталей требуется время. 6. Использовать бланки для записи телефонных разговоров. 7. Записать номер звонящего и перезвонить ему. 8. Записать информацию и пообещать перезвонить.

Кроме того, нельзя превращать беседу в допрос, задавать вопросы типа «С кем я разговариваю?» или «Что вам нужно?». Надо следить за своей дикцией, не зажимать микрофон рукой, когда передаете что-то из разговора тем, кто находится рядом – ваши комментарии может услышать партнер, разговаривающий с вами по телефону. В случае высказывания жалобы не говорить партнеру, что это не ваша ошибка, что вы этим не занимаетесь и что вам это неинтересно.

Владение культурой телефонного разговора означает следующее:

· Я набираю номер телефона только тогда, когда твердо уверен в его правильности.

· Я тщательно готовлюсь к деловому телефонному разговору, добиваясь максимальной краткости.

· Перед особо ответственными телефонными переговорами делаю нужные записи на листке бумаги.

· Если предстоит долгий разговор, спрашиваю собеседника, располагает ли он достаточным временем и, если нет, переношу разговор на другой, согласованный день и час.

· Добившись соединения по телефону с нужным учреждением, называю себя и свое предприятие.

· Если я «не туда попал», прошу извинить меня, а не вешаю молча трубку.

· На ошибочный звонок вежливо отвечаю: «Вы ошиблись номером», – и кладу трубку.

· Работая над важным документом, выключаю телефон.

· В деловых телефонных переговорах «держу себя в руках», даже если до этого был чем-то раздосадован.

· Во время продолжительного монолога собеседника по телефону время от времени подтверждаю свое внимание краткими репликами.

· Завершая деловой разговор по телефону, благодарю собеседника и желаю ему успеха.

· Если коллега, которого спрашивают по телефону, отсутствует, спрашиваю, что ему передать, и оставляю записку на его столе.

· Если телефон звонит во время беседы с посетителем, я прошу позвонить позднее.

· В присутствии сотрудников стараюсь говорить по телефону вполголоса.

· Если собеседника плохо слышно, прошу говорить громче или перезвонить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.039 с.)