Устройство и оборудование лечебных отделений больниц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство и оборудование лечебных отделений больниц.



Устройство и оборудование лечебных отделений больниц.

Приемное отделение — это часть стационара, предназначен­ная для регистрации, приема, осмотра, санитарно-гигиенической обработки поступающих на лечение больных и оказания неотлож­ной медицинской помощи. Каждый поступающий больной должен почувствовать в приемном отделении заботливое и приветливое к себе отношение, тогда он проникнется доверием к учреждению, где будет лечиться. Работа приемного отделения протекает в строгой последова­тельности:

1) регистрация больных;

2) врачебный осмотр;

3) сани­тарно-гигиеническая обработка.

Обязанности младшей медсестры приемного отделе­ния:

1) наблюдение за санитарным режимом;

2) сопровождение больного к врачу в кабинет;

3) проведение санобработки больного;

4) транспортировка и сопровождение больного в профильное отделение.

Приемное отделение состоит из зала ожидания, регистрату­ры, смотровых кабинетов (одного или нескольких), санпропуск­ника, процедурного кабинета, перевязочной. В крупных больни­цах имеются малая операционная, травматологический кабинет, рентгеновский кабинет, лаборатория. При приемном отделении должен быть изолятор для помещения больных, подозрительных на наличие инфекционного заболевания.

Устройство лечебного терапевтического отделения

Лечебное (например, терапевтическое) отделение больницы включает следующие помещения:

1) палаты для больных;

2) санитарный узел (ванна, душ, туалет);

3) буфетная для раздачи пищи и столовая для больных;

4) процедурные кабинеты;

5) манипуляционные кабинеты (клизменная);

6) кабинеты для врачей (ординаторская) и заведующего отделе­нием;

7) бельевая для хранения чистого нательного и постельного бе­лья.

В палатах размещена необходимая мебель: кровати, тумбочки, стулья, холодильник для хранения продуктов, один общий стол.

Сестринский пост. Пост организуется на каждые 25-30 коек. Здесь должны находиться стол с запирающимися ящиками, кресло, шкаф и холодильник для хранения лекарственных средств, сейф, шкаф для хранения предметов ухода, передвижной столик для раздачи лекарственных средств. На посту следует иметь связь с тяжелобольными (световое табло, звонок), местную телефонную связь, список служебных телефонов

Основные компоненты медсестринского ухода за хирургическими

Больными.

В значительной степени связаны, с необходимостью соблюдения правил; асептики для предупреждения инфицирования, ран. Прихода на работу, персонал хирургического отделения обязательна переодевается. Уход за руками, включает регулярную, стрижку ногтей, которые должны быть короткими. При выполнении грязной домашней работы надевают перчатки. Для смягчения, кожи рук пользуются кремами и жидкостями, (равные части спирта, глицерина и воды). Перевязки и инъекции рекомендуется проводить в резиновых перчатках, стерилизованных в автоклаве; или обработанных дезинфицирующими средствами. Волосы закрывают шапочкой или косынкой. Халаты персонала и постельное, белье больных в отделении должны быть безукоризненно чистыми. Персоналу хирургического отделения следует воздерживаться от излишних разговоров в процедурной в перевязочной для предупреждения капельной инфекции; обязательно ношение, марлевой маски из 4-6 слоев. При перевязках, обработке, ран, подготовке инъекций и т. п. желательно манипулировать в основном пинцетом и корнцангом, не прикасаясь руками к стерильному перевязочному материалу.

Для уничтожения инфекции, попавшей в раны, производят иссечение и промывание ран, высушивание, дренирование, накладывают повязки с гипертоническими растворами, назначают антибиотики, сульфаниламиды и другие бактериостатические и бактерицидные средства.

Для дезинфекции рук используют 0,25-0,5% растворы хлорамина, 5-10% спиртовой раствор йода, 70-90% этиловый спирт, нашатырный спирт, диоцид (1:1000). Кожу вокруг ран и операционное поле обеззараживают 5-10% спиртовым раствором йода, 1% раствором роккала. Для смазывания ожоговых и язвенных поверхностей, мелких ссадин и ран используют 2-5% раствор хлорамина, 5-10% спиртовые растворы йода, 0,1-2% спиртовые растворы бриллиантового зеленого, 2-5% растворы перманганата калия. Обработку и промывание ран и полости производят с помощью 1,5-2% раствора хлорамина, 3% раствора перекиси водорода, 0,1-0,05% растворов перманганата калия, 2-10% растворов нитрата серебра, врдных растворов фурацилина (1:5000), растворов гидрокарбоната натрия (соды). Для спринцеваний и промываний мочевого пузыря применяют 0,02-0,1% растворы перманганата калия, 2-10% растворы нитрата серебра, водный раствор фурацилина (1:5000), 0,02% раствор метиленового синего.

Резиновые приборы, инструменты, перчатки обеззараживают 3-5% растворами фенола, диоцидом (1:1000), роккалом (1:4000); 0,25-0,5% раствором хлорамина. Металлические инструменты обрабатывают формалином (0,5% раствор), фенолом (3-5,% paстворы), сулемой (ртути дихлорид 1:1000 или 2:1000), 70-90% этиловым спиртом, диоцидом (1:1000), роккалом (30 мин в 0,1% растворе), кипятят в растворе гидрокарбоната натрия.

Особого внимания, заслуживает обработка рук медицинского персонала отделения перед хирургическими манипуляциями. Сначала руки моют мылом последовательно от.пальцев до локтей двумя стерильными щетками под теплой проточной водой (из крана, кувшина и т.п.). Особое внимание обращают на обработку подногтевых участков. Затем кожу осушают в направлении от пальцев к локтю с помощью стерильных салфеток или полотенец, после чего 5 мин обрабатывают салфетками, смоченными 70-90% спиртом, и смазывают концы пальцев и межпальцевые промежутки 10% спиртовым раствором йода. Руки можно также вымыть, мылом, а затем салфеткой в тазу с раствором диоцида (1:5000 3-5 мин), или роккала (1:1000 2 мин). После осушения руки обрабатывают спиртом.

После мытья рук одним из указанных способов перед парентеральными вливаниями надевание резиновых перчаток необязательно.

Если перчатки использованы, то их моют мыльным или сулемовым (1:1000) раствором, вытирают досуха, засыпают тальком, надувают воздухом, проверяя их целость. Сухие, засыпанные тальком целые перчатки заворачивают по отдельности в марлю и автоклавируют.

В помещениях, где находятся больные с тяжелыми ожогами, необходимо частое и длительное проветривание, так как отделяемое ожоговых ран издает неприятный запах. Температуру воздуха в палатах поддерживают в пределах 22-25° С, поскольку при ожогах больные быстро охлаждаются. Обезвоженных больных часто и обильно поят чаем, соками, водой, регулярно проводят туалет полости рта. Питание частое, высококалорийное, пища подогретая. Постельное и нательное белье должно быть свежим и незамедлительно меняться при промокании. Перед перевязками назначают общие ванны с водой температуры 37° С, в которую добавляют перманганат калия до слабо-розового цвета. Ванну перед процедурой моют по общим правилам, затем протирают спиртом и обжигают. После отмокания повязок заворачивают больного в стерильную простыню, промокательными движениями осушают, надевают стерильное белье, тепло укрывают и везут в перевязочную. У больных с ожогами постоянно измеряют диурез (показатель функции почек и ориентир для расчета потребности в объеме вливаемых жидкостей).

При переломах костей особенности ухода связаны с тем, что больные в большей или меньшей степени лишены возможности самообслуживания. Персонал помогает им в утреннем туалете (умывание, чистка зубов и т, д.) или при необходимости обходится без помощи больного. Это относится и к другим гигиеническим мероприятиям (обмывание, уход за ушами, глазами и т. п.).

Больные с черепно-мозговой травмой в остром периоде находятся на постельном режиме. К голове прикладывают пузырь со льдом. При бессознательном состоянии голову поворачивают набок, следят за тем, чтобы не западала челюсть, проводят 2-3 дня парентеральное питание. Затем, если больной не в состоянии питаться самостоятельно, пищу вводят через носо-желудочный зонд. Каждые 12 ч проводят катетеризацию, следят за регулярностью стула, ставят очистительные клизмы. При непроизвольном мочеиспускании и дефекации под простыню кладут клеенку, часто меняют белье по правилам, описанным выше, следят за кожей, проводят туалет полости рта, ушей, глаз. При возбуждении больного на кровать натягивают сетку.

У больных с повреждениями спинного мозга часто возникают параличи конечностей, трофические нарушения мягких тканей, пролежни, расстройства физиологических отправлений. Больные практически беспомощны, длительна находятся в стационарах, духовно угнетены. При уходе за ними немалую роль играет моральная поддержка, ободрение. Под матрац кладут щит, устраивают упор для стоп под прямым углом к голеням для предотвращения провисания. Цостельное белье часто меняют, следят за тем, чтобы на простыне не было крошек, складок. С этой целью ее иногда растягивают специально пришитыми тесемками, которые привязывают к кровати. Под простыню при расстройстве тазовых функций кладут клеенку; больного укладывают на резиновый круг, покрытый наволочкой или специальным часто сменяемым чехлом. Положение больного неоднократно в течение дня меняют. Кожу обрабатывают во избежание пролежней. При начинающихся пролежнях производят их обработку (см. Уход за кожей). В обязанности персонала входит также ежедневное гигиеническое обеспечение больного (умывание, чистка зубов, обработка полости рта и т. д.), периодическое мытье и протирание, подмывание и т. п. При задержке мочи каждые 12 ч проводят катетеризацию, деятельность кишечника регулируют с помощью очистительных клизм. У больных с поражением спинного мозга часто нарушена терморегуляция поэтому их тепло укрывают, на ноги надевают носки. Питание должно быть высококалорийным, легкоусвояемым, витаминизированным. В меню должны входить продукты, активирующие деятельность кишечника (растительная клетчатка, чернослив, инжир, кефир и т. д.).

Права пациентов

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

o уважительное и гуманное отношение со стороны работников и других лиц, участвующих в оказании медицинской помощи;

o получение информации о фамилии, имени, отчестве, должности и квалификации его лечащего врача и других лиц, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;

o обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям;

o облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

o перевод к другому лечащему врачу с разрешения, заведующего отделением или начальника учреждения;

o обжалование поставленного диагноза, применяемых методов обследования и лечения, организации оказания медицинской помощи;

o добровольное согласие информированного пациента на медицинское вмешательство в соответствии с законодательными актами;

o отказ от медицинской помощи, от госпитализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

o обращение с жалобой к должностным лицам учреждения, а также к должностным лицам вышестоящей организации или в суд;

o сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

o получение в доступной для него форме полной информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;

o допуск к нему адвоката, священнослужителя, а также на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

Обязанности пациентов:

o Выполнять требования и рекомендации лечащего врача.

o Предупреждать медсестру, если покидаете отделение

o Соблюдать тишину, чистоту и порядок в палате

o Соблюдать режим дня.

o Во время лечебных обходов, процедур, послеобеденного отдыха, а так же с 22.00 до 7.00 Вы должны находиться в палате.

В отделении запрещено:

o Проносить и употреблять спиртные напитки.

o Курение табака в здании МСЧ.

o Играть в азартные игры

o Использовать электронагревательные приборы, плитки, кипятильники, утюги.

o Покидать палату во время врачебного обхода, выполнения назначений и процедур в период тихого часа с 13:00до 16:00 и после 22:00

o Покидать самовольно территорию МСЧ и терапевтического отделения без разрешения медсестры и врача.

o Громко разговаривать, шуметь.

o Самостоятельно устранять поломки оборудования, мебели в палате.

o Выбрасывать предметы личной гигиены в унитаз.

Прием и сдача дежурств.

Прием и сдача дежурств является одним из важнейших моментов преемственности в лечении больных. Дежурная медсестра не имеет права покинуть пост, пока ее не сменят. К этому времени она должна выполнить все назначения лечащего врача.

Заступающая на дежурство медсестра должна придти в отделение как минимум на 15 минут раньше.

При передаче дежурства медсестра, сдающая смену, и медсестра, принимающая смену, обязаны:

1. Обойти палаты, осмотреть тяжелобольных.

2. Оценить санитарно-гигиеническое состояние отделения.

3. Отметить в рабочей тетради невыполненные назначения.

4. Проверить наличие медикаментов, подлежащих количественному учету, передать ключи от сейфа, где хранятся наркотические и ядовитые лекарственные средства, и поставить подпись в журнале учета.

5. Проверить наличие предметов ухода и мединструментария.

6. Проверить наличие и исправность оборудования, закрепленного за постом.

7. Медсестра, принимающая смену, после получения достаточной информации отражает факт приема дежурств в «Тетради приема и сдачи дежурств», где указывает дату и время заступления на дежурство, записывает свою фамилию и фамилию медсестры, сдающей смену, и приступает к работе.

8. На утренней пятиминутке дежурные медицинские сестры информируют заведующего отделением и старшую медицинскую сестру о состоянии пациентов, выполнении назначений, подготовке к исследованиям и т.д.

Полное мытьё пациента

Материальные ресурсы: непромокаемый фартук, махровая варежка, ковш, мыло, шампунь, полотенце, пелёнка, расчёска.

Алгоритм выполнения.

Подготовка к процедуре

1. Объяснить пациенту ход мытья и получить его согласие.

2. Наполнить ванну, измерить температуру воды (35—37 °С).

3. Предупредить пациента о возможных неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п.) и о необходимости сообщить об этом сестре.

4. Помочь человеку встать в ванну, поддерживая его под локти.

5. Помочь ему удобно расположиться в ванне: воду наполняют до уровня мечевидного отростка; в ванне поставить подставку для упора ног.

6. Помощь в мытье оказывать только в случае необходимости.

Выполнение процедуры

7. Надеть фартук. Вымыть голову пациента:

8. Помочь пациенту, если он нуждается, вымыть туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность, используя махровую варежку и душ.

9. Помочь пациенту встать на ноги в ванне (при необходимости оказать помощь вдвоём).

Завершение процедуры

10. Накрыть плечи человека полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказать помощь вдвоём).

11. Помочь пациенту насухо вытереть тело. Убедиться, что кожа между пальцами сухая.

12. Помочь ему причесаться, надеть одежду и обувь.

13. Снять фартук, выбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и осушить руки.

14. Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.

 

Частичное мытьё

Данным способом можно мыть пациента, находящегося как на каталке, так и в постели.

В связи с отсутствием механических средств перемещения (подъёмников), позволяющих мыть в ванной пациентов, утративших способность передвигаться, этот способ позволяет без особых физических усилий вымыть пациента.

Материальные ресурсы: ёмкость с тёплой водой, кувшин для полоскания волос, полотенце — 3 шт., махровая мочалка — 2 шт., простыня, перчатки, мыло, подкладное судно, клеёнка, чистое бельё, шампунь, расчёска, мешок для мусора, мешок для грязного белья.

Алгоритм выполнения.

Подготовка к процедуре

1. Объяснить ход предстоящей процедуры и получить согласие (если это возможно).

2. Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня (или до максимально низкого уровня, если пациент не может лежать горизонтально). Опустить боковой поручень.

3. Переместить его к краю кровати, где стоите вы.

4. Снять одеяло, свернуть его и поместить на спинку кровати, укрыть пациента простынёй.

5. Снять с него нижнее бельё под простынёй.

6. Развернуть полотенце и положить его поперёк груди пациента.

7. Поднять боковой поручень. Подготовить ёмкость с тёплой водой. Убедиться, что вода комфортной температуры, проверив её запястьем.

8. Смочить махровую ткань и приготовить из неё рукавичку для мытья:

Выполнение процедуры

9. Махровой рукавичкой (без мыла!) промыть веки одного глаза пациента (от внутреннего угла к наружному). Вытереть веки насухо.

10. Другой стороной рукавички вымыть веки другого глаза. Вытереть их насухо.

11. Вымыть с мылом, ополоснуть и вытереть насухо шею и ушные раковины. Убедиться, что кожа за ушами вытерта насухо.

12. Откинуть простыню, которой укрыт пациент. Положить полотенце под одну руку, вымыть, ополоснуть и вытереть насухо предплечье, плечо и подмышечную впадину. Для вытирания использовать лежащее под рукой полотенце. Во время мытья и вытирания поддерживайте руку в области суставов.

13. Вымыть, ополоснуть и вытереть кисть пациента, если возможно, опустить её в ёмкость с водой: положить клеёнку (впитывающую пелёнку) на постель, поставить ёмкость с водой и опустить кисть. Убрать полотенце из-под руки пациента. Укрыть руку простынёй.

14. Откинуть простыню с другой руки пациента. Положить под неё полотенце.

15. Вымыть, ополоснуть и вытереть насухо предплечье, плечо и подмышечную область и кисть. Убрать полотенце из-под руки пациента и укрыть её простыней. Положить полотенце на грудь и живот пациента поверх простыни.

16. Извлечь простыню из-под полотенца, сворачивая в рулон по направлению к ногам.

17. Накрыть вымытую ногу простынёй, убрать полотенце. Откинуть простыню с ноги пациента, которая находится с вашей стороны. Положить под неё полотенце. Вымыть, ополоснуть и вытереть насухо ногу и стопу. Накрыть ногу простынёй, убрать полотенце.

18. Помочь пациенту повернуться на бок спиной к вам.

19.Положить полотенце (поверх простыни) вдоль спины и ягодиц пациента.

20. Укрыть (грудную клетку, руки, ноги) простынёй.

21. Вымыть, ополоснуть и вытереть насухо шею, спину и ягодицы пациента. Осмотреть кожу.

Завершение процедуры

22. вымыть и осушить руки.

23. Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.

Хирургическом отделении.

П оддержание санитарного режима предусматривает регулярную тщательную уборку помещений и территории больницы. Мусор из корпусов и отделений выносят в металлические бачки с плотно закрывающимися крышками и своевременно вывозят.
Уборка больничных помещений должна быть обязательно влажной, поскольку мытье уменьшает микробную загрязненность помещений и поверхностей предметов.
В служебных кабинетах, комнате отдыха персонала и других вспомогательных помещениях ежедневно удаляют пыль с мебели и оборудования и моют пол 0,5%-ным раствором моющего средства. Уборку производственных помещений, санитарного шлюза, санузлов проводят не реже 2 раз в день, а при необходимости чаще, с применением моюще- дезинфицирующих средств. Ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, протирают оборудование, удаляют видимые загрязнения со стен, затем моют пол.
Влажную уборку больничных помещений проводят ежедневно. В палатах, коридорах и кабинетах – утром, после подъема больных. Во время уборки обращают внимание на санитарное состояние тумбочек и прикроватных столиков, где не разрешается хранить скоропортящиеся продукты, способные вызвать пищевые отравления.
Мебель, подоконники, двери и дверные ручки, а также в последнюю очередь пол протирают влажной тряпкой. Влажную уборку обязательно завершают проветриванием палат, поскольку хождение больных и медперсонала, перестилание постелей сопровождаются увеличением бактериальной загрязненности воздуха.
Для поддержания чистоты в палатах влажную уборку повторяют по мере необходимости в течении дня, а также перед сном. Один раз в месяц во всех помещениях проводят генеральную уборку. Моют мебель, оборудование, стены, окна, батареи, пол. Для уборки применяют 0,75%-ный раствор хлорамина с 0,5%-ным раствором моющего средства, 1 %-ный раствор аламинола или другие, предусмотренные для этих целей дезинфекционные средства.
Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно.
Санитарно-гигиеническая уборка пищеблока и буфетных в отделениях стационара.
Влажную уборку столовых и буфетных производят после каждого приема пищи. Пищевые отходы собирают в закрытые ведра или бачки с крышками и выносят.
Очень важно соблюдать правила мытья посуды. Операция включает в себя двукратное мытье посуды горячей водой с применением соды, горчицы или других моющих средств, последующую дезинфекцию 0,2% осветленным раствором хлорной извести и ополаскивание.
Особенно строгие требования предъявляют к личной гигиене работников кухни и буфетов, их регулярному и своевременному медицинскому осмотру и бактериологическому обследованию.
Уборочный материал после мытья заливают 0,5% осветленным раствором хлорной извести или 1% раствором хлорамина на 60 мин, далее прополаскивают в проточной воде и сушат инвентарь используют строго по назначению.
Генеральную уборку всех помещений с мытьем пола, обметанием стен и потолков проводят не реже 1 раза в неделю. Используемый при этом инвентарь швабры, ведра и т.д. должен иметь соответствующую маркировку например, для мытья туалета, для мытья коридоров и т.д..
Бельевой режим стационара.
Стационары должны быть обеспечены бельем в соответствии с табелем оснащения в достаточном количестве. Бельевым режимом отделения предусматривается смена белья больным не реже 1 раза в 7 дней. Загрязненное выделениями больного белье подлежит смене незамедлительно.
В родильных отделениях смена постельного белья проводится каждые три дня, рубашек и полотенец – ежедневно, подкладных пеленок для родильниц в первые три дня – 4 раза, в последующем – 2 раза в сутки. Используемые для кормления пеленки меняют перед каждым кормлением. При уходе за новорожденными используется только стерильное белье.
В хирургических отделениях смена постельного и нательного белья проводится накануне операции, в дальнейшем – по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 7 дней. В реанимационных отделениях белье меняется ежедневно и по мере загрязнения.
В лечебно-диагностических кабинетах белье используется строго индивидуально для каждого пациента.
Спецодежда персонала родильных отделений, отделений реанимации и интенсивной терапии, оперблоков, процедурных и перевязочных кабинетов,
ЦСО, инфекционных больниц отделений меняется ежедневно и по мере загрязнения. Спецодежда персонала других отделений меняется 1 раз в 3 дня, а также по мере загрязнения.
Стирка больничного белья осуществляется централизованно в соответствии с инструкцией по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных. Доставка чистого и грязного белья осуществляется специальным транспортом в специальной таре с маркировкой «чистое» или
«грязное» белье в соответствии с его принадлежностью учреждению, отделению. Стирка тканевой тары должна осуществляться одновременно с бельем. Все процессы должны быть максимально механизированы. После выписки каждого пациента или умершего, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться замене, а затем дезкамерной обработке. Стирка спецодежды медицинского персонала в домашних условиях не допускается.
Непосредственную ответственность за соблюдение бельевого режима в отделении несут старшие медицинские сестры.
Контроль качества текущей и заключительной дезинфекции.
Если в пищеблоке обнаружены клопы или тараканы, применяют меры по их уничтожению дезинсекция. Комплекс специальных мероприятий дератизация проводят и при выявлении грызунов. Так как дезинсекция и дератизация связаны с применением токсичных веществ, указанные мероприятия проводятся штатными сотрудниками санитарно- эпидемиологических станций СЭС.
Профилактика распространения мух, тараканов и грызунов в больницах заключается в соблюдении в помещениях чистоты, своевременном удалении мусора и пищевых отходов, тщательной заделке щелей в стенах, хранении пищевых продуктов в недоступных для грызунов местах. Для дезинфекции наиболее часто применяют хлорсодержащие соединения хлорную известь, хлорамин, гипохлорит кальция, натрия и лития и др.Антимикробные свойства препаратов хлора связаны с действием хлорноватистой кислоты, выделяющейся при растворении хлора и его соединений в воде.
Раствор хлорной извести готовится по определенным правилам. 1кг сухой хлорной извести разводят в 10 л воды, получая при этом так называемое
10%-ное хлорно-известковое молоко, которое оставляют в специальном помещении в темной посуде на 1 сутки. Затем осветленный раствор хлорной извести сливают в соответствующую емкость из темного стекла, помечают дату приготовления и хранят емкость в затемненном помещении, поскольку активный хлор на свету быстро разрушается. В дальнейшем для влажной уборки используют 0,5% осветленный раствор хлорной извести, для чего, например, берут 9,5 л воды и 0,5 л 10% раствора хлорной извести. Раствор хлорамина чаще всего применяют в виде 0,2–3% раствора преимущественно 1%. Но такие средства – почти вчерашний день, и только хроническое отсутствие финансирования не позволяет полностью перейти на дезинфектанты нового поколения, которые менее токсичны, эффективней уничтожают микроорганизмы, и гораздо удобнее в употреблении. Современные средства дезинфекции дифференцированы – для обработки рук, для обработки инструментов, для обработки помещений и для обработки белья и выделений больных.

24. Гигиеническая подготовка больного к экстренной операции.

Подготовка к экстренной операции зависит от тяжести состояния больного и срочности оперативного вмешательства. В наиболее экстренных случаях, например при угрожающем жизни кровотечении из крупного сосуда, практически никакой предоперационной подготовки не проводят. Больного раздевают и подают в операционную, где производят измерение артериального давления, введение наркотиков, сердечных средств, бреют операционное поле, переливают кровь и тут же начинают операцию. Если состояние больного позволяет, то проводятся дополнительные методы исследования (рентгеноскопия, анализ мочи, крови и др.), а также лечебные мероприятия (промывание желудка, клизмы, переливание жидкостей и крови) в пределах допустимого времени. В экстренных случаях больным полной санитарной обработки не производят, но если возможно, то производят частичную обработку, состоящую в обмывании и обтирании наиболее загрязненных участков тела.

Подготовка больного к операции.

Предоперационная подготовка начинается с момента постановки диагноза, требующего операции, и принятия решения о выполнении оперативного вмешательства. Заканчивается же она подачей больного в операционную.

Весь предоперационный период условно делят на два этапа:

диагностический и подготовительный, во время которых решают основные задачи предоперационной подготовки.

1)Диагностический этап

Задачи диагностического этапа - установление точного диагноза основного заболевания и оценка состояния основных органов и систем организма больного.

• предварительная оценка;

• стандартный минимум обследования(клинический анализ крови; биохимический анализ крови; время свёртывания крови; группа крови и резус-фактор; общий анализ мочи; флюорография органов грудной клетки; заключение стоматолога о санации ротовой полости; ЭКГ; осмотр терапевта; для женщин - осмотр гинеколога.);

• дополнительное обследование(проводят при выявлении у пациента сопутствующих заболеваний или при отклонении от нормы результатов лабораторных исследований.);

• определение противопоказаний к операции.

2)Подготовительный этап

Существует три основных вида предоперационной подготовки:

• психологическая;

• общая соматическая(её задача - добиться компенсации нарушенных в результате основного и сопутствующих заболеваний функций органов и систем, а также создания резерва в их функционировании);

• специальная(её необходимость связана с особыми свойствами органов, на которых выполняют операцию, например назначение диеты, клизмы).

Непосредственная подготовка больного к операции:

«Пустой желудок»

Для профилактики аспирации перед плановой операцией больной с утра в день операции не ест и не пьет ни капли жидкости, а накануне не очень плотно ужинает в 5-6 ч вечера.

Опорожнение кишечника

Перед плановой операцией больным нужно сделать очистительную клизму

Опорожнение мочевого пузыря

Премедикация

Премедикация - введение медикаментозных средств перед операцией с целью снижения вероятности интра- и послеоперационных осложнений. Премедикация необходима для решения нескольких задач:

• снижение эмоционального возбуждения;

• нейровегетативная стабилизация;

• снижение реакций на внешние раздражители;

• создание оптимальных условий для действия анестетиков;

• профилактика аллергических реакций на средства, используемые при анестезии;

• уменьшение секреции желёз.

Для премедикации используют следующие основные группы фармакологических веществ.

1. Снотворные средства (барбитураты: фенобарбитал; бензодиазепины: нитразепам, флунитразепам).

2. Транквилизаторы (диазепам, бромдигидрохлорфенилбензодиазе- пин, оксазепам). Эти препараты оказывают снотворное, противосудорожное, гипнотическое и амнезическое действие, устраняют тревогу и потенцируют действие общих анестетиков, повышают порог болевой чувствительности. Всё это делает их ведущими средствами премедикации.

3. Нейролептики (галоперидол, дроперидол).

4. Антигистаминные средства (дифенгидрамин, хлоропирамин, клемастин).

5. Наркотические анальгетики (тримеперидин, морфин, морфин + наркотин + папаверин + кодеин + тебаин) устраняют боль, оказывают седативный и снотворный эффекты, потенцируют действие анестетиков.

6. Холинолитические средства (атропин, метоциния йодид) блокируют вагусные рефлексы, тормозят секрецию желёз.

Организацией лечебного питания больных в стационаре занимается главврач или его заместитель по лечебной части. Иногда это могут быть заведующие отделением. Эти лица осуществляют общее руководство и следят за тем, чтобы все соответствовало стандартам, установленным Минздравом. Сюда входит не только научно-методическое руководство приготовлением пищи для больных, но и соблюдение соответствующих норм гигиены и санитарии на пищеблоке.

Правильная обработка посуды, спецодежда для поваров, их профессиональная подготовка должны быть на более высоком уровне, так как во многом от правильного приготовления лечебного питания зависит не только здоровье,но и жизнь пациента.

Меню лечебного питания в больнице курирует врач-диетолог, которому непосредственно подчиняется диетсестра по вопросам диетического питания. По хозяйственным вопросам она поступает в полное распоряжение заместителя главврача по административной части.

В отделениях больниц непосредственно диетпитанием занимаются старшие медицинские сестры. Они следят за тем, чтобы больные их отделений получали именно те блюда, которые им прописаны по показаниям.

На пищеблоке больницы за приготовлением лечебного питания для пациентов непосредственный контроль осуществляет шеф-повар высокой квалификации. Он непосредственно подчиняется диетсестре поликлиники.

Получение еды на пищеблоке, подогрев и раздачу ее больным осуществляют буфетчицы, которые имеют специальную подготовку. Они знакомы с различными лечебными диетами и медицинскими назначениями.

Принципы лечебного питания.

1. Направленное воздействие на обмен веществ

Лечебное питание должно способствовать направленному воздействию на обмен веществ. Так, при ожирении назначается низкокалорийная диета, ограничивающая потребление в пищу легковсасываемых углеводов (сахара, сладостей), что способствует снижению массы тела.

В рационе больных сахарным диабетом также значительно уменьшают количество легковсасываемых углеводов, избыток которых способствует повышению уровня сахара в крови.

2. Режим питания

Необходимо соблюдать режим питания: питаться регулярно, в одни и те же часы. В таком случае вырабатывается условный рефлекс: в установленное время наиболее активно выделяется желудочный сок и возникают наиболее благоприятные условия для переваривания пищи. Организму человека, особенно при интенсивном физическом или умственном труде, совсем не безразлично, получать пищу через 3—4 часа или через 10 часов. Нам слишком дорого обходится такое питание, когда систематически, на протяжении месяцев или даже лет, завтрак — это чай или кофе с бутербродом, обед — опять бутерброды или пирожки, а ужин — обильный обед. Подобное нерегулярное питание приводит к увеличению заболеваемости гастритами, холециститами, способствует появлению избыточной массы тела.

См. также: режим приема пищи — третий принцип рационального питания.

3. Разнообразие пищи

Необходимо разнообразить рацион питания. Если пища разнообразна, включает в себя продукты и животного (мясо, рыба, яйцо, молоко, творог), и растительного происхождения (овощи, фрукты, каши, хлеб), то можете быть уверены в том, что организм получит все необходимое для жизнедеятельности.

Подробнее о разнообразии пищи в концепции рационального питания.

4. Индивидуальный подход

Следует индивидуализировать лечебное питание: лечить не болезнь, а больного. Опытный врач-диетолог учтет форму и стадию заболевания, особенности обмена веществ, массу тела, сопутствующие заболевания, а также, и не в последнюю очередь, привычки и вкусы больного, если они разумны и не наносят ущерба здоровью.

Говоря об индивидуализации лечебного питания, необходимо принимать во внимание непереносимость и пищевую аллергию на те или иные продукты питания. Не надо включать в рацион даже весьма полезные по химическому составу блюда, если больной плохо переносит их в силу различных обстоятельств.

5. Учет особенностей конкретных продуктов

Надо учитывать калорийность и химический состав основных продуктов и блюд с целью составления лечебной диеты.

Специалисты-диетологи признают лечебные свойства меда, кумыса, кефира, свеклы, моркови, растительных масел, овощных и фруктовых соков и т. п. Однако, чтобы правильно использовать конкретные продукты в лечебных диетах, необходимо знать особенности их химического состава и воздействия на организм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.102 с.)