Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование сказочных образов и работа над сказочной композицией
Развитие воображения, умения фантазировать — сложная задача для детей с интеллектуальными нарушениями. Как известно, для деятельности воображения нужны условия. Этими условиями являются: 1) относительно сформированная или формирующаяся база представлений об окружающем мире (все время пополняющаяся и уточняющаяся); 2) сформированные умения трансформировать образы, преобразовывать их в необычные, не существующие в действительности, например образы сказочных героев. Эта основа для деятельности воображения формировалась у детей начиная с дошкольного возраста. В 1—3 классах она подготавливалась целенаправленно. При выполнении лепки, при составлении аппликации и затем при работе над рисунком школьники обогащали свой зрительно-двигательный опыт представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности и способах их изображения. Чем более полные, точные и отчетливые представления о предметах формировались у детей в результате этой деятельности, тем более пригодной для развития у них деятельности воображения, творческой деятельности становилась база образов. В предыдущие годы обучения детей знакомили со сказочными образами (например, из сказки «Колобок»), с работами художников-сказочников И. Билибина, Т. Мавриной. В 1 классе использовали образ колобка в пропедевтической работе над композицией при размещении изображения сказочного героя на изобразительной плоскости (квадратном листе бумаги в задании «Расположи картинку на листе бумаги красиво» на с. 77). Обучающиеся рисовали картинку «Колобок катится по дорожке» после рассматривания иллюстрации к этой сказке и вспоминания текста сказки к этому эпизоду (с. 80—81). В работе над формой использовались игрушки неваляшка, мишка, матрешка — такие же плоды творческого воображения. Во 2 классе усиленно формировалась база для развития творческого воображения, велась работа над формированием умений наблюдать и изображать фигуру и лицо человека, точнее предавать ее в лепке, рисунке, аппликации, достигать узнаваемости, похожести, сходства. В этом же направлении велась работа над изображением животных, деревьев, жилища человека (дома). В 3 классе подходили к проблеме трансформации образа, показывая, как художник И. Билибин создавал образ жар-птицы на основе соединения частей тела от образов разных птиц. Сформированные у обучающихся образы деревьев, человека, животных, дома, предметов ближайшего окружения (например, посуды, одежды и др.) и пр. являются базой для деятельности воображения у детей в их изобразительном творчестве, особенно в рисовании сказочных изображений. В 3 классе развивается и уточняется эта система образов и способов их изображения в лепке, аппликации и рисунке в процессе выполнения заданий.
Ряд предложенных в учебнике заданий, связанных с формированием сказочных образов, важны для дальнейшего развития воображения у детей. Используя некоторые иллюстрации к русским народным сказкам И. Билибина, учитель показывает детям, как художник создает сказочные образы на основе изучения реально существующих в жизни объектов, как он преобразует (трансформирует) эти представления. Например, создавая образ сказочной жар-птицы, художник заимствует и затем изменяет форму частей тела разных существующих в природе птиц (клюва, хвоста), пририсовывает птице хохолок, изменяет форму когтей и т. д. Конечной целью данного блока заданий является сочинение детьми сказочного образа птицы. Вначале формируются представления о разнообразии птиц в природе, красоте форм их тела, окраски. Детей побуждают к наблюдению за птицами на прогулке в городе, в деревне и запечатлению их с целью последующего изображения. Полезно обратиться к опыту, полученному во 2 классе, когда обучающиеся знакомились со строением птичек, учились лепить и рисовать скворца, зарянку, используя эти приемы для изображения прилета птиц в сюжетном рисунке. Создание детьми сказочного образа птицы при выполнении задания осуществляется при внимательном изучении в учебнике под руководством учителя реалистических изображений птиц и фрагментов частей их тела, которые можно преобразовать для получения сказочного изображения.Необходимость помощи учителя для многих детей очевидна. Интересным и более доступным для детей является задание, в котором предлагается придумать орнамент рамки для иллюстрации к сказке «Сказочная птица» или «Жар-птица». Учителю нужно в этом задании побудить детей к внимательному рассмотрению образцов иллюстраций И. Билибина, руководить процессом рассматривания (элементов орнамента, ритма в узоре через повторение и чередование их формы и цвета).
В 4 классе задача развития творческого воображения у детей закрепляется и расширяется. Демонстрируются образы героев былин и сказок (например, «Дед Мороз и Снегурочка», «Богатыри» В. Васнецова, «Царевна-Лебедь» М. Врубеля и др.). Конечно, необходимо, чтобы дети прежде всего знали содержание былины, сказки, которую иллюстрировали художники. Далее учителю важно показать сказочность этих образов, выделяя признаки фантастичности, необычности. В связи с этим в учебнике также обозначаются темы «Доброе и злое в сказке», «Сказочные герои: добрые и злые», выделяется взаимосвязь добрых и злых героев с окружающими их объектами (домом или замком, где они живут, деревьями, цветами, бабочками в их сказочном саду и др.). Это то новое, что должно вызвать у детей живой интерес к теме сказок, желание овладеть способами трансформации реальных образов в сказочные. В учебнике подробно сравниваются добрые и злые герои сказок, поэтапно демонстрируется преобразование обычного женского лица в образ Василисы Прекрасной или злой Бабы-яги, показываются способы изображения фантастических деревьев с предварительными упражнениями в рисовании разных линий, завитушек и фигур. Учителю нужно хорошо использовать эти материалы, а именно рассмотреть и прочитать вместе с детьми, выполнить упражнения и задания. В задании с новогодней тематикой «Дед Мороз и Снегурочка» детям предлагается дорисовать силуэты этих сказочных героев. Необходимо обратить внимание обучающихся на части тела персонажей, их взаимное расположение, на одежду и т. д. Тем самым будут актуализироваться, наполняться деталями, становиться отчетливыми в сознании детей образы Деда Мороза и Снегурочки. Эта предварительная работа поможет школьникам легко и с интересом справиться с практическим заданием (нарисовать картинку-открытку).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.006 с.) |