Формирование сказочных образов и работа над сказочной композицией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование сказочных образов и работа над сказочной композицией



Развитие воображения, умения фантазировать — сложная задача для детей с интеллектуальными нарушениями. Как известно, для деятельности воображения нужны условия. Этими условиями являются: 1) относительно сформированная или формирующаяся база представлений об окружающем мире (все время пополняющаяся и уточняющаяся); 2) сформированные умения трансформировать образы, преобразовывать их в необычные, не существующие в действительности, например образы сказочных героев.

 Эта основа для деятельности воображения формировалась у детей начиная с дошкольного возраста. В 1—3 классах она подготавливалась целенаправленно. При выполнении лепки, при составлении аппликации и затем при работе над рисунком школьники обогащали свой зрительно-двигательный опыт представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности и способах их изображения. Чем более полные, точные и отчетливые представления о предметах формировались у детей в результате этой деятельности, тем более пригодной для развития у них деятельности воображения, творческой деятельности становилась база образов.

В предыдущие годы обучения детей знакомили со сказочными образами (например, из сказки «Колобок»), с работами художников-сказочников И. Билибина, Т. Мавриной.

В 1 классе использовали образ колобка в пропедевтической работе над композицией при размещении изображения сказочного героя на изобразительной плоскости (квадратном листе бумаги в задании «Расположи картинку на листе бумаги красиво» на с. 77). Обучающиеся рисовали картинку «Колобок катится по дорожке» после рассматривания иллюстрации к этой сказке и вспоминания текста сказки к этому эпизоду (с. 80—81).

В работе над формой использовались игрушки неваляшка, мишка, матрешка — такие же плоды творческого воображения.

Во 2 классе усиленно формировалась база для развития творческого воображения, велась работа над формированием умений наблюдать и изображать фигуру и лицо человека, точнее предавать ее в лепке, рисунке, аппликации, достигать узнаваемости, похожести, сходства. В этом же направлении велась работа над изображением животных, деревьев, жилища человека (дома).

В 3 классе подходили к проблеме трансформации образа, показывая, как художник И. Билибин создавал образ жар-птицы на основе соединения частей тела от образов разных птиц. Сформированные у обучающихся образы деревьев, человека, животных, дома, предметов ближайшего окружения (например, посуды, одежды и др.) и пр. являются базой для деятельности воображения у детей в их изобразительном творчестве, особенно в рисовании сказочных изображений. В 3 классе развивается и уточняется эта система образов и способов их изображения в лепке, аппликации и рисунке в процессе выполнения заданий.

Ряд предложенных в учебнике заданий, связанных с формированием сказочных образов, важны для дальнейшего развития воображения у детей. Используя некоторые иллюстрации к русским народным сказкам И. Билибина, учитель показывает детям, как художник создает сказочные образы на основе изучения реально существующих в жизни объектов, как он преобразует (трансформирует) эти представления. Например, создавая образ сказочной жар-птицы, художник заимствует и затем изменяет форму частей тела разных существующих в природе птиц (клюва, хвоста), пририсовывает птице хохолок, изменяет форму когтей и т. д.

Конечной целью данного блока заданий является сочинение детьми сказочного образа птицы. Вначале формируются представления о разнообразии птиц в природе, красоте форм их тела, окраски. Детей побуждают к наблюдению за птицами на прогулке в городе, в деревне и запечатлению их с целью последующего изображения. Полезно обратиться к опыту, полученному во 2 классе, когда обучающиеся знакомились со строением птичек, учились лепить и рисовать скворца, зарянку, используя эти приемы для изображения прилета птиц в сюжетном рисунке.

Создание детьми сказочного образа птицы при выполнении задания осуществляется при внимательном изучении в учебнике под руководством учителя реалистических изображений птиц и фрагментов частей их тела, которые можно преобразовать для получения сказочного изображения.Необходимость помощи учителя для многих детей очевидна.

Интересным и более доступным для детей является задание, в котором предлагается придумать орнамент рамки для иллюстрации к сказке «Сказочная птица» или «Жар-птица». Учителю нужно в этом задании побудить детей к внимательному рассмотрению образцов иллюстраций И. Билибина, руководить процессом рассматривания (элементов орнамента, ритма в узоре через повторение и чередование их формы и цвета).

В 4 классе задача развития творческого воображения у детей закрепляется и расширяется. Демонстрируются образы героев былин и сказок (например, «Дед Мороз и Снегурочка», «Богатыри» В. Васнецова, «Царевна-Лебедь» М. Врубеля и др.). Конечно, необходимо, чтобы дети прежде всего знали содержание былины, сказки, которую иллюстрировали художники. Далее учителю важно показать сказочность этих образов, выделяя признаки фантастичности, необычности. В связи с этим в учебнике также обозначаются темы «Доброе и злое в сказке», «Сказочные герои: добрые и злые», выделяется взаимосвязь добрых и злых героев с окружающими их объектами (домом или замком, где они живут, деревьями, цветами, бабочками в их сказочном саду и др.). Это то новое, что должно вызвать у детей живой интерес к теме сказок, желание овладеть способами трансформации реальных образов в сказочные.

В учебнике подробно сравниваются добрые и злые герои сказок, поэтапно демонстрируется преобразование обычного женского лица в образ Василисы Прекрасной или злой Бабы-яги, показываются способы изображения фантастических деревьев с предварительными упражнениями в рисовании разных линий, завитушек и фигур. Учителю нужно хорошо использовать эти материалы, а именно рассмотреть и прочитать вместе с детьми, выполнить упражнения и задания.

В задании с новогодней тематикой «Дед Мороз и Снегурочка» детям предлагается дорисовать силуэты этих сказочных героев. Необходимо обратить внимание обучающихся на части тела персонажей, их взаимное расположение, на одежду и т. д. Тем самым будут актуализироваться, наполняться деталями, становиться отчетливыми в сознании детей образы Деда Мороза и Снегурочки. Эта предварительная работа поможет школьникам легко и с интересом справиться с практическим заданием (нарисовать картинку-открытку).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.006 с.)