Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие у обучающихся восприятия произведений искусства в 1—4 классах
В 1 классе с первых разворотов учебника начинается знакомство детей с картинами известных художников. Тема «Золотая осень» сопровождается репродукциями картин И. Левитана «Золотая осень», К. Коровина «Осень. Аллея в Жуковке», Ф. Васильева «Болото в лесу. Осень». Текст в учебнике написан с опорой на рассматривание картин и на проведение детьми собственных наблюдений в природе на прогулке. С такой же направленностью подобраны репродукции картин художников к темам формирования у детей цветовосприятия (на с. 10. Н. Крымов. «После весеннего дождя», З. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати»), развития у школьников образа и способа изображения деревьев и деревенского дома (на с. 52. И. Шишкин. «Парк в Павловске», «Зима»; И. Левитан. «Березовая роща», на с. 58. «Деревня»). Специально подобраны разные по формату картины художников для того, чтобы дети в практической деятельности поняли принцип размещения изображения на изобразительной плоскости (на с. 76. Б. Кустодиев. «Масленица», А. Герасимов. «Пионы», И. Шишкин. «На севере диком»). Учителю нужно использовать тексты и вопросы, сопровождающие каждую тему, побуждая детей к подробному рассматриванию картин. Во 2 классе занятия начинаются с изучения тем«Вспомни лето красное (красивое)», «Здравствуй, золотая осень» (разноцветная, с желтыми опадающими листьями), «Рассматривай форму и цвет разных деревьев». В начале учебника объединяются задания, связанные с этими временами года. Для учителя и учеников здесь является важным первое задание «Вспомни лето», при выполнении которого ожидается актуализация сформированных в 1 классе образов и графических умений. Но в начале беседы по темам внимание детей обращается к рассматриванию репродукций картин по соответствующим темам (И. Шишкина, И. Левитана, К. Моне). Затем обучающиеся отвечают на вопросы. После этого дети читают вместе с учителем текст на с. 12—13 о красоте природы России, которую отражали в своих картинах художники, Далее школьников просят сосредоточиться, вспомнить что-то увиденное летом, подумать, как это изобразить композиционно, как рисовать форму и т. д. Просмотренные репродукции картин художников помогают им актуализировать образы, летние впечатления. Используется такой прием: закрыть глаза, чтобы вспомнить увиденное ранее. Эту ситуацию учитель демонстрирует, «проигрывает» перед учащимися: «Что я видел летом? (С закрытыми глазами.) А! Вспомнил! Красивую бабочку (или веточку земляники и др.). Как ее нарисовать? (Открывает глаза.) Сначала нарисую туловище, потом два верхних крыла, потом нижние крылья». И т. д.
Таким образом, учитель изучит результаты обучения в 1 классе, возможности детей в рисунке по памяти, обнаружит, сохранили ли дети прежние схематические изображения или обучение в 1 классе подняло их на более высокую ступень развития в рисунке и живописи. Практически каждая тема в учебнике сопровождается репродукциями картин великих мастеров. Они сопровождаются текстом, который помогает рассмотреть картину, понять, о чем в ней хотел рассказать художник. Кроме этого, учитель использует репродукции для того, чтобы детям стало понятнее задание, способ его выполнения. Связь, зависимость фона и изображения в картине дети усваивают в процессе рассмотрения ряда примеров в задании № 5. Учитель может показать роль фона с использованием «подвижной аппликации» (белый зайка сначала на фоне белого поля, затем бегущий мимо зеленой елки и т. д.). Эмоциональное составляющее цвета раскрывается детям в задании «Радостные и грустные цвета». Учитель непременно использует для рассматривания представленные в учебнике репродукции картин известных художников, просит детей рассказать, какие ощущения вызывают у них эти картины (радости — грусти), какие цвета использовали в своих картинах художники (яркие, светлые — темные, неяркие, тусклые). Противопоставление ярких, светлых цветов и неярких, темных уже акцентировалось в 1 классе при описании состояния «грустно — радостно» при восприятии картин осени. Во 2 классе к нему возвращаются для закрепления и расширения представлений детей, побуждения их к наблюдениям явлений в природе. Над этим заданием дети работают практически, рисуя один и тот же сюжет в солнечную и пасмурную, дождливую погоду. Важное место на занятии занимает рассматривание репродукций с картин соответствующего содержания известных художников.
В 3 классе на разворотах учебника тема занятия, как правило, сопровождается репродукциями картин известных художников или фотографиями образцов декоративно-прикладного искусства. Обычно присутствует и ряд вопросов, с помощью которых учитель имеет возможность побуждать детей к внимательному рассматриванию этих произведений искусства, осмыслять их содержание, связывать с темой занятия. Иногда обучающимся предлагается рассмотреть, каким способом художник передает в картине форму объекта, движение в пространстве или глубину пространства. Например, в картине художника А. Дейнеки «Лыжники» обращается внимание детей на фигуры в движении — катающихся на лыжах людей. На картине А. Пластова «Летом» внимание детей привлекается к позе сидящей на земле девочки. Рассматривая картину П. Митурича «Деревня. Овечье стадо», дети должны назвать объекты, изображенные на переднем, среднем и заднем планах картины, установить загораживание одних объектов другими (что изображено спереди, что сзади, что загораживает). Нужно напоминать детям читать названия картин и фамилии авторов и стимулировать их запоминать эти сведения. Необходимо также предлагать обучающимся подумать, чем понравилась им та или иная картина, чему она учит, и помогать мотивировать ответ. На четвертом году обучения детям предлагается усвоить материал о жанрах изобразительного искусства. Это темы «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет». Работа над этими понятиями выстроена в порядке усложнения. «Пейзаж» и «Натюрморт» — более доступный материал — дается на базе анализа приведенных в учебнике иллюстраций работ знаменитых художников. Текст для работы над понятиями написан в учебнике доступным для понимания обучающихся языком с опорой на конкретный анализ картин рассматриваемых жанров изобразительного искусства — пейзажей и натюрмортов. Его нужно читать вместе с детьми и рассуждать на заданную тему урока. После этого обучающимся предлагается практическая работа на заданную тему урока (нарисовать пейзаж, изобразить с натуры натюрморт). Тема «Портрет» — более сложная и особо важная для обучающихся. Она становится привлекательной для них, когда в работу над понятием «портрет» включается практическая деятельность детей, когда они опираются на свой жизненный опыт (например, портреты близких людей: родителей, бабушек, дедушек, зачем нужны эти портреты), когда они узнают, что портрет можно изобразить в рисунке, в живописном решении, в скульптурном исполнении. С опорой на картину И. Фирсова «Юный живописец» учителю несложно будет доступно рассказать детям, как работает художник над портретом. Рассказывая о портрете как жанре искусства, учитель должен обратить внимание обучающихся на назначение портрета (память об известных людях, много сделавших за свою жизнь для развития общества), стимулировать детей всматриваться в людей, запоминать их образы. Тема «Портрет» плавно переходит на тему «Автопортрет». Зачем художники и скульпторы изображают самих себя? Об этом также написано в учебнике. Материал по данной теме необходимо прочитать вместе с обучающимися и обсудить его. Затем внимание школьников обращается на изучение самих себя («Какой(ая) я?»): на свою внешность и личностые особенности (настроение — веселый(ая), грустный(ая) и т. д.); интересы в жизни — чем ребенок любит заниматься). Внимание детей заостряется на изучении человека, его эмоциональных проявлениях, формировании представления о себе самом и на том или ином человеке не только на уровне узнавания его, но на более глубоком его изучении (внешнего образа и внутренних человеческих отличий, которые проявляются в его внешности). Это пригодится детям и в плане решения коммуникативных отношений. Знакомство с жанрами изобразительного искусства продолжается при изучении тем о художниках-маринистах и анималистах. В текстах учебника по этим темам дается подробное описание этапов их работы, в частности приемов наблюдения и изображения. Требуется совместное с обучающимися прочтение текстов по этой теме и дополнительные разъяснения по необходимости.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.005 с.) |