Развитие у обучающихся восприятия  произведений искусства в 1—4 классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие у обучающихся восприятия  произведений искусства в 1—4 классах



В 1 классе с первых разворотов учебника начинается знакомство детей с картинами известных художников. Тема «Золотая осень» сопровождается репродукциями картин И. Левитана «Золотая осень», К. Коровина «Осень. Аллея в Жуковке», Ф. Васильева «Болото в лесу. Осень». Текст в учебнике написан с опорой на рассматривание картин и на проведение детьми собственных наблюдений в природе на прогулке.

С такой же направленностью подобраны репродукции картин художников к темам формирования у детей цветовосприятия (на с. 10. Н. Крымов. «После весеннего дождя», З. Серебрякова. «На кухне. Портрет Кати»), развития у школьников образа и способа изображения деревьев и деревенского дома (на с. 52. И. Шишкин. «Парк в Павловске», «Зима»; И. Левитан. «Березовая роща», на с. 58. «Деревня»). Специально подобраны разные по формату картины художников для того, чтобы дети в практической деятельности поняли принцип размещения изображения на изобразительной плоскости (на с. 76. Б. Кустодиев. «Масленица», А. Герасимов. «Пионы», И. Шишкин. «На севере диком»). Учителю нужно использовать тексты и вопросы, сопровождающие каждую тему, побуждая детей к подробному рассматриванию картин.

Во 2 классе занятия начинаются с изучения тем«Вспомни лето красное (красивое)», «Здравствуй, золотая осень» (разноцветная, с желтыми опадающими листьями), «Рассматривай форму и цвет разных деревьев».

В начале учебника объединяются задания, связанные с этими временами года. Для учителя и учеников здесь является важным первое задание «Вспомни лето», при выполнении которого ожидается актуализация сформированных в 1 классе образов и графических умений.

Но в начале беседы по темам внимание детей обращается к рассматриванию репродукций картин по соответствующим темам (И. Шишкина, И. Левитана, К. Моне). Затем обучающиеся отвечают на вопросы. После этого дети читают вместе с учителем текст на с. 12—13 о красоте природы России, которую отражали в своих картинах художники,

Далее школьников просят сосредоточиться, вспомнить что-то увиденное летом, подумать, как это изобразить композиционно, как рисовать форму  и т. д. Просмотренные репродукции картин художников помогают им актуализировать образы, летние впечатления.

Используется такой прием: закрыть глаза, чтобы вспомнить увиденное ранее. Эту ситуацию учитель демонстрирует, «проигрывает» перед учащимися: «Что я видел летом? (С закрытыми глазами.) А! Вспомнил! Красивую бабочку (или веточку земляники и др.). Как ее нарисовать? (Открывает глаза.) Сначала нарисую туловище, потом два верхних крыла, потом нижние крылья». И т. д.

Таким образом, учитель изучит результаты обучения в 1 классе, возможности детей в рисунке по памяти, обнаружит, сохранили ли дети прежние схематические изображения или обучение в 1 классе подняло их на более высокую ступень развития в рисунке и живописи.

Практически каждая тема в учебнике сопровождается репродукциями картин великих мастеров. Они сопровождаются текстом, который помогает рассмотреть картину, понять, о чем в ней хотел рассказать художник. Кроме этого, учитель использует репродукции для того, чтобы детям стало понятнее задание, способ его выполнения.

Связь, зависимость фона и изображения в картине дети усваивают в процессе рассмотрения ряда примеров в задании № 5. Учитель может показать роль фона с использованием «подвижной аппликации» (белый зайка сначала на фоне белого поля, затем бегущий мимо зеленой елки и т. д.).

Эмоциональное составляющее цвета раскрывается детям в задании «Радостные и грустные цвета». Учитель непременно использует для рассматривания представленные в учебнике репродукции картин известных художников, просит детей рассказать, какие ощущения вызывают у них эти картины (радости — грусти), какие цвета использовали в своих картинах художники (яркие, светлые — темные, неяркие, тусклые).

Противопоставление ярких, светлых цветов и неярких, темных уже акцентировалось в 1 классе при описании состояния «грустно — радостно» при восприятии картин осени. Во 2 классе к нему возвращаются для закрепления и расширения представлений детей, побуждения их к наблюдениям явлений в природе. Над этим заданием дети работают практически, рисуя один и тот же сюжет в солнечную и пасмурную, дождливую погоду. Важное место на занятии занимает рассматривание репродукций с картин соответствующего содержания известных художников.

В 3 классе на разворотах учебника тема занятия, как правило, сопровождается репродукциями картин известных художников или фотографиями образцов декоративно-прикладного искусства. Обычно присутствует и ряд вопросов, с помощью которых учитель имеет возможность побуждать детей к внимательному рассматриванию этих произведений искусства, осмыслять их содержание, связывать с темой занятия. Иногда обучающимся предлагается рассмотреть, каким способом художник передает в картине форму объекта, движение в пространстве или глубину пространства. Например, в картине художника А. Дейнеки «Лыжники» обращается внимание детей на фигуры в движении — катающихся на лыжах людей. На картине А. Пластова «Летом» внимание детей привлекается к позе сидящей на земле девочки. Рассматривая картину П. Митурича «Деревня. Овечье стадо», дети должны назвать объекты, изображенные на переднем, среднем и заднем планах картины, установить загораживание одних объектов другими (что изображено спереди, что сзади, что загораживает).

Нужно напоминать детям читать названия картин и фамилии авторов и стимулировать их запоминать эти сведения. Необходимо также предлагать обучающимся подумать, чем понравилась им та или иная картина, чему она учит, и помогать мотивировать ответ.

На четвертом году обучения детям предлагается усвоить материал о жанрах изобразительного искусства. Это темы «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет». Работа над этими понятиями выстроена в порядке усложнения.

«Пейзаж» и «Натюрморт» — более доступный материал — дается на базе анализа приведенных в учебнике иллюстраций работ знаменитых художников. Текст для работы над понятиями написан в учебнике доступным для понимания обучающихся языком с опорой на конкретный анализ картин рассматриваемых жанров изобразительного искусства — пейзажей и натюрмортов. Его нужно читать вместе с детьми и рассуждать на заданную тему урока. После этого обучающимся предлагается практическая работа на заданную тему урока (нарисовать пейзаж, изобразить с натуры натюрморт).

Тема «Портрет» — более сложная и особо важная для обучающихся. Она становится привлекательной для них, когда в работу над понятием «портрет» включается практическая деятельность детей, когда они опираются на свой жизненный опыт (например, портреты близких людей: родителей, бабушек, дедушек, зачем нужны эти портреты), когда они узнают, что портрет можно изобразить в рисунке, в живописном решении, в скульптурном исполнении. С опорой на картину И. Фирсова «Юный живописец» учителю несложно будет доступно рассказать детям, как работает художник над портретом. Рассказывая о портрете как жанре искусства, учитель должен обратить внимание обучающихся на назначение портрета (память об известных людях, много сделавших за свою жизнь для развития общества), стимулировать детей всматриваться в людей, запоминать их образы.

Тема «Портрет» плавно переходит на тему «Автопортрет». Зачем художники и скульпторы изображают самих себя? Об этом также написано в учебнике. Материал по данной теме необходимо прочитать вместе с обучающимися и обсудить его. Затем внимание школьников обращается на изучение самих себя («Какой(ая) я?»): на свою внешность и личностые особенности (настроение — веселый(ая), грустный(ая) и т. д.); интересы в жизни — чем ребенок любит заниматься).

Внимание детей заостряется на изучении человека, его эмоциональных проявлениях, формировании представления о себе самом и на том или ином человеке не только на уровне узнавания его, но на более глубоком его изучении (внешнего образа и внутренних человеческих отличий, которые проявляются в его внешности). Это пригодится детям и в плане решения коммуникативных отношений.

Знакомство с жанрами изобразительного искусства продолжается при изучении тем о художниках-маринистах и анималистах. В текстах учебника по этим темам дается подробное описание этапов их работы, в частности  приемов наблюдения и изображения. Требуется совместное с обучающимися прочтение текстов по этой теме и дополнительные разъяснения по необходимости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.005 с.)