Формирование представлений, пригодных для изображения, и способов изображения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование представлений, пригодных для изображения, и способов изображения.



Образы деревьев, человека, животных, дома, а также предметов ближайшего окружения (например, посуды, одежды и др.) являются базой для деятельности воображения у детей в их изобразительном творчестве, особенно в рисовании на темы природы, сказочных изображений. Эти образы должны быть в сознании школьников пригодными для изображения (т. е. полными со стороны конструктивных особенностей, хотя бы относительно точными по форме и отчетливыми представлениями). Поэтому работа над формированием образов и их совершенствованием ведется на протяжении всех лет обучения (с 1 по 4 класс) с учетом особенностей и возможностей в изобразительной деятельности у детей с использованием разноуровневой помощи со стороны учителя.

На первом году обучения у обучающихся формируются целостные образы предметов, представления о форме этих предметов, а также представления о способах ее отражении в лепке, при составлении аппликации и в рисовании. На этой основе формируются практические умения и навыки в изобразительной деятельности детей. При этом учитывается запаздывание этапов развития изобразительной деятельности, в частности рисунка, а также своеобразие этого развития, которое объясняется особым психофизическим развитием этой категории обучающихся.

На первых занятиях внимание детей привлекается к наблюдению осенней природы, падающих осенних листьев, подробному их рассматриванию (дается установка к наблюдению).

Листья рисуются с помощью натуры. Их форму дети постигают через обведение шаблонов и раскрашивание листьев внутри нарисованных силуэтов. Таким образом, направленность изучения формы листьев на первых порах ведется через движение руки по контуру листа, через цвет, который больше привлекает и активизирует внимание детей.

Далее задания в учебнике выстроены таким образом, чтобы дети постигали форму через работу, связанную с тактильно-зрительным ощущением формы и цветом. С этой целью учитель подготавливает рекомендуемые в учебнике образцы, на которых изображения выполнены в виде штриховых линий (зрительных опор). Используя их, дети дорисовывают форму предметов и затем раскрашивают ее цветными карандашами или фломастерами. Например, изображения шаров и флажков на с. 13, где круглая форма противопоставляется прямоугольной. Изображения простых форм «круга, квадрата и треугольника» на с. 26—27, при изображении которых дети постигают три основные, самые простые формы. Также школьники учатся рисовать не только эти формы после дорисовывания образцов, но и варианты этих форм в виде овалов, прямоугольников, треугольников.

Изображение куклы неваляшки детям предлагается выполнить также с использованием образца по зрительным опорам на с. 51. Это позволяет правильно воспроизвести форму игрушки, соблюдая пропорции частей: головы, ручек, туловища, — по отношению друг к другу.

Использование образцов со зрительными опорами позволяет сосредоточивать внимание детей на форме изображаемых объектов, увидеть эту форму при наблюдении натуры. Таким образом дети от тактильно-зрительных ощущений формы (ее контурного очертания) переходят к зрительному восприятию формы.

В 1 классе есть темы, связанные с формированием приемов изображения в рисовании, лепке и при работе с бумагой и ножницами при составлении аппликации.

Тема «Рисование разных линий, точек» (в учебнике на с. 36—37) занимает особое место, так как связана с периодом развития восприятия ребенка и формирования его изобразительной деятельности в области рисунка. Этот период называется «каракули».

У обычных детей этот период проходит в раннем дошкольном возрасте. У некоторых детей он может начинаться в 2—3 года или несколько позднее. Как отмечалось выше, это зависит от того, как рано захотят родители создавать для ребенка условия для занятий рисованием — для действий с карандашом (фломастером) и бумагой.

В 1 классе у некоторых обучающихся обнаруживаются значительные трудности в рисовании линий разной конфигурации (прямых, волнистых и др.), простых основных форм (квадрата, круга и др.) и их сочетаний, которые описаны на этапе развития «каракулей» в раннем дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей. Этот период у детей с интеллектуальными нарушениями недостаточно освоен и сдвинут по времени. Поэтому в 1 и 2 классах детям предлагаются упражнения на рисование разных линий, точек, и использование их при дорисовывании предметного изображения. Контуры простых геометрических форм дети учатся изображать через лепку,  рисование с помощью трафаретов, шаблонов и зрительных опор (с. 24—27; 43). Такие упражнения помогают школьникам не только освоить период «каракулей», но и учиться выделять эти признаки в форме предметов (например, увидеть, что рисовать неваляшку нужно с помощью кругов разной величины и др.), выделять фигуру из фона, вычленяя ее силуэт.

В 1 классе в практической деятельности проводится работа над понятиями, без которых невозможно обучение: «изображать», «украшать», «наблюдать», «рассматривать», «любоваться» и др.

Работу над понятиями «изображать», «изображение» учитель увидит на вводном занятии (с. 32—33) и на занятиях практической деятельностью (с. 34—35; 38; 44; 46; 48; 50; 54 и т. д.).

Работа над понятиями «разное и похожее» также находит свое место в разработке занятий в учебнике для 1 класса, развивает у детей умение сравнивать. Обучить детей сравнивать важно для правдивого изображения наблюдаемых объектов как со стороны их формы, так и со стороны отражения окраски, выделения из фона и др.

При изучении приемов изображения геометрических форм ставится задача изучить формы простые и формы сложные, состоящие из простых. Эти темы нескольких занятий очень важны для развития у детей восприятия формы предметов, вычленения признаков, отражающих конструкцию (строение) объектов наблюдения и для понимания приема их последующего изображения.

Простые основные формы детям знакомы (круг, треугольник, квадрат). Нужно помочь детям систематизировать, выстраивать, обобщать и закреплять их знания о простых формах путем сравнения: овал, прямоугольник — это формы, похожие на круг и квадрат. Закрепит знание детей, разрушит штампы показ и изображение разнообразных по конфигурации овалов, прямоугольников и треугольников.

Помощь учителя потребуется в узнавании, выделении признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы и в последующем их изображении (например, круг и снеговик; квадрат, треугольник и дом и др.). Этот процесс у детей очень затруднен.

Форма и величина предмета взаимосвязаны.

Величинный контраст является средством выразительности в изобразительном искусстве. Особенно важно его использование в композиционной деятельности (например, в работе над пейзажем, натюрмортом, в сюжетном изображении).

Элементарное понимание различий в величине предметов у детей в целом сформировано в дошкольном периоде обучения (большой — маленький). Однако сериации у детей, возможно, находятся в стадии формирования (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно), поэтому в учебнике предлагаются специальные упражнения в рисовании простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) на сериации, например от большого круга к маленькому и наоборот (с. 25—27).

Во 2 классе формируется и уточняется система образов объектов и способов их изображения в лепке, аппликации и рисунке в процессе выполнения заданий, объединенных в разные тематические блоки (например, «Лето. Осень», «Человек», «Домашние животные», «Птицы в реальности и в сказочном изображении» и др.).

В качестве натуры в блоках заданий предлагаются как плоскостные объекты (например, листья, веточки, колосья, цветы), так и объемные (например, человек, животные, насекомые). На занятиях рисованием с натуры ставится задача изображать объект похоже, правдиво.

Во 2 классе расширяются и уточняются образы деревьев. Дети учатся изображать старую ель и сосну, дуб и березу в летний и осенний периоды — в сравнении. Развиваются и образы человека, животных (собаки, кошки, птицы). Чтобы сформировать образы этих сложных по форме (сильно расчлененных) объектов, проводится большая кропотливая работа. Сначала дети рассматривают изображения этих объектов в репродукциях картин (а вне занятий проводят наблюдения в натуре), затем лепят или составляют аппликацию целого изображения объекта из частей. Сформированное представление о дереве, человеке, собаке, кошке, птичке и др. становится относительно более пригодным к его изображению в рисунке. Далее дается установка нарисовать «похоже», «правдиво».

В помощь последнему этапу изображения — рисунку объекта — детям предлагаются упражнения (рисование разных линий, замкнутых силуэтов из разных по конфигурации линий; дорисовывание частей до целого изображения или прорисовывание частей в силуэте изображения). Упражнения помогают уточнять образы объектов (они становятся более полными, точными), и детям становится легче усваивать способ их изображения.

Во 2 классе школьники знакомятся со строением птичек (с установкой, направленностью на их последующее изображение). Затем они учатся их лепить и рисовать (например, скворца, птичку зарянку), а потом используют эти приемы изображения птиц в сюжетном рисунке, посвященном прилету птиц.

В 3 классе закрепляются и уточняются образы деревьев, насекомых, человека, животных и насекомых (лошадки, птиц, бабочек и др.). В качестве натуры в блоках заданий предлагаются как плоскостные объекты (например, листья, веточки, колосья, цветы), так и объемные (например, человек, животные, насекомые). Сложность объектов увеличивается постепенно.

Для развития образов этих сложных по форме (сильно расчлененных) объектов проводится последовательная работа. Сначала дети рассматривают изображения этих объектов в репродукциях картин, затем на занятиях или вне занятий проводят наблюдения в натуре. После этого они лепят или составляют аппликацию целого изображения объекта из частей. Формируется представление о человеке, дереве, бабочке и др. Оно становится относительно более пригодным для изображения в рисунке. Приступая к практической деятельности, дети получают установку нарисовать «похоже». Учитель оказывает им необходимую помощь.

В помощь последнему этапу изображения — рисунку объекта — детям предлагаются упражнения (дорисовывание частей до целого изображения или прорисовывание частей в силуэте изображения, использование трафарета). Упражнения помогают уточнять образы объектов (они становятся более полными, точными), и детям становится легче закреплять или усваивать способ их изображения.

 Образы насекомых на примере бабочки рассматриваются в деятельности как объекты с симметричной формой. Между тем дети не загружаются работой над понятиями «симметрия» и «ось симметрии». В процессе деятельности внимание обучающихся обращается на сходство левой и правой сторон тела бабочки, включающих крылья (как и у других насекомых, например стрекозы). Далее детям предлагается найти еще примеры объектов, у которых форму можно также разделить пополам на две одинаковые части слева и справа (например, лицо человека, любого животного во фронтальном положении (сова и другие примеры).

В 4 классе обучение детей изобразительной грамоте осуществляется на основе развития у них структурных компонентов художественно-изобразительных способностей. Важное место здесь уделяется в рамках развития интереса к окружающей действительности развитию умения наблюдать с установкой подробно рассматривать объект наблюдения с целью его последующего изображения. Здесь мы говорим о развитии у детей операций мыслительной деятельности и прежде всего об умении видеть объект целостно (в единстве всех свойств), анализировать, сравнивать, конкретизировать, выделяя существенные признаки данного объекта, и изображать обобщенно, отвлекаясь от них при стилизованном изображении, например в декоративном изображении, решении изобразительной задачи в аппликации.

Если наблюдается форма предмета, то формируется умение видеть его общую форму и выделять в ней части, отвлекаясь от цвета. Если проводится наблюдение окраски предмета или явления в природе (например, небо на закате или цвет весеннего неба), то развивается умение различать только цвета и оттенки цвета и т. д.

В учебнике задания, сходные по содержанию, так же как и в 3 классе, объединены в блоки, которые могут включать несколько занятий. В качестве натуры в блоках заданий предлагаются как плоскостные объекты (например, листья, веточки, колосья, цветы), так и объемные (например, человек, животные, насекомые). На занятиях по рисованию с натуры ставится задача изображать объект похоже (самостоятельно или с помощью учителя).

В 4 классе осуществляется работа над понятиями, без которых на данном этапе обучения становится сложно сообщать детям учебный материал. В учебнике доступным языком изложено, что означает слово «натура». В качестве натуры рассматриваются листья, ветки кустарников и деревьев. Все явления в природе (закат, дождь и прочее) тоже называем натурой (природой, природным явлением). Человек, животные, насекомые — все могут быть натурой, которую можно изобразить похоже в рисунке (зарисовке), скульптуре (лепке), в живописном изображении. Все эти положения рассматриваются на примере репродукций и закрепляются в практической деятельности.

На четвертом году обучения детям предлагается усвоить материал о жанрах изобразительного искусства. Это темы «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет». Работа над этими понятиями выстроена в порядке усложнения.

«Пейзаж» и «Натюрморт» — более доступный материал — дается на базе анализа приведенных в учебнике иллюстраций работ знаменитых художников.

За этими темами следует тема «Портрет» — более сложная и важная для обучающихся. Она становится привлекательной для них, когда в работу над понятием «портрет» включается практическая деятельность, в процессе которой они опираются на свой жизненный опыт (например, портреты близких людей, родителей, бабушек, дедушек, зачем нужны эти портреты). Школьники узнают, что портрет можно изобразить в рисунке, в живописном решении, в скульптурном исполнении. С опорой на картину И. Фирсова «Юный живописец» учителю несложно будет доступно рассказать детям, как работает художник над портретом. Затем учителю нужно предложить детям попробовать нарисовать с натуры портрет своей подруги или друга, постараться изобразить похоже.

Тема «Портрета» плавно сменяется темой «Автопортрет». Почему художники и скульпторы изображают самих себя? Об этом также написано в учебнике. Эти сведения нужно прочитать вместе с обучающимися и обсудить, порассуждать на данную тему. Затем внимание школьников обращается на изучение самих себя («Какой(-ая) я?»), причем не только на внешнюю сторону самого себя, на свою внешность, но и на внутреннюю (какой(-ая) по характеру (например, веселый(-ая) и т. д.), какие личностные особенности, какие интересы в жизни (т. е. чем люблю заниматься) и т. д.).

В учебнике предлагаются предварительные упражнения для наблюдения и изображения частей человеческого лица. Заостряется внимание обучающихся на форме и размере носа, глаз (большие—маленькие), на расположении глаз на овале лица (близко или далеко от носа) и т. д. После рассматривания этих рисунков в учебнике нужно предложить детям понаблюдать эти признаки  друг у друга, дать им словесное обозначение (с помощью учителя), сделать зарисовки из учебника или с натуры. Затем можно переходить к следующему заданию — лепке с натуры (низкий рельеф) и рисунку с натуры «Портрет подруги» или «Портрет друга». Работа над автопортретом ведется по той же схеме.

Конечно, не следует ждать от обучающихся точной передачи натуры в портретах или автопортретах, даже если они выполнены с помощью учителя. Главная идея заключается в том, чтобы дети старались наблюдать за человеком, его эмоциональными проявлениями, формировали представления о себе самом или о том или ином человеке на уровне не только узнавания, но и изучения внутренних человеческих качеств, проявляющихся во внешнем облике. Это пригодится школьникам и в плане решения коммуникативных отношений.

Знакомство с жанрами изобразительного искусства продолжается при изучении тем о художниках-маринистах и анималистах. В текстах учебника, которые необходимо прочитать вместе с обучающимися и при необходимости дополнительно разъяснить, дается подробное описание этапов работы художников над картинками, в частности приемов наблюдения и изображения. Практическая помощь учителя может понадобиться детям при выполнении задания по изображению по сырой бумаге волнующегося моря, хотя это задание ориентировано на закрепление формировавшихся ранее умений.

Вместо лепки и последующей зарисовки животного или насекомого школьникам, имеющим трудности в обучении, может быть предложен вариант работы в аппликации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.014 с.)