Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы (или стадии) развития детского рисунка.
В развитии детского рисунка выделяют следующие стадии: 1) элементарные графические проявления — «к а р а к у л и»; 2) элементарные рисунки с содержанием по типу «г о л о в а н о г и»; 3) «схематические изображения»; 4) рисунки по наблюдению. Установлено, что начало формирования изобразительной деятельности, прохождение указанных стадий ее развития отмечаются у разных детей в разные сроки. Эти обстоятельства обусловлены рядом причин, среди которых прежде всего следует назвать: — возрастные особенности психического развития ребенка; — состояние его здоровья; — имеющиеся у ребенка задатки способностей к изобразительной деятельности и связанный с этим обстоятельством повышенный интерес к этой деятельности (или сниженный интерес — при их слабой выраженности); — благоприятные для развития этой деятельности внешние условия (эстетическая окружающая ребенка обстановка: предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства в доме, например картины, гравюры, посуда, декоративные вазы, мебель; рассматривание с ребенком игрушек с выделением отдельных частей и их называнием во время игры с ними; рассматривание с ним картинок в книгах, рисунков; опыт наблюдения ребенка за взрослым, который для него рисует, и пр.). «Каракули» — очень важный этап в развитии детского рисунка. В этот период развития происходит: — освоение графических изобразительно-выразительных средств (линий разной конфигурации, геометрических форм, их сочетаний); — начало формирования анализа изображения и зрительно-двигательных взаимодействий в изобразительной деятельности; — развитие мелкой моторики в плане умения целостно воспринимать изобразительную плоскость, «удерживать поле восприятия» (начало и конец линии), регуляции нажима, ограничения движения руки при проведении линий в разных направлениях; — приобретение начальных умений работы с графическими материалами. Исследователи изобразительной деятельности детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет выделили в начальных графических проявлениях, именуемых «каракулями», несколько ступеней: 1) «элементы маранья» — это линии разной конфигурации (прямые, зигзагообразные, волнистые, спирали, штрихи) и точки. Таких элементов обнаружено 20;
2) «шесть основных форм» — геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, крест и близкие к ним формы; 3) «сочетание форм и линий» — это пересекающиеся линии разной конфигурации, сочетания квадрата и треугольника, круга и треугольника, круга с крестом внутри него, прямоугольника с кругом внутри него и т. д.; 4) «группировка форм» — более сложные множественные сочетания геометрических форм и линий. Вслед за графическими проявлениями, называемыми «каракулями», следует новая стадия развития — «рисунок с содержанием». «Доизобразительный период» (или «каракули», или «элементарные графические проявления») у нормально развивающегося ребенка сменяются рисунком, в котором он делает попытку отразить содержание. Чаще это происходит после трех лет. Становление этого нового периода обусловлено новым шагом в развитии восприятия предметов, формирования представлений и восприятия изображения у ребенка. Начало его может быть связано с ситуацией, когда малыш, рисуя свои каракули, вдруг узнает в них определенный предмет и называет его словом. Узнавание в «каракулях» определенного предмета означает, что у ребенка в его перцептивном опыте появляется в некоторой мере структурированный образ этого предмета, который на основе ассоциации идентифицируется с изображенной простейшей формой или линией. Следует заметить, что самая первая ступень графических проявлений становится возможной у здорового, нормально развивающегося ребенка тогда, когда он в состоянии самостоятельно держать в руке карандаш (или фломастер) и действовать им на бумаге в соответствии с его назначением. Важным показателем именно графической деятельности является также проявляемое малышом внимание к получающимся на листе бумаги следам от карандаша, хотя бы непродолжительное время сосредоточение на процессе и результате своей деятельности. Следует подчеркнуть важность развернутого развития этого этапа изобразительной деятельности, формирование у ребенка графических умений в соответствии со всеми четырьмя ступенями. При этом он овладевает навыками проведения линий разной конфигурации и разных направлений на широком изобразительном поле и затем сосредоточивается на более мелких изобразительных средствах в виде закорючек, штрихов, точек. После этого возникают геометрические формы и их группировки.
Рассматривая особенности развития графических проявлений у детей в возрасте от 3 до 5 лет, следует отметить, что формирование навыков проведения горизонтальных линий представляет для них бόльшую сложность, чем вертикальных; затрудняет соотнесение этих направлений. Это обстоятельство объясняется не только меньшей развитостью соответствующих мышц плеча и предплечья ведущей руки у детей этого возраста, благодаря чему осуществляется изобразительное действие по горизонтали, но и отмечаемой в исследованиях большей простотой движения глаз по вертикали по сравнению с движением по горизонтали. В связи с этой особенностью дети поворачивают лист бумаги на 90̊ и даже на 180̊ во время рисования горизонтальных линий и рисуют их как вертикали. Этой же особенностью объясняется сравнительно большая сложность в изображении угловатых форм по сравнению с округлыми (например, легче рисовать кружочки, овалы и предметы сходной с ними формы, чем квадраты, прямоугольники или близкие к ним формы предметов). Трудность в проведении горизонтальных линий у некоторых детей сохраняется в дошкольном возрасте и остается в школьном, а у некоторых людей и во взрослом состоянии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.006 с.) |